Джон максвелл воспитай в себе лидера краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Воспитай в себе лидера

Эта книга посвящается человеку, которым я восхищаюсь.

Другу, чьи объятия согревали меня,

Учителю, чья мудрость направляла меня,

Вдохновителю, чьи слова поднимали мой дух,

Лидеру, за которым я так люблю следовать…

Моему отцу Мелвину Максвеллу

Перевод с английского выполнила Г. И. Левитан по изданию:

DEVELOPING THE LEADER WITHIN YOU / by John C.Maxwell. – Nashville, TN: Thomas Nelson Inc., 1993.

© 1993 by Injoy Inc.

Этого случая я не забуду никогда. В тот день я читал лекцию на тему лидерства. В перерыве ко мне подошел один из слушателей по имени Боб.

– Вы спасли мою карьеру! – воскликнул он. – Как я вам благодарен!

Сказав эти слова, слушатель уже собирался отойти в сторону, но я успел его окликнуть:

– Мне пятьдесят три года. Последние семнадцать лет я работаю на должности, требующей лидерских качеств. До недавнего времени мне было очень тяжело работать, я остро чувствовал, что мне не хватает умения быть лидером. И вот в прошлом году я побывал на вашем семинаре по развитию лидерских способностей. После этого я сразу же начал применять усвоенные принципы лидерства в своей работе – и произошло то, о чем я так мечтал: пусть не сразу, но люди начали с готовностью следовать моим указаниям. До этого у меня был большой стаж работы, но компетентности мне не хватало. Вы сделали меня лидером. Спасибо вам!

Именно такие случаи, как тот, о котором я только что вам рассказал, заставляют меня не жалеть времени на воспитание лидеров. Именно поэтому я около десяти раз в году провожу в США и других странах семинары по развитию лидерских способностей. Именно поэтому и была написана эта книга.

На протяжении нескольких десятилетий я на собственном опыте осваивал принципы лидерства, описанные в этой книге. Уже около двадцати лет я обучаю людей этим принципам, а затем с огромным удовлетворением наблюдаю за прогрессом в работе моих слушателей. Теперь у меня есть возможность рассказать об этих принципах вам.

Ключ к успеху в любом деле – умение вести людей за собой

Уже сейчас вы обладаете определенными навыками лидерства. Для примера давайте предположим, что ваши лидерские способности оцениваются на 6 по 10-балльной шкале. Скажу со всей уверенностью: эффективность вашей работы никогда не превысит вашего умения быть лидером, умения вести людей за собой и оказывать на них влияние. Говоря другими словами, от вашего умения быть лидером зависит уровень вашего успеха – и не только вашего, но и успеха всех, кто работает вместе с вами.

Лидерству можно научиться

– Может, в вашей деревне родился кто-нибудь из великих людей?

– Не-е, – протянул старик. – У нас рождаются только дети.

Прирожденные лидеры

• Обладают прирожденными лидерскими способностями.

• Всю жизнь наблюдают за примерами лидерства.

• Учатся и осваивают дополнительные лидерские способности.

• Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Обратите внимание: три из четырех перечисленных качеств – приобретенные.

Обученные лидеры

• Большую часть жизни наблюдают за примерами лидерства.

• Освоили теорию и практику лидерства.

• Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества – приобретенные.

• Относительно недавно начали наблюдать за примерами лидерства.

• Учатся теории и практике лидерства.

• Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества – приобретенные.

Ограниченные лидеры

• Видят мало примеров лидерства или не видят их совсем.

• Мало учились теории и практике лидерства или не учились совсем.

• Обладают желанием стать лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества можно освоить.

Книг о руководстве – хоть отбавляй, а о лидерстве – явно недостаточно

Бывший секретарь Департамента здравоохранения, просвещения и социального обеспечения США Джон У. Гарднер, ныне возглавляющий проект по исследованию лидерства в Вашингтоне, назвал пять основных особенностей, выделяющих руководителя-лидера из толпы обычных руководителей:

1. Руководитель-лидер умеет смотреть в будущее, далеко за пределы сегодняшних проблем и ежеквартальных отчетов.

2. Интересы руководителя-лидера не ограничиваются возглавляемым им отделом или цехом. Руководитель-лидер хочет как можно больше знать о взаимодействии структурных единиц всего предприятия, не ограничиваясь своей сферой влияния.

3. Руководитель-лидер делает упор на видении будущего, ценностях и мотивации.

4. Руководитель-лидер обладает мастерством справляться с конфликтующими между собой требованиями многочисленных составных частей всего процесса.

Лидерству можно научиться

Лучший способ осознать силу влияния — подумать о том, какие события или личности повлияли на нас самих в наибольшей степени.

Способность вести людей

Уберите на какое-то время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство — это способность приобретать последователей.

Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс. Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди — все они были лидерами.

Какими бы разными ни были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого их них были последователи. И уже исходя из определения лидерства, как способности приобретать последователей, можно обсуждать качества лидера и его стиль руководства.

  1. Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой!
  2. Человек, неспособный устанавливать прочные и длительные взаимоотношения с другими людьми, вскоре неизбежно обнаружит, что он не способен долго оставаться реальным, эффективно действующим лидером.
  3. Быть лидером, влиять на людей — одно удовольствие, проблемы решаются при минимальных затратах сил, люди регулярно получают свежие статистические данные о деятельности организации и гордятся ее ростом. Каждый ориентирован на достижение результатов, результаты — вот главная причина всей деятельности.

Ответственность лидера

Лидер может отказаться от чего угодно, кроме ответственности. Каждый раз, когда в вашей работе происходят изменения или когда вы попадаете в новый круг общения, вам приходится начинать с самого нижнего уровня.

Способствовать успеху тех, кто работает вместе с вами:

Требования к себе

Успех на 95 процентов состоит из твердого знания того, что именно вам нужно!

Главный ключ к величию, — напоминает Сократ, — действительно быть такими, какими мы кажемся

Лидер обязан предъявлять к себе более высокие требования, чем к своим последователям. Цельность личности — это не то, что мы делаем, а то, кто мы есть. Именно то, кто мы есть, в итоге определяет то, что мы делаем. Наша система ценностей неразрывно связана с нашей личностью, её невозможно отделить от нас без ущерба для личности.

Хотите сохранять лидирующее положение — непрестанно меняйтесь!

Позиция человека важнее, чем его прошлое, важнее, чем образование, деньги, обстоятельства, успехи и неудачи. Позиция человека важнее, чем то, что говорят, думают или делают другие!

Мы не в силах определить, сколько лет будет длиться наша жизнь, но от нас зависит, сколько жизни будет в этих годах.

Дисциплинированность

Дисциплина — это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется. Но удивительно: через какое-то время дисциплина превращается в решение достичь того, чего очень хочется достичь, делая то, что теперь уже хочется делать!

Я твердо уверен, что человек может стать дисциплинированным и даже получать от этого удовольствие — через годы непрестанной практики.

Самый важный результат любого обучения — способность заставить себя делать то, что надо и когда надо, вне зависимости от того, хочется это делать или нет.

Этому человек должен научиться в первую очередь. Но это — самый трудный урок в жизни человека, как бы рано его образование ни начиналось.

Для успеха необходимо чувство принадлежности человека к команде, идентификация себя с командой. Всемерно пропагандируйте историю своей организации и ее ценности. Организуйте общие мероприятия, создающие единые воспоминания.

  1. Пытаться понравиться, вместо того чтобы стать уважаемым.
  2. Не просить совета и помощи у членов коллектива.
  3. Пренебрегать личными способностями людей, делая акцент на правилах, а не умении и опыте.
  4. Прибегать к неконструктивной критике.
  5. Не способствовать развитию чувства ответственности у членов коллектива.
  6. Обращаться со всеми сотрудниками одинаково.
  7. Не предоставлять сотрудникам необходимую информацию.

Отношения с сотрудниками

Регулярный и частый контроль за продвижением к цели играет несколько ролей:

  • Во-первых, постоянно напоминает сотруднику, что достижение цели важно для его персональной трудовой карьеры.
  • Во-вторых, дает руководителю возможность следить за продвижением к цели.
  • В-третьих, если прогресс замедлился или отсутствует, руководитель может выслушать мнение подчиненного о причинах неудачи и постараться помочь ему решить проблемы.

Кто осознает, что характер важнее позиции. Кто формирует мнение, а не следует за ним. Кто понимает, что их организация — отражение их характера. Кто никогда не ставит себя выше других, за исключением одного — принятия на себя ответственности. Кто дисциплинирует себя так, что этого не требуется делать другим. Кто достойно встречает падения и превращает их во взлеты. Кто следует моральному компасу, указывающему верное направление независимо от господствующих в обществе тенденций.

Если вы хотите, чтобы другие сделали то, что требуется вам, у вас есть два способа: принуждение и убеждение. Принуждение — это рабский способ; убеждение — выбор свободных людей.

Для успеха надо не столько хорошо делать то, что приносит вам удовольствие, сколько добросовестно делать то, что вам не нравится.

Лидер, постоянно растущий сам и обеспечивающий рост своей организации, будет оказывать влияние на многих и окружит себя успешной командой.

Джон Максвелл — всемирно признанный эксперт в области лидерства, оратор, пастор, автор нескольких бестселлеров.

Все, кто хочет понять, как стать настоящим лидером.

В книге изложены универсальные принципы, по которым мы должны жить, вдохновляя окружающих, влияя на их настроение и ум, побуждая к реальным поступкам. Автор рассуждает о том, что каждый может научиться лидерству, если есть сильное желание.

Мы всегда можем научиться быть лидерами, поскольку лидерство не является элитным клубом для прирожденных быть такими. Важно для начала обрести эти качества, а затем соединить их друг с другом. Сила влияния осознается лучше всего тогда, когда мы вспоминаем тех людей или те события, повлиявшие на нас в наибольшей степени.

Лидерство всегда нацелено на то, чтобы приобретать последователей. Для этого не обязательно, чтобы системы ценностей и способности руководить были одинаковыми. Чем выше поднимается человек, тем ему легче вести людей за собой. Если он не способен установить прочные и долгосрочные отношения с окружающими, он не сможет быть эффективным реальным лидером. Влияние на людей должно приносить удовольствие, поскольку каждый замотивирован на достижение результата.

Автор выделяет четыре типа лидеров:

1. Прирожденные, которые обладают лидерскими способностями с рождения, имеют перед глазами пример, дисциплинированны и охотно осваивают дополнительные лидерские способности.

2. Обученные, которые хорошо владеют теорией и практикой, также имеют пример для подражания и дисциплинированны.

3. Потенциальные, которые недавно наблюдают за примерами лидерства плюс имеют все перечисленные выше качества.

4. Ограниченные, у которых практически нет примеров лидерства, маленький теоретический и практический опыт или его отсутствие, но есть желание стать лидером. Все это можно при желании освоить.

Каждый лидер должен уметь выделять три или четыре наиболее значимые задачи из их общего числа. Жизнь, когда мы плывем по течению, превращается в жизнь, в которой ничего не идет. Мы всегда должны понимать, что нам нужно: у лидера присутствуют более высокие требования к себе, а не к последователям. Его цельность состоит в том, кто он есть, а не что он делает, и ценностная система связана с его личностью — их невозможно разделить без ущерба для человека. Если он хочет сохранить лидирующее положение, он должен постоянно меняться.

Наша позиция всегда оказывается важнее прошлого, денег, образования, обстоятельств, успехов и провалов. Мы не в состоянии предугадать, сколько мы проживем, но только от нас зависит, сколько жизни будет в этих годах.

Чтобы стать дисциплинированными, мы должны делать то, что не слишком хотелось бы, но что важно для достижения желаемого. Основным результатом любого обучения для нас является способность заставлять себя делать необходимое независимо от нашего хотения. Это самое сложное, чему лидер должен научиться в первую очередь. Для завоевания успеха он должен ощущать себя частью команды и идентифицировать себя с ней. Необходимо пропагандировать историю компании и ее ценности, организовывать общие мероприятия, которые создают единые воспоминания.

1. Вызывание симпатии вместо уважения.

2. Отсутствие просьб о помощи у членов коллектива.

3. Пренебрежение личными способностями людей с акцентом на правилах, а не умении и опыте.

4. Использование неконструктивной критики.

5. Игнорирование развития чувства ответственности у членов коллектива.

6. Одинаковое обращение со всеми сотрудниками.

7. Отсутствие предоставления им необходимой информации.

В любой ситуации мы должны оставаться собой, где бы мы ни были и кто бы ни был с нами рядом. Если мы представляем собой цельную личность, то наша жизнь не рвется на части и нам нечего скрывать от других.

Если рассматривать отношения с сотрудниками, лидеру необходим регулярной контроль за их продвижением к цели:

1. У сотрудника должно отложиться в голове, что это важно для его личной трудовой карьеры.

2. У руководителя есть возможность следить за продвижением.

3. Он всегда может помочь подчиненному в случае неудачи.

Для настоящего лидера значимы следующие вещи:

1. Осознание важности характера, а не позиции.

2. Формирование мнения, а не следование за ним.

3. Полное принятие ответственности на себя.

5. Достойная встреча провалов и превращение их в успех.

6. Следование моральному компасу независимо от главенствующих тенденций в социуме.

Если мы хотим, чтобы окружающие сделали что-то для нас, мы можем их принудить или убедить: первый способ — рабский, второй является выбором свободных людей. Если руководитель оставляет неисполнительного сотрудника, он демотивирует остальных членов команды, которые в итоге берут на себя дополнительную нагрузку.

Когда нет возможности взять в команду лучших, можно пригласить молодых, имеющих потенциал стать такими. Вера в них вдохновляет на риск, личный пример вызывает уважение, любовь к ним укрепляет отношения, узнавание способствует их росту, а обучение делает его еще интенсивнее. Доверие всегда порождает доверие, а вдохновение дает гарантированные результаты.

Существуют четыре уровня видения будущего, на которых люди могут быть:

1. Скитальцами, никогда не видящими его.

2. Последователями, видящими, но не идущими за ним.

3. Достигающими целей, видящими будущее и идущими за ним.

4. Лидерами, которые, помимо перечисленного в третьем пункте, помогают увидеть будущее другим.

В уме лидера всегда есть образ будущего, в котором он видит себя и подчиненных. Успешные лидеры обладают тремя уровнями видения:

1. Восприятием объективной реальности.

3. Умением видеть то, что может наступить.

Важно помнить, что для успеха нужно не только отлично выполнять то, что доставляет нам удовольствие, но и добросовестно относиться к тому, что нам не по душе. Лидер, который постоянно растет над собой и обеспечивает то же самое его компании, сможет влиять на многих и приобретет успешную команду.

Чему учит книга

— Когда мы затрачиваем усилия и средства, мы должны получать соответствующую отдачу. Здесь уместен вопрос, делаем ли мы все возможное, что можем сделать.

— Окружающие ждут от нас образца для подражания, а не девизов или призывов. Этим образцом можем стать мы и наши поступки.

— Мы должны в первую очередь изменить себя: лишь почувствовав, насколько это тяжело, мы сможем понять, как сложно менять других людей.

— Когда мы слишком часто контролируем процесс продвижения к цели, при его замедлении или отсутствии руководитель всегда выслушает подчиненного и постарается помочь ему в решении проблем.

libking

Джон Максвелл - Воспитай в себе лидера краткое содержание

Воспитай в себе лидера - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Воспитай в себе лидера - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Джон Максвелл

Джон МАКСВЕЛЛ

Воспитай в себе лидера

John C.Maxwell. DEVELOPING THE LEADER WITHIN YOU

Оглавление

Ключ к успеху в любом деле — умение вести людей за собой

Лидерству можно научиться

Прирожденные лидеры:

Обученные лидеры:

Потенциальные лидеры:

Ограниченные лидеры:

Книг о руководстве — хоть отбавляй, а о лидерстве — явно недостаточно

Глава первая ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

Каждый из нас на кого-нибудь влияет

Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучшая инвестиция в будущее — правильное влияние, оказанное сегодня

Влияние — это мастерство, которому можно научиться

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Уровень 2: Одобрение

Уровень 3: Продуктивность

Уровень 4: Наставничество

ПОДЪЕМ ПО СТУПЕНЯМ ЛИДЕРСТВА

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем

Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств

Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост

Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня

Вы находитесь на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером которой являетесь

Чтобы ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь

Уровень 1: Статус/Права

Уровень 2: Одобрение /Взаимоотношения

Уровень 3: Продуктивность/Результаты

Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

Уровень 5: Личность/Уважение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Повторение

Практические задания

Глава вторая КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ

ПРИНЦИП ПАРЕТО, ИЛИ ПРИНЦИП 20/80

Важно работать не с усилием, а с умом

Организуй, а не то деградируешь

Определение приоритетов

Выбирай, а не то потеряешь

Оценивай, а не то попадешь в тупик

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ

Приоритеты не существуют сами по себе

Невозможно переоценить степень незначительности чего бы то ни было

Хорошее — враг лучшего

Как сделать выбор между хорошим и хорошим?

Невозможно иметь все

Избыток дел парализует

Когда второстепенные дела требуют от нас слишком многого, возникают большие проблемы

Предельные сроки и срочные дела вынуждают нас устанавливать приоритеты

Как же часто мы слишком поздно узнаем, что для нас на самом деле важно

Глава третья ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИДЕРСТВА: ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ?

1. Цельность личности создает доверие

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

3. Цельность личности — основа для высоких моральных требований

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

7. Цельность личности — плод тяжелого труда

Глава четвертая ЭКЗАМЕН НА ЛИДЕРСТВО: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА

ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН

СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕМЕНАМ

Нововведения не возникают сами по себе

Нарушается привычный ход событий

Грядущие перемены вызывают страх перед неизвестностью

Цель нововведений неясна

Перемены порождают страх перед неудачей

Выгода от перемен не оправдывает затраченных усилий

Люди слишком довольны существующим порядком

Если люди мыслятнегативно, никаких перемен не происходит

Последователям не хватает уважения к лидеру

Лидер слишком чувствителен к личной критике

Нововведения могут приводить к потерям

Перемены требуют затрат времени

Ограниченность и предвзятость мешают восприятию новых идей

Традиции сопротивляются нововведениям

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН

Новаторы: мечтатели

Те, кто соглашается быстро: моментально распознают хорошую идею

Те, кто соглашается не сразу: большинство

Те, кто соглашается поздно: поддерживают новую идею последними

Отстающие: те, кто до конца сопротивляется переменам

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНАМ

Лидер должен создать атмосферу взаимного доверия

Лидер должен измениться сам, прежде чем призывать к переменам других


Излагаются универсальные принципы, согласно которым должен действовать человек, желающий вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к реальным поступкам. Книги предназначена для широкого круга читателей.

Рецензия

Лидерство – одна из неотъемлемых частей человеческого существования. Во все времена были те, кто вел людей вперед, кто создавал новые государства и становился их правителем, кто находил последователей и создавал крупные объединения (корпорации, компании, организации). Без лидеров тяжело представить как бы шло развитие, ведь именно они находили пути для дальнейшего движения и развития, объединяли людей, создавали целеустремленные коллективы и команды, видели будущее, помогали остальным увидеть его и направляли в него.

Наверно каждый человек способен назвать как минимум 5 лидеров, которые оставили след в истории. Конечно у каждого они могут быть как свои, так и совпадать. Например, Уинстон Черчилль, Теодор Рузвельт, Наполеон и другие. В каждой стране, в каждом государстве можно найти таких лидеров, даже не 5, а гораздо больше. Со времен зарождения первых государств прошло много времени и множество правителей, которые так или иначе были центральными фигурами.

Книга содержит сборник советов, последовательность шагов на пути к лидерству, список ошибок и набор правил. Но это не все. В довольно компактной форме изложены основные положения, рассказано как отличить лидера от простого последователя, какими особенностями он обладает и т.д. Особое внимание уделено тому, чтобы попытаться лучше разобраться в самом себе и выделить те или иные черты, присущие лидеру, если они есть, иначе – как их развить, если есть желание им стат. Особо стоит отметить факт присутствия множества коротких историй и цитат со смыслом, многие из которых принадлежат настоящим лидерам, известных всему миру.

В качестве заключения хотелось бы привести эпилог из книги, который подводит итог всему вышесказанному и самой книге.

Эпилог

Нашему миру необходимы лидеры…
Те, кто использует свое влияние на людей в верное время и по верным причинам. Кто берет на себя чуть больше вины и чуть меньше заслуг. Кто овладевает собой и лишь потом пытается вести других. Кто постоянно ищет лучшие, а не знакомые решения. Кто повышает ценность организации, во главе которой стоит, и ее членов. Кто трудится ради блага других, а не для личной выгоды. Кто управляет собой с помощью разума, а другими – с помощью сердца. Кто знает путь, идет по пути и указывает путь. Кто вдохновляет и мотивирует, а не манипулирует. Кто живет вместе с людьми, чтобы знать их проблемы, и живет с Богом, чтобы помогать им решать проблемы. Кто осознает, что характер важнее позиции. Кто формирует мнение, а не следует за ним. Кто понимает, что их организация – отражение их характера. Кто никогда не ставит себя выше других, за исключением одного – принятия на себя ответственности. Кто одинаков честен и в большом и в малом. Кто дисциплинирует себя так, что этого не требует делать другим. Кто достояно встречает падения и превращает их во взлеты. Кто следует моральному компасу, указывающему верное направление независимо от господствующих в обществе тенденций.

Читайте также: