Чужой толк дмитриев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Иван Иванович Дмитриев - крупный представитель русского сентиментализма. Будучи старше Карамзина на шесть лет и выступив в печати раньше его, Дмитриев вошел в литературу как союзник и последователь Карамзина.

Это сосуществование в пределах одного стихотворения различных и часто враждебных друг другу стилистических тенденций составляет отличительную черту поэзии Дмитриева и характеризует ее как поэзию перехода от классицизма XVIII в. к преромантической и романтической поэзии 1800—1810-х годов.

В сказках Дмитриева основное не мораль и не фабула, а живость, занимательность, легкость рассказа. Нет глубины содержаний. Следует за французскими оригиналами, Д отступает лишь в обрисовке местных и бытовых деталей – детали русс бытв и мотивы из русских сказок -> нац колорит.

Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов, преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг.

Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя.

Классическая коллизия индивидуальной страсти и общественного долга представлена сразу в двух вариантах — в дальнейшем эта структура обретет еще больше сходства с комедийным типом развития действия путем преобразования типологической развязки. Это свидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма. Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. Обращают на себя внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места, времени и действия.

начинал свое драматургическое творчество, но его глубинное национальное своеобразие определено тем фактом, что Сумароков был в той же мере комедиографом, что и трагиком, а трагедия и комедия, будучи в его творчестве синхронны, испытывали постоянное взаимное влияние.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Эрмитаж мой — огород,

Скипетр — посох, а Лизета —

Моя слава, мой народ

И всего блаженство света.[237]

Когда я руки простирал

К тебе из отческие кущи,

Взирая на суда бегущи

На быстрых белых парусах! (С. 87).

Эти стихи впоследствии высмеет Пушкин в оде графу Хвостову.

Исторические экскурсы были одной из составных частей похвальной оды. Ломоносов в одах, посвященных Елизавете Петровне, вспоминал о реформах Петра I, Державин, воспевая Екатерину И, сравнивал ее царствование с временами бироновщины. У Дмитриева историческое начало становится главным, основным, определяющим жанр стихотворения, вследствие чего ода трансформируется в историческую балладу. На берегу Иртыша ведут беседу старый и молодой шаманы, Они вспоминают о поединке Ермака с братом Кучума — Мегмет-Кулом, о бегстве и гибели самого Кучума, о падении Сибирского ханства:

О сильна, древняя держава!

О матерь нескольких племен!

Прошла твоя, исчезла слава!

Сибирь! и ты познала плен (С. 79).

С булатных шлемов их висят

Со всех сторон хвосты змеины

И веют крылия совины;

Одежда из звериных кож;

Вся грудь обвешена ремнями,

Железом ржавым и кремнями. (С. 78).

Кто мог бы отгадать, чем кончилась тревога?
Муж, в двери выставя расцветшие два рога…

Простясь с женою молодой,
В карету с помощью двух долгих слуг втащился,
Сел, крякнул, покатился.
Но он лишь со двора, а гость к нему на двор —
Угодник дамский, Миловзор.

А наших (поэтов) многих цель — награда перстеньком,
Нередко сто рублей иль дружество с князьком.

Ведь наш начнет писать, то все забавы прочь!
Над парою стихов просиживает ночь,
Потеет, думает, чертит и жжет бумагу;
А иногда берет такую он отвагу,
Что целый год сидит над одою одной!

Тут предложение, а там и заключенье —
Точь-в-точь как говорят учены по церквам!
Со всем тем нет читать охоты, вижу сам.
Возьму ли, например, я оды на победы,
Как покорили Крым, как в море гибли шведы;

Все тут подробности сраженья нахожу,
Где было, как, когда, — короче я скажу:
В стихах реляция! прекрасно. а зеваю!

Так часто я видал, что истинно иной
В два, в три дни рифму лишь прибрать едва успеет,
Затем что в хлопотах досуга не имеет.
Лишь только мысль к нему счастливая, придет,
Вдруг било шесть часов! уже карета ждет;
Пора в театр, а там на бал, а там к Лиону.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Министр, поэт и друг: я все тремя словами

Об нем для похвалы и зависти сказал.

Прибавлю, что чинов и рифм он не искал.

Но рифмы и чины к нему летели сами 43 .

Сочинения Дмитриева. Первые сочинения Дмитриева до того времени, пока он не познакомился с Письмами Русского Путешественника, написаны в классическом стиле. К ним относятся лирические произведения: религиозные и патриотические оды и послания, сатиры и разные мелкие стихотворения

Религиозные стихотворения. В гимне Богу:

Парю душой к Тебе, Всечтимый,

Превечно Слово, Трисвятый.

Гремит. Благоговей, сын персти!

Се Ветхий деньми с небеси

Из кроткой, благотворной длани

Перуны сеет по земле.

Патриотические стихотворения. К патриотическим стихотворениям относятся: Ермак, Освобождение Москвы от Поляков в 1612 г., к Волге, Смерть князя Потемкина, Глас патриота на взятие Варшавы, Стихи на высокомонаршую милость, оказанную императором Павлом I потомству Ломоносова. Но патриотическое чувство выражается в них в разных преувеличениях и довольно холодно, по крайней мере без истинного одушевления, исходящего из сердца и возбуждающего сердце читателя. Вот напр. какими стихами оканчивается описание подвига Ермака в первой пиесе:

Великий! Где б ты ни родился,

Хотя бы в варварских веках,

Твой подвиг жизни совершился;

Хотя б исчез твой самый прах,

Хотя б сыны твои, потомки,

Забыв деянья предка громки,

Считались в дебрях и лесах,

И жили с алчными волками;

Но ты, великий человек,

Пойдешь в ряду с полубогами

Из рода в род, из века в век;

И славы луч твоей затмятся,

Когда померкнет солнца свет,

Со треском небо развалится

И время на косу падет.

В каком ты блеске ныне зрима,

Княжений, царств великих мать!

Москва, России дочь любима!

Где равную тебе сыскать?

Венец твой перлами украшен;

Алмазный скиптр в твоих руках;

Верхи твоих огромных башен

Сияют в злате, как в лучах;

От Норда, Юга и Востока,

Отвсюду быстротой потока

К тебе сокровища текут;

Сыны твои, любимцы славы,

Красивы, храбры, величавы,

А девы – розами цветут! 44

Стихи на милость, оказанную императором Павлом I потомству Ломоносова, написаны в классическом стиле самого Ломоносова и совершенно напоминают его оды имп. Елизавете и меценату Шувалову.

В Песни на коронование императора Александра I, автор обращается к Александру со следующими словами:

Монарх! под сими небесами,

На сем же месте Иоанн

Приял геройскими руками

Венец, которым ты венчан.

Благоговей к своей порфире:

Ее носил Великий в мире,

Сам Петр на мощных раменах!

Благоговей пред сей державой;

Она горит, блистает славой

Премудрыя одной в женах! 45

Дмитриев написал еще несколько од в подражание Горацию.

Что за диковина? Лет двадцать уж прошло,

Как мне, напрягши ум, наморщивши чело,

Со всеусердием все оды пишем, пишем,

А ни себе, ни им похвал нигде не слышим!

Ужели выдал Феб свой именной указ,

Чтоб не дерзал никто надеяться из нас

Быть Флакку, Рамлеру и их собратьи равным,

И столько ж, как они, во песнопеньи славным?

Как думаешь. Вчера случилось мне сличать

И их и нашу песнь: в их. нечего читать!

Листочик, много три, а любо как читаешь –

Не знаю, как-то сам как будто бы летаешь!

Судя по краткости, уверен, что они

Писали их резвясь, а не четыре дни;

То как бы нам не быть еще и их счастливей?

Когда мне во сто раз прилежней, терпеливей?

Ведь, наш начнет писать, то все забавы прочь!

Над парою стихов просиживает ночь,

Потеет, думает, чертит и жжет бумагу;

А иногда берет такую он отвагу,

Что целый год сидит над одою одной!

Большая часть из них – лейбгвардии капрал,

Аесессор, офицер, какой-нибудь подъячий,

Иль из кунсткамеры антик в пыли ходячий,

Уродов страж – народ все нужный, должностной. –

Их цель – награда перстеньком,

Нередко сто рублей иль дружество с князьком,

Который от роду не читывал другова,

Кроме придворного под час месяцеслова;

Иль похвала своих приятелей, а им

Печатный всякой лист быть кажется святым.

Дмитриев осмеивает всю их бездарность, изображает подробно процесс составления оды одним знакомым ему одописцем.

И оду уж его тисненью предают,

И в оде уж его нам ваксу продают.

Вот как пиндарил он н все ему подобны,

Едва ли вывески надписывать способны.

Сатира эта, лучшее из стихотворений Дмитриева, получила историческое значение. Осмеяв бездарных слагателей од, она вообще уничтожила страсть писать оды и вместе с сочинениями Карамзина содействовала упадку ложно-классического направления в лирической поэзии. Она всегда пользовалась особенною популярностию, помещалась в христоматиях, заучивали еб наизусть, и большая часть выражений из нее употреблялись как пословицы.

Как сказки я ее любил:

Читая их. прощай учитель,

Симбирск и Волга. все забыл!

Уже я всей вселенной зритель.

Сказка очень забавна и игрива, написана легкими стихами на тему, как мечтатель Альнаскар размечтался до того, что в один миг уничтожил свой короб с хрустальной посудой, а с ним и свои воздушные башни, которые он строил на нем в своем воображении. Здесь между прочим о своих сказках Дмитриев замечает:

Я знаю, что оне не важны, бесполезны;

Но все ли одного полезнаго искать?

Для сказки и того довольно,

Что слушают её без скуки, добровольно,

И может иногда улыбку с нас сорвать.

Что мы всегда чужой завидуя судьбе

И новых благ желая,

Ив доброй воли в ад влечем себя из рая.

Дмитриев написал много посланий, надписей, эпитафий и других мелких стихотворений. Вяземский придает им большое значение. «В сих игрушках ума не замечается труд авторский; кажется, что стихи написаны не пером рачительным, а набросаны рукою легкою и своевольною. В надписях и эпиграммах и других мелких стихотворениях поэт наш открыл дорогу своим преемникам. До него не умели ни хвалить так тонко, ни насмехаться остроумно 48 . Из надписей Дмитриева лучшая и более характерная – уже приведенная нами выше надпись к портрету Хераскова, а из эпитафий лучшие – две эпитафии Богдановичу.

О жизни и стихотворениях Дмитриева в сочинениях кн. Вяземского том 1; у Галахова: Историческая христоматия, т. 11, 66–72. Стихотворения Дмитриева имели несколько изданий; мы пользовались 4-м изданием 1814 г. Москва.

Читайте также: