Друд или человек в черном краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

я - тот странный читатель, который прочитал Дэна Симмонса больше, чем Диккенса и Коллинза. более опытному читателю данное повествование будет определенно интереснее: на произведения обоих авторов приведено немало критики на тему провисания сюжета, его примитивности, излишней мелодраматичности и проч. даже эти факты не сподвигли руку потянуться к томику про Друда Диккенса. )) в настоящей книге узнала "Террор" (про который пару раз вспоминают персонажи), план обоих книг схож: 1) жили-были, лесом-полем, и так примерно треть толстого томика.. 2) если вы прошли испытание, можно начать и движуху, но не резко, а то укачает с непривычки. 3) чудеса-чудеса, при том, что первые два пункта не обещают ничего такого. закончив чтение понимаешь, что случилось полное погружение в эпоху (викторианская), практически и выныривать не хочется. прочитала ещё книжечку про то время )), после в руках оказался современный детектив с действительно динамичным сюжетом, сотовой связью и перемещениями из точки в точку не пешим ходом. ух, вязкое болото и медленное времятечение отпустило! жду экранизацию, на мой взгляд сериальчик серий на 5 напрашивается.

Джордж Оруэлл в эссе о Диккенсе сказал: " Диккенс принадлежит к тем достойным писателям, которых стоит (и многие пытаются) прикарманить ". Кажется, именно это и хотел сделать Дэн Симмонс в своем романе "Друд, или человек в черном" (2009).

Дэн Симмонс (род. в 1948 году) — представитель мейнстрима, пишущий почти во всех популярно-массовых жанрах — фэнтези, эпической НФ, саспенса, детектива, романа ужасов и исторического. Может нравиться, может не нравиться, но невозможно не признать, что он одарен талантом попадать в струю, то есть предлагать публике именно то, что нужно в данное время. Его "Друд" интригует, начиная с заголовка.

"Тайна Эдвина Друда" (1870) — последний неоконченный роман Диккенса. При жизни успело выйти три выпуска, написать он успел 28 глав. Современники и друзья вспоминали, что Диккенс писал с огромным воодушевлением, радуясь, что придумал такое, что никто не угадает, развязка всех удивит. Действие обрывается на исчезновении Эдвина Друда. Двое подозрительных персонажей с одинаковым мотивом в виде желания заполучить невесту пропавшего, обвиняют друг друга в его убийстве, а на сцене появляется загадочный персонаж по имени Дечери, явно ведущий расследование. Эти 28 глав многократно перечитывали и дотошно изучали, чтобы реконструировать замысел Диккенса. "Ключей к роману" подобрано огромное количество (см., например, сборник "Тайна Чарльза Диккенса" под ред. E. Ю. Гениевой, 1990). Сам Диккенс был яркой неоднозначной личностью, про которую чего только не понаписали. Даже в сериале "Доктор Кто" есть серия про преследующих его приведений. Любопытно, чем можно привлечь публику, если все возможные ходы и приемы уже кем-то использованы?

Симмонс назначает рассказчиком Уильяма Уилки Коллинза (1824 — 1889), автора "Женщины в белом" и "Лунного камня", яркого представителя сенсационного романа в английской литературе. При жизни он был известен и любим почти так же сильно как Диккенс. Повествование представляет собой его записки, закрытые для публикации, пока не пройдет 125 лет со дня смерти Диккенса. Коллинз, будучи на двенадцать лет младше Диккенса, дружил с ним с 1851 года. Этот период хорошо исследован и описан не только биографами, но и романистами. Симмонс заметно вторит книге Энгуса Уилсона "Мир Чарльза Диккенса" (1970) , про которую В. В. Ивашева (известный русский литературовед, автор книги "Творчество Диккенса" (1954) писала:

Симмонс предлагает рассказ о Диккенсе от лица Коллинза, но в качестве стилизации это не выдерживает критики: не писал Коллинз такими оборотами, и выражений таких в его времена не употребляли. Когда, например, мать Коллинза говорит поэту Кольриджу:

Мистер Кольридж, не убивайтесь так. Если опиум действительно вам помогает, и вы без него никак не можете, вам следует просто пойти и купить наркотик.

это производит сильнейший комический эффект. Сто пятьдесят лет тому назад даже американцы не были столь развязными, а лауданум прописывали даже детям. Но, ладно бы обороты, от лица Коллинза Симмонс вываливает такие подробности из жизни викторианских литераторов, что остается только гадать "верю — не верю", или проверять по более достоверным источникам.

Диккенс на самом деле ушел от своей жены после 22 лет брака и десятерых детей. Первый биограф Диккенса, Форстер ("Жизнь Диккенса" (1870-1872), писал, что история семейного разлада стала известна лишь потому, что Диккенс "поведал ее другу". Диккенс, действительно, ездил во Францию с актрисой Эллен Тернан и ее матерью, и на обратном пути попал в железнодорожную катастрофу.

Современники (а именно, Теккерей) говорили, что "Диккенс открыл Коллинза", потому что Диккенс печатал его в своих журналах "Круглый год" и "Домашнее чтение". Они много написали в соавторстве, в частности, пьесу "Замерзшая глубина" ( The Frozen Deep , 1856) о пропавшей арктической экспедиции Франклина, участников которой заподозрили в каннибализме. Сам Диккенс написал очерк The Lost Arctic Voyagers ( 1854) о " принципиальной невозможности каннибализма среди моряков Королевского британского флота ", который показался расистским и шовинистическим даже современникам, среди которых подобные взгляды стремились к общепринятым.

Диккенс давал любительские спектакли, средства от которых поступали в фонд помощи менее удачливым собратьям по перу. Королева, действительно, просила сыграть специально для нее, и Диккенс на самом деле отказался к ней подойти после представления, отговорившись, что одет неподобающе для того, чтоб предстать пред взором королевы. Диккенс сделал блистательную артистическую карьеру чтеца, и на самом деле читал сцену убийства Нэнси Сайксом. Помимо склонности к театральному поведению и эффектам Диккенс увлекался месмеризмом и любил фокусы.

Уилки Коллинз, имея троих детей от горничной своей матери, на которой, естественно, не мог жениться, действительно, жил с другой женщиной, на которой тоже не женился. Всю свою жизнь он страдал ревматоидной подагрой. Современники весьма снисходительно относились к привычке Коллинза принимать стаканами опиумную настойку на спирту. В те времена лауданум считался универсальным лекарственным средством, показанным в качестве обезболивающего, успокоительного и снотворного, его рекомендовали даже женщинам и детям и свободно продавали в аптеках. Один из друзей вспоминал, что выпитый стакан не оказывал на Коллинза никакого влияния. И трудно сказать, чего здесь было больше, восхищения стойкостью (стакан спирта засадил, и хоть бы хны!) или сочувствия, что не помогает от боли. Гравюра "Подагра" 1799 года наглядно иллюстрирует, что такое подагрические боли, а Коллинзу болезнь "грызла" не только суставы, но еще и глаза.

Увеличивая дозировку опия до количеств, "достаточных, чтоб убить корабельную команду", Коллинз дошел до галлюцинаций. Например, ему мерещился собственный двойник, "второй Уилки" , претендующий на его кресло и перо. Такая история болезни превращает Уилки Коллинза в идеального "ненадежного рассказчика", пером которого движут жадность, зависть и ненависть, переходящие в жажду убийства.

Любые неточности можно списать на опиум, особенно, если сгустить краски и, вдобавок, дополнить пьянством и обжорством. Описанные Симмонсом трапезы столь обильны, что Рут Рейчел завидует , а у читателя отпадают возможные вопросы еще и про мистических монстров. Если столько, прошу прощения, но сожрать, то и без портвейна с опиумом запросто привидится, как лысый Гэри Олдман ползает снаружи по гладкой стене. На самом деле, Коллинз, все-таки, не был тучен. Вот, например, фотография, датируемая примерно 1870, то есть годом, когда Коллинзу было 46, а Диккенс умер в возрасте 58 лет. ( Больше фотографий можно увидеть на прекрасном сайте, посвященном Уилки Коллинзу, здесь. )

Тем не менее, факты Симмонс приводит на удивление точно, даже когда речь о малоизвестных или трудно проверяемых. Там, где Симмонс использует не биографические детали, он без стеснения подбирает их в произведениях Диккенса. Например, из мемуаров известно, что Диккенс любил герань, но пойди проверь, вставлял ли он ее цветок в петлицу во время своих чтений, меняя в антракте увядший на свежий? Но это — тоже точная деталь, потому что даже если не вставлял, то писал в "Домби и сыне":

Двойной стук в дверь возвещает о прибытии майора , который великолепен : в петлице у него целый куст герани , а волосы завиты круто и туго , как умеет это делать туземец.

Симмонс воспроизводит колоритные детали, персонажей и целые эпизоды произведений Диккенса, особенно, из "Тайны Эдвина Друда". И "от себя" привносит детективно-мистическую линию, которую расцвечивает средствами и приемами современной хоррор-литературы, например, подробным описанием нарушения телесной целостности. К примеру, Диккенс держит за руку женщину, придавленную вагоном, сошедшим с рельсом. Рука шевелится, Диккенс и потерпевшая что-то шепчут друг другу. Читатель довольно быстро догадывается, что ничего, кроме оторванной руки под вагоном нет. Но Симмонс еще долго после этого во всех нюансах показывает, как разбирали завалы и что под ними обнаружилось. Столь же подробно Симмонс живописует расчлененные трупы, гниющие трупы и мертвых младенцев, тоже, разумеется, гниющих. И не менее затянуто — клоаки и гниющее заживо отребье, живущее по берегам гниющей Темзы, смывающей фрагменты гниющих трупов с гниющих кладбищ с мелкими могилами. Обожаемый Лондон Диккенса:

Действие почти всех романов Диккенса развертывается на фоне Лондона. Более того, книги его трудно представить себе без описания улиц Лондона, шума Лондона, пестрого и разнообразного его населения. Диккенс изучил и изобразил все стороны жизни любимого городавсе его самые нарядные и самые заброшенные глухие кварталы. От проницательного взгляда художника не ускользала ни одна деталь в жизни города, ни одна из происходивших в нем перемен. (В.В. Ивашева)

превращается у Симмонса в "гноеродный ад нищеты и отчаяния". Но краски сгущены настолько, что в какой-то момент кровь начинает казаться томатным соком, а эффект переходит в комический, внушая подозрение, что эти "перевранные описания Диккенса" — что-то вроде страшной мести учителям, которые " напичкали Диккенсом по горло " маленького Дэна. Все отсылки к Диккенсу демонстративно-узнаваемы, но описания что мест, что персонажей искажены до шаржа.

Плотность дословных совпадений с Диккенсом настолько велика, что реминисценции начинают восприниматься как центон. Центон — литературная игра, стихотворение, целиком составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений. Перечислять отсылки и "пасхалки" можно долго. Например, то, что происходит с Уилки Симмонса, заставляет вспоминать и пушкинского "Моцарта и Сальери" (1831) , и нашумевшего "Американского психопата" (1991) Эллиса.

Но обычно центон — стихотворный жанр, а Симмонс расширяет его до романа. И. это впечатляет. Как и то, в какой жанровый гибрид он превращает своего "Друда". Сенсационный роман, из тех, к которым относят и романы Коллинза, был жанровым гибридом, удачно совмещающим черты готического, нью-гейтского, психологического и социально-бытового романа с привнесением мелодрамы, журналистского очерка, фантастического и романтического романов. Симмонс предлагает примерно такую же гремучую смесь, можно упражняться, подбирая жанровые определения вроде "псевдоготический псевдовикторианский псевдотриллер".

"Друд, или черный человек" был выдвинут почти на все возможные литературные премии, но ни одной значительной не взял. Получил, например, Black Quill Award — "Черное перо", премию "за достижения в области хоррора", учрежденную в 2007 году интернет-журналом Dark Scribe Magazine , которая вручалась всего три раза (2007-2010 гг). То есть, не столько престиж, сколько комплимент. Но чудится в этом некая "высшая справедливость", из тех, что сродни оценке по заслугам. Роман, действительно, написан "черным пером".

Если Диккенса частенько обвиняли в сентиментальности, подчеркивая его любовь к своим персонажам, и дружелюбие, с которым он описывает людские чудачества, то Симмонс предлагает противоположный подход. Все, что может быть истолковано в черном свете, получит именно такое объяснение.

Для иллюстрации ситуация с братом Уилки Коллинза в романе. Реальные биографические факты, которые приводит Симмонс, состоят в том, что семейство Коллинзов было близко с братством прерафаэлитов, а Чарльз Коллинз был художником слабого здоровья, женился на дочери Диккенса и иллюстрировал его романы. Диккенс, действительно, не любил зятя и не одобрял этого брака.

Художественный прием в том, что Симмонс называет Чарльза то младшим, то старшим братом Уилки, чтоб подчеркнуть насколько он "ненадежный рассказчик". На самом деле, конечно, Симмонс не хуже Уилки Коллинза знает дату его рождения. Но надо показать, как у Коллинза путается сознание, иначе вопрос, убил ли Уилки на самом деле дочку своих слуг, будет не столь волнительным.

В рисунках Чарльза Коллинза мужской обнаженки больше женской, и это — сомнительный факт, поскольку рисунков сохранилось недостаточно для подобных обобщений. Скорее всего, это действительно так и было, поскольку мужчин-натурщиков найти было проще и дешевле, чем натурщиц, готовых позировать обнаженными. Но это — единственное объяснение, которое Симмонс опускает, предлагая вместо него полный "чернушный" набор — от нелюбви к жене через импотенцию к педерастии с содомией включительно.

Возвращаясь к началу, то есть, к чуткой реакции Симмонса на массово-популярные тренды и бренды, невольно задумываешься: роман-то хороший, и популярность заслуженная, но почему же все так гадко? Почему Симмонс не оставил возможности хотя бы пожалеть Уилки Коллинза, мучительно сходящего с ума от адских болей, но не перестающего при этом писать? И почему в популярном жанре человеческая трагедия превращается в "ярмарку тщеславия", граничащую с фарсом? И еще интересно, а как читается этот роман, если подходить к нему без литературно-биографического "бекграунда"?

Небольшую биографическую справку о Диккенсе можно прочитать здесь . О разводе Диккенса с женой — здесь . Об одной из лучших книг про Диккенса, написанной Г.К.Честертоном, — здесь .

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Дэн Симмонс Друд, или Человек в черном

Друд, или Человек в черном: краткое содержание, описание и аннотация

Дэн Симмонс: другие книги автора

Кто написал Друд, или Человек в черном? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Дэн Симмонс: ПЕСНИ ГИПЕРИОНА

ПЕСНИ ГИПЕРИОНА

Дэн Симмонс: Троя

Троя

Дэн Симмонс: Террор

Террор

Дэн Симмонс: Мерзость

Мерзость

Дэн Симмонс: Эндимион. Восход Эндимиона

Эндимион. Восход Эндимиона

Дэн Симмонс: Гиперион. Падение Гипериона

Гиперион. Падение Гипериона

Чарльз Диккенс: Тайна Эдвина Друда

Тайна Эдвина Друда

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Чарльз Диккенс: Прогулка на пароходе

Прогулка на пароходе

Чарльз Диккенс: Горацио Спаркинс

Горацио Спаркинс

Чарльз Диккенс: Блюмсберийские крестины

Блюмсберийские крестины

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Друд, или Человек в черном — читать онлайн ознакомительный отрывок

Друд, или Человек в черном

– Как Уилки дар сгубил свой ненароком?

– Да возомнил себя чуть не пророком.

Copyright © 2009 by Dan Simmons

All rights reserved

© М. Куренная, перевод, 2016

Если какой автор и вызывает у меня восторженную оторопь, так это Дэн Симмонс.

Дэн Симмонс возвышается над современными писателями подобно гиганту.

Мастерски соединяя исторический реализм, готический ужас и древнюю мифологию, Симмонс будто идет по тонкому льду; какой-нибудь менее искусный автор на его месте давно провалился бы.

Меня зовут Уилки Коллинз, и я почти уверен – поскольку собираюсь воспретить публикацию данного документа самое малое на век с четвертью, считая со дня моей кончины, – что это имя ничего вам не говорит. Иные полагают меня большим любителем пари, и совершенно справедливо, а потому, дорогой читатель, я готов побиться с вами об заклад, что вы не читали моих романов и пьес, да и не слышали о них. Может статься, вы, британцы или американцы, живущие через сто двадцать пять лет после меня, вообще не говорите по-английски. Возможно, вы одеваетесь как готтентоты, живете в пещерах с газовым освещением, путешествуете на воздушных шарах и свободно общаетесь посредством мысли, не ограниченные никаким устным или письменным языком.

Но даже в таком случае я готов поставить все нынешнее свое состояние и все будущие авторские гонорары со своих пьес и романов на то, что вы помните имя, а равно книги, пьесы и персонажи некоего Чарльза Диккенса, моего друга и бывшего соавтора.

Упомянутая катастрофа произошла 9 июня 1865 года. Локомотив, везший благополучие, душевный покой, рассудок, рукопись и любовницу Диккенса, приближался – в буквальном смысле слова – к бреши в железнодорожном полотне и ужасному крушению.


За пять лет до своей смерти Чарльз Диккенс чудом выжил в железнодорожной катастрофе. Там он увидел таинственного незнакомца по имени Друд — и жизнь известного писателя кардинальным образом изменилась.

Встать, суд идёт!

Второй присяжный: Какие тут могут быть комментарии?! Два известнейших писателя, классики! Чарльз Диккенс — бог английской литературы, второй после Шекспира! Уилки Коллинз — основоположник детективного жанра! И вот так, походя, их втаптывает в грязь какой-то американишка. Для чего? Если он хотел написать роман о викторианском Лондоне, зачем ему понадобились фигуры Коллинза и Диккенса? Вся эта египтянщина, путешествия по притонам, закулисная издательская возня — всё не требовало именно этих имён. Только желание сенсационной славы, необходимость привлечь к книге внимание.

Пятый присяжный: Но начали-то мы с другого. Имел ли право Симмонс ради литературной игры или даже ради глубокого идейного романа оболгать двух известных писателей?

Седьмой присяжный: Но заслужил ли сам Коллинз такой участи? Диккенс у Симмонса действительно показан скорее положительным. Даже скверные черты оттеняют гений писателя. А вот Коллинз…

Вердикт: И всё-таки Коллинз Симмонса виновен в главном. Мы не знаем, полностью ли соответствует его образ реальному У.К., но выдуманный Уилки был завистником. Именно это убило его и его талант — а не мистический Друд.

Читайте также: