Дыхательная гимнастика для детей с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Светлова Лариса Ефимовна

Организация: ГБДОУ №99

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Автор: Николенко Галина Борисовна

Организация: ГБДОУ №99

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Формировать отношение ребенка к здоровому образу жизни невозможно без участия педагогов дошкольных учреждений: воспитателей групп, учителей-логопедов, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре.

Будущее здоровье детей зависит от активного образа жизни, в том числе от правильного дыхания. Важно научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину, частоту, зная признаки правильного дыхания- понимать состояние своего организма. Сочетая в себе физические упражнения и специфическое дыхание, дыхательная гимнастика укрепляет мышцы, обеспечивает организм нужным количеством кислорода.

У детей, поступающих в речевые группы независимо от их речевого дефекта наблюдается слабое, поверхностное дыхание, поэтому, развитие дыхания- один из важных этапов коррекционной помощи детям. Для постановки ряда звуков: шипящих, свистящих, сонорных требуется равномерная, сильная воздушная струя. Основная задача педагога в работе с такими детьми, сначала формировать физиологическое дыхание: вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох, равен по продолжительности выдоху, выработка диафрагмального дыхания: когда легкие могут вобрать в себя больше воздуха при минимальных усилиях, а затем формировать и речевое дыхание, когда после глубокого вдоха делается пауза, затем на длительном выдохе проговаривается слово.

Исследуя специфические особенности дыхания детей подготовительной группы, мы отметили отсутствие плавного и длительного выдоха.

В соответствии с целью выработки речевого дыхания мы подобрали методики направленные на коррекцию дыхания:

Цель: Тренировать все мышцы дыхательной системы.

  1. Методика развития речевого дыхания у детей с речевой патологией М.Ф.Фомичевой

Цель: Формирование речевого дыхания через речевые упражнения.

Цель: Работа по коррекции глубокого вдоха и выдоха.

Среди основных видов гимнастик, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика, т.к. она повышает общий жизненный тонус человека, его сопротивляемость, стимулирует обмен веществ. Эта технология помогает выработать у ребенка осознанное отношение к здоровью, помогает формировать правильное речевое дыхание, которое является основой речи.

Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Поэтому во всех оздоровительных системах огромное внимание уделяется овладению, навыкам правильного дыхания, которое является залогом физического и психического здоровья.

ВложениеРазмер
dyhatelnaya_gimnastika.docx 30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

Картотека упражнений, игр для развития навыка правильного дыхания у детей с ОВЗ.

Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Поэтому во всех оздоровительных системах огромное внимание уделяется овладению, навыкам правильного дыхания, которое является залогом физического и психического здоровья.

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. В структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет то 83 до 97% .Патологические изменения, возникающие при этих заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Это нередко приводит к развитию хронических бронхолегочных заболеваний. Различные физические нарушения(деформация грудной клетки, искривление позвоночника, нарушение осанки, и .др.) создают дополнительные препятствия дыханию. В этих случаях дыхательная гимнастика, физические упражнения могут быть основными реабилитирующими средствами. Укрепление дыхательной мускулатуры детей , повышает их сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Целью дыхательной гимнастики является совершенствование произвольной регуляции дыхания, тренировка механизмов или составных компонентов дыхательного акта. В результате систематических тренировок вырабатывается привычка к определенной механике и типу дыхания в повседневной жизни. . Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами

Цель дыхательных упражнений -увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Задачи дыхательной гимнастики. .

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость. Закалённость, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в лёгких.

Существует определённая система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое(жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Фазы: вдох -пауза-выдох.

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот

Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое(4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха(1:2 или 1:3).Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в тёплое время года- в прогулки.

Наиболее важным при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный -выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.

2.. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

3.Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

4. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается зажать нос пальцами.

5. Комбинированный вдох

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

6.Послушаем своё дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания.

И.П.- стоя, сидя, лёжа. Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:

* куда попадает воздушная струя, и откуда выходит;

* какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;

* какое дыхание: поверхностное(лёгкое) или глубокое.

* тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки.

7 Подыши одной ноздрёй.

Цель : учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

* правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй сделать тихий продолжительный вдох.

. 8. Погладить крылья носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами 5-6 раз.

9. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону-вдох, возврат в исходное положение -продолжительный выдох. То же в другую сторону.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: Развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ.

11. Упражнение на успокоение дыхания.

Носом-вдох, и выдох ртом,

Дышим глубже. А потом

Марш на месте, не спеша .

Коль погода хороша.

Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них.

После того как у детей будет сформирован длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу , тембр, голос.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных звуков, сначала шёпотом, затем громко.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

Цель: Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков

Инструкция к выполнению. Произношение согласных идёт на одном выдохе.

И.П.-сидя одна рука лежит на животе, другая на груди.

И.П.-стойка гимнастическая палка перед собой.

И.П.- стойка ноги врозь.

И.П.- упор сидя сзади.

И.П.- стойка ноги врозь.

Мы, качаем, мы качаем.

Воздух в шины надуваем.

Проверяем каждый раз

И аварий нет у нас.

Шарик мой воздушный.

Кокой ты не послушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее шарик

Подул тёплый ветерок «ш-ш-ш-поднимают руки вверх

И.П-лёжа на спине, глаза закрыты, тело расслаблено. На выдохе произносить звук (с). Упражнение способствует расслаблению дыхательных мышц.

На выдохе долго и негромко произносить звук(ж). Упражнение эффективно для вывода мокроты.

Механически следовать какой либо из них, не целесообразно.

Шуршит змея Вдох – зигзагообразно поднять руки вверх, ладони вместе.

Ш-Ш-Ш. Выдох -опустить руки вниз, ладони вместе.

Ползет, ползет, старается Вдох развести руки в стороны.

Ш-Ш-Ш- Выдох-руки скрёстно на грудь.

Обманчив тихий шорох и покой

Напасть она готова в миг любой Вдох-руки согнуть назад, голову назад.

Ш-Ш-Ш Выдох-руки вперёд, голову вниз.

Не принимай змеиный комплимент

Змея тебя придаст в любой момент Вдох-руки зигзагообразно вверх.

Ш-Ш-Ш Выдох –руки вниз.

Завели машину- вдох

Накачали шину- вдох

Улыбнулись веселей вдох

И поехали быстрей.

Воздух мягко набираем, вдох

Шарик красный надуваем выдох

Шарик тужился, пыхтел,

Пчёлы гудят кладут ладонь на шею и тянут звук(з)

Упражнение помогает при боли в горле.

Жук летит кладут ладонь на грудь и негромко произносят звук(ж).

И жужжит, жужжит.

Упражнение помогает при бронхитах.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

И.П.- стойка ноги врозь палка за спиной.

Игры, направленные на совершенствование функции дыхания

Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, необходимо обучать детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.

Цель: формирование правильного носового дыхания. Количество игроков — 8—12.

Инвентарь: 2 веревки, 3—5 перышек.

Инструкция. На две натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10 сантиметров одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды, располагаясь напротив (перышек) на расстоянии 50 сантиметров.

По сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой и щеки надуть.

Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее.

Вариант: увеличивать расстояние между веревкой с перышками и игроками.

Методические указания. Игра малой интенсивности для детей 6—14 лет.

Цель: улучшение функции дыхания.

Количество игроков — 5—7

Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает.

Цель: совершенствование выдоха, не надувая щек.

Инструкция. И.п. — стоя, руки на поясе. Вдохнуть носом, на плавном выдохе выполнять тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, медленно выдыхать.

Цель: увеличение длины вдоха и плавности выдоха.

Инструкция. Несколько детей встают у стартовой линии на четвереньки, перед каждым из них лежит воздушный шарик. По команде они вдыхают воздух носом и плавно дуют на шарик. Побеждает тот, чей шарик укатится дальше.

Методические указания. Выдыхать плавно, губы не напрягать. Добирать воздух запрещается.

В обруч положить теннисный шар. Ребенок становится на четвереньки и дует на шар, так чтобы он двигался по краю обруча.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с ребёнком за стол, положите перед собой два ватных шарика

Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола

1.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В

2.Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.

3. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим : оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. Ю. Картушина . – Москва : Сфера, 2004 . – 384 с. – (Программа развития) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия-игротренинга, направленного на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов для старшей логопедической группы.

Интегрированное занятие-игротреннинг для старшей логопедической группы, направленное на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов.


Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания.


Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками для развития речевого дыхания, тематические упражнения и упражнения для развития физиологического дыхания.


Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени.


Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи».

Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей

Правильное речевое дыхание – это основа звучания речи. Оно обеспечивает четкое звукообразование, поддерживает громкость голоса, сохраняет плавность речи, интонационную выразительность.Формирован.

Проект по развитию навыков правильного дыхания у детей младшего возраста "Дышим - не болеем"

Данный проект реализован с детьми младшего возраста. Он направлен на ознакомление родителей со здоровьесберегающей технологией "Дыхательная гимнастика".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечёт за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального дыхательного стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния ребёнка с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы: во время занятий в тренажёрном зале, ЛФК, после дневного сна, на физминутках в процессе образовательной деятельности педагогами центра.

Чтобы лучше понять смысл и задачи дыхательной гимнастики следует вспомнить физиологию. Внешнее дыхание – процесс обмена газами между атмосферой и альвеолами лёгких. В зависимости от того, какие отделы лёгких больше участвуют в газообмене, выделяют типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.

Нижнегрудной тип дыхания: грудная клетка при вдохе расширяется, а при выдохе – сужается. Хорошо вентилируются средние отделы лёгких. Диафрагма не участвует в этом типе дыхания или участвует в качестве пассивного клапана. Нижние отделы лёгких не вентилируются. У детей с таким типом дыхания грудная клетка выглядит такой: поперечный размер увеличен, а передне-задний – уменьшен.

Диафрагмальный тип дыхания: на вдохе диафрагма опускается, живот слегка выступает вперёд; на выдохе живот подтягивается, диафрагма поднимается. В процессе диафрагмального дыхания наиболее реализуется присасывающая функция диафрагмы, что способствует предупреждению венозного застоя в органах брюшной полости, малого таза. Полное дыхание включает последовательное заполнение воздухом всех лёгких. Объём дыхания максимален, а частота минимальна. Немногие люди используют полное дыхание в обычной жизни, но оно часто применяется в дыхательную гимнастику. Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, а для детей с ОВЗ особенно.

В центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: ДЦП, РАС (расстройства аутистического спектра), с заболеванием дыхательной системы, ЧБД (часто болеющие дети), дети с гиперактивностью, с задержкой речевого развития. В работе с детьми с ОВЗ используются специально разработанные, дыхательные упражнения. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, и медикаментозное, и терапевтическое, развивая ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма. Дыхательную гимнастику не следует проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости и внимательно следить за самочувствием ребёнка во время занятий.

Список литературы:

1. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М: 2006.61 с.

2. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы (младшая группа). Волгоград. 2012. 127 с.

3. Коновалова Н.Г. Корниенко Л.В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград. 2012. 54 с.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В работе c детьми с ОВЗ мы используем дыхательную гимнастику, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В работе c детьми с ОВЗ мы используем дыхательную гимнастику, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровление организма, которая решает ряд следующих задач:

— насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

— нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произношению звуков.

Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физминутках и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-улучшают нервно-психическое состояние;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Приведём несколько примеров упражнений.

Упражнение 1. ПУЗЫРИ

Упражнение 2. НАСОС

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 — 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту — ту — ту — ту.

Как машинка гудит? Би — би. Би — би.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. Часики.

Упражнение 5. Лыжник.

Читайте также: