Описание старшей школы в россии

Обновлено: 06.07.2024

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас в некоторых школах также бесплатно снабжают учебниками, в других приобретаются родителями.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

* I ступень (начальное общее образование) — 4 года;

* II ступень (основное общее образование) — 5 лет;

III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Получение образования имеет ограничение учебного времени учащегося, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Содержание

Школьное образование в России

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ [2] .

Ученик старшей школы (10-11 класс) кардинально отличается от школьника средних классов, и дело совсем не в возрасте. Что меняет переход на высшую ступень среднего образования? Разберем в этой статье.

Есть 3 принципиальных отличия старшей школы от средней.

Первое: учеба здесь не гарантируется государством .

Каждый год из 9 класса школьники уходят во взрослую жизнь. Часть поступает в колледж, и овладевает профессиональной специализацией — это абсолютно нормальный и достойный маршрут. Кто-то и вовсе прекращает обучение, начинает работать, выходит замуж и так далее. Другие пробуют свои силы и поступают в старшую школу.

Большинство учеников продолжает обучение в 10 классе своей же школы. Как правило, перевод осуществляется на основании хороших оценок за 9 класс и результатов ОГЭ. Кто-то после 9 класса выбирает школу уровнем выше — в старшие классы 2107 на конкурсный отбор приходят претенденты со всего города, и многие из них успешно поступают к нам. Здесь будут важны не столько оценки, сколько реальные знания, высокая мотивация и внеучебные достижения.

Второе: старшая школа — это предвузовская подготовка.

Третье: в старшей школе выбирают и пробуют будущую профессиональную специализацию.

С каждым годом высшее образование всё больше сегментируется и делится на узкие профили. Если выпускник школы точно не знает, в какой сфере хочет работать в будущем, то есть большая вероятность, что его выбор вуза и программы будет ошибочным, что приведёт к потере времени и денег.

В старшей школе нужно определиться со своим профессиональным выбором и жизненной траекторией как минимум на десятилетие вперед. В этом хорошо помогают профили: физико-математический, социально-экономический, гуманитарный и так далее. В идеале, к которому стремится наша школа, старшеклассник не только определяется с выбором, но и делает первые шаги в профессии. На эту задачу у нас работают городские проекты: инженерный, медицинский и IT-классы, - а также вузовские проекты: лицейские “Классы Физтеха” и классы Распределенного Лицея НИУ ВШЭ.

Русские школы

В России одна из лучших в мире систем массового образования, где уровень грамотности составляет 98% (выше, чем в большинстве западноевропейских стран). Система состоит из обязательного базового образования и высшего образования.

Образование в России является обязательным для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Оно состоит из начальной школы для детей в возрасте от 6 до 10 лет, за которой следует старшая школа для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Если ученик средней школы желает продолжить свое высшее образование, он или она должны остаться, чтобы закончить среднюю школу еще на 2 года, с 15-17 лет.

Начальная и средняя школа включает 11 лет обучения. В каждой школе есть основная учебная программа по академическим предметам. По окончании этого этапа учащимся выдается Аттестат о среднем (полном) общем образовании (Аттестат о среднем полном общем образовании).

В 15 лет дети могут поступить в профессионально-техническое училище или неуниверситетский институт. Как правило, они предлагают программы академических предметов и программу обучения в технической сфере до тех пор, пока студенты не достигнут 17 или 18 лет. Такие учебные заведения раньше назывались техникумами, но теперь большинство из них известно как колледжи.

Школьные часы и каникулы

Учебный год в России состоит из 4 семестров с каникулами между ними; 1 неделя в ноябре, 2 недели в январе, 1 неделя в марте и почти 3 месяца летом. Школа проводится с 1 сентября до последней недели мая, экзамены — в июне.

Учебный день обычно начинается в 8 утра и заканчивается в 1 или 2 часа дня. Учащиеся обычно посещают занятия 5 дней в неделю, хотя в некоторых школах требуется дополнительное обучение по субботам.

Обычно длится 40-45 минут с перерывом в 5-15 минут между ними. В начальной школе у ​​учеников 4 занятия в день. Это увеличивается до 5 или 6 классов в день в средней школе и до 6 или 7 в старшей средней школе.

Обычный класс состоит из 20-30 учеников. В начальной школе у ​​учеников есть один учитель по всем преподаваемым предметам.

Предметы и оценки

Некоторые предметы являются обязательными, например, русская литература, русский язык, история России, всемирная история, математика и естественные науки. Кроме того, существуют специализированные школы, специализирующиеся на конкретных предметах.

Частные и международные школы

Частные школы в России относительно редки. Такие школы делают упор на изучение английского языка и другие критические навыки. В отличие от государственных школ, частные школы обычно взимают плату за обучение.

В крупных городах России есть также международные школы для детей-эмигрантов, например, Англо-американская школа в Москве. Основанная посольствами США, Великобритании и Канады в Москве, школа оснащена самыми современными удобствами и оборудованием.

Читайте также: