Объединение школы и детского сада в одно учреждение по фз 273

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы все чаще проводят реорганизацию и оптимизацию образовательных организаций. Некоторые школы сокращают и сливают с другими, а также создают холдинги и присоединяют к школам детские сады. Чаще всего родители и педагоги недовольны: есть страхи, что зарплаты станут меньше, часть персонала сократят, а педагогические традиции разрушат. Разбираемся, чем опасно объединение, а чем может быть полезно.

Зачем государство объединяет детские сады и школы

Чаще всего детские сады присоединяют к школам по финансовым причинам. Детские в сады, входящие в холдинг, могут получить больше ресурсов, даже на создание бытовых условий. Тем более, что в детских садах начинают реализовывать программы , которые существуют в школе, например, закупать больше оргтехники и другого оборудования. Также объединение помогает сократить бухгалтеров, юристов, других непедагогических сотрудников — эти деньги должны пойти на зарплаты педагогам.

Также существуют и неэкономические причины. Объединение в холдинг помогает создать преемственность: ребята ходят в детский сад и начинают в 6-7 лет готовиться к поступлению в определенную школу. Они бы и так в нее пошли, поскольку живут недалеко, но так будут больше к ней готовы и у них будет меньше стресса, связанного с адаптацией.

Как объединение отразится на воспитателях

Нет документов, в которых может быть описано, как должна проходить реорганизация. Но понятно, что при этом не должны нарушаться иные нормативные акты: ТК РФ, положения об оплате труда и прочие. Поэтому ориентироваться только на существующий опыт и обещания сотрудников департаментов и министерств образования.

Сокращений для педагогов не будет. Если при объединений школ педагоги или администрация могут быть сокращены, то при создании холдингов такого не бывает: количество детей не сокращают, педагоги из школ не смогут заменить воспитателей и наоборот. Уволить могут только административный персонал.

Зарплаты увеличатся . За счет сокращения части сотрудников, деньги освободятся и за их счет повысят зарплаты педагогам. По крайней мере, так обещают чиновники. По факту, многое будет зависит от силы воли руководителя. Если он будет бороться за бюджет, за сохранение прежних критериев для стимулирующих выплат — то сотрудники ждут плюсы.

Будет больше бюрократии. Теперь заявки на оборудование, на чистящие средства и прочее нужно будет согласовывать не только с детсадовским завхозом, но и с руководством школы. Возможно, это будет делать заведующая, но времени от заявления до покупки точно пройдет больше.

Меньше внимания детсадовским проектам. В детских садах существуют свои традиции — конкурсы, участие в грантах, внутригрупповые мероприятия. Школы могут это поддержать, а могут лоббировать свои проекты, а детсадовские цензурировать и запрещать.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких ДОУ и школ. Какие причины послужили для возникновения нового формата образовательных организаций, какие положительные моменты и недостатки в этом объединении? Об этом расскажем в нашей статье.

Причины для объединения школ и дошкольных организаций:

Плюсы создания образовательных комплексов:

1. Возможность реализовывать преемственность целей и задач образовательных программ дошкольного и начального образования. Преемственность может реализовываться путем:

  • взаимной работы воспитателей и педагогов из школы (это поможет педагогам лучше узнать своих будущих учеников, выбрать индивидуальный подход к ним);
  • проведения занятий для воспитанников ДОУ в школе, в ходе которых они смогут познакомиться с будущими педагогами, с новой формой обучения;
  • взаимодействие с родителями (родители смогут получить необходимую информацию о подготовке детей к школе).

К сожалению, не в каждом случае возможно реализовать весь комплекс мероприятий для воплощения принципа преемственности. Так, например, когда объединенные школы и детские сады находятся в разных зданиях. В этом случае посещение воспитанников ДОУ школьных уроков и праздников уже не кажется такой простой задачей, по сравнению с образовательными комплексами, которые объединены не только на бумаге, но и находятся в одном здании.

  • получить услуги необходимых специалистов (бухгалтер, юрист, логопед, специалист по госзакупкам и т.д.);
  • пользоваться ресурсами и помещениями школы (бассейн, библиотека, спортивный зал и т.д.).

3. Меньше ответственности для руководителей ДОУ. При объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель – директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность – заместителя директора. С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ. Так, например, вопросы госзакупок для ДОУ могут войти в компетенцию директора школы.

Такая непростая головоломка для чиновников практически затмила социальную составляющую создания крупных комплексов: как в условиях оптимизации педагогического штата и совмещения обязанностей в рамках одной ставки продолжить предоставлять качественные образовательные услуги школьникам и дошкольникам.

Финансовый менеджмент или педагогические задачи?

Сегодняшние обновления образовательной системы директор Института опережающих исследований им. Шифферса Юрий Громыко назвал финансовым менеджментом, призванным в теории поддержать экономику страны. В реальности плановые проверки Счетной палаты по итогам первого года реорганизации образовательных учреждений показали: в 36 регионах страны расходы на содержание объединенных комплексов не уменьшились, а возросли. Например, только в одной Сахалинской области – больше чем на 150 %.

Изначально подразумевалось, что территориальное укрупнение образовательных учреждений и полная ликвидация малокомплектных, нерентабельных школ и детских садов сэкономят для бюджета не один миллиард рублей. На деле выяснилось: ситуация с помещениями и участками, подпадающими под программу объединения, в каждом регионе настолько непохожа на то, что происходит в соседней области, что односистемно навести порядок не получится. Нужно на месте решать, где и что упразднять бесследно, а что оставлять в виде филиалов. Если в одном городе, чтобы объединить несколько не самых популярных детских садиков, достаточно сделать небольшой ремонт и поставить дополнительную беседку, то в другом необходимо строить здание практически с нуля. Из-за этого, по мнению главных счетоводов страны, на местах зачастую бессмысленно осваивают бюджетные деньги: так, например, в одной из деревень Чувашской Республики с населением чуть больше 500 человек, где уже функционировала наполовину загруженная школа на 90 человек, появилась еще одна, новая – на 165 учеников.

Проблема сокращений

Количество образовательных учреждений сокращается – как и число трудоустроенных специалистов школьной и дошкольной систем образования. Последние годы службы юридической поддержки населения заполонили вопросы сотрудников школ и детских садов, попавших под волну укрупнения. Например, многим заведующим ликвидированных дошкольных учреждений в лучшем случае предлагают остаться в штате нового комплекса в должности методиста с зарплатой куда ниже прежней. Более того, даже чтобы остаться на более низкой должности, им необходимо пройти переквалификацию, возобновить педагогический стаж.

С другой стороны, общий бюджет и формальное уравнивание финансового благополучия по всем присоединенным структурам лишает руководство необходимости искать источники дополнительного дохода ДОО в виде групп кратковременного пребывания и платных кружков для дошкольников.

Каково работается тем, кому повезло – руководителям образованных комплексов? Практика показывает, что у топ-менеджеров объединенного коллектива отсутствует соответствующий опыт управления подобными организациями. Каждый из них сам решает, что первичней – система управления или педагогические задачи.

Преподавательские коллективы в рамках одной структурной единицы, как правило, продолжают работать автономно.

Опыт Москвы – модель для регионов

Опыт столицы по реорганизации школ и детских садов, как ожидали чиновники, должен был стать моделью для регионов. Но опять-таки системно произвести изменения не удалось: каждая школа цеплялась за свою уникальность и самобытность, что неудивительно.

В каждом случае объединение происходило по индивидуальному сценарию, не последнюю роль в котором играл настрой руководителя: насколько открыто он рассказывал подчиненным о грядущих перспективах. В проигравших, естественно, оказывались те, кого присоединяли. Уже по итогам реорганизации выяснялось, что директор обделяет новых коллег-преподавателей, лишая их полноценной ставки и доверяя только группы продленного дня, в случае, например, когда случался недобор.

Противостояние между подразделениями одного комплекса обусловливал и тот факт, что в объединенном центре оказалось сложно распределять стимулирующие надбавки – из-за разной специализации отдельных частей единого целого.

Преемственность и дополнительное образование: миф или реальность?

Самое главное. Как влияет объединение образовательных учреждений на развитие подрастающего поколения?

Оценить социальные результаты слияния школ с детскими садами сложней, чем экономические. Этот показатель в большей степени зависит от руководителя и педагогов конкретного заведения. Предполагалось, что главными плюсами реформы станет преемственность между школьниками и воспитанниками детского сада, а также возможность развивать на присоединенных площадях дополнительное образование: кружки, профильные классы, спортивные секции, даже лаборатории.

Евгений Ямбург, помимо преемственности между начальным и последующими этапами образования, выделяет и другие плюсы объединенного комплекса: например, возможность решать проблемы развития детей единым штатом педагогов и медицинских работников (логопедов, дефектологов).

Одним словом, если первичная цель слияния школьного и дошкольного блоков – педагогическая, а только потом экономическая, можно будет надеяться, что в новой образовательной структуре отдельный ребенок будет развиваться лучше, чем в обычном детском саду или школе.

В реальности – со слов родителей – некоторые объединенные комплексы действительно навязывают платные кружки уже с первого класса. Еще в подготовительной группе мамы и папы выбирают за ребенка даже не одно, а целых два дополнительных занятия из трех предложенных. Получается, что день будущего первоклассника расписан заранее, за него уже все решили, на собственные увлечения времени у него не остается.

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В ближайшее время планируется реорганизация детского сада путем присоединения к школе. Детский сад будет структурным подразделением школы. Заведующий детским садом остается заведующим подразделением. Как в таком случае поступить учредителю? Необходимо ли уведомлять работника? По какой статье увольнять работника?

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: