Дыхательная гимнастика море в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по дыхательной гимнастике для детей подготовительной группы.

- формировать у детей понятие о правильном дыхании;

- учиться говорить скороговорки на одном дыхании;

- расширять и активизировать словарь: вдох, выдох, глубокий вдох, на одном дыхании, долгий выдох, плавный выдох.

- продолжать развивать общую, мелкую артикуляционную моторику;

- совершенствовать умение правильного выдоха;

- закреплять умение согласовывать речь и движение;

- выполнять упражнения с элементами дыхательной гимнастики;

- повышать интерес к дыхательной гимнастике;

- создать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование:

ноутбук, бумажные кораблики, вертушки, мыльные пузыри, воздушные шарики, гимнастические коврики.

Демонстрационный материал : мнемотаблицы скороговорок.

Методы и приёмы : пояснение, показ, отраженная речь, сопряженная речь.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Проходите на кораблики (гимнастические коврики).

Ребятки, это значит, что мы должны с вами совершать вдох через нос, а выдох через рот. Вдох быстрый и короткий, а выдох длинный и плавный. Давайте попробуем. Плечики не поднимаем. Дышим свободно.

Итак, наши кораблики готовы оправляться. А, чтобы нам было веселее плыть, мы сделаем морскую пальчиковую гимнастику.

2. Проведение морской пальчиковой гимнастики.

«Посмотри скорей вокруг! (руку как козырек)

Что ты видишь, милый друг? (пальцы колечками)

Здесь прозрачная вода. (быстро двигаем пальчиками сверху вниз)

Плывет морской конек сюда. (волновые движения рукой)

Вот медуза, вот кальмар. (волновые движения рукой)

А это? Это рыба – шар. (Пальцы обеих рук соединить шариком)

А вот, расправив восемь ног, (кисти пальцами вниз, большие пальчики прижаты)

Гостей встречает осьминог. (пошевелить пальчиками)

Мы сейчас возьмем с вами в руки по вертушке и будем дуть на них, изображая морской ветерок. Щеки не надуваем. Делаем вдох носом и плавный, сильный и длительный выдох холодным воздухом. Выдыхаем ртом.

4. Гимнастика на ковриках, развитие общей моторики совместно с правильным дыханием.

Молодцы, ребятки. Возвращайтесь на кораблики, располагайтесь поудобнее, и мы отправляемся с вами дальше.

Ребятки, любопытные тюлени вытягивают свои шеи, чтобы рассмотреть нас получше. Давайте тоже их рассмотрим.

Садимся на коврик.

Ребята, мы опять возвращаемся на наши кораблики и плывем дальше.

А пока плывем, мы будем учиться говорить скороговорки на одном дыхании. Это значит, что мы набираем полную грудь воздуха и на выдохе проговариваем всю скороговорку целиком без остановки. Попробуем?

«На реке поймали рака, из-за рака вышла драка,

«На опушке в избушке

Живут старушки- болтушки.

У каждой старушки лукошко,

Ребята, кажется наши корабли попали в шторм. Море волнуется. Давайте ляжем на коврики и попробуем изобразить волны дыханием.

Каждому ребенку на живот кладется бумажный кораблик.

Мы с вами стараемся дышать глубоко и правильно, так, как мы с вами сегодня учились. А наши бумажные кораблики будут качаться на волнах.

У вас отлично получается!

9 Итог занятия.

Ребята, наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы на наших воздушных шариках. Давайте все вместе подкинем их вверх и полетим обратно.

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Вы запомнили, как нужно правильно дышать?

Любое занятие по обучению плаванию начинается с разминки на суше - с дыхательного упражнения. Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливает их дыхательную систему к дальнейшим нагрузкам. Умение произвольно контролировать дыхание и на суше и в воде развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. В консультации предлагаются упражнения, выполняемые детьми во время разминки.

ВложениеРазмер
dyhatelnaya_gimnastika_kak.doc 85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Дыхательная гимнастика как

эффективный способ укрепления здоровья

Консультация для родителей

Инструктор ФК (плавание)

Дыхательные упражнения – это замечательный инструмент не только профилактики, но и лечения органов дыхания*.

Многие современные лечебные методики и официальная медицина, народные целители активно используют дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика). Это ещё раз доказывает эффективность, актуальность их применения и среди детей, и среди взрослых.

Проведение дыхательной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении чаще оправдано в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет наиболее обучаемы плаванию. Они достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у таких детей наблюдается ещё слабая способность анализировать мышечные напряжения. Движения старших дошкольников ещё часто неточные, беспорядочные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилием деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем*. Они продолжают часто болеть острыми респираторными заболеваниями, и в то же время именно у них более развита дыхательная система, что способствует лучшему освоению дыхательных упражнений, а значит и укреплению здоровья.

Умение произвольно контролировать дыхание и на суше и в воде развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Подготавливающие к плаванию упражнения, выполняемые детьми во время разминки, развивают правильное дыхание: короткий, сильный вдох и плавный длительный выдох.

Легко заметить, как сила дыхательных мышц возрастает именно в тех упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох, выдох с преодолением преграды. Упражнения с длительным выдохом также нормализуют темп и ритм дыхания, что опять же объясняет их проведение в середине и в конце деятельности в воде, когда дыхание детей становится учащённым.

Добиться приобретения качественных плавательных навыков и умений по выполнению дыхательной гимнастики в игровой форме бывает сложно, так как требуется отработка одних и тех же движений. В старшем дошкольном возрасте практически на каждом занятии разучиваются игровые упражнения, комбинируются игровые и тренировочные задания, создаются ситуации, в которых отработка плавательных навыков и дыхательных упражнений является главным условием. Закрепляя их как индивидуально, так и в парах, небольшими группами по 4-5 человек, всей подгруппой, педагог постоянно обращает внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.

В бассейне имеется большое количество мелких плавающих и тонущих резиновых игрушек, которые также помогают воспитанникам разыгрывать новые сюжеты игр, и активно используются для дыхательной гимнастики. В начале года предлагаются самые лёгкие игрушки, затем более тяжёлые для постепенного развития дыхательных мышц.

Словесные методы – служат связующим звеном всех частей деятельности, повышают заинтересованность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Сама природа ребёнка требует использования художественного слова. Дыхательную гимнастику можно проводить и без предметов. Удачным приемом является использование стихотворной формы для разучивания дыхательных упражнений. Это рекомендуется делать при обучении или закреплении общеразвивающих упражнений в сочетании с дыхательными. Например, во время разминки на суше произносить следующий текст:

Чуть трава зашелестела,

Да под солнцем заблестела,

Да с цветочками качалась,

Вправо, влево наклонялась.

Эффективным приёмом является использование музыки. Чаще всего это происходит во время праздников, развлечений в бассейне. Музыкальное сопровождение способствует концентрации внимания, улучшает качество выполнения тех или иных упражнений, повышает заинтересованность детей в силу эмоционального отклика.

Неотъемлемой частью работы являются практические методы. Инструктор по плаванию должен уметь показать любое упражнение, в том числе и дыхательное. Но в старшем дошкольном возрасте для закрепления упражнения автор считает, что возможен показ самими детьми: как одним ребёнком, так и парами, мини-группами. Привлекаются старшие дошкольники и для анализа качества и последовательности выполнения упражнений. Всегда поощряется показ по желанию самих воспитанников. Тем самым соблюдается принцип субъект-субъектного взаимодействия.

Одним из важных приёмов является неоднократное повторение как упражнений по плаванию, так и дыхательных упражнений: на одном занятии, в течение года, что помогает добиться качественного выполнения упражнений. Ребёнок в состоянии хорошо запомнить задание и затем без труда показать. Самостоятельная двигательная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений.

Игры, обучающие дыханию.

а. Для начального разучивания.

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

По команде наклониться, руки упираются о колени, и сильно подуть на воду, представляя, что это горячий чай. Надо стараться делать как можно более продолжительный выдох, следить чтобы вода вокруг сильно бурлила.

Правила: не закрывать глаза, даже если от воды будут отлетать брызги. Выигрывает тот, у кого на воде будет больше волн и других колебаний поверхности.

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.

Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно выдыхать по-разному:

- сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно

- сложить губы трубочкой и выдыхать обычно

- выдыхать через рот, губы в любом положении, медленно или быстро

- погрузиться с закрытым ртов, открыть рот как буква "о", выдох быстрый и сильный, сразу после выдоха рот в воде закрыть

- прерывистый выдох с различной частотой. Приоткрыть рот сделать небольшой выдох, закрыть рот, затем опять немного выдохнуть и т.д. За одно погружение сделать 4-8 выдохов

Правила: глаза должны быть открыты. Дети должны видеть и слышать свои пузыри. Выигрывает тот, у кого больше пузырей.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Общее дыхание"

Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).

По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах, поочередно погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода из неё своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно медленнее.

Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т.е. сидеть под водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже закончила игру.

в. Для повторения старого материала.

1. "Эстафета с бегущей игрушкой"

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по лёгкой резиновой игрушке.

По команде дети начинают эстафету. Взяв игрушку и положив перед собой, игрок должен дуть на неё, чтобы она передвигалась вперед, а сам ребёнок осторожно плывет (или идет) за игрушкой. Пройдя заданную дистанцию, игрок подгоняет игрушку к следующему участнику и уходит в конец строя.

Правила: нельзя дотрагиваться до игрушки. Побеждает команда, первой закончившей эстафету. При объяснении игры надо подчеркнуть, что выигрывает тот, кто не только приплыл первым, но и выполнил все обозначенные правила.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.

Регулярное выполнение упражнений положительно влияет на многие функции организма.

Для получения оптимального результата от занятий необходимо соблюдать общие рекомендации по проведению гимнастики и подбирать комплекс, подходящий для определенной возрастной группы.

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.

При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.

СПРАВКА! Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.

Рекомендации по проведению

Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:

  • Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
  • Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
  • Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
  • В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
  • Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
  • Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.
  • Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
  • Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
  • При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.

ВАЖНО! У дыхательной гимнастики существуют противопоказания. Занятиями запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.

Упражнения для детей разного возраста

Комплекс упражнений для детей разных возрастов различен. Дошкольникам будет легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать. Дети постарше могут более осознанно подойти к гимнастике — упражнения можно проводить в спокойной обстановке, прислушиваясь к своему организму.

Дошкольного

СПРАВКА! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.

Школьного

СПРАВКА! Занятия со школьниками, начиная с первого класса, проводятся в течение 10-30 минут.

Заключение

Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях. Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить здоровье ребенка.

Развитие речевого дыхания у дошкольников

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.

Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.

Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Речевое дыхание у большинства детей дошкольного возраста несовершенно. Но зачастую родителям сложно это заметить из-за того, что они общаются с малышом постоянно.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:

Читайте также: