Духлесс сергей минаев краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Москва 2000-ные годы. Сидя в пафосном ресторане со случайным приятелем и почти не слушая того, безымянный герой рефлексирует по поводу окружающей его жизни и персонажей, поддельных и неискренних. Он ненавидит всю эту богатую и понтовую публику и себя, являющегося неотъемлемой ее частью.

Он проводит пьяный безобразный вечер со случайной знакомой.

Утром герой приходит в офис компании, которую называет Мордором, где он четыре года трудится топ-менеджером. Это французская фирма,

торгующая консервами. Он саркастично характеризует деятельность персонала как пускание пыли в глаза, а отношения сотрудников – как в волчьей стае.

Себя он считает “проституткой”, “ублажающей” руководство. Методы ведения бизнеса считает тупыми и совковыми, директора – алкоголиком, а большинство сотрудников – лишними и ленивыми. “Лицемерие и ханжество – вот истинные короли мира” – делает вывод циничный герой. Стиль его работы – озадачить подчиненных, чтоб меньше трудиться самому.

Раздав поручения сотрудникам, которых герой считает андроидами, работающими от батареи,

он схватывается по поводу производственных проблем с финансистом Гаридо, с которым у него давняя корпоративная вражда. Их начальник с плохо скрытым злорадством наблюдает за перепалкой сотрудников: в компании принято не сотрудничать, а конкурировать.

После работы герой едет в ресторан, не потому, что голоден, а потому что так принято. Он подсаживается к едва знакомым профессиональным тусовщикам и принимает участие в бессмысленной беседе. Оглядываясь, он видит пустые лица.

И никто здесь совершенно не рад друг другу, просто выдавать свои эмоции не принято. Если бы хоть на секунду дать волю нашим чувствам, вы бы увидели исключительно кривые от зависти и тоски морды.

Внезапно герой встречает старого приятеля-тусовщика Мишу Вуду – “воплощение клубной культуры и night fever style, человек из первой пятерки московских клубных промоутеров”. Ходят слухи, что он вернулся из-за границы с целью начать свое дело.

Приятели рады друг другу и зажигают всю ночь. В отличие от пустопорожних разговоров окружающих тусовщиков, Миша серьезен: он решил открыть самый крутой ночной клуб. У него с компаньоном не хватает денег, и герою предлагается стать соинвестором.

Он обещает подумать и обсудить идею с другом.

Герой с компанией Миши закатывается в другой клуб, где ему предлагают понюхать кокаин. Внезапно в туалетной кабинке, с наркотиком в руках, его арестовывают оперативники ФСКН. Герой уже было распрощался со свободой, когда его от полицейских откупает Миша. В порыве благодарности герой решает вложится в его бизнес.

Он договаривается с Вадимом, топ-менеджером, с которым дружит семь лет, вместе стать Мишиными соинвесторами.

Герой хочет увидеть Юлию, в которую влюблен уже год. Их отношения платонические, потому как герой не хочет испортить их душевную близость. Влюбленные гуляют на Патриарших прудах, Юля убеждает героя, что он хороший человек, только уставший и “заигравшийся в циника”, и ему стоит заметить море любви вокруг него.

После свиданий с девушкой он чувствует себя лучше, чем сам о себе думает.

Друзья едут смотреть будущий бизнес, где Миша с компаньоном демонстрируют им ремонтируемое помещение. Вадим решает вложить в дело все скопленные деньги. После подписания документов герой находится в эйфории от того, что вскоре станет богатым и знаменитым и наконец займется любимым делом.

В головном офисе проходит совещание по итогам финансового года. Присутствуют французское руководство и региональные представители. По мнению героя, всех присутствующих интересуют не успехи компании, а размер премиальных бонусов, особенно чужих.

И еще здесь все завидуют москвичам.

В комнате в этот момент повисла огромная шаровая молния, сотканная из всеобщей ненависти… Можно сказать, что ненависть – это основной двигатель нашего бизнеса.

За бумажными показателями успеха стоят человеческие судьбы – в этом герой очень хорошо отдает себе отчет: “Я представляю, скольких людей мы сгноили или уволили во имя достижения этих пресловутых ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ”.

Герой сверхдоволен собой и своими профессиональными, хоть и не вполне заслуженными, успехами.

Вечер герой проводит в новом, только открывшемся клубе, в котором все как везде: выпивка, наркотики, оглушительная музыка, проститутки, полузнакомые приятели… В одиночестве возвращаясь домой, герой рыдает от тоски.

Утром, мучаясь от похмелья и ненависти к себе, он раздумывает над тем, когда же он перестал быть настоящим человеком и успел стать ничем.

… пространство внутри Садового кольца вечерами [населено] людьми-пустышками. Когда-то они были нормальными людьми, … но затем, в какой-то момент, они поняли, что легче превратиться в персонажей гламурных журналов…

Окружающую его действительность и персонажей герой называет “зоной” и “мумиями”: “Срок твоего заключения здесь не известен. Тебя сюда никто не сажал, ты… сам выбрал свой путь. Обратного не предвидится”.

Иногда герою кажется, что начальник этой “зоны” – он сам, а “мумии” объединены общей религией, имя которой – БЕЗДУХОВНОСТЬ. Герой приходит к неутешительным выводам: “Если раньше люди решали глобальную задачу – состояться в этой жизни, то сегодня их прапраправнуки решают задачу, как попасть в этот клуб и состояться сегодняшним вечером…”.

В выходной герой погружается в манящий мир Интернета, насквозь фальшивый, как и реальный. Он рассказывает, как среди воинствующей в Сети серости искал духовность и будто бы даже нашел среди почитателей контркультуры и современной литературы. Но, сходив на пару встреч с ними, быстро разобрался, что духовностью здесь и не пахнет, а “…цели всех этих революционеров такие же примитивные, как и у многих других представителей социума.

Стрельнуть денег, найти новых собутыльников… трахнуться по пьянке с любой телкой…”. Герой грустно советует: “Если в Интернете вы увидите интересное сообщество людей, … ни в коем случае не ищите с ними встречи в реальности. Наслаждайтесь на расстоянии, если не хотите новых разочарований”.

В баре “Кружка” герой встречается с представителями андеграунда, с последователями Лимонова – нацболами. Громкие и пустые речи адептов о будущей пролетарской революции маскируют вполне приземленные желания: пообщаться, напиться на халяву, занять денег без отдачи. Герой саркастично высмеивает псевдореволюционных бездельников, умеющих только критиковать режим, но не желающих работать.

Ему пытаются возражать молодые нацболы, но вскоре их боевой запал угасает и сборище превращается в пьянку.

Герой общается с лидером сайта контркультурщиков – пьяницей Авдеем. Тот сперва просит устроить его на работу, а не увидев позитивного отклика, предлагает организовать бизнес по раскрутке сайтов, причем на деньги героя, так как сам Авдей всегда без гроша. Уже на выходе лидер нацболов, недавно называвший героя “классовым врагом”, пытается стрельнуть у него денег на выпивку. “Врага” настигает очередное жизненное разочарование.

Утром герою предстоит лететь в Петербург с ревизионной проверкой тамошнего филиала. Существует подозрение, что дирекция филиала ворует деньги фирмы, и ему предстоит это доказать или опровергнуть.

Перед посадкой в поезд герой встречается с Юлей и снова смущен и очарован ею, как влюбленный школьник.

В поезде он зол и раздражен всем: попутчиками, едой, сервисом, и только найденная в багаже порция кокаина возвращает ему хорошее настроение. Довольный жизнью, он сходит с поезда. Принимают его как большое начальство, кем он и является.

Герой не любит Петербург из-за его депрессивной атмосферы, промозглости и скуки. Он иронично отзывается о городе и горожанах: “Основная тема высокодуховных жителей Питера – это зацикленность на собственной значимости и особенности”. Поэтому он без сантиментов относится к Северной Пальмире.

В питерском филиале царит атмосфера безделья, кумовства и воровства. Перед московским начальством лебезят и много врут. Герой отмечает вызывающий вид крупных дистрибьюторов и несчастный – мелких.

Средние торговые представители оставляют герою компромат на питерское руководство.

Вечером он встречается с приятелем Мишей – большим оригиналом и интеллектуалом.

Пожалуй, он единственный из моих знакомых, общение с которым не строится вокруг обсуждения денег, баб, тусовки и бизнеса и лежит в плоскости духовных диалогов.

Герои обкуриваются травкой до беспамятства и ведут разговор о духовности, которая у питерских есть, а у москвичей – нет. В понимании Миши “…это нельзя объяснить, это можно только ощущать на уровне высоких материй”. Герой же противоречит приятелю и утверждает, что “это такая смысловая связка у питерской интеллигенции.

Ну, знаешь, как у алкашей во дворе связка “бля”… А вы вместо “бля” подставляете “духовность”, что в сути контекста просто одно и то же”.

Потом приятели походя прохаживаются по политике, внешней и внутренней, экономике, национальной идее, точнее ее отсутствии, социальной справедливости… В наркотическом угаре герою снится президент России В. Путин в виде Бэтмэна, отечески журящий его за курение анаши.

Наутро герой обедает с питерским директором филиала Гулякиным. Они встречаются в кафе “СССР” с соответствующей советской стилистикой, и герой размышляет о том, как любят питерцы к месту и не к месту поминать своего земляка – нынешнего президента Путина.

Питер охватил синдром “магнита”, как я его называю. Почти каждый питерец старается притянуть себя (прямо или косвенно, через город) к Путину.

Герой уличает Гулякина в воровстве и обещает доложить об этом французскому руководству. Питерец держится смело, отпирается, но все же признается и предлагает герою взятку. Москвич отказывается от денег, но призывает больше не воровать и предлагает в будущем вернуть ему долг услугой.

Гулякин упрекает героя в том, что он не похож на окружающих, живет не так, как все, и унижает людей, которые умеют работать. В ответ на обвинения герой высказывает свою жизненную позицию: “…Я здесь живу, я здесь работаю. люблю женщин. развлекаюсь. И я не хочу никуда уезжать, я хочу, чтобы все это (честная и комфортная жизнь) было здесь, в России… Я не хочу жить в мире, где все происходит “потому, что так положено”.

И я не хочу быть таким, как ты…”.

В клубе “Онегин” герой с другом Вадимом важничают как москвичи, пошлят и хамят окружающим, нюхают кокаин и напиваются. В приступе меланхолии он звонит в Москву Юлии, и она утешает его. Поговорив с ней, герой больше не чувствует себя одиноки, взбадривается и вечер заканчивается в пьяном и наркотическом угаре.

Мне кажется, что весы качнулись. И та их чаша, наполненная кусочками хорошего, осколками, покоящимися где-то в глубине меня, пошла вниз, перевесив все мои гадости, казавшиеся до сегодняшней ночи доминантами.

Совестливый настрой недолго держится у героя и, вспомнив окружающую его атмосферу, он приходит к негативному выводу: “Я никому не верю, я всех боюсь… Я всех обманываю, меня все обманывают. Мы все – заложники собственной лжи…”.

По дороге домой в поезде герой грустно ностальгирует по своей прекрасной юности, сравнивая ее с ужасным настоящим. Он философски обобщает итоги деятельности своего поколения 30-летних, считая, что на его братской могиле напишут: “Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена.

Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где все должно было быть иначе…”.

Герой встречается с Юлией в кафе. Из-за ее опоздания, своей ревности и раздражения, он наполняется немотивированной агрессией. Обвиняет подругу в наивности, лжи и лишнем вмешательстве в его жизнь.

Себя также не щадит: “Я шут гороховый, готовый стебаться над всеми, в том числе над собой. Я с детства быстро устаю от игрушек, мне тут же что-нибудь новенькое подавай. Я и жизнь свою проматываю этой ежедневной погоней за развлечениями.

Я же бегу сам от себя, мне самому с собой скучно, тошно и мерзко”. Призывает ее бежать от него без оглядки, пока она не увязла с головой в мерзком болоте его жизни. Юлия уходит, а герой сам себе противен и сожалеет, что уничтожил самое лучшее, что у него было.

На выходе из клуба его избивают бомжи и спасает наряд полиции. В одном из полицейских он узнает оперативника из ГНК, арестовавшего его неделей ранее. Его охватывают подозрения.

На следующий день – открытие ночного клуба, совладельцы которого они с Вадимом и Мишей Вуду. Телефоны Миши не отвечают, и обеспокоенные друзья приезжают к клубу. Их удивляет отсутствие праздничного оформления и какая-то безлюдность помещения. Клуб закрыт, и друзья понимают, что “партнер” Миша обманул и ограбил их.

Вадим впадает в истерику, обвиняет друга в легкомыслии и безответственности и уезжает.

Герой едет в клуб, напивается и нюхает кокаин. Ему плохо от всех неудач, навалившихся разом, и хочется забыться.

Люди, мне плохо. Мне ужасно. Вы не видите?

Я сейчас сдохну здесь. Сдохну от вашего равнодушия и пустоты. Эй, кто-нибудь, поговорите со мной!

Вы слышите? – ору я в зал, подняв вверх обе руки.

В пьяном угаре он избивает гомосексуалиста, приставшего к нему.

Воскресным утром герой страдает от похмелья и депрессии. Он думает, как бы толковее провести выходной, но понимает, что ему некому позвонить, да и никому не хочется из-за пустоты окружающих персонажей. Он листает гламурные журналы, просматривает приглашения в клубы и свои фото оттуда же – ему кажется, что он видит пустые белые листы. Внезапно ему звонит Юлия, и просит встретить ее из поездки через несколько дней.

Обрадованный, он просит у нее прощения, и девушка обещает не помнить зла.

Герой встречается с Вадимом в кафе. Тот истерично ищет пути выхода из западни, в которую попал, потеряв деньги компании, и предлагает приятелю аферу для возмещения ущерба. Тот призывает друга одуматься, все забыть и продолжать жить дальше, никого не обманывая.

Обозленный Вадим подозревает его в связях с мошенниками и грозит проблемами.

Понимая, что друга он потерял, герой едет на вокзал, садится в случайную электричку и засыпает. Ему снится фантасмагорический сон с участием полузнакомых персонажей, которые преследуют его.

И тут у меня создается полнейшее ощущение замкнутого круга и какого-то глупого, но вместе с тем ужасного проступка, который я совершил.

Проснувшись, он выходит на незнакомой станции, сидит на лесной поляне, рассматривает труп крысы и ассоциирует с ней гламурную тусовку Москвы.

Герой теряет сотовый телефон, встает на мосту и впервые за много лет любуется чудесным лесным пейзажем, освещенным восходящим солнцем. Перед ним как в калейдоскопе пробегают картины собственной жизни, наполненной пустотой и фальшью. Глядя на восходящее солнце, герой желает, чтоб его огонь никогда не погас.

Микропересказ : Герой, полный самокритики, самоиронии и сарказма, рассказывает о пустой и фальшивой окружающей его гламурной жизни.


Повествование ведётся от первого лица.

Get Rich or Die Tryin’

Москва 2000-ные годы. Сидя в пафосном ресторане со случайным приятелем и почти не слушая того, безымянный герой рефлексирует по поводу окружающей его жизни и персонажей, поддельных и неискренних. Он ненавидит всю эту богатую и понтовую публику и себя, являющегося неотъемлемой её частью. Он проводит пьяный безобразный вечер со случайной знакомой.

Раздав поручения сотрудникам, которых герой считает андроидами, работающими от батареи, он схватывается по поводу производственных проблем с финансистом Гаридо, с которым у него давняя корпоративная вражда. Их начальник с плохо скрытым злорадством наблюдает за перепалкой сотрудников: в компании принято не сотрудничать, а конкурировать.

После работы герой едет в ресторан, не потому, что голоден, а потому что так принято. Он подсаживается к едва знакомым профессиональным тусовщикам и принимает участие в бессмысленной беседе. Оглядываясь, он видит пустые лица.

И никто здесь совершенно не рад друг другу, просто выдавать свои эмоции не принято. Если бы хоть на секунду дать волю нашим чувствам, вы бы увидели исключительно кривые от зависти и тоски морды.

Приятели рады друг другу и зажигают всю ночь. В отличие от пустопорожних разговоров окружающих тусовщиков, Миша серьёзен: он решил открыть самый крутой ночной клуб. У него с компаньоном не хватает денег, и герою предлагается стать соинвестором. Он обещает подумать и обсудить идею с другом.

Герой с компанией Миши закатывается в другой клуб, где ему предлагают понюхать кокаин. Внезапно в туалетной кабинке, с наркотиком в руках, его арестовывают оперативники ФСКН. Герой уже было распрощался со свободой, когда его от полицейских откупает Миша. В порыве благодарности герой решает вложится в его бизнес. Он договаривается с Вадимом, топ-менеджером, с которым дружит семь лет, вместе стать Мишиными соинвесторами.

Друзья едут смотреть будущий бизнес, где Миша с компаньоном демонстрируют им ремонтируемое помещение. Вадим решает вложить в дело все скоплённые деньги. После подписания документов герой находится в эйфории от того, что вскоре станет богатым и знаменитым и наконец займётся любимым делом.

В головном офисе проходит совещание по итогам финансового года. Присутствуют французское руководство и региональные представители. По мнению героя, всех присутствующих интересуют не успехи компании, а размер премиальных бонусов, особенно чужих. И ещё здесь все завидуют москвичам.

В комнате в этот момент повисла огромная шаровая молния, сотканная из всеобщей ненависти. Можно сказать, что ненависть — это основной двигатель нашего бизнеса.

Герой сверхдоволен собой и своими профессиональными, хоть и не вполне заслуженными, успехами.

Вечер герой проводит в новом, только открывшемся клубе, в котором всё как везде: выпивка, наркотики, оглушительная музыка, проститутки, полузнакомые приятели. В одиночестве возвращаясь домой, герой рыдает от тоски.

Утром, мучаясь от похмелья и ненависти к себе, он раздумывает над тем, когда же он перестал быть настоящим человеком и успел стать ничем.

. пространство внутри Садового кольца вечерами [населено] людьми-пустышками. Когда-то они были нормальными людьми, . но затем, в какой-то момент, они поняли, что легче превратиться в персонажей гламурных журналов.

Утром герою предстоит лететь в Петербург с ревизионной проверкой тамошнего филиала. Существует подозрение, что дирекция филиала ворует деньги фирмы, и ему предстоит это доказать или опровергнуть.

Insomnia

Перед посадкой в поезд герой встречается с Юлей и снова смущён и очарован ею, как влюблённый школьник.

В поезде он зол и раздражён всем: попутчиками, едой, сервисом, и только найденная в багаже порция кокаина возвращает ему хорошее настроение. Довольный жизнью, он сходит с поезда. Принимают его как большое начальство, кем он и является.

В питерском филиале царит атмосфера безделья, кумовства и воровства. Перед московским начальством лебезят и много врут. Герой отмечает вызывающий вид крупных дистрибьюторов и несчастный — мелких. Средние торговые представители оставляют герою компромат на питерское руководство.

Вечером он встречается с приятелем Мишей — большим оригиналом и интеллектуалом.

Пожалуй, он единственный из моих знакомых, общение с которым не строится вокруг обсуждения денег, баб, тусовки и бизнеса и лежит в плоскости духовных диалогов.

Потом приятели походя прохаживаются по политике, внешней и внутренней, экономике, национальной идее, точнее её отсутствии, социальной справедливости. В наркотическом угаре герою снится президент России В. Путин в виде Бэтмэна, отечески журящий его за курение анаши.

Герой уличает Гулякина в воровстве и обещает доложить об этом французскому руководству. Питерец держится смело, отпирается, но всё же признаётся и предлагает герою взятку. Москвич отказывается от денег, но призывает больше не воровать и предлагает в будущем вернуть ему долг услугой.

Мне кажется, что весы качнулись. И та их чаша, наполненная кусочками хорошего, осколками, покоящимися где-то в глубине меня, пошла вниз, перевесив все мои гадости, казавшиеся до сегодняшней ночи доминантами.

На выходе из клуба его избивают бомжи и спасает наряд полиции. В одном из полицейских он узнаёт оперативника из ГНК, арестовавшего его неделей ранее. Его охватывают подозрения.

Герой едет в клуб, напивается и нюхает кокаин. Ему плохо от всех неудач, навалившихся разом, и хочется забыться.

Люди, мне плохо. Мне ужасно. Вы не видите? Я сейчас сдохну здесь. Сдохну от вашего равнодушия и пустоты. Эй, кто-нибудь, поговорите со мной! Вы слышите? — ору я в зал, подняв вверх обе руки.

В пьяном угаре он избивает гомосексуалиста, приставшего к нему.

Воскресным утром герой страдает от похмелья и депрессии. Он думает, как бы толковее провести выходной, но понимает, что ему некому позвонить, да и никому не хочется из-за пустоты окружающих персонажей. Он листает гламурные журналы, просматривает приглашения в клубы и свои фото оттуда же — ему кажется, что он видит пустые белые листы. Внезапно ему звонит Юлия, и просит встретить её из поездки через несколько дней. Обрадованный, он просит у неё прощения, и девушка обещает не помнить зла.

Герой встречается с Вадимом в кафе. Тот истерично ищет пути выхода из западни, в которую попал, потеряв деньги компании, и предлагает приятелю аферу для возмещения ущерба. Тот призывает друга одуматься, всё забыть и продолжать жить дальше, никого не обманывая. Обозлённый Вадим подозревает его в связях с мошенниками и грозит проблемами.

Понимая, что друга он потерял, герой едет на вокзал, садится в случайную электричку и засыпает. Ему снится фантасмагорический сон с участием полузнакомых персонажей, которые преследуют его.

И тут у меня создаётся полнейшее ощущение замкнутого круга и какого-то глупого, но вместе с тем ужасного проступка, который я совершил.

Проснувшись, он выходит на незнакомой станции, сидит на лесной поляне, рассматривает труп крысы и ассоциирует с ней гламурную тусовку Москвы.

Герой теряет сотовый телефон, встаёт на мосту и впервые за много лет любуется чудесным лесным пейзажем, освещённым восходящим солнцем. Перед ним как в калейдоскопе пробегают картины собственной жизни, наполненной пустотой и фальшью. Глядя на восходящее солнце, герой желает, чтоб его огонь никогда не погас.

Пересказала Римма Аркадьева. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Обложка романа Сергея Минаева Духless.jpg


Обложка первого издания

Книга стала популярной среди российских читателей [1] во многом благодаря удачной рекламной кампании [2] [3] [4] [5] , развёрнутой издательством [6] . Роман был дважды переиздан в России в 2007 [7] и 2011 годах [8] [9] , а также издан в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Болгарии и Вьетнаме. Суммарный проданный тираж превысил 1 миллион экземпляров [10] [неавторитетный источник? 72 дня] .

Содержание

Сюжет

На одной из очередных тусовок в модном ночном клубе герой встречает своего старого друга Михаила. Тот был промоутером в США, а теперь вернулся в Москву. У них завязывается разговор, на котором они находят общий язык. Выясняется, что им обоим не нравятся все эти светские тусовки, где люди являются ненастоящими с ненастоящими чувствами, говорят о брендах, разводят сплетни, тайком зло завидуют друг другу. Михаил говорит, что такие люди тоже нужны, на них нужно зарабатывать деньги. Он рассказывает главному герою, что собирается открывать новый клуб. Уже почти всё готово, нужно лишь вложить ещё около ста тысяч долларов. Герой решает, что это его возможность что-то изменить в своей жизни. Он доверяет Михаилу, так как его все знают. Окончательно он решает вложиться в это дело после того, как Михаил выручает его в сложной ситуации, когда сотрудники отдела по борьбе с наркотиками ловят героя, подсунув ему пакет с кокаином в карман.

У героя нет ста тысяч, поэтому он подбивает на это дело своего друга Вадима. Тот, не долго думая, соглашается внести свою долю в размере пятидесяти тысяч долларов. Михаил привозит их на место, где будет будущий клуб, показывает документы, вписывая их в качестве соучредителей. В итоге Вадим вносит даже большую сумму, а именно 100 тысяч долларов. Главный герой останавливается на сумме в 50 тысяч долларов, не желая занимать у Вадима и аргументируя это тем, что вкладывается не ради большей доли и больших денег, а ради того, чтобы изменить свою жизнь.

После чего герой отправляется в командировку в Санкт-Петербург с целью финансовой проверки деятельности питерского филиала компании. Глава отделения в Петербурге Гулякин предлагает ему взятку, но герой отказывается, сказав, что теперь Гулякин ему должен. По возвращении из Питера, герой вместе с Вадимом в день открытия нового клуба, соучредителями которого они являются, едут в клуб, но не обнаруживают там ни новой вывески, ни звуков музыки, ни даже следов строительных работ. Герой не может дозвониться до Михаила, понимая, что тот мошенник, и, должно быть, уже уехал в Америку вместе с их деньгами. Вадим устраивает истерику. Герой не понимает почему тот так сильно переживает. Уже позже Вадим признаётся, что все свои 100 тысяч он взял у компании. Вадим начинает обвинять героя во всём этом, что это он втянул его в эту аферу. Герой начинает испытывать отвращение к нему, понимая, что потерял единственного друга.

Наутро герой, проснувшись в своей квартире, понимает, что телевизор показывает просто белый экран, в журналах также все страницы белые. Он не знает, куда и с кем ему поехать завтракать. В этот момент ему звонит Юлия, он очень рад ей и приглашает её позавтракать, но она не может, так как не в городе. Герой извиняется перед ней за те грубые слова, что он сказал ей в последний раз. На что она отвечает, что всё нормально и предлагает поговорить об этом при встрече. Юлия просит встретить её на вокзале, когда она приедет, и герой говорит, что обязательно встретит. После того, как кладёт трубку, он понимает, что так и не сказал ей ничего серьёзного.

После завтрака, герой садится на электричку, даже не зная куда едет. В поезде он засыпает и просыпается только спустя девять часов, выходит на неизвестной станции. Находит поляну, где садится на поваленное дерево и начинает разглядывать окружающий пейзаж. Тем временем на улице темнеет. Он бредёт вдоль полотна и выходит к реке с огромным железнодорожным мостом через неё. Он выходит на середину этого моста, ощущая себя маленьким в сравнении с его огромными дугами. В этот момент в его голове проносятся различные мысли: о смерти, о детстве, о магическом цветке, исполняющем желания, у которого, он вероятно попросил бы вернуться обратно в детство. Начинает светать. Герой ложится на мост и закуривает сигарету. Он лежит и вспоминает все самые яркие моменты своей жизни. Всё это проходит в его голове очень медленно до того момента, как он отправляется в свою первую командировку в Париж. После этого его жизнь убыстряется и стремительно проносится в голове, заканчиваясь тем, что он встречает Юлю на каком-то железнодорожном вокзале, которая идёт к нему в красном платье, а затем это сменяется аэропортом, где герой двадцать лет назад сидит на красном чемодане, так как опоздал на рейс и не едет ни в какую командировку.

Персонажи

История

Минаев пишет о бездуховности. Действие книги при этом происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Но автор не видит разницы между московскими ресторанами и клубами и, например, магнитогорскими или любыми другими. При этом автор, говоря о духовности и бездуховности, использует мат, считая, что роман о современной Москве нельзя написать языком Тургенева. Также в романе затрагивается проблема брендомании, которая, по мнению автора, приняла большие масштабы не только в Москве, но и во всём мире, так как это выгодно самим брендам, и люди ничего не могут с этим поделать [11] .

Александр Бушев выделяет феномен билингвальности. Роман переполнен английскими словами и выражениями, которые просто написаны кириллицей, а иногда и латиницей. Главный герой — бизнес-профессионал из международной компании в Москве. Язык как романа, так и героев воплощает их ценности. Мир романа — это мир мультинационального бизнеса. По мнению Бушева, кумиры героев романа находятся на Западе, а заимствования и англицизмы являются синонимами престижности [22] .

Критика

Культурное влияние

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Так сказал великий русский военный Суворов. А так же плох тот сейлз-менеджер, который не мечтает стать коммерческим директором. И еще плох депутат, не мечтающий стать президентом. И программист, не мечтающий стать Биллом Гейтсом. Одним словом, плох любой индивид, не ставящий себе максималистских целей и закосневший в собственной убогости. Это справедливо для людей всех профессий, кроме одной – профессии журналиста.

Почему-то все журналисты (публицисты, они ведь тоже журналисты, потому как публицистика – это журналистский жанр; это я так к главному герою рецензии подбираюсь), решают для себя, что пик их карьеры – это написать книгу. Настоящую. Толстую. Бестселлер. Веху в большой литературе.

Но из читанных мною журналистов-писателей это удалось не многим, и то потому, что они относились к собственному литературному творчеству с изрядной долей самоиронии, и на масштабные полотна не замахивались. Вот и Минаеву бы не замахиваться. Как-то криво у него все получилось…

Теперь о сюжете. Он предсказуем, поэтому больше писать о нем нечего. То, что главного героя кинут с клубом и что он насмерть обидит любимую девушку, было ясно с самого начала. Все.

Во-вторых. Уж очень он (герой этот главный, зеркало поколения по Минаеву) какой-то злой. На всех. На коллег, на начальников, на друзей, на врагов, на радикалов, на поэтов. На писателей. На музыкантов. На промоутеров, на милицию, на пушеров, на себя. На девушку, которую внутри любит, но никак себе признаться в этом не может, потому что злой. Особенно он зол на гомосексуалистов. Это Минаев очень мощно иллюстрирует, по крайней мере, в двух сценах.

И потом, он очень много пьет. Реально. Если бы я столько пил, я бы умер странице на семидесятой. А этот ничего, даже печень не болит. Похмельем, бедненький, мучается, правда, но живет.

Раз уж он много пьет, то мало работает, хоть здесь прослеживается у Минаева логика. При этом очень, очень много зарабатывает. Только вот я никак не поверю, что, работая коммерческим директором, а не копирайтером, к примеру, можно много заработать, работая так мало, особенно если, как это обычно бывает у коммерческих директоров, основную часть зарплаты твоей по традиции составляют проценты с продаж, осуществляемых твоими подчиненными.

Одним словом, герой вполне правдоподобно соткан из противоречивых черт, вот только черты эти абсолютно неправдоподобны или, по крайней мере, сомнительны. Тем более нельзя интерполировать злобного уродца на все поколение, что, без зазрения совести автор сделал в тексте, а издатель - на обложке.

Здесь мне не хочется спорить ни с вышеприведенным тезисом, ни со всем текстом, пусть никчемность поколения сегодняшних тридцатилетних останется на совести автора, тем более, что тираж его опуса уже превысил все мыслимые для текста такого качества пределы, и размер гонорара легко перевесит голос совести.

Я берусь оценивать только качество текста, а не тезисы. Текст плох. Он слаб сюжетно, перекошен идеологически, не проработан стилистически, главный герой, как не старался его Минаев сравнивать то с Печориным, то с Онегиным – неправдоподобен до умиления, одним словом – мусор, на который жалко потратить два вечера.

Герой, полный самокритики, самоиронии и сарказма, рассказывает о пустой и фальшивой окружающей его гламурной жизни.

Повествование ведётся от первого лица.

Get Rich or Die Tryin’

Москва 2000-ные годы. Сидя в пафосном ресторане со случайным приятелем и почти не слушая того, безымянный герой рефлексирует по поводу окружающей его жизни и персонажей, поддельных и неискренних. Он ненавидит всю эту богатую и понтовую публику и себя, являющегося неотъемлемой её частью. Он проводит пьяный безобразный вечер со случайной знакомой.

Раздав поручения сотрудникам, которых герой считает андроидами, работающими от батареи, он схватывается по поводу производственных проблем с финансистом Гаридо, с которым у него давняя корпоративная вражда. Их начальник с плохо скрытым злорадством наблюдает за перепалкой сотрудников: в компании принято не сотрудничать, а конкурировать.

После работы герой едет в ресторан, не потому, что голоден, а потому что так принято. Он подсаживается к едва знакомым профессиональным тусовщикам и принимает участие в бессмысленной беседе. Оглядываясь, он видит пустые лица.

И никто здесь совершенно не рад друг другу, просто выдавать свои эмоции не принято. Если бы хоть на секунду дать волю нашим чувствам, вы бы увидели исключительно кривые от зависти и тоски морды.

Приятели рады друг другу и зажигают всю ночь. В отличие от пустопорожних разговоров окружающих тусовщиков, Миша серьёзен: он решил открыть самый крутой ночной клуб. У него с компаньоном не хватает денег, и герою предлагается стать соинвестором. Он обещает подумать и обсудить идею с другом.

Герой с компанией Миши закатывается в другой клуб, где ему предлагают понюхать кокаин. Внезапно в туалетной кабинке, с наркотиком в руках, его арестовывают оперативники ФСКН. Герой уже было распрощался со свободой, когда его от полицейских откупает Миша. В порыве благодарности герой решает вложится в его бизнес. Он договаривается с Вадимом, топ-менеджером, с которым дружит семь лет, вместе стать Мишиными соинвесторами.

Друзья едут смотреть будущий бизнес, где Миша с компаньоном демонстрируют им ремонтируемое помещение. Вадим решает вложить в дело все скоплённые деньги. После подписания документов герой находится в эйфории от того, что вскоре станет богатым и знаменитым и наконец займётся любимым делом.

В головном офисе проходит совещание по итогам финансового года. Присутствуют французское руководство и региональные представители. По мнению героя, всех присутствующих интересуют не успехи компании, а размер премиальных бонусов, особенно чужих. И ещё здесь все завидуют москвичам.

В комнате в этот момент повисла огромная шаровая молния, сотканная из всеобщей ненависти… Можно сказать, что ненависть — это основной двигатель нашего бизнеса.

Герой сверхдоволен собой и своими профессиональными, хоть и не вполне заслуженными, успехами.

Вечер герой проводит в новом, только открывшемся клубе, в котором всё как везде: выпивка, наркотики, оглушительная музыка, проститутки, полузнакомые приятели… В одиночестве возвращаясь домой, герой рыдает от тоски.

Утром, мучаясь от похмелья и ненависти к себе, он раздумывает над тем, когда же он перестал быть настоящим человеком и успел стать ничем.

… пространство внутри Садового кольца вечерами [населено] людьми-пустышками. Когда-то они были нормальными людьми, … но затем, в какой-то момент, они поняли, что легче превратиться в персонажей гламурных журналов…

Утром герою предстоит лететь в Петербург с ревизионной проверкой тамошнего филиала. Существует подозрение, что дирекция филиала ворует деньги фирмы, и ему предстоит это доказать или опровергнуть.

Insomnia

Перед посадкой в поезд герой встречается с Юлей и снова смущён и очарован ею, как влюблённый школьник.

В поезде он зол и раздражён всем: попутчиками, едой, сервисом, и только найденная в багаже порция кокаина возвращает ему хорошее настроение. Довольный жизнью, он сходит с поезда. Принимают его как большое начальство, кем он и является.

В питерском филиале царит атмосфера безделья, кумовства и воровства. Перед московским начальством лебезят и много врут. Герой отмечает вызывающий вид крупных дистрибьюторов и несчастный — мелких. Средние торговые представители оставляют герою компромат на питерское руководство.

Вечером он встречается с приятелем Мишей — большим оригиналом и интеллектуалом.

Пожалуй, он единственный из моих знакомых, общение с которым не строится вокруг обсуждения денег, баб, тусовки и бизнеса и лежит в плоскости духовных диалогов.

Потом приятели походя прохаживаются по политике, внешней и внутренней, экономике, национальной идее, точнее её отсутствии, социальной справедливости… В наркотическом угаре герою снится президент России В. Путин в виде Бэтмэна, отечески журящий его за курение анаши.

Герой уличает Гулякина в воровстве и обещает доложить об этом французскому руководству. Питерец держится смело, отпирается, но всё же признаётся и предлагает герою взятку. Москвич отказывается от денег, но призывает больше не воровать и предлагает в будущем вернуть ему долг услугой.

Мне кажется, что весы качнулись. И та их чаша, наполненная кусочками хорошего, осколками, покоящимися где-то в глубине меня, пошла вниз, перевесив все мои гадости, казавшиеся до сегодняшней ночи доминантами.

На выходе из клуба его избивают бомжи и спасает наряд полиции. В одном из полицейских он узнаёт оперативника из ГНК, арестовавшего его неделей ранее. Его охватывают подозрения.

Герой едет в клуб, напивается и нюхает кокаин. Ему плохо от всех неудач, навалившихся разом, и хочется забыться.

Люди, мне плохо. Мне ужасно. Вы не видите? Я сейчас сдохну здесь. Сдохну от вашего равнодушия и пустоты. Эй, кто-нибудь, поговорите со мной! Вы слышите? — ору я в зал, подняв вверх обе руки.

В пьяном угаре он избивает гомосексуалиста, приставшего к нему.

Воскресным утром герой страдает от похмелья и депрессии. Он думает, как бы толковее провести выходной, но понимает, что ему некому позвонить, да и никому не хочется из-за пустоты окружающих персонажей. Он листает гламурные журналы, просматривает приглашения в клубы и свои фото оттуда же — ему кажется, что он видит пустые белые листы. Внезапно ему звонит Юлия, и просит встретить её из поездки через несколько дней. Обрадованный, он просит у неё прощения, и девушка обещает не помнить зла.

Герой встречается с Вадимом в кафе. Тот истерично ищет пути выхода из западни, в которую попал, потеряв деньги компании, и предлагает приятелю аферу для возмещения ущерба. Тот призывает друга одуматься, всё забыть и продолжать жить дальше, никого не обманывая. Обозлённый Вадим подозревает его в связях с мошенниками и грозит проблемами.

Понимая, что друга он потерял, герой едет на вокзал, садится в случайную электричку и засыпает. Ему снится фантасмагорический сон с участием полузнакомых персонажей, которые преследуют его.

И тут у меня создаётся полнейшее ощущение замкнутого круга и какого-то глупого, но вместе с тем ужасного проступка, который я совершил.

Проснувшись, он выходит на незнакомой станции, сидит на лесной поляне, рассматривает труп крысы и ассоциирует с ней гламурную тусовку Москвы.

Герой теряет сотовый телефон, встаёт на мосту и впервые за много лет любуется чудесным лесным пейзажем, освещённым восходящим солнцем. Перед ним как в калейдоскопе пробегают картины собственной жизни, наполненной пустотой и фальшью. Глядя на восходящее солнце, герой желает, чтоб его огонь никогда не погас.

Читайте также: