Изгоев об интеллигентной молодежи краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Для России социология в начале 20 века была новой наукой, если на Западе она уже существовала и институализировалось, и были великие и знаменитые социологи, то для России это было новое явление. Использовать социологические данные для того, чтобы говорить не о какой-то интеллигенции вообще и молодежи вообще, а говорить о конкретной социальной группе, а именно о группе студентов, которые являются только частью интеллигентной молодежи, - это значит с точки зрения социологии очень конкретно - предметно ограничить свой объект изучения. Соответственно, можно на этом пути ожидать неких глубоких обобщений или даже откровений. Если мы внимательно посмотрим на тексты сборника, то обнаружим в этом историческом труде веховцев, с одной стороны, фрагменты, которые носят явно локально - исторический характер и могут быть подвергнуты забвению или интересны только историкам, а, с другой стороны, есть такие теоретические посылы и обобщения, которые вносят фундаментальный вклад в социологию молодежи.

Отсюда возникает такой вопрос и действительно проблема: если семьёй просто называть людей, которые вступили в некоторый союз для продолжения рода, тела человеческого, не принимая во внимание духовную составляющую, то, конечно же, никто не будет отрицать, что сколько-то браков заключается, сколько-то распадается. Статистика нам на протяжении 20 века по всему миру и по России дает пока положительное сальдо, хотя уже наблюдаются и отрицательные тенденции в этом процессе, например стабильный рост разводов по отношению к числу заключенных браков в конце 20 – начале 21 века. Так, если в 1970 году в СССР на 1000 человек населения приходилось 10,1 браков и 3,0 разводов, то в 1992 году в России эти цифры соответственно составили 7,1 и 4,3, а в 2004 это соотношение уже выглядело как 6,8 и 4,4 (4).

Фактически, А.С.Изгоев первый из российских социологов констатирует, что процесс первичной социализации (тогда этот термин был только - только введен и не наполнен содержанием) в России, российской семьей, и в частности интеллигентной семьей не выполняется или выполняется неэффективно. А что такое первичная социализация? Первичная социализация – это то, что человек усваивает в семье, это базисные ценности, которые, как свидетельствуют уже современные исследования, человек охраняет на протяжении всей своей жизни, мало корректируя их по ходу своего развития, и 80% взрослых людей, по современным данным, сохраняют на всю жизнь. Учет огромного влияния семьи в воспитании молодежи, организация процесса первичной социализации в семье – это главные задачи, которые А.С.Изгоев ставит перед российской интеллигенцией.

Как выйти из этого порочного круга? А.С.Изгоев поначалу ответа не находит, потому что те вопросы, которые он поставил, и поставил в российской социологии впервые, позволили ему выйти только на некоторые существенные характеристики определенной социальной группы студенческой молодежи. Но обращение своего взгляда на Запад подсказало ему некоторые рецепты деятельного характера, которые нужно применить у нас в России для того, чтобы наша интеллигентная молодежь как можно меньше испытывала тлетворное влияние со стороны семьи, которая не может успешно осуществить первичную социализацию и также со стороны школы.

Если говорить о тех параллелях, сравнивая 20 и 21 век, то по всем тем позициям, которые А.С.Изгоев перечислил в своей статье, можно привести десятки цифр, исследований, что в сегодняшнее время мы констатируем тоже самое, что значение или коэффициент влияния на молодежь со стороны государства, школы, университета очень мал. Эти результаты , с методологической точки зрения, – сопоставимы, потому что после октября 1993 мы с вами живем во вновь формирующихся капиталистически-буржуазных отношениях, качественно сходными с отношениями начала 20 века. Это надо четко себе представлять, и поэтому те цифры столетней давности могут быть адекватно проинтерпретированы сегодня.

На излете жизни Советского Союза в апреле 1991 года был принят закон о молодежи, но в декабре страны уже не стало. После этого была масса попыток принять у нас в России Федеральный закон о молодежи или Государственной молодежной политике, который бы гарантировал молодежи не только некие социальные блага, но и права и обязанности. Этот закон был в 1999 году Думой принят, но первый президент России наложил на него вето, Дума промолчала, и до сих пор никакого ответа на вопрос о том, что же делать нам с нашей молодежью, нет. В этих условиях то, что было А.С. Изгоевым проанализировано, обобщено и доведено до философско-социальных рецептов или принципов оценки ситуации сегодня нисколько не потеряло актуальности в социологии семьи, в социологии молодежи и образования.

На призыв А.С.Изгоева о порождении нового идеала, способного пробудить в молодежи любовь к жизни, можно ответить цитатой из классика:

« Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

• Там же, с. 99- 100.

• См. Экономическая и философская газета №39(571), октябрь 2005 год, с.1.

• Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Изд. 2-е, дополненное, СПб, 2003.; Иваненков С.П. Кусжанова А.Ж. Родина как ценность у современной российской молодежи. // Credo new , 2002, № 1; Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Молодежь и экономико-политические проблемы российского общества.// Credo new , 2002, № 2.

Об интеллигентной молодежи. Социализм, культура и большевизм, А. С. Изгоев - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

Краткое содержание

Александр Соломонович ИЗГОЕВ (Ланде) (1872 - 1935) - публицист, социолог и общественный деятель. В 1909 году Изгоев в статье "Об интеллигентной молодежи" нарисовал весьма мрачный портрет российского студенчества. К пессимистическим выводам о "нрав

Читайте также: