Победа над солнцем краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Алексей Елисеевич Крученых

Победа над Солнцем

Победа над Солнцем

Люди! Те кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель

Созерцавель поведет вас,

Созерцебен есть вождебен,

Сборище мрачных вождей

От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты.

Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Бытавы — кто вы, бывавы — кем вы могли быть. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете. Никогдавли пройдут, как тихое сновидение. Маленькие повелюты властно поведут вас. Здесь будут иногдавли и воображавли.

А с ними сно и зно.

Свироги и песноги утрут слезу.

Воин, купец и пахарь. За вас подумал грезничий песнило и снахарь.

Беседни и двоиры певиры пленят вас.

Силебен заменит хилебен.

1-ые созерцины — тогда-то созерцавель есть преображавель.

Грозноглагольные скоропророчащие идуты потрясут.

Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск, по замыслу мечтахаря, сего небожителя деин и дея деесь.

Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко не брели розно, но достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей.


Среди исполнителей оперы было всего два профессиональных певца, остальные — актеры-любители или студенты. В постановке использовался один-единственный инструмент — расстроенное фортепиано.

Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы. Тут впервые и появился черный квадрат, но пока в качестве декоративного элемента (1-е действие, 5-я сцена). По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.



Эскизы костюмов















Декорации построены так, будто действие происходит внутри куба. Хотя грани не позволяют выйти за его пределы, Малевичу удалось создать ощущение глубины.

В либретто широко применялся заумный язык — литературный прием, в котором частично или полностью отсутствуют естественные конструкции языка. Музыка выбивалась за рамки привычной: ей свойственны хроматика и диссонанс. Оформление сцены и костюмов — карикатурное, качества персонажей гиперболизированы.

Весной 1915 года по просьбе Михаила Матюшина Малевич подготовил эскизы декораций для брошюры о футуристической опере. 8 июня 1915 года, работая над этюдами, художника осенило: он закрашивает абстрактные фигуры и накладывает поверх черный квадрат. Позже, в своем письме Матюшину, Казимир Северинович называет черный квадрат первоосновой всего, зародышем всех возможностей.


Последующие постановки

В 1997 году свою трактовку предложил Российский академический молодежный театр (РАМТ). Музыку к новой постановке создал Стефан Андрусенко, а костюмы и оформление обновили Настя Кислицина и Анна Колейчук.

Спектакль неоднократно ставили за рубежом: в 1993 году в Вене, в 1999-м и 2009-м — в Лондоне. В последнем случае критики отметили, что музыка уже не шокирует современную публику: зрители восприняли ее как необычный саундтрек, но не были шокированы, как в 20-х годах.

Алексей Крученых - Победа над Солнцем

Алексей Крученых - Победа над Солнцем краткое содержание

Текст дан в современной орфографии.

Победа над Солнцем - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Алексей Елисеевич Крученых

Победа над Солнцем

Победа над Солнцем

Люди! Те кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель

Созерцавель поведет вас,

Созерцебен есть вождебен,

Сборище мрачных вождей

От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты.

Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Бытавы — кто вы, бывавы — кем вы могли быть. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете. Никогдавли пройдут, как тихое сновидение. Маленькие повелюты властно поведут вас. Здесь будут иногдавли и воображавли.

А с ними сно и зно.

Свироги и песноги утрут слезу.

Воин, купец и пахарь. За вас подумал грезничий песнило и снахарь.

Беседни и двоиры певиры пленят вас.

Силебен заменит хилебен.

1-ые созерцины — тогда-то созерцавель есть преображавель.

Грозноглагольные скоропророчащие идуты потрясут.

Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск, по замыслу мечтахаря, сего небожителя деин и дея деесь.

Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко не брели розно, но достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей.

Футуристическая опера, поставленная художественным объединением "Союз художников" на сцене петербургского "Луна-парка" 3 и 5 декабря 1915 года. Опера стала одной из первых театральных акций футуризма. Авторы: А.Е. Крученых (текст) и М.В. Матюшин (музыка). Пролог к опере написал В.В. Хлебников, первым оформителем стал К.С. Малевич.

Впервые идея создания "заумной оперы" была высказана на так называемом "Первом всероссийском съезде футуристов" в 1913 году, участниками которого были только Матюшин, Крученых и Малевич. На съезде был выработан манифест русского футуризма, одной из целей которого провозглашалось: "Устремиться на оплот художественной чахлости - на русский театр и решительно преобразить его!". Футуристический театр должен был бороться с логикой обывательского "беззубого здравого смысла" и противопоставлять ему свой алогизм в слове, изображении и музыке. В рекламных афишах к опере публике объяснялось предназначение столь необычной оперы: "Футуристы хотят освободиться от упорядоченности мира, от . связей, мыслимых в нем. Мир они хотят превратить в хаос, установленные ценности разбивать на куски и из этих кусков творить новые ценности. открывая новые неожиданные и невидимые связи". Футуристы избрали театр объектом своих преобразований, поскольку он представлял собой наиболее синтетическое и динамичное искусство, одновременно охватывающее музыку, поэзию и изобразительность.

Большое влияние на создание "Победы над Солнцем" оказал А.Е. Крученых с его концепцией "заумного языка". Алогичные сюжет и слог дополнялись музыкой, построенной на диссонансах и исполняемой на расстроенном рояле. К музыке примешивались "звуковые эффекты": грохот пушек, шум работающего мотора и т.д. Собственно сюжет оперы был построен на противопоставлении новых людей - "будетлян" и старого порядка, символом которого и являлось Солнце, "победа техники над космическими силами и биологизмом", по словам Крученых. Будетлянские силачи разрушали все нормы здравого смысла, захватив в плен само Солнце. Другими действующими лицами оперы были: Путешественник по всем векам, Некто злонамеренный, Нерон и Калигула в одном лице, Разговорщик по телефону, Несущий Солнце, Многие и один, Пёстрый глаз, Новые, Авиатор и т.д.

Спектакль состоял из 2-х действий, или "деймов", как называл их Крученых. Актеры, за исключением исполнителей двух главных партий, были набраны из числа студентов-любителей, сам Крученых зачитывал пролог и играл Чтеца и Неприятеля. Если в первом дейме сюжет прослеживался (пленение Солнца), то второй дейм представлял собой футуристическое действо, лишенное традиционной драматургии - в нем описывался новый мир, "вывернутый наизнанку". Пленение Солнца освободило людей от тяжести всемирного тяготения и изменило восприятие окружающего мира: в этой реальности можно было воспринимать действительность одновременно с нескольких точек зрения (отсюда изображения людей, "бегущих вниз котелками"). Финалом оперы была катастрофа, сплошной шум и окончательное падение "старого мира". Вывернутым на изнанку Солнцем стал "черный квадрат". Затмение, таким образом, не воспринималось футуристами как нечто страшное, а преподносилось в качестве нового начала.

Непривычное зрелище шокировало зрителей спектакля: занавес не открывался, а разрывался огромными силачами-будетлянами, костюмы актеров представляли собой картонные геометрические фигуры с масками, напоминающими противогазы. Новый театр выдвигал на первое место не автора пьесы, с ее сюжетом и драматургией, а художника, визуально воздействовавшего на зрителя. В этих условиях сценография оперы играла особенно важную роль. Декорации и костюмы, выполненные Малевичем, во многом предвосхитили дальнейшее развитие изобразительного искусства: именно в процессе работы над этой оперой был создан краеугольный камень супрематизма - "Черный квадрат". Сам термин "супрематизм" и его теоретическое обоснование появились лишь в 1915 году.

Малевич создал 12 огромных декораций, изображавших сложные машины, всего за 4 дня. По воспоминаниям Крученых, "декорации Малевича состояли из больших плоскостей: треугольники, круги, части машин". Сценография была построена так, будто действие происходило внутри куба. Также Малевич занимался световым оформлением сцены. Его находки в этой области придавали спектаклю особенную выразительность. Прожекторы выхватывали из темноты то один, то другой предмет, изображенный на декорациях, и свет становился началом, творившим форму. Лучи отсекали все, что выходило за рамки определенных геометрических фигур, словно погружая их в небытие.

Постановка "Победы над Солнцем" сопровождалась скандалом, публика с трудом воспринимала столь авангардное действо на театральной сцене. Однако билеты были проданы мгновенно и по высоким ценам. Автор музыки Матюшин вспоминал о премьере так: "В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял „страшный скандал“. Зрители резко делились на сочувствующих и негодующих. Наши меценаты были страшно смущены скандалом и сами из директорской ложи показывали знаки негодования и свистели вместе с негодующими".

В 1920 году в Витебске под руководством Малевича группа УНОВИС, состоящая из его учеников, осуществила вторую постановку оперы. Оформителем была художница Вера Ермолаева. Сценография и костюмы постановки несли в себе черты кубофутуризма, идущие от 1913 года, но включали в себя и ряд супрематических элементов. В 1920-е годы еще один член УНОВИСа - художник Эль Лисицкий также планировал собственную постановку оперы, которой не суждено было осуществиться. По его задумке, вместо актеров на сцене должны были выступать "фигурины" - персонажи электромеханического спектакля. Литографические эскизы "фигурин" и декораций оперы были выпущены им в 1923 году отдельным изданием.

Следующая постановка оперы была предпринята только в 1980-х годах. Современные театральные художники и режиссеры часто возвращаются к "Победе над Солнцем" как к одному из ключевых явлений русского авангарда.

В начале декабря 1913 года в Петербурге в луна-парке на Офицерской улице прошло несколько представлений футуристического театра, о необходимости которого все время говорили будетляне из "Союза молодежи". 2-го и 4-го играли трагедию "Владимир Маяковский" в декорациях Павла Филонова и Иосифа Школьника. В зале посвистели, пошикали, но обошлось без особых неприятностей. По воспоминаниям коллег-футуристов, Маяковский в роли самого себя был очень трогателен. 3-го и 5-го давали футуристическую оперу "Победа над Солнцем". Музыкальная часть — Михаил Матюшин, либретто — Алексей Крученых с прологом Велимира Хлебникова, декорации и костюмы — Казимир Малевич. То есть музыка — диссонансы, слово — заумь, образ — протосупрематизм. Тут, напротив, все закончилось грандиозным скандалом. На то и было рассчитано. Крученых не без удовольствия хвастал, как по окончании действа публика стала требовать автора на сцену — и хотя находчивый администратор уверял зрителей, что автора увезли в сумасшедший дом, либреттист-заумник все же вылез из-за кулис и раскланялся. Два десятилетия спустя Бенедикт Лившиц в "Полутораглазом стрельце" напишет, что скандальные спектакли на Офицерской "подняли на небывалую высоту интерес широкой публики к футуризму".

Казимир Малевич. Эскиз к опере "Победа над Солнцем", 1913 год

Казимир Малевич. Эскиз к опере "Победа над Солнцем", 1913 год

Казимир Малевич. "Черный квадрат", 1915 год

Казимир Малевич. "Черный квадрат", 1915 год

Казимир Малевич. Эскиз к опере "Победа над Солнцем", 1913 год

Казимир Малевич. "Черный квадрат", 1915 год

Ему же принадлежат, возможно, самые точные зрительские мемуары о постановке, главным героем которой, по его свидетельству, стала не музыка и не слово, а вырвавшаяся в трехмерное пространство живопись: "Из первозданной ночи щупальцы прожекторов выхватывали по частям то один, то другой предмет и, насыщая его цветом, сообщали ему жизнь. Новизна и своеобразие приема Малевича заключались прежде всего в использовании света как начала, творящего форму, узаконяющего бытие вещи в пространстве. В пределах сценической коробки впервые рождалась живописная стереометрия, устанавливалась строгая система объемов, сводившая до минимума элементы случайности, навязываемой ей извне движениями человеческих фигур. Самые эти фигуры кромсались лезвиями фаров, попеременно лишались рук, ног, головы, ибо для Малевича они были лишь геометрическими телами, подлежавшими не только разложению на составные части, но и совершенному растворению в живописном пространстве". Обычно жесткий и пристрастный критик, Лившиц оценивает роль Малевича восторженно: "Единственной реальностью была абстрактная форма, поглощавшая в себе без остатка всю люциферическую суету мира. Вместо квадрата, вместо круга, к которым Малевич уже тогда пытался свести свою живопись, он получил возможность оперировать их объемными коррелятами, кубом и шаром, и, дорвавшись до них, с беспощадностью Савонаролы принялся истреблять все, что ложилось мимо намеченных им осей. Это была живописная заумь, предварявшая иступленную беспредметность супрематизма. ".


Казимир Малевич, около 1900 года

Свидетельство Лившица, что Малевич "уже тогда пытался свести свою живопись к квадрату", очень важно. Потому что, кроме самого Малевича, подтвердить, что "Черный квадрат" родился именно в 1913-м, никто не может. Картина "Черный квадрат" — та, самая первая, черный квадрат на белом фоне, холст, масло, 79,5 х 79,5 см, что хранится теперь в Третьяковской галерее,— была написана лишь в 1915-м для "Последней футуристической выставки картин "0,10"", открывшейся 19 декабря 1915 года в Петрограде — в помещении Художественного бюро Н.Е. Добычиной, в доме Адамини на Марсовом поле. Вернее, на выставке "0,10" она еще называлась не квадратом, а четырехугольником, но уже была повешена в "красном углу" — как икона, как главное из 39 супрематических произведений, представленных тогда Малевичем. "Черный квадрат" появился и на обложке вышедшей в следующем году брошюры "От кубизма и футуризма к супрематизму" — евангелия, где поэтически сбивчиво растолковывались принципы нового учения и провозглашалось рождение "квадрата живого, царственного младенца": ". Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, то есть к Супрематизму, к новому живописному реализму. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. В искусстве Супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры". Помимо первого, известны три авторских повторения "Черного квадрата", сделанные в 1920-х — начале 1930-х: одно для Венецианской биеннале, другое — взамен покрывшегося кракелюром первого, третьяковского, третье — еще по какой-то неизвестной надобности. Эти повторения хранятся в Русском музее, Третьяковке и Эрмитаже соответственно. Рисунков Малевича с черными квадратами довольно много, но все они — после 1915-го. Тем не менее родитель супрематизма упорно настаивал на том, что "Черный квадрат" появился на свет в 1913-м в связи с "Победой над Солнцем".

Страсть Малевича подчищать творческую автобиографию, передатируя свои работы, хорошо известна. Легко заподозрить его в небольшой фальсификации, подтасовке, допущенной, дабы утвердить первенство в открытии чистой абстракции, в сторону которой двигались тогда многие,— как писала Варвара Степанова, "квадрат логически висел в воздухе". Никаких эскизов к "Победе над Солнцем" с черным квадратом не сохранилось, хоть Малевич и утверждал, что таковой был. Лишь на одном рисунке мы видим разрезанный надвое диагональю квадрат, половина которого черная, половина — белая. Вероятно, он имеет отношение к кульминационному моменту оперы — к пятой картине второго акта, где Черный квадрат, рассекая по диагонали сцену, затмевал собою Солнце. Но даже если образа, зафиксированного на бумаге, в 1913-м и не было, идея уже была.


Обложка либретто оперы "Победа над Солнцем", 1913 год

Все, что потом будет "вчитано" в "Черный квадрат" в соответствии или в противоречии с замыслами Малевича,— конец мимесиса и начало абстракции, переход от картины-изображения к картине-предмету как "живой форме", абсолютный "нуль форм" как отрицание всего, что было ранее, и бесконечность новых возможностей, альфа и омега супрематического языка, эмблема и декларация авангарда, смерть классического искусства и выход в иное художественное измерение, икона религии всечеловечества — вряд ли содержалось в том гипотетическом "оперном" квадрате. Сам Малевич в письме Матюшину летом 1915-го признавал, что многое в "Победе над Солнцем" было сделано бессознательно. Однако вполне осознанно и тогда, и позже настаивал на дате "1913-й". Рискнем предположить, не только для того, чтоб утереть нос тогдашним и будущим конкурентам, Владимиру Татлину или Александру Родченко. Солнце у Крученых символизировало отжившую логику отжившей культуры, Просвещение, свет Разума, окрасивший золотом переплеты бесконечных энциклопедий, рационализм, которому будетляне противопоставляли заумь, проваливаясь в алогичную вселенную неведомых измерений сквозь черную квадратную дыру. Летом 1915-го, когда уже год как шла война, супрематическим крестом зачеркнувшая старый мир, так важно было знать, что пророческая квадратная точка в его конце поставлена именно в предвоенном 1913-м.

Читайте также: