Проблемы доу в сми

Обновлено: 07.07.2024

Одним из важных социальных институтов, обладающим самым сильным воспитательным потенциалов, являются средства массовой информации. К сожалению, в современных условиях воспитательный потенциал СМИ приобрел негативную направленность.

Современный мир пронизан средствами массовой информации. Ребенок с рождения включается в контекст мировых событий. Политика, экономика, войны, катастрофы, всевозможные кризисы, медицинские достижения, технические новшества – все это сопровождает повседневные детские забавы. Ребенок оказывается сознательно и опосредованно втянутым в поле программ для взрослых, которые находят свое место в формировании собственной картины мира, в формировании отношения к миру, обществу, себе.

В наше время уже дети трехлетнего возраста самостоятельно пользуются техническими средствами: играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, переключая каналы, если им не нравится передача или мультфильм. СМИ образует систему неформального образования. Средства массовой коммуникации создают условия для развития человека, обогащения словарного запаса, овладением широким кругом информации. С помощью телевизора человек может узнать о далеких народах и странах, в которых никогда не бывал. СМИ могут создать большие возможности для самообразования развития человека. Вместе с тем они не могут решить проблему развития человека.

Значение СМИ в жизни ребенка не меньше, а может быть даже больше, чем в жизни взрослого человека. Основные сведения о мире современный ребенок получает из средств массовой информации. По данным ЮНЕСКО современные дети проводят у телевизора примерно по 4-5 часов в день, что намного превосходит их время общения со взрослыми.

Сейчас в детском телевещании почти нет передач, которые бы воспитывали, образовывали и формировали определенную идеологию. Вместо этого дети примерно каждые 15 минут видят на экране акты агрессии, насилия или эротические сцены. Это все негативно сказывается на личностном развитии ребенка.

Влияние СМИ на физическое развитие детей дошкольного возраста.

СМИ оказывает огромное негативное влияние и на физическое развитие детей дошкольного возраста. Дети все больше времени проводят у экрана телевизора или компьютера. В связи с эти у их падает зрение, у них появляется дефицит движения. Они не воспринимают в движении самих себя и все многообразие мира. У таких детей наблюдается низкая мышечная активность, их осязательные движения скудны, тонкая моторика практически не развита из-за отсутствия движения. Так же у детей нарушается внимание, способность к концентрации. Чаще всего это проявляется, когда ребенок поступает в школу. Он не в состоянии сосредоточиться на одном деле более 3-5 минут, ему трудно усидеть на уроке, ему постоянно нужно быть в движении. Он не может воспринимать информацию на слух, удержать памяти предыдущую фразу и связать друг с другом отдельные предложения. Он постоянно нуждается в новых впечатлениях. Это связано с тем, что телевизор предлагает бесконечный калейдоскоп картинок, которые только иногда сопровождаются музыкой и отрывочными фразами.

Повсеместно педагоги и родители отмечают задержку речевого развития: дети начинают говорить позже, говорят мало и неохотно, их словарный запас очень бедный и примитивный. Это напрямую связано с заблуждением, которое существует у родителей. Они думают, что сажая ребенка перед телевизором, способствуют его развитию речи. Ребенок, сидящий перед экраном , постоянно слышит разговор, но не переживает его как часть активного процесса общения. Ребенку мало слышать, ему необходимо участвовать в диалоге. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Кроме того, телевидение диктует речевые штампы, которые ребенок начинает механически повторять. Возрастает употребление детьми, так называемых бранных слов и выражений.

Растет агрессивность в поведении: ребенок обижает других детей, ругается нецензурными словами; при этом он может быть из вполне благополучной семьи. Просто родители, находясь дома с детьми, не имеют возможности полноценно заниматься воспитанием ребенка и разрешают неограниченный доступ к телевизору.

Влияние мультипликационных фильмов и телепередач на формирование агрессивного поведения детей.

Изображение агрессии и насилия – распространенная особенность фильмов, телевизионных программ и компьютерных игр, в том числе тех из них, которые рассчитаны на детей.

Почти в каждой семье имеется компьютер или DVD-проигрыватель. Ребенок имеет свою коллекцию мультфильмов. Зачастую эти мультфильмы западного производства. Воздействуя на фантазию, мультфильмы и компьютерные игры дают детям новые установки и модели поведения. Никто не выдерживает конкуренции с этими яркими, запоминающимися зрительными образами, подкрепленными соответствующим звукорядом. На таком фоне самые яркие и интересные детские книжки выглядят блекло.

Ребенок в силу своего возраста отождествляет себя с героями мультфильмов. Идентифицируя себя с агрессором, малыш постепенно усваивает агрессивные модели поведения. Отрицательная энергетика впитывается через экран и накапливается внутри человека, дойдя до предела, выплескивается наружу. Постоянно наблюдая по телевидению перестрелки, трупы, драки, слыша ругань, любой человек, особенно ребенок, постепенно начинает воспринимать происходящее на экране как норму поведения.

Современные мултипликационные фильмы (в особенности западные) тяготеют к показу сцен насилия: расплющивание Тома и Джерри, таскание кота за хвост, падения, ушибы, драки. Дошкольники считают их образцами для подражания и в результате (в лучшем случае) таскают своих домашних питомцев за хвосты, загоняют друг друга под кровать, обливают водой. Все это свидетельствует о процессах дегуманизации в детской субкультуре, когда жестокость и радостный смех по поводу чужой боли ребенуближе, чем сострадание.
В современных зарубежных мультсериалах представлены фантастические образы уществ, лишенных человеческого облика и качеств. Они несут в себе жестокость, агрессию, которая превращается в навязчивую идею противостояния враг и подавление противника либо его полного уничтожения.

Дети смотрят все, что им показывают. Внутренний мир детей только начинается формироваться, и существенную роль в этом играет все, что они видят вокруг себя: игры, сказки, телевизионные передачи. На основе получаемых знаний у дошкольников формируется свое отношение к миру, происходит личностное развитие. Постигая мир, дети задают много вопросов и ищут на них ответы у взрослых, подражают снсчала взрослым, а затем героям любимых сказок, передач. Важно, чтобы объекты подражания были хорошими образцами поведения.

Средства массовой информации влияют на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, и в большейстепени влияют негативно. Защита психики ребенка от негативного влияния СМИ это необходимая функция семьи и государства.


В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей, а также негативные последствия влияния СМИ на физическое и психическое здоровье детей, методы их профилактики.

Ключевые слова: СМИ, дети дошкольного возраста, родители, электронная информация, здоровье, телеэкран.

Введение. Проблема влияния СМИ на детей дошкольного возраста является предметом научных исследований в течение последних десятилетий. Эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как жизнь человека, так и его самого. СМИ оказывают наиболее существенное влияние на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста.

Проблематика вопроса исследовалась учеными, и было признано, что главной целью профессионалов и родителей является минимизация негативного влияния СМИ на детей дошкольного возраста.

Работа воспитателя по предупреждению негативного воздействия СМИ на процесс социализации должна быть комплексной и проводиться не только с детьми дошкольного возраста, но и с родителями.

При информировании родителей имеются не только негативные последствия влияния СМИ на физическое и психическое здоровье детей, но и методы их профилактики. Прежде всего, воспитатель должен осветить основные аспекты влияния СМИ на здоровье.

Организм человека естественно не приспособлен ни к длительному сидению в одной позе, ни к постоянному рассматриванию близко расположенных предметов. Можно представить, что нагрузка при работе за компьютером подобна той, которая существует во время чтения или письма. Но имеется три существенных отличия:

1) положение тела перед монитором довольно жестко зафиксировано (в отличие от книги монитор и клавиатура находятся всегда на одном месте);

2) положение тела при работе даже взрослого человека не соответствует эргономическим требованиям, а для ребенка это еще более актуально (большинство детей использует мебель, разработанную для взрослых);

3) изображение на экране монитора светится, а предметы, окружающие человека, имеют гораздо меньшую яркость.

Несколько десятилетий назад такие заболевания, связанные с неподвижностью человека, считались профессиональными и касались лишь небольшой части населения, но сегодня всё большее количество семей имеет компьютеры, а дети обычно умеют пользоваться компьютером раньше, чем учатся читать и писать.

Необходимо отметить, что учеными подробно рассмотрены негативные последствия работы за компьютером и разработаны возможные методы предотвращения их возникновения. Совсем другая ситуация с осознанием родителями, а иногда и педагогами, негативных последствий влияния телевидения на здоровье детей. Работа органов зрения при просмотре телевизионных программ существенно отличается от типичного акта созерцания. Зрение является довольно активным процессом, когда все образы реальной действительности сначала подлежат обработке при помощи сложных движений зрительных мышц, и только затем — осознании.

Когда человек смотрит на окружающий мир, он воспринимает только крошечный фрагмент целой картины, именно тот, на котором совпадает фокус оптических осей обоих глаз. Но при этом мы получаем четкое изображение целого предмета благодаря тому, что мышцы глаз поочередно фиксируют отдельные детали. Глаз фиксирует на доли секунды один фрагмент, затем мышцы скачкообразным движением переводят фокус на другой фрагмент. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет просканировано такое количество деталей, которое позволит получить четкое полное изображение. При спокойном созерцании в секунду осуществляется от 2 до 5 движений, причем они не осознаются человеком, но в то же время они оговариваются индивидуальными особенностями каждой личности.

Исследования отмечают, что во время просмотра телевизора пульс замедляется на 10%, то есть на 420 ударов в час, а также подобные изменения происходят с обменом веществ в головном мозге. Можно подвести итог, что телеэкран переводит не только сознание в состояние между сном и бодростью, но и замедляет весь процесс обмена веществ.

Сегодня телевидение, как и несколько десятилетий назад, выступает лидером среди способов проведения досуга у детей, зато количество людей, имеющих привычку читать, уменьшается. Среди последствий, связанных с влиянием СМИ на другие аспекты жизнедеятельности детей, важными, по нашему мнению, являются: уменьшение ресурсов времени, постоянное стрессовое состояние; уменьшение межличностной коммуникации и увеличение одиночества; возникновения страха перед окружающим миром.

Для того, чтобы предупредить негативное влияние компьютера на здоровье ребенка, родители должны следить за соблюдением режима работы (не позволять работать за компьютером ночью, ребенок должен делать регулярные перерывы через определенные промежутки времени); организовать для ребенка рабочее место с учетом основных эргономических требований; и, главное, осуществлять родительский контроль за работой ребенка на компьютере.

Вывод. По общим рекомендациям по предупреждению негативного влияния СМИ на социализацию родителям необходимо:

1) ограничивать время пользования СМИ;

2) привлекать ребенка к активной деятельности и создавать для нее развивающую среду;

3) находиться рядом с ребенком при использовании СМИ или периодически осуществлять родительский контроль;

  1. Богачева Т. Ю. Педагогические риски интернет-пространства для здоровья детей и подростков и их минимизация. 2014.
  2. Мандель Б. Р. Технологические аддикции переходят в наступление. 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, негативное влияние СМИ, негативное последствие влияния СМИ, общественное сознание, положение тела, психическое здоровье детей, родительский контроль, формирование личности детей, электронная информация.

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Синцова Ирина Николаевна

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения.

Введение

Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Хочется перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

  • Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:
  • Помочь обрести уверенность
  • Подкрепить положительное начало в личности
  • Удержать от того, что мешает развитию

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально – коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как:

  • Разноуровневое обучение
  • Модульное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение в сотрудничестве
  • Метод проектов
  • Коллективное взаимообучение

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимым для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребёнка своё предназначение. Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребёнку: в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

Я предлагаю уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть разной.

Развитие детей во многом зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др. К сожалению, государство в малой мере выделяет денежные средства, так же плохо финансирует приобретение педагогами дидактической и методической литературы.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Главными критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор.

Главный элемент любой структуры системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Переход образовательных учреждений на стандарты мы рассматриваем как системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы деятельности. Большое значение приобретает информатизация образовательного процесса. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач. Особо подчеркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно­ - творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.

Так же необходимо поговорить о работе с родителями. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями (родительские собрания, педагогические гостиные, совместное проведение праздников, проведение конкурсов, организация выставок, консультационные пункты, родительские клубы, проекты и т.д.) дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Вывод

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Литература

1. Гребешова, С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. В. Гребешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3

3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ сфера, 2015. – 160 с.

Цель работы: проанализировать освещение темы детства в современных СМИ.
Задачи исследования:
– проследить положение вопросов, касающихся детей и детства в федеральных и местных СМИ;
– выяснить характерные черты в освещении темы детства в современных российских СМИ.

Содержание

Введение 2
§ 1. Освещение проблемы детства в федеральных СМИ 2
§ 2. Проблемы детства на страницах СМИ г. Ельца 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Работа состоит из 1 файл

Реферат Таня.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат на тему:

студентка группы Ж-41

к.ф.н., доц. Штейман М.С

Введение

Тема детства была и остается актуальной для человеческого общества во все времена. Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин неоднократно отмечали, что детство – важнейший период жизни человека, являющийся важным объектом не только педагогики и возрастной психологии, но и философии, социологии, этики, культурологии. Д.Б.Элькониным было показано, что с развитием общества изменяется продолжительность детства, возникают новые психологические периоды. Детство связано с овладением ребенком смыслов и способов человеческого бытия [2; 245].

Для анализа психического развития ребенка Л.С.Выготский предложил исследовать в каждом конкретном возрасте отношение ребенка со средой – социальную ситуацию развития. При этом полагалось, что социальная среда – это источник психического развития [2; 147].

Сегодня пресса пишет о детстве достаточно много, однако, СМИ в этом отношении не лишены и минусов. Чтобы разобраться в этих важных вопросах, попробуем сделать краткий обзор федеральных и местных СМИ.

Цель работы: проанализировать освещение темы детства в современных СМИ.

– проследить положение вопросов, касающихся детей и детства в федеральных и местных СМИ;

– выяснить характерные черты в освещении темы детства в современных российских СМИ.

Исследование состоит из введения, 2 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

§ 1. Освещение проблемы детства в федеральных СМИ

Мы обратились к анализу текстов статей печатных СМИ федерального значения. Для исследования отбирались статьи, содержащие описания периода детства или характеристики современных детей в возрасте от рождения до 18 лет [2; 256]. Выпуски (архив каждого источника брался за II полугодие 2012 года) были прочитаны и из них выделены статьи, в которых напрямую говорилось о детстве.

Читайте также: