Эксперименты по ботанике в школе

Обновлено: 05.07.2024

Модель растительной клетки изготавливается в виде целлофанового мешочка, размером около 5 см.

Материалы для модели:

  1. Целлофан (синтетическая пленка, проницаемая для воды, например – упаковка для сосисок или цветов) – для моделирования оболочки растительной клетки. Целлофан предварительно смачивается водой и обсушивается при помощи газетной или промокательной бумаги.
  2. Стеклянная трубочка (пипетка). Пленка прикрепляется к трубочке с помощью колечка (его можно сделать из резиновой части пипетки). Важно соблюсти герметичность соединения мешочка и трубки.

Для опытов также понадобятся:

  1. сироп, приготовленный из 2 частей сахарного песка и 1 части горячей воды; для большей наглядности опытов в сахарный сироп добавляют 1–2 капли туши или чернил;
  2. крахмальный клейстер, который готовится так: развести 1 чайную ложку крахмала в небольшом количестве холодной воды и затем постепенно влить ее в 1/3 стакана кипящей воды, все время помешивая ложкой;
  3. смесь сахарного песка и крахмала в пропорции 10 : 1.

Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку

Оборудование: модель растительной клетки (целлофановый мешочек с трубкой), заполненный смесью сахарного песка и крахмала или крахмальным клейстером; банка с водой; линейка; чернила или тушь; пластилин; проволока для крепления мешочка к банке; иголка; раствор йода; пипетка.

Вариант А . Мешочек, заполненный смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1, поместить на дно банки с небольшим количеством воды, подкрашенной 1–2 каплями чернил или туши (уровень воды не должен быть выше места крепления мешочка к трубке). Используя пластилин и проволоку, закрепить трубку на горлышке банки (см. рисунок). Содержимое банки оставить на 1–2 ч.

Вариант Б . Мешочек с пробкой и вставленной в нее трубкой наполнить крахмальным клейстером. Используя пластилин и проволоку, закрепить мешочек на горлышке банки (см. рисунок). В банку по стенке медленно налить воду – столько, чтобы ее уровень был не выше места крепления мешочка к трубке. Для наглядности опыта воду можно подкрасить 10–20 каплями раствора йода. Содержимое банки оставить на 1–2 ч.


Результаты опыта. В ходе опыта подкрашенная вода будет подниматься по трубке. Отметьте фломастером на трубке уровень подъема воды. Крахмальный клейстер в мешочке постепенно окрашивается в темно-фиолетовый цвет.

Для того чтобы убедиться, проникает ли вода в мешочек, достаньте мешочек из банки и проткните его иголкой. Если опыт получился, вы опытным путем доказали, что вода проникает сквозь оболочку клетки-модели.

Ответьте на вопрос. Какое значение для клетки имеет проницаемость ее оболочки для воды и непроницаемость для других веществ (избирательная проницаемость)?

Поступление веществ из воздуха в клетку

Оборудование: модель растительной клетки – целлофановый мешочек без трубки и пробки; банка с водой; смесь сахарного песка и крахмала; нитка и проволока для прикрепления мешочка; раствор йода; пипетка.


Постановка опыта. Мешочек заполнить смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10 : 1, крепко завязать толстой ниткой и поместить в банку с кипяченой водой. Через 1–2 ч, когда мешочек набухнет, подвесить его над водой, в которую добавить 15–20 капель раствора йода. Рядом надо повесить второй такой же мешочек, но заполненный чистой водой.

Результаты опыта. Спустя 20–25 мин содержимое первого мешочка окрасится в темно-фиолетовый цвет.

Ответьте на следующие вопросы. Какие вещества могут поступать в клетку из воздуха? Как можно доказать это на опыте? Для чего в воду добавляют раствор йода? Для чего один мешочек наполняют смесью сахара и крахмала, а другой – чистой водой? Работа клеток каких органов растения моделируется в данном опыте?

Поступление растворенных в воде веществ из почвы в клетку


Оборудование: модель клетки – целлофановый мешочек, заполненный смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1; банка с кипяченой водой; банка, заполненная промытым речным песком; раствор йода.

Постановка опыта. Мешочек со смесью сахарного песка и крахмала поместите на 1–2 ч для набухания в банку с кипяченой водой. Затем выньте его и положите в банку с песком, смоченным раствором йода в воде. Песок должен полностью покрывать набухший мешочек.

Результаты опыта. Спустя 15–20 мин выньте мешочек из песка и промойте его в чистой воде. Содержимое мешочка окрасилось в темно-фиолетовый цвет.

Ответьте на следующие вопросы. Какие вещества могут поступать в клетку из почвы? Как можно обнаружить поступление этих веществ в опыте? Работа клеток каких органов растения моделируется в данном опыте?

Рост корня в длину

Объекты и оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной около 2 см; небольшая баночка (из-под майонеза, сока и т.п.); кусок картона; плотная ткань или промокательная бумага; полиэтиленовая пленка или крышка для банки; черная тушь, предварительно налитая в крышечку и слегка загустевшая в результате частичного высыхания; линейка; заостренная спичка; канцелярские булавки.

Постановка опыта. Для опыта надо приготовить влажную камеру. На дно банки налить воду слоем 0,5–1 см, установить картонную стенку, лучше всего двухслойную. Высота стенки должна быть чуть ниже банки, ширина – по диаметру отверстия банки.

Опыт по ботанике - рост корня в длину

Нижний край картонки надо вырезать в форме выпуклого дна банки. На обе стороны картонной стенки наложить промокательную бумагу или плотную ткань. По ней будет подниматься вода со дна банки. Для опыта надо отобрать 2–3 проросших семени с более или менее прямыми корнями, без признаков повреждения и начала образования боковых корней. Тонко заточенной спичкой по всей длине корня нанести (по одной стороне) метки тушью в виде небольших, но хорошо заметных точек или коротких черточек на расстоянии 1,5–2 мм одна от другой. Семя при этом держите за семядоли, прикосновение к корню концом спички должно быть очень легким, особенно у его кончика. Начинать разметку лучше с основания корня. Затем семена с размеченными корнями прикрепите к картонной стенке с помощью булавок (на картон прикалываются булавками обе семядоли) так, чтобы корни касались влажного картона на высоте 3–4 см над водой.

Банку закрыть крышкой или полиэтиленовой пленкой и поставить в светлое и теплое место. Чтобы стенки банки не запотевали, можно протереть их ватным тампоном, пропитанным смесью глицерина с водой в пропорции 1:1.

Результаты опыта. Через 2 дня убедитесь, что метки заметно раздвинулись только у кончика корня.

Ответьте на следующие вопросы. Почему метки надо наносить по всему корню, а не на какую-то его часть? Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими?

Влияние на рост корня удаление его кончика

Объекты и оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной 2–3 см; влажная камера, сделанная из банки так же, как в предыдущем опыте; канцелярские булавки; лезвие бритвы; линейка.

Постановка опыта. Для опыта отберите 2 проросших семени с одинаковыми по размеру и форме корнями без признаков повреждения. У одного семени бритвой отрежьте кончик корня размером 0,5 см. Измерьте длину корня у опытного (с обрезкой) и контрольного (целого) семени и запишите результаты. Семена поместите во влажную камеру, прикрепив их булавками за семядоли, как в предыдущем опыте. Закройте камеру крышкой или пленкой и поставьте в теплое место.

Результаты опыта. Через 4–5 дней измерьте линейкой длину главного и боковых корней у опытного и контрольного семени и убедитесь, что у опытного семени длина боковых корней больше.

Ответьте на следующие вопросы. Почему длина и количество боковых корней у опытного семени больше? С какой целью удаляют кончик корня (это называется пикировкой) при выращивании культурных растений?

Влияние доступа воздуха на развитие корней

Объекты и оборудование: срезанные побеги традесканции, пеларгонии или колеуса длиной 15–20 см; две небольшие стеклянные банки с картонными крышечками, в которых есть отверстия для побегов; растительное масло (подсолнечное, кукурузное или любое другое).

Постановка опыта. Обе стеклянные банки на 2/3 наполнить прокипяченой и охлажденной до комнатной температуры водой. Побеги растений с обрезанными нижними листьями пропустить через отверстие в картоне и поставить в воду. В одну из банок, не вынимая растения, надо налить немного растительного масла.

Результаты опыта. Через 7–8 дней вы увидите, что в банке без масла на нижней части побега образовались придаточные корни, а в банке с маслом этого не произошло.

Ответьте на следующие вопросы. С чем это связано? Почему в опыте необходимы прокипяченая вода и масло?


Поступление воды в корень

Объекты и оборудование: морковь – свежая и выдержанная на морозе; две стеклянные трубки длиной 50–70 см и диаметром 5 мм с резиновыми или корковыми пробками; густой сахарный сироп (100 г сахара на 50 мл воды); сверло, соответствующее диаметру пробок; стеклянная банка емкостью 0,5–1 л; алюминиевая фольга.

Постановка опыта. В свежей моркови, концы которой немного обрезаны, вырезать в верхней ее части сверлом углубление в 3–4 см так, чтобы в него входила пробка со стеклянной трубкой. Опустить корнеплод на 20–25 мин в теплую воду. Затем, предварительно обсушив его тканью или промокательной бумагой, заполнить углубление приготовленным сахарным сиропом. В верхнюю часть углубления вставить стеклянную трубку с пробкой на конце так, чтобы часть сиропа вошла в трубку. Все это поместить в банку, заполненную водой. Трубку закрепить вертикально на горлышке банки с помощью алюминиевой фольги (см. рисунок). Уровень жидкости в трубке отметьте фломастером или тушью. То же самое проделать с морковью, выдержанной на морозе (в теплое время года используйте для этого морозильную камеру холодильника).

Результаты опыта. В течение нескольких часов наблюдайте поднятие уровня жидкости в трубке, вставленной в свежий корнеплод. В промороженной моркови такого происходить не будет.

Ответьте на следующие вопросы. Почему жидкocть пoднимaeтcя в одном случае и не поднимается в другом? Какая сила обеспечивает этот процесс?

Опыт по ботанике - поступление воды в корень

Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ

Объекты и оборудование: проростки фасоли, в фазе первого настоящего листа; банки или бумажные пакетики из-под сока, заполненные промытым песком; пипетка; три раствора питательных солей, содержащих калий, азот и фосфор.

Первые два раствора готовятся в небольших банках в 50 мл кипяченой воды. В одной банке растворяют 2 г нитрата натрия, в другой – 0,5 г хлорида калия. В третьей банке в 80 мл горячей воды растворяют 10 г суперфосфата, прозрачный раствор сливают и смешивают с 1/2 стакана кипяченой воды. На банки наклеивают этикетки: “Азот”, “Калий”, “Фосфор”.

Постановка опыта. В банки или пакеты с промытым и увлажненным песком высадить по 2–3 проростка фасоли. Через неделю оставить в каждой банке по одному, лучшему растению. В тот же день надо внести в песок приготовленные заранее растворы минеральных солей: в одну банку – 2 полных пипетки раствора азотной, 5 – калийной и 10 – фосфорной солей (наклейте на эту банку с растением этикетку “Больше солей”); во вторую банку добавить 3–4 капли азотной соли, 1/2 пипетки раствора калийной и 1–2 пипетки раствора фосфорной соли (наклейте этикетку “Меньше солей”); в третью банку растворов солей не вносите (этикетка – “Нет солей”). После внесения растворов солей полейте песок во всех банках одинаково – до полного смачивания. В ходе опыта поддерживайте нормальную влажность песка.

Результаты опыта. Когда на растениях появится 6–7-й лист (примерно через месяц), отметьте разницу между растениями, выросшими в разных банках, по толщине и высоте стебля, величине листьев и т.п. Объясните результаты опыта.


Объекты и оборудование: луковица с корнями, выращенная в банке с водой; небольшая банка; пластилин; лучинки – тонкие деревянные палочки, лучше сосновые.

Опыт по ботанике - дыхание корней

Постановка опыта. В две небольшие банки с диаметром горлышка чуть меньше диаметра луковицы налить по 1–2 мл воды. Луковицу с корнями плотно прилепите к горлышку одной из банок с помощью пластилина. Другую банку – контрольную – закройте крышкой. Корни луковицы распределите равномерно по дну, встряхнув банку. Обе банки поставьте на 2 дня в слабо освещенное место при комнатной температуре.

Результаты опыта. Зажгите лучинку и спокойно, не торопясь, опустите в банку, в которой были корни луковицы. При этом старайтесь как можно меньше нагревать банку рукой, чтобы из нее не вышел воздух. Лучинка гаснет (рис. 10). То же самое проделайте с контрольной банкой, где не было корней, — лучинка продолжает гореть. Не дожидаясь, пока в контрольном опыте лучинка погаснет из-за того, что кончился кислород, ее надо быстро и аккуратно вынуть.

Ответьте на следующие вопросы. Для чего опускают зажженную лучинку в опытный и контрольный сосуды? Почему лучинка гаснет в сосуде, где находились корни? Зачем необходим контрольный сосуд в опыте?

Объекты и оборудование: хорошо просушенная почва; лист белой бумаги; пластмассовая бутылка с пробкой, разрезанная поперек пополам; стакан; фильтровальная или промокательная бумага; воронка (можно заменить отрезанным от другой пластмассовой бутылки горлышком); жестяные крышки.

Постановка опыта. Просушенную почву рассыпьте на листе бумаги. Найдите в ней кусочки корней, стеблей и листьев, а также темные кусочки разложившихся растений и животных. Все это называют перегноем. Если такую почву прокалить в пламени на жестяной крышке, то почва станет заметно светлее, так как темный цвет ей придает перегной. Возьмите щепотку почвы на ладонь и разровняйте ее пальцем. Частички почвы с блестящими гранями – это песок. Более мелкие частицы – это глина. Отрезанную верхнюю часть бутылки с пробкой установите вертикально (в качестве подставки используйте нижнюю часть бутылки) и насыпьте в нее почву на 1/3 ее высоты (см. рисунок). Добавьте воды до 3/4 объема и хорошенько перемешайте палочкой. При этом выделяются пузырьки – это воздух, который находился в почве.

Спустя несколько минут в голышке бутылки осядут различные по величине частицы песка, а сверху из помутневшей воды будут постепенно оседать частички глины. Не взмучивая осадок, вычерпайте немного мутной воды в стакан. Из промокательной бумаги или плотной ткани сделайте фильтр (см. рисунок), положите его в воронку (можно использовать отрезанное от другой бутылки горлышко без пробки) и профильтруйте содержимое стакана на жестяную крышку или в фарфоровую чашку. Выпарив над пламенем воду, вы увидите белый осадок, желтоватый по краям, – это растворимые в воде минеральные соли, находившиеся в почве.

Результаты опыта позволяют сделать выводы о составе почвы.

Ответьте на следующие вопросы. Какое значение имеют содержащиеся в почве органические и неорганические вещества? Что такое плодородие почвы и от чего оно зависит?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занимательные опыты по физиологии растений

педагог дополнительного образования

Погонышева Ольга Викторовна

В наш век развивающихся технологий , такая форма работы как опытническая должна являться приоритетной.

В дополнительном образовании нет жёстких рамок выбора содержания, тематики и проблематики проектов и исследований. Единственное, что необходимо учитывать, это возрастные категории групп участников.

Опытническая работа направлена на разрешение многочисленных вопросов, на которые трудно найти ответ, на загадочный мир растений.

Наиболее увлекающимся детям можно предложить проведение небольшого биологического исследования или предложить провести опыт.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально-организованных условиях.

Всякий опыт - это активный процесс системы действий, при которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Основой каждого опыта является деятельность детей.

Наблюдения и опыты могут выполняться в процессе как индивидуальной, так и кружковой работы. В процессе проведения опытов дети учатся:

-видеть и выделять проблему,

-анализировать явление или объект,

-выделять признаки и связи,

-фиксировать этапы действий,

Предлагаемые опыты и наблюдения являются доступными для выполнения и позволяют учащимся познакомиться с наиболее интересными процессами жизнедеятельности растений.

Пигменты растений

Нас окружает богатая палитра цветов леса, луга, парка. Разнообразие красок меняется в зависимости от времени года, фазы онтогенеза, состояния погоды.

Окрашенные вещества растений - пигменты - не просто обуславливают окраску, но и участвуют в жизнедеятельности растительного организма.

В растительных клетках чаще всего встречаются зелёные пигменты хлорофиллы, жёлто-оранжевые каротиноиды, красные и синие - антоцианы, жёлтые - флавоны и флавонолы и желтые и оранжевые - халконы и ауроны.

Но, даже, если орган не содержит никакого пигмента, он всё равно имеет свой цвет - белый.

Опыт "Чем обусловлен белый цвет лепестков ромашки, белой лилии и яблони?"

Цель: Убедиться в том, что белый цвет лепестков ромашки, белой лилии, яблони обусловлен не наличием красящего вещества, а наличием развитой системы межклетников .

Оборудование: Шприц, ёмкость для воды, лепестки ромашки, яблони, лилии.

1. Лепесток осторожно сожмите пальцами. Воздух из межклетников выходит, лепесток становится бесцветным и прозрачным как лёд.

2. Погрузите лепестки в воду. Через несколько часов, когда вода проникнет в межклетники, лепестки станут бесцветными.

3. Лепестки поместите в шприц и заполните его водой. Установите шприц наконечником вверх (без иглы), задвиньте поршень, чтобы вытеснить воздух. После этого закройте пальцем отверстие наконечника и отведите поршень вниз. В результате создавшегося вакуума из воды и лепестков начнутся выделяться пузырьки воздуха. Через 1-2 минуты вода поступит в межклетники и лепестки станут прозрачными.

Опыт "Чем определяется цвет антоцианов ?"

Цель : Убедиться в том, что цвет антоцианов определяется не только кислотностью клеточного сока, но и способностью образовывать сложные комплексные соединения с металлами.

Оборудование: Живые экземпляры цветков гортензии и узумбарской фиалки .

Реактивы: раствор сульфата железа, раствор перманганата калия.

Очень широко распространены красные, синие, фиолетовые пигменты, которые объединены в общую группу антоцианов (от греческого "антос"-цветок, "цианос"- голубой).

Цвет антоцианов определяется не только кислотностью клеточного сока, но и способностью образовывать сложные комплексные соединения с металлами: одновалентные катионы усиливают красную окраску, двухвалентные - синюю.

Убедиться в этом можно на опыте с узумбарской фиалкой, гортензией, подобрав растения с цветками разной окраски.

Опыт лучше проводить, когда соцветие ещё не сформировалось.

Растения с розовыми цветками 1-2 раза в неделю необходимо поливать раствором сульфата железа или сульфата алюминия, что вызовет изменение окраски лепестков венчика с розовой на голубую. Поливая растения с голубыми или синими цветками раствором перманганата калия, можно наблюдать изменение окраски на розовую.

Опыт «Какие пигменты принимают участие в формировании окраски листа?"

Цель: Убедиться в том, что в формировании окраски листа принимают участие не только хлорофиллы, но и другие пигменты .

Оборудование: ступка, пробирка, фильтровальная бумага, мел.

Реактивы: раствор этилового спирта.

Для листьев различного возраста, различных видов растений характерно многообразие оттенков зелёного цвета. Это можно объяснить тем, что в формировании окраски листа принимают участие не только хлорофиллы, но и другие пигменты: каротиноиды, антоцианы. В этом легко убедиться, проделав следующий опыт.

Свежие листья комнатных растений нужно измельчить, добавить 5-10 мл этилового спирта, на кончике ножа мел для нейтрализации кислот клеточного сока и растереть в фарфоровой ступке до получения однородной зелёной массы.

Добавим ещё этилового спирта и продолжим растирать, пока спирт не окрасится в интенсивно-зелёный цвет.

Полученную вытяжку отфильтруем в сухую пробирку. Полоску фильтровальной бумаги шириной 1см и длиной 20 см погрузим одним концом в пробирку с вытяжкой.

Через несколько минут образуются цветные концентрические круги: в центре - зелёный (хлорофилл), снаружи - жёлтый (каротиноид). Разделение пигментов обусловлено их различной адсорбционной способностью на фильтровальной бумаге.

Рост и развитие растений

Рост и развитие растений не является непрерывным процессом. У большинства растений время от времени наступают периоды резкого замедления или даже почти полной приостановки ростовых процессов, периоды покоя.

В покоящееся состояние может вступать как растительный организм в целом, так и отдельные его части (семена, клубни, корни).

Различают покой вынужденный и глубокий. Вынужденный покой необходим для определённых физиолого-биохимических изменений, подготавливающих последующий рост. Одной из важнейших особенностей, характеризующих состояние глубокого покоя, является изменение соотношения гормональных веществ в сторону увеличения, ингибиторов роста и уменьшения стимуляторов, в частности ауксинов.

Ускорить выход растений из состояния глубокого покоя можно различными способами.

Опыт "Ускорение выхода растений из состояния глубокого покоя"

Цель : Ускорение выхода растений из состояния глубокого покоя.

Оборудование : 2-3 ветки вишни, сосуд с водой.

Осенью необходимо срезать несколько вишнёвых веток, опустить их на 12 часов в тёплую воду с температурой 30-35. Затем поставить побеги в сосуд с водой в тёплом и светлом помещении. Обработанные в тёплой воде растения расцветут через 2-3 недели. Для контроля используйте побеги, не прошедшие тепловую обработку.

Стимулирующее действие тёплых ванн на выход из состояния глубокого покоя во многом обусловлено вымыванием из почек ингибиторов роста.

Темпы роста и развития растений зависят от содержания фитогормонов. Фитогормоны - стимуляторы роста ускоряют ростовые процессы в растении. В этом можно убедиться, проделав опыт.

Опыт "Влияние фитогормонов - стимуляторов на темпы роста растений"

Цель: Убедиться в том, что фитогормоны - стимуляторы ускоряют рост растений.

Оборудование: Семена гороха, песок, стеклянная банка, стеклянная палочка, пинцет, бритва, чашка Петри.

Реактивы : Раствор сахарозы, раствор гетероауксина.

За 4-5 дней до опыта замачивают в воде 20 одинаковых горошин. Чтобы корни получились прямыми, в стеклянную банку насыпают песок, увлажняют его и делают в песке вертикальные каналы стеклянной палочкой или карандашом.

Наклюнувшиеся семена помещают в каналы так, чтобы корешки были обращены вниз. Когда корни достигнут длины 5-8 мм, их используют для опыта.

В качестве фитогормона используют гетероауксин, который выпускают в виде таблеток по 0, 01 раствор. Таблетку растирают, затем добавляют 100мл воды и получают 0, 01 раствор. Взяв 1 мл этого раствора и долив водой до 100мл, получают 0, 001 раствор. Затем в три чашки Петри наливают в первую -10 мл 0, 01 раствора гетероауксина, в третью -10 мл воды.

В каждую чашку добавляют по 1 капле 0.5 раствора сахарозы и на дно пинцетом кладут кружок фильтровальной бумаги. Затем выбирают примерно одинаковые проростки гороха и острой бритвой отрезают кончики корней длиной по 5 мм. В каждую чашку кладут поверх фильтровальной бумаги по 5 отрезков корней, закрывают чашки крышками и ставят в тёмное тёплое место. Через 4 дня корешков во всех чашках измеряют, получают средние данные для каждого варианта опыта, делают вывод о влиянии гетероауксина на рост корня и определяют его оптимальную концентрацию.

Движение растений

Растения способны осуществлять целый ряд движений под действием света /фототропизм/, силы тяжести /геотропизм/, воды /гидротропизм/.

Главный стебель большинства растений обладает отрицательным геотропизмом он растёт в строну, противоположную действию силы земного тяготения. Главный корень, напротив обладает положительным геотропизмом. Наглядно убедиться в этом можно с помощью следующих опытов.

Для опытов используют легко размножаемое растение колеус или "декоративную крапивку".

Опыт "Движение растений "

Цель: Убедиться в том, что главный корень большинства растений обладает отрицательным геотропизмом, а главный стебель обладает положительным геотропимом.

Оборудование : живой экземпляр растения колеус, сосуд с почвой, проростки гороха, булавки, корковые пробки, тарелка, банка.

В сосуде с почвой выращивают молодое растение колеуса. Затем сосуд кладут на бок, приводя, таким образом, в горизонтальное положение. Уже через час или два можно обнаружить заметный изгиб стебля вверх. Через 30 дней вся олиственная часть стебля принимает вертикальное положение, а значит проявляет отрицательный геотропизм.

Пробки ставят на дно тарелки, закрывают банкой и помещают в тёмное место.

Через 1-2 дня обнаруживают, что корешки изгибаются вниз, по направлению действия силы земного притяжения, проявляя положительный геотропизм.

Опыт "На свету или в темноте?"

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование : Лук, коробка из картона, две ёмкости с землёй.

Выясним с помощью лука, нужен ли свет для жизни растений? Закроем часть лука колпаком из плотного тёмного картона. Посмотрим результат через 7-10 дней /лук стал светлым/. Убираем колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовываем результат /Лук стал зелёным, значит, в нём происходит фотосинтез/.

1.Артамонов В.И. Занимательная физиология растений,.-М.: Агропромиздат, 1991.-335с.

2.Батурицкая И.В, Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с рвстениями.- Минск:1991-2004с.

3.Лебедева Т.С. Сытник К. М. Пигменты растительного мира. - Киев: Науковая думка, 1986.-87с.

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

На самоизоляции не хватает активности, хочется разнообразить день чем-то, кроме чтения книг и решения задач? Для вас мы подготовили инструкции к 5 простым биологическим экспериментам, которые вы можете проделать с детьми в домашних условиях. Текущая ситуация показала, что врачи — самая важная профессия. Быть может, пора мотивировать к ее выбору уже с младших классов?

Извлечение ДНК

Звучит сложно и даже немного пугающе, правда? А ведь извлечение ДНК может быть выполнено с помощью обыкновенной кухонной утвари. Опыт можно провести с помощью слюны или имеющихся в наличии овощей и фруктов, например, клубники или бананов.

ДНК.jpg

Необходимые материалы и аппаратура:

маленький чистый стакан

соль поваренная (1 чайная ложка)

средство для мытья посуды

Общие шаги

1. Поместите немного слюны в небольшой стакан или другую маленькую емкость.

2. Добавьте несколько капель средства для мытья посуды.

3 Добавьте полную ложку ананасового сока в стакан, чтобы избавиться от всех клеточных белков.

4. Затем добавьте щепотку поваренной соли.

5. Тщательно перемешайте.

6. Теперь добавьте спирт и дайте ему осесть над смесью. Вы можете делать это с помощью питьевой трубочки, используя ее как пипетку, чтобы не налить слишком много.

7. Через некоторое время вы получите беловатый материал, похожий на слизь. Это ДНК.

Полученный материал вы можете разглядеть в микроскоп, если у вас таковой имеется.

Выращивание бактерий

Микроорганизмы, включая бактерии и дрожжи, являются наиболее распространенными патогенными микроорганизмами, присутствующими повсюду рядом с нами. Приготовление питательных сред для них можно легко провести у себя дома.

Читайте также: