Экскурсоводы краеведы представление экскурсий по территории либо по своему школьному музею

Обновлено: 03.07.2024

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.


Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.


Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.


Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.


Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.


Краевед 2: Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.


Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.


Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.



Краевед 1: Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.


Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Исследовательский проект на тему:

1.1. Изучение материала и создание плана экскурсии………..

1.2. Проведение экскурсии и подготовка отчета……………..

Эта тема выбрана мной, так как мне очень интересно общаться с детьми, рассказывать им истории из жизни наших предков, описывать их быт и традиции.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

1. Изучить материал и создать план экскурсии.

2. Провести экскурсию и подготовить отчет по этому мероприятию.

3. Обобщит полученный материал и представить его в свое работе.

4. Оформить буклет.

Для решения поставленных задач я использовала такие методы как изучение и анализ литературы, моделирование, эксперимент.

План моей работы:

Определить тему и цели проекта, изучение источников информации и написание введения.

Разработка плана экскурсии и проведении мероприятия, написание основной части проекта.

Создание презентации, написание заключения и сдача работы на проверку преподавателю.

Предмет исследования – предметы быта и исторические экспонаты.

По структуре данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложение.

Основная часть.

1.1. Изучение материала и создание плана экскурсии.

Экскурсия – это коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-то, посещение чего-то с образовательной, познавательной целью.

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Воспоминания и наставления экскурсоводов, которые когда-то проводили мероприятия такого вида, пошли мне на пользу.

Музейная коллекция музея очень разнообразная. В ней представлены такие экспонаты, как орудия труда X в., гончарный промысел XVIII в., льняные изделия XIX в., и военные экспонаты XX в., найденные при раскопках.

Проанализировав весь имеющийся материал, можно сделать вывод, что информации достаточно для выполнения поставленных задач.

На основе полученного материала можно составить план экскурсии. Представляется важным отметить там следующие пункты.

Экскурсия рассчитана на 30 – 35 минут.

1. Приветствие ребят.

2. Небольшая активная и умственная разминка по обще-краеведческим вопросам.

3. Настрой на работу.

4. В случае, если пришла большая группа, детей следует разбить на 2 более мелкие подгруппы. Так как я работала с группой численностью 25 человек, я разбила ребят на 2 подгруппы.

5. Провести подробную экскурсию первой подгруппы по уголкам с музейными экспонатами разных тематик.

6. Провести подробную экскурсию второй подгруппы по уголкам с музейными экспонатами разных тематик.

7. Выслушать ребят и ответить на заданные ими вопросы по отдельным экспонатам и мероприятию в целом.

8. Пока я проводила экскурсию у одной подгруппы, другая отвечала на 10 вопросов викторины.

9. Подвести итоги викторины и выявить победителя.

10. Задать ребятам несколько вопросов, чтобы проверить их внимательность.

11. Уточнить у ребят, что для них было самым интересным, а что не понравилось.

12. Попрощаться с ребятами.

В результате работы над этим пунктом был изучен весь имеющийся материал и составлен план экскурсии.

1.2. Проведение экскурсии и подготовка отчета.

После оформления теоретической части стоит перейти к практической.

Я работала с четвертым классом. Дети непоседы, озорные, любят везде лезть и все потрогать.

Моя задача была одной не из легких. Я должна была заинтересовать детей, вызвать у них внимание.

Как только дети зашли в музей, побежали в разные стороны.

Я предложила им сесть за парты и провести небольшую умственную и активную разминку, на что дети согласились.

Вопросы и движения заинтересовали ребят, и они стали слушать меня, а не бегать.

Сначала я рассказала первой группе о гончарном производстве, кузнечном деле, потом мы направились к орудиям труда. Далее мы посетили уголок с льняным производством, и наконец подошли к военным экспонатам и вещам, найденным при раскопках.

Тем временем, пока я проводила первой подгруппе экскурсию, вторая отвечала на вопросы викторины.

После экскурсии для первой группы следует экскурсия для второй.

Пока экскурсия проводилась для второй подгруппы, первая также отвечала на вопросы.

После экскурсии для обеих групп мы подвели все итоги. Выявили победителя, который набрал больше баллов, отвечая на вопросы.

Для каждого ученика вызывало интерес что-то особенное. Для кого орудия труда, глиняные горшки, сарафаны из льна, военные атрибуты, найденные при раскопках.

С этим классом мне было очень интересно работать, они сами не скучали и мне не давали.

1.3 . Оформление буклета.

Для буклета я подобрала нежно-бежевый фон и последовательно вставила в него фотографии. Они имеют острое обрамление. Использовался шрифт Times New Roman кегль 16, полужирный курсив, выравнивание по середине. Была использована специальная программа для создания буклетов Microsoft Office Publisher .

Я посчитала необходимым вставить в буклет так фотографии, в какой последовательности была проведена экскурсия. В буклете представлены фотографии с короткими комментариями к ним.

Самым интересным в ходе работы для меня было проводить экскурсию, рассказывать детям важную информацию о наших предках, их достижениях и самых тяжелых для них временах.

Так же положительные эмоции принесло общение с детьми. Вести с ними диалог было очень интересно, а самое главное, что я проделала свою работу не зря. Детям это понравилось, они заинтересовались этим и задавали много вопросов, на которые я отвечала с удовольствием.

В ходе работы я научилась составлять план экскурсии, составлять отчет по проведенному материалу.

Проектным продуктом стал буклет с экскурсионным маршрутом.

Список литературы.

По структуре данная работа состоит из введения, основной части, которая делится на 3 пункта-это……. заключения и списка литературы.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

5. Изучить материал и создать план экскурсии.

6. Провести экскурсию и подготовить отчет по этому мероприятию.

7. Обобщить полученный материал и представить его в своей работе.

8. Оформить буклет.

Для решения поставленных задач я использовала такие методы как изучение и анализ литературы, моделирование, эксперимент.

Предмет исследования – предметы быта и исторические экспонаты.

План моей работы:

Определить тему и цели проекта, изучение источников информации и написание введения.

Разработка плана экскурсии и проведении мероприятия, написание основной части проекта.

Создание презентации, написание заключения и сдача работы на проверку преподавателю.

Экскурсия – это коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-то, посещение чего-то с образовательной, познавательной целью.

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Воспоминания и наставления экскурсоводов, которые когда-то проводили мероприятия такого вида, пошли мне на пользу.

Вывод: На основе полученного материала можно составить план экскурсии. Представляется важным отметить там следующие пункты.

Экскурсия рассчитана на 30 – 35 минут.

Прочитать план экскурсии со слайда и развернуть.

Я работала с четвертым классом. Дети непоседы, озорные, любят везде лезть и все потрогать. Моя задача была одной не из легких. Я должна была заинтересовать детей, вызвать у них внимание.

Сначала я рассказала первой группе о гончарном производстве, кузнечном деле, потом мы направились к орудиям труда. Далее мы посетили уголок с льняным производством, и наконец подошли к военным экспонатам и вещам, найденным при раскопках.

Тем временем, пока я проводила первой подгруппе экскурсию, вторая отвечала на вопросы викторины.

После экскурсии для первой группы следует экскурсия для второй.

Пока экскурсия проводилась для второй подгруппы, первая также отвечала на вопросы.

Вывод: В результате работы над этим пунктом был изучен весь имеющийся материал и составлен план экскурсии .

Выводы по всей работе: Самым интересным в ходе работы для меня было проводить экскурсию, рассказывать детям важную информацию о наших предках, их достижениях и самых тяжелых для них временах. Так же положительные эмоции принесло общение с детьми. Вести с ними диалог было очень интересно, а самое главное, что я проделала свою работу не зря. Детям это понравилось, они заинтересовались этим и задавали много вопросов, на которые я отвечала с удовольствием.В ходе работы я научилась составлять план экскурсии, составлять отчет по проведенному материалу.

Автор: Карпов Николай Григорьевич
Должность: учитель географии , руководитель школьного музея
Учебное заведение: МОУ "Климовская школа"
Населённый пункт: д.Климовское Череповецкий район Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка экскурсоводов в школьном музее
Раздел: дополнительное образование

Актуальность программы

Неотъемлемой частью любого музея является экскурсионная работа. Экскурсия

– один из основных видов занятий и особая форма организации работы по

творческих способностей детей, создание условий для творческого общения и

Для подготовки экскурсоводов – школьников была разработана музейная

родному краю, богатству культуры своего народа, формирует художественно-

эстетическое восприятие окружающего мира. Данная программа представляется

актуальной, поскольку знакомит детей со способами работы с географической,

школьных предметов, способствует воспитанию личности компетентной в сфере

Программа имеет четкую практическую направленность, поскольку на занятиях

школьного музея, самостоятельно поработать с различными информационными

Подготовка экскурсии не является самоцелью. Ребята проводят экскурсии для

одноклассников, учеников своей школы. Практически каждый человек способен

предусматривает домашних заданий.

в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

социальных отношений и взаимодействий;

- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,

своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности;

решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не

враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в

группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и

- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;

- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и Интернета;

Содержание курса

Курс рассчитан на 18 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное

занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время

занятия - 30 минут. Периодичность занятий - 1раз в неделю. Ориентирован на

исторических дисциплин, краеведения, географии, музееведения.

Формы организации занятий: эвристические беседы, самостоятельно-

поисковая деятельность, экскурсии, индивидуальная и групповая работа, мини-

Содержание курса и вид деятельности учащихся

содержанием программы, формами проведения занятий, объемом творческой

работы, выполняемой ими в период подготовки экскурсий. Учитель обращает

внимание учащихся на то, что занятия позволят им проявить свои творческие

способности в нестандартной ситуации, выработать умение черпать нужную

информацию из краеведческой литературы, справочников, энциклопедий.

комплексного краеведческого музея Климовской школы. Введение учащихся в

краеведческой работы. Встреча с местными краеведами.

экспозиция, узнают об особенностях хранения экспонатов, их размещения при

экспозиции. Получают сведения о музейной экскурсии, методике ее построения.

школьники обосновывают свой выбор темы экскурсии. В случае затруднения

разнообразную краеведческую литературу, краеведческие статьи из районной и

источников, конспектируют его. Далее с помощью педагога проводят логичное

построение отобранного материала для проведения экскурсии. При желании

материала по выбранной теме в том числе и через Интернет.

экскурсовода: умение располагаться к слушателям и экспозициям, обращать

экспозиции к другой, умение отвечать на вопросы слушателей и т.д.

прочитывают текст вслух, определяя продолжительность экскурсии по времени.

корректируют текст в случае необходимости.

экскурсантов. Ученик объявляет тему и проводит экскурсию по выбранной

экспозиции или группе экспонатов школьного музея. Затем проводится вторая,

Ребята выставляют рейтинговую оценку одноклассникам по двум позициям:

выбор материала и умение подать его, заинтересовать слушателей. Выступление

каждый школьник может дать самооценку своей деятельности.

предложений по совершенствованию музейной программы.

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела/урока

Тема 1. Школьный музей

История создания школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и экспозиция.

Музейный предмет и способы его изучения.

Музейная экспозиция, ее виды и функции.

Тема 3. Моя экскурсия

Выбор учениками темы экскурсии.

Тема 4. Работа с краеведческой литературой

Подбор краеведческого материала с помощью учителя.

Самостоятельная работа учеников с краеведческой

Поиск учениками дополнительной информации.

Тема 5. Профессия-экскурсовод

Посещение одного из музеев Череповца.

Посещение одного из музеев Череповца.

Посещение одного из музеев Череповца.

Тема 6. К экскурсии готовы!

Прописывание учениками текста экскурсии.

Определение продолжительности экскурсии по времени,

расположение к экспозиции.

Тема 7. Мы-экскурсоводы

Проведение экскурсии в группе ( 3-4 ученика).

Проведение экскурсии в группе ( 3-4 ученика).

Проведение экскурсии в группе ( 3-4 ученика).

Тема 8. Подведение итогов

Объявление рейтинговых оценок.

Анкетирование учеников по итогам занятий.

Литература для учителя

редакцией И.В.Власовой. –М. Наука. 2004.

2.Маленькое окно в большой мир. Школьный музей (методические

рекомендации). – Вологда. 2004.

3.Соловьев В. Русская культура с древнейших времен и до наших дней. – М.

Белый город. 2004.

4.Создаем музей вместе (методические рекомендации). – Вологда. 2007.

5.Школьный музей как культурно-образовательная ниша. Под редакцией

Ю.С.Мануйлова. Нижний Новгород. 2013.

Литература для учащихся

1.Белов В. Лад. – Архангельск. Северо – Запад.кн.изд. 1985.

2.Белов В. Повседневная жизнь русского Севера. – М. Молодая гвардия. 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.

Вступительное слово учителя: Добрый день, гости дорогие!

Краевед 1:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Подготовили для вас!

От волненья и идей

К нам приехал губернатор!

В скромный школьный наш музей

Краевед 2:

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Лиманский

Краевед 3:

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!

Краевед 1:

Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему школьному краеведческому музею. Наш музей состоит из нескольких залов. Сейчас вы находитесь в Информационно – выставочном зале, где регулярно обновляются и оформляются стенды, приуроченные к тем или иным историческим датам.

Сначала мы приглашаем вас в Зал Боевой славы.

(звучит фонограмма песни)

Гости заходят в зал Боевой славы

Представляю историческую справку о школьном музее

(зачитывает историческую справку)

Музей был открыт в 2009 году, но до этого времени с 2002 года в старом здании у нас существовал музейный уголок.

В ходе строительства новой школы в 2008 году встал вопрос о сносе ветхого здания Никольской церкви. По инициативе главы администрации района Я.А. Фенькова и на средства районной администрации здание капитально отремонтировали снаружи.

В том же 2008 году на средства выигранного гранта школы, проводимого нефтяной компанией ЛУКОЙЛ, здание отремонтировали внутри.

Краевед 2 Прошедший 2015 год для всей страны стал памятным и важным в связи с 70-летием со дня великой Победы. К этой дате поисковая группа и активисты школьного музея полностью обновили и оформили зал боевой славы. Экспозиции полностью посвящены истории села Оля в годы войны: здесь есть сведения об участниках войны, детях войны.

Собирать и хранить подлинные памятники истории и культуры трудное и ответственное дело.

В музее более 500 экспонатов , документы, фотоматериалы, предметы быта, в том числе военного и др..

Среди педагогов двое побывали в немецком плену, были ранены. Это учитель химии Богатов Иван Алексеевич и учитель начальных классов Чурзин Константин Александрович. О каждом из них мы собрали интересные сведения и на сайте Министерства обороны нашли документы, подтверждающие имеющиеся у нас сведения о страшном военном плену. (показывают документы).

Внимание на проектор.

Демонстрируется презентация о делах школьников.

Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для дошкольников, учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Кроме этого, в школе все ребята принимают активное участие в различных акциях.

Оказывают помощь по дому ветеранам и детям войны,

Являются победителями и участниками областных, всероссийских и исследовательских конкурсов.

Эта сторона зала посвящена односельчанам и выпускникам школы, участникам военных конфликтов 20 века, а также тем, кто воевал и погиб в Чечне.

Переход в зал старины и быта

Здравствуйте, гости дорогие! Давно вас ждем – поджидаем, экскурсию без вас не начинаем! Проходите! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило? Как говорили в старину: в тесноте да не в обиде! Мы рады приветствовать вас в зале старины и быта нашего села. В зале оформлены экспозиции:

Краевед 2. Войдя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку набьешь: дверь в избу была низкая, а порог наоборот высокий, чтобы не дуло. Топили в нашей местности камышом, а дрова и уголь появились лишь после войны.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами и во многих русских сказках встречается печь. Печь не только отапливала избу, в ней готовили еду, на ней сушили одежду, можно было и поспать.

Рядом с печью всегда стояли приспособления для приготовления пищи: чугуны, ухваты, кочерга и многое другое.

Краевед 3. Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме.

В русской избе на стенах вышивки– расшитые полотенца -рушники, на кроватях кружевные оборки – подзоры.

Многое уходит в прошлое, поэтому многие вещи в современном быту не используются и увидеть их можно только в музеях или прабабушкиных подвалах и чердаках. Это: рубеля, коромысла, прялки, сундуки, самовары, капусторезки, ступки, корыта и многое другое.

Краевед 1. Все эти экспонаты переданы в школьный музей жителями нашего села. Среди экспонатов большинство подлинники, но есть и макеты, выполненные руками местных умельцев: цибор, ветряк, люлька….

Здесь они не только хранятся, с их помощью наши дети знакомятся с бытом сельчан, учатся беречь исторические ценности и гордиться ими.

Ведь кто не знает своего прошлого - недостоин будущего.

Подарок в виде куклы-оберега

Краевед 2. И в заключение нашей экскурсии мы бы хотели Вас пригласить в сердце нашего музея. Комнату, где мы проводим занятия, репетируем, придумываем интересные экскурсии…

(проходят в комнату актива)

Здесь мы бы хотели подарить Вам на память буклет о нашем музее и посвятить вас в Почетные друзья музея.

Читайте также: