Дворцов море бьется о скалы краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

Интегрированный урок

11 класс

Учитель русского языка и литературы

Кучинская Галина Владимировна,

1. Интегрированный урок.

Интегрированный урок .

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.

Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла, что во многом обусловлено объективными причинами. Сама специфика литературы и истории на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции.

Внедрение в школах компьютеров помогло снять возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у учащихся к историческим процессам, показать возможность изучения литературы и истории, нестандартными методами. Компьютеризация дала возможность наглядно увидеть на экране дисплея то, что раньше составляло трудность и недоступность нахождения материала (портретов, картин…).

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1.Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4 .Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Пояснительная записка

Целью данной методической разработки является вовлечение каждого

учащегося в активный познавательный процесс урока. Отбор содержания урока произведен в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъективного опыта ребенка. Форма проведения – работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью. Это одна из наиболее рациональных форм в системе ЛОО. При применении технологии ЛОО учитель выступает в роли организатора самостоятельной деятельности учащихся, консультантом и помощником.

На уроке применяются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Учитель называет тему, вместе с учениками формулируют проблему, а затем ребята самостоятельно определяют цели и задачи урока. Основным методом является проблемно – поисковый, он построен на самостоятельной деятельности учеников по осознанию проблемы, поиску

способов ее решения. К этому уроку ребята самостоятельно готовили биографию писателя, искали ответы на вопросы:

-Почему Н.Г.Дворцов обратился к этой теме?

- История написания романа, прототипы героев.

-В каких условиях содержались военнопленные?

Актуальность данной темы не вызывает сомнений по нескольким причинам: концлагеря – это не только история, но и современная реальность: албанские лагеря смерти для сербов, пытки над арабами в американской тюрьме Гуантанама, националистические организации фашистского толка: баркашовцы, скинхеды, антисемиты…

Исходя из этого, мы ставили следующие цели и задачи:

-Дать и закрепить представление о таком явлении как концентрационный лагерь;

-Показать причины возникновения Концлагерей;

-Показать ужас этой бесчеловечной системы;

-Сравнить систему ГУЛАГ и фашистские лагеря, что общего и в чем различия;

-Доказать, что это не национальное явление, а порождение тоталитарной системы, отсутствие или слабости института гражданского общества;

-Показать значимость человеческого фактора: с одной стороны проблема внутри нас ведь машины уничтожения в Германии и СССР работали с молчаливого согласия и иногда одобрения миллионов людей; с другой стороны сила и величие гуманизма на примере подвигов узников и тех, кто им помогал, спасал;

-Показать мерзость не только системы уничтожения, но и самой идеологии, допускающей это;

-Доказать значимость международных организаций и документов как силы, способной эффективно противостоять такой системе (Международный Красный Крест, международное гуманитарное право, ООН).

Обоснование выбора темы

С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смог выжить. И к шестидесяти пятилетию Победы в Великой Отечественной войне мы приоткроем страницы из чудовищной истории концлагерей, а также поговорим о тех людях, который пережили годы в концлагерях, которые, будучи одинокими, смогли выжить в тяжёлых условиях войны, но не потеряли человеческого достоинства. Мы не должны забывать о тех ужасах, зверствах, которые чинили фашистские изверги. Ведь сейчас об этом очень мало информации.

Многим жертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уже никто не сможет вернуть этим людям их молодость и здоровье, которое они потеряли в фашистских застенках, и уже никто не вернёт загубленные души.

Судьба Н.Г.Дворцова является хорошим примером для нас, он боролся и он выжил. Быть практически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условиях оккупационного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый человек.

Постановка проблемы

Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Как сделать так, чтобы это никогда не повторилось? Это одна из важнейших проблем нашего времени и мы должны её решать.

Наглядность: Портрет Н.Г.Дворцова, эпиграф, тема, вывод, иллюстрации о войне, выставка произведений Н.Г.Дворцова, выставка материалов из музея, музыка.

В этом названии все: и покаяние, и боль, горечь, негодование и даже презрение.

Такая гамма, переживаний возможна потому, что мы будем говорить о концентрационных лагерях, их узниках и нелюдях – палачах.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

Найти причины - и здесь мы должны четко дать себе ответ, что это не порождение, немцев, русских или кого-либо еще. Это порождение тоталитарной системы.

Следующая задача – показать уродливость этих сооружений.

Ведь если признать это нормой, то можно смело говорить не о прогрессе человечества, а о деградации.

Следующая задача – развенчать некоторые мифы, например, что концлагеря – это изобретение немцев.

Я, сознательно постараюсь не злоупотребить статистикой, ведь самое главное не точные цифры погибших, а то, что вообще можно было безнаказанно поставить смерть на поток.

Итак, начнем с развенчания некоторых легенд.

Концлагеря – это не фашистское изображение, а детище большевика Троцкого.(2 слайд)

Возникли они в 1918 году как одно из орудий красного террора, классовой борьбы.

Это будет иметь роковое значение для двух миллионов советских пленных.

Потому что они испытают двойной гнет, когда, вернувшись из фашистских лагерей, попадут в систему ГУЛАГА.

Точно подсчитать количество советских лагерей невозможно: официальная цифра – 6,5 миллионов человек, Солженицын говорил о более 10 миллионах человек.

Но всё - таки по масштабам истребления, по цинизму ничто не сравнится с фашистскими лагерями.(3,4,5,6)

Идеологи этих зверств известны всем: Гитлер,

Гесс, Гиммлер, Геринг.

Цинизм появлялся во всем: в существовании детских боксов, методах уничтожения, индустрии изделий из человеческой кожи.(7 слайд)

У лагерей смерти были планы по поставкам качественной человеческой кожи для изготовления дамских сумочек, абажуров, перчаток.(8 слайд)

За бракованную кожу штрафовали.

Я не смакую подробности, я пытаюсь показать, что за этим стояли духовно уродливые люди с полным отрицанием общечеловеческих ценностей.

Мы можем смело говорить о том, что унтерменшами были они, в смысле, нелюди.

Вся система бесчеловечна, когда одновременно…

Человечество не только дало оценку этим злодеянием, но и пытается сделать все, чтобы это не повторилось.

Была разработана система международных организаций и документов (Международный Красный Крест, международное гуманитарное право, ООН…) Но самое главное внутри нас, необходимо, чтобы каждый человек нес в себе внутренний протестов против такой жестокости.

Я вам представил общую картину, а как это выглядело в судьбах конкретных людей, в судьбе нашего известного земляка писателя Дворцова поведает преподаватель – филолог Кучинская Г.В.

1.Слово учителя:

Приложение № 1.

6.Слово учителя:

- Кто такой герой? (на доске)

-Что такое подвиг?

Мы говорим герой – это тот, кто в решающий момент совершает

поступок, проявившийся в действии при самых тяжелых обстоятельствах.

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

На дом вам были даны вопросы, на которые вы приготовили ответы, работали в группах.

Работа в группах:

I . -Почему Н.Г.Дворцов обратился к этой теме?

Приложение № 2.

Приложение № 3.

-В каких условиях содержались военнопленные? (опишите)

(коротко пересказать или зачитать отрывки из текста)

-Что вы можете сказать о героях этого романа и о тех людях, которые прошли через застенки фашистских лагерей?

Они все совершили подвиг. Их всех можно назвать героями, потому что выдержать эти муки ада не так - то просто.

Приложение № 4, 5.

Дворцов в ярких, запоминающихся картинах показал, как гитлеровцы издевались над советскими военнопленными, морили их голодом, изнуряли непосильным трудом, бесчеловечно расправлялись с теми, кто не стал изменником родины.

Примерный ответ учащихся: События происходят у берегов Норвегии. Это наложило отпечаток на то, в каких условиях содержались военнопленные: промозглая погода, сырость, сырость везде: на улице, в бараках, постоянно влажная одежда. Шум прибоя постоянно был слышен в лагере, напоминая узникам, что где-то рядом свобода. Ведь море - это символ свободы, независимости, яростной борьбы…

Если мы говорим, что капля точит камень, то море - это огромная разрушительная сила, противостоять которой практически невозможно. И если провести параллель с романом (рука с растопыренными пальцами, сжимающимися в кулак и капля, точащая камень, капля за каплей – огромная морская стихия), то становится ясно, что море – это военнопленные, которые не смирились со своим положением и продолжают вести борьбу, даже находясь в фашистских застенках.

- Что больше всего вам запомнилось, поразило вас? (ответы учащихся).

других народов. Начав войну против Советского Союза, они надеялись захватить наши богатства, превратить наших людей в своих рабов.

Дворцов вскрыл античеловеческую сущность фашизма. Показал, что такое никогда больше не должно повториться.

А подвиг советского народа никогда не будет забыт.

Приложение № 1.

Николай Григорьевич Дворцов родился 19 декабря 1917 года, в селе Куриловке, Новоузенского района, Саратовской области, в семье столяра. Ему рано пришлось столкнуться с трудностями. В 1929 году умер отец, и мальчик остался с престарелой матерью. После окончания школы крестьянской молодежи он поступил в строительный техникум, но в 1937 году из-за материальных затруднений был вынужден прервать учебу и пойти учиться на работу в управление ирригации Саратовского областного земельного отдела техником-нивелировщиком.

В начале ВО войны Дворцов был в составе наших войск и находился в Иране, а в декабре 1941 года участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Таганрогом. В мае 1942 года, принимал участие в неудачной операции по освобождению Харькова от немецких оккупантов, попал в плен. Лето провел в пересыльных лагерях Польши, Германии, а в октябре его отправили в Норвегию, где он находился до конца войны. (18,19,20,21 слайд)

Дворцов, испытал зверство немецко-фашистских поработителей, покрывших захваченные территории лагерями смерти. Гитлеровцы морили голодом, изнуряли каторжными работами. Враги пытались сломить волю советских бойцов.

Но любовь к родине была беспредельна, вера в победу – неугасима.

Это давало силы продолжать в нечеловеческих условиях борьбу с ненавистным врагом.

В лагере была организована подпольная группа, членом которой состоял Дворцов. Она установила связь с Норвежскими коммунистами, систематически получала от них правдивую информацию о положении на фронтах. Лагерь готовился к восстанию. 10 ноября 1944 года шесть подпольщиков были схвачены и расстреляны фашистами. Но это не сломило волю советских людей. Борьба продолжалась.

После окончания ВО войны Дворцов непродолжительное время служил в Советской Армии, затем работал гидротехником Гусеевского торфопредприятия во Владимирской области.

В последующие годы появляется ряд новых книг Дворцова. В 1955 году Дворцов был принят в члены Союза советских писателей.

Тут можно читать бесплатно Море бьется о скалы (Роман) - Дворцов Николай Григорьевич. Жанр: Военная проза. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Море бьется о скалы (Роман) - Дворцов Николай Григорьевич

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Море бьется о скалы (Роман) - Дворцов Николай Григорьевич краткое содержание

Море бьется о скалы (Роман) - Дворцов Николай Григорьевич - описание и краткое содержание, автор Дворцов Николай Григорьевич , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Море бьется о скалы (Роман) читать онлайн бесплатно

МОРЕ БЬЕТСЯ О СКАЛЫ

Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

Мужество рождается в борьбе.





Низкое лохматое небо сеяло почти невидимую водяную пыль.

Колонна, миновав круглую опрятную площадь, вышла на улицу. Трак. Трак. Трак, — тарахтят о скользкую брусчатку деревянные подошвы пантофель.

Как на военном смотру, выстроились в две шеренги дома. Из красного кирпича, под крутыми крышами из красной черепицы, они похожи друг на друга, как близнецы.

У Степана Енина глаза так ввалились, что, как говорят, крючком не достанешь. И там, в глубине глазниц, они горят, как у больного. Степан тянется взглядом за грань штыков. Хочется хоть мельком взглянуть на иную, расхваливаемую немецкой пропагандой жизнь. Вот она, до нее три-четыре шага…

На тротуарах под каштанами, роняющими блеклые листья, скапливаются любопытные. Отвернув чуть в сторону гнедых битюгов, в темно-зеленом фургоне на резиновом ходу важно восседает старик. Черный клеенчатый плащ, отвислые, тщательно выбритые щеки и выпяченная нижняя губа, на которой прилип окурок сигары.

Откуда-то вынырнул мальчонка в коротких штанишках и кепи с большим блестящим козырьком.

— Швейн! Большевик! — взвизгнул он, запуская в пленных камнем.

Конвоир притопнул, делая вид, что намеревается догнать задавшего стрекача мальчонку. А потом, оглядываясь на соседа, хмыкнул. Перехватив его взгляд, старик в фургоне снял с губы окурок и довольно заулыбался. Заулыбались и на тротуарах.

Последние дома остались за спиной. И лучше. К черту все! Степан смотрит вперед, но уже в ста метрах дорога тонет в густом липком тумане. Лишь по обочинам видны ряды коряжистых деревьев.

Степан думает о том, что вот эта чертова дорога началась для него под Харьковом в конце мая. Теперь октябрь, первая половина… Полгода еще не сравнялось, а все то хорошее, радостное, которое было, ушло так далеко, что кажется, его никогда не было.

Пленных пересчитывают. Томительная своей выстойкой процедура.

— Фюнф, цен, фюнфцен, цванцинг, — считает начальник конвоя, полный пожилой лейтенант. Носатое лицо с мрачно опущенными углами рта убедительней всяких слов говорит о том, что лейтенанту осточертело мокнуть под дождем. Ему хочется поскорее развязаться с пленными, вернуться в тепло, чтобы выпить кофе, а может быть, и стопку шнапса. Поэтому лейтенант не скупится на беспричинные тумаки и зуботычины. Рядом с начальником конвоя — унтер-офицер в фуражке с высокой тульей и просевшим, как плоская крыша сарая, верхом. Узкие галифе, высоко и плотно обтягивая тонкие ляжки, делают его похожим на цаплю. Лицо унтера сухое, с запавшими щеками, нос тонкий и острый.

— Фюнф унд цванциг, драйсит, — продолжает считать пятерки начальник конвоя.

— Что живот распустил? — унтер сдабривает вопрос смачной матерщиной и улыбается.

Пленные переглядываются. Оказывается, эта цапля чисто говорит по-русски, а ругается просто виртуозно.

Пересчет, наконец, окончен. Унтер расписался в документах, взял один экземпляр, аккуратно свернул и положил в нагрудный карман френча.

Кто-то из пленных мрачно буркнул:

— Хоть бы пожрать дали. Вторые сутки голодом…

— Если бы вторые… Все время, — поддержал его голос.

— О, голодные! — на лице унтера деланное удивление. — Как нехорошо. Накормим. Все будут сыты вот так! — он провел пальцем по тонкой шее.

Жорка, однополчанин Степана, зло ворчит:

— Этот из гадов гад…

Степану очень хочется, чтобы Жорка ошибся. Ведь не все же они на одну колодку. Вот тогда…

Поднимаясь по крутому трапу, Степан услышал:

— Не иначе, как в Норвегию… Прут туда нашего брата, как баранов…

Жорка дернул Степана за рукав.

— Слыхал? Говорят, в Норвегию. Что за страна?

Степан попытался вспомнить школьные уроки географии, литературу, которою приходилось читать о Норвегии.

— Столица — Осло… Фиорды… Расположена на Западном побережье Скандинавского полуострова…

— Это и без тебя знаю. Что за народ? Чем занимаются? — перебил Жорка.

— Рыбой… Вода кругом… Леса и горы…

— Хорошо, если в самом деле туда, — Жорка заметно повеселел.

— Норвежцы — добрый народ. Мне один рассказывал… Был там… — неожиданно встрял в разговор Федор Бойков, черноглазый и скуластый, смахивающий на татарина, с корявым шрамом через всю правую щеку. Идя вслед за Степаном и Жоркой, Федор поддерживал за локоть военврача Олега Петровича Садовникова. У того на широком чуть приплюснутом носу — очки с выбитым правым стеклом, лицо сосредоточенное. Он, кажется, не слышит, о чем говорят рядом.

Когда поднялись на палубу, в разрыв облаков плеснулось солнце. Широкая река засверкала расплавленным серебром. А за ней — пойменные, усеянные кустарником луга, домики, стадо коров, сады — все, прикрытое светлыми клочьями тумана, кажется призрачным, невероятным. У Степана запершило в горле. Ему вспомнились родные сибирские места. Их конечно, больше не увидеть. И Лены, жены, не увидеть… Неужели не увидеть.

Пересекая палубу, Степан успел заметить белую рубку с искусно нарисованными тузами — пиковым, трефовым, червовым, а сверху, на марсовой площадке, — дуло малокалиберной пушки.

— Шнель, меньш! Шнель! — два молодых матроса, усиленно работая кулаками и коленями, провожали пленных в черную дыру квадратного люка. Гремя подошвами, пленные скатывались по крутой железной лестнице.

На грязном полу — грязная, истертая солома (видно, не в первый рейс отправляется корабль с живым грузом в трюмах).

Жорка бросился со всех ног захватывать место.

— Сюда! — крикнул он Степану.

А по железным ступенькам продолжали греметь подошвы пантофель. С каждой минутой становилось все тесней. Свободным оставался лишь проход между ногами пленных шириной не более метра.

Дворцов Николай Григорьевич - писатель.
Биография
Николай Дворцов родился на Саратовщине, в селе Куриловка. Учился в школе колхозной молодежи, летом работал табельщиком в полевой бригаде. В 1940 году окончил Саратовский учительский институт, преподавал в средней школе русский язык и литературу. В том же году был призван в Красную Армию. Участвовал в боях Великой Отечественной войны. Испытал ужасы фашистского плена.

С 1947 года жил на Алтае. Работал в книжном издательстве, на краевом радио, в молодёжной газете.

Литературная деятельность
Печататься начал еще до войны. В 1939 году в Саратовской областной газете опубликовал первый рассказ.

О событиях в Норвегии 1945 и 1967 гг.
Роман посвящен узникам фашистского концлагеря в Норвегии, в котором находился и сам автор

Принесенная Степаном весть о разгроме немцев под Сталинградом вызвала у пленных ликование, укрепила их веру в скорую победу Советской Армии над фашистскими поработителями.

Степан Енин вырастает до настоящего борца, способного совершить самоотверженный поступок во имя победы над врагом. Он вместе с Цыганом устраивает в военном порту взрыв, который приносит немцам огромный вред.

Ради своих грабительских целей гитлеровцы вели захватническую войну, насаждали кровавый порядок, зверски расправлялись с мирными жителями и военнопленными.

Дворцов в ярких, запоминающихся картинах показал, как гитлеровцы издевались над советскими военнопленными, морили их голодом, изнуряли непосильным трудом, бесчеловечно расправлялись с теми, кто был до конца предан своей родине. Франц Штарке убил Андрея Куртова за то, что он отказался пойти во власовскую армию, не стал изменником родины, как это сделали ради сохранения своей шкуры Антон Зайцев, Егор, Дунька. Немцы расправились с коммунистом Федором Бойковым, который дорого отдал свою жизнь и отомстил своим мучителям. Гитлеровцы не смогли сломить волю советских военнопленных. Они потерпели полное поражение.

Роман Дворцова о подвиге советского человека в годы Великой Отечественной войны актуален.

В наши дни Советский Союз и другие миролюбивые страны ведут решительную борьбу с агрессивными кругами, возглавляемыми американским империализмом, которые развернули бешеную подготовку войны против лагеря социализма, против нашей страны. Но нет такой силы, которая могла бы сломить волю советского народа и поставить его на колени.

Глубокой верой в силы нашего народа, способного разгромить любого агрессора, проникнут и роман Дворцова, и в этом состоит его большое значение.

Творческий путь Дворцова показывает, что писатель служит своему народу. Образы положительных героев, созданные им, воплощают в себе высокие моральные качества советского человека. Они помогают народу бороться за светлое будущее.

Перед Дворцовым, как и перед всеми литераторами, стоят новые трудные задачи Коммунистическая партия наметила историческую программу построения коммунистического общества в нашей стране в предстоящие два десятилетия. Это требует от писателя повышения мастерства, создания высокохудожественных произведений, глубоко и правдиво отображающих титаническую борьбу советского народа под руководством ленинской партии за самое прекрасное, самое справедливое человеческое общество на земле.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 173
  • КНИГИ 669 720
  • СЕРИИ 25 792
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 019


Ставка на совесть

Учитель из Меджибожа

Болезнь


Мне нравится ( 0 )

Читайте также: