Достоинства и недостатки умк перспективная начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Особенно остро этот вопрос встает перед родителями будущих первоклассников. Каждый хочет не навредить ни ребенку, ни себе. Начинается опрос знакомых и штудирование сайтов в надежде найти интересующий ответ на вопрос.

Родители встают перед выбором образовательной программы.

Начнем с перечисления существующих программ на 2017-2018 учебный год в школах РФ:

Также следует отметить, что все учебные программы разработаны в соответствии с ФГОС НОО, который позволяет освоить необходимый минимум знаний (инвариантная часть учебных пособий) или допустимого для любознательных (вариативная часть).

Разберем плюсы и минусы учебных программ в начальной школе:

Эта программа непрерывна с детского сада и до 11 класса школы. Охватывает большой объем материала. Учитель направляет, контролирует поисковую деятельность учеников. Наиболее сложными предметами являются математика Козловой С. А. и окружающий мир Вахрушева А. А.
На данный момент программа ограничена в использовании школ, так как учебные пособия не вошли в Федеральный перечень, то есть не прошли экспертизу Минобр.

Плюсы: учащиеся приучены учиться и добывать знания. Они умеют без труда найти нужную информацию. Много пишут сочинений и изложений, рефератов, имеют широкий кругозор знаний.

Минусы: задания посильны для освоения учащихся среднего и высокого уровня, требует контроля и помощи со стороны родителей. Еще один минус – не все учителя средней и старшей школы готовы продолжать обучение по ней в 5 классе.

Традиционная программа "Школа России", по которой учились многие в советский период и на сегодняшний день она остается актуальной, предполагает взращивание патриотов, желающих познавать, изучать страну, в которой живешь, любить природу, уважать других людей.

Плюсы: задания посильны для освоения учащихся даже очень слабого уровня.

Минусы: мало развивающих заданий на логику, мышление, расширяющих кругозор детей. Здесь все будет зависеть от учителя готового выходить за рамки программы, подбирать развивающие, логические задания. Кругозор знаний учащихся будет недостаточным для успешного обучения в среднем звене.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Учащиеся должны быть в постоянном поиске информации, развивают теоретическое мышление и воображение. Предполагается, что учащиеся ходят в школу не за отметками, а за знаниями. Для оценивания используется оценочная линейка или шкала для учащихся и учителя. В результате у ребенка формируется самооценка, самоконтроль и самообразование. Методика характеризуется также минимумом домашних заданий.

Плюсы: дети стремятся к знаниям, а не к отметкам, обладают высокой мотивацией, имеют глубокие знания, стремление к нестандартному мышлению. Уроки интересны, часто используются игры. И опять все зависит от учителя, который точно представляет, что делать.

Минусы: сложный уровень преподаваемых предметов, сложно перестроиться на другую систему преподавания в изменившихся условиях.

Система Л. В. Занкова

Занков Л. В. – психолог, разработчик развивающей программы обучения. Обучение по данной программе проходит в творческой форме, нетрадиционно, в быстром темпе, предлагается информация из средних классов для ознакомления. Уделяется большое внимание развитию логики, мышления, самостоятельной добыче знаний.

Плюсы: дети осознанно учатся, имеют аргументировать и доказывать свою точку зрения, используется работа в группах. Обучение проходит в силу своих возможностей, так как программа не предполагает достигать максимума.

Минусы: при поступлении в школу необходима хорошая подготовка, а при поступлении в среднее звено необходимо продолжение, иначе все напрасно.

Ирина Петрова – руководитель авторского коллектива, прошла путь от пионервожатой до учителя начальных классов и руководителя отдела начального образования в Министерстве РФ.

Плюсы: яркие привлекательные учебники, творческое развитие ребенка.

Минусы: при поступлении в школу необходима хорошая подготовка в счете и письме. Большой объем выполнения домашней работы, а также текстовые ошибки в учебниках.

Роза Чуракова – руководитель авторского коллектива, кандидат педнаук, профессор Академии повышения квалификации работников образования. "ПНШ" или Перспективная начальная школа - это гуманитарная программа, основывающаяся на личностно-ориентированных принципах образовательного процесса.

Плюсы: учебники 1-4 класса опираются на жизненный опыт ребенка, учат говорить, читать и наблюдать.
По окончании начальной школы ученики переходят в среднее звено с большим багажом знаний, подготовленными к дальнейшему обучению. Они самостоятельно ищут информацию в разных источниках и ее используют, работают с большим количеством словарей.

Минусы: программа требует непосредственной помощи родителей и активного участия. Курс требует опытного и подготовленного педагога, с которым все будет доступно и понятно.

Одна из самых распространенных программ в России, удостоена премии президента РФ. Руководитель проекта – Виноградова Н.Ф.

Плюсы: полностью соответствует ФГОС. Дети показывают хороший результат. Учащиеся учатся самоконтролю и самооценке. Очень сильный учебник по литературному чтению, хорошо представлены классики, анализ текста.

Минусы: многих родителей, да и учителей напрягают иные написания букв в 1 классе, запись перечисления слов с маленькой буквы; своеобразная подача материала по математике, отличная от других программ. Программа развивающая, как и многие другие требует непосредственного участия родителей и умелого педагога.

Название программы обещает многое. Главное – воспитать духовно-развитую личность, гражданина. Автор проекта – доктор педагогических наук Петерсон Л.

Плюсы: учит детей не отставать от современного мира, быть подготовленным, отстаивать свою позицию.

Минусы: большой объем информации, предполагает постоянное участие родителей.

Автор комплекта – Н. Б. Истомина, создан в соответствии с ФГОС.

Плюсы: разнообразие учебного материала учит самостоятельно школьников искать правильное решение, логически мыслить, аргументировать и дискутировать.

Минусы: требует хорошей подготовки к школе, так как в дальнейшем подразумевает тесное сотрудничество с родителями, многие темы вынесены на самообразование.

Это программа развития и личностно-ориентированного обучения, совершенствования всех сторон личности ребенка, фундамент для дальнейшего усвоения прочных и крепких знаний.

Концепция ,которая лежит в основе создания комплекта учебников не

Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей и т.п слайд- учебники) -5 Издательство "Академкнига/Учебник" на базе созданной концепции "Перспективная начальная школа" закончило создание комплекта учебников для всех четырех классов Более 240 тысяч детей сегодня учатся по ним практически во всех регионах России. Главное, что отличает эти книги, - это р азвернутая перед ребенком картина мира, присутствие не одной точки зрения. И еще. Авторам удалось показать, что знания нужны не сами по себе, а для того, чтобы лучше понять окружающую ребенка жизнь.

Среди авторов - ученые РАН, Академии образования, Академии повышения квалификации работников образования. Сегодня по данным мониторинга, проведенного в целом ряде регионов, уже можно говорить об успешности комплекта. А в конкурсе, проведенном Минобразованием Московской области (а это 80 с лишним районов), в номинации "самый успешный ученик" победили ребята, учившиеся по этим книгам.

Это в широком смысле гуманитарная программа.

- Основная установка комплекта, - внимание к практическим задачам. Знания - это часть жизни, а не нечто абстрактное. Именно по этому критерию, кстати, наши школьники отстают в международном исследовании PISA.

. Задания в учебниках направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к предмету. Ребёнок чувствует, что учение - это радость маленьких открытий.

Учебники сразу привлекли мое внимание внешней интригой, доступностью подачи учебного материала, основанной на жизненном опыте ребенка.

Задания в учебниках направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к предмету. Ребёнок чувствует, что учение - это радость маленьких открытий.

Они оформлены таким образом, что сразу привлекают внимание не только детей, но и взрослых. Хочется их листать, рассматривать, просто подержать в руках. Наличие большого количества иллюстраций привлекает внимание, дети проживают жизненные моменты совместно с героями, сопереживают и помогают им, иллюстрации помогают решить определенные дидактические задачи. Родители отмечают, что даже им интересны сами учебники и задания в них.

Наличие двух точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку примерить свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них, дети учатся доказывать правильность собственных суждений. Уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений в задании.

Учебник русского языка на первый взгляд он и на учебник-то не похож. В 1 классе дети со сказочными персонажами просто путешествуют по Волшебному Лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка и решают определенные языковые проблемы. Тексты учебника завораживают своей сказочной атмосферой. Но все задания учебника простроены в соответствии с основными принципами программы. С помощью маркировки, единой для учебника и тетради, ребята уже свободно ориентируются в пособиях, находят новую тему, возвращаются к изученному, пользуются подсказками, работают в группах и осуществляют проверку.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения: ( слайд 6)

- возраст школьника ( первоклассник может быть как 6,5 лет, так и7-8

- разный уровень его развития(школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);

-топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник;

- разный уровень владения языком ( не всегда является носителем одного языка или имеет логопедические проблемы);

-особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний – учителем

- учитывалась и разная наполняемость классов

Продуманная система заданий и вопросов, эксперименты побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, дети с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, тем самым учатся работать с дополнительной литературой.

Задача школы - не просто дать детям комплекс знаний, а научить их эти знания добывать самостоятельно. Считаю, что весь комплект учебников с этой задачей успешно справляется.

Система образования России последние десять лет существует, согласно новым стандартам образования, принятым в 2009 году. Соответствующий Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643) опубликован на сайте ведомства. В этом приказе были определены федеральные образовательные государственные стандарты (ФГОС), которым должны соответствовать все учебные программы, используемые в образовательных учреждениях. А также прописаны цели и результаты учебной деятельности, вплоть до личностных качеств учащегося, которыми он должен обладать после окончания начальной школы.

В документе написано много и о нравственном, и эстетическом развитии, и о привитии чувства любви к Родине и своему народу, о толерантности и демократическом обществе, даже о новой экономической системе. Единственное, чего я не смогла увидеть в документе, так это необходимости формирования у ребёнка способности мыслить. Причём не только критически, что тоже было бы неплохо, а мыслить в принципе. Чтобы развитие способности мыслить было одной из основных целей образовательного процесса в начальной школе.

Существующие образовательные системы, или как они называются, учебно-методические комплексы (УМК), должны соответствовать требованиям Стандарта. Каждый год пересматривается список учебников, по которым может осуществляться образовательная деятельность. Соответственно, та или иная существующие программы могут оказаться не у дел. Разделяют традиционные и развивающие системы обучения. Нужно сказать, что названия достаточно условны, потому что любая система обучения должна развивать, иначе она становится бессмысленной. Но и те, и другие системы должны соответствовать стандартам ФГОС. Все системы имеют авторство и собственную методику. Рассмотрим традиционные системы, по которым обучается большинство школьников.

Надо ли, выбирая школу и учителя для будущего первоклассника, обращать внимание еще и на программу, по которой он будет учиться? Такой вопрос задают сейчас себе тысячи родителей. Ответить на него мы попросили профессионалов – завучей частной и государственной школ.

- Нет разных программ начальной школы, - говорит Татьяна Хотылева, завуч начальной школы гимназии №1540 . - Основа всего – это Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он определяет содержание программы обучения в начальной школе, цели, которые перед собой ставит эта программа, и результаты, которые должны быть достигнуты при обучении. Поэтому учебно-методические комплекты (УМК, по старому – учебники и методические, дидактические материалы) представляют собой разные вариации на тему одной и той же программы. Разумеется, они отличаются друг от друга: в них входят учебники разных авторов, и разные УМК рассчитаны на разный уровень освоения образовательной программы начальной школы.

Чтобы получить право на жизнь, образовательная система и учебно-методические комплекты должны получить одобрение Министерства образования и науки России и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). Приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 года № 93 одобрены две образовательные системы – традиционная и развивающая. Каждая из них объединяет определенные учебно-методические комплекты. Их отличия проявляются в способах подачи информации и организации учебной деятельности, а также в количестве дополнительных сведений.

Соответствуют стандартам

На сегодня соответствующими ФГОСам признаны:

УМК традиционной системы обучения

УМК развивающей системы обучения :

- Сегодня нет такого УМК, про который можно было бы сказать, что он лучший, - считает Татьяна Хотылева. - Когда школа выбирает, по каким из них работать, она ориентируется на контингент детей, которые приходят учиться, и на их возможности. В одном классе ученики по-разному усваивают знания не потому, что кто-то плохо подготовлен, а просто потому, что у каждого человека есть индивидуальные особенности. Родителям надо четко понимать, что комплектов учебников, которые подходили бы всем детям, нет.

Достоинства и недостатки

Какие же учебно-методические комплексы входят сейчас в федеральный перечень и чем они отличаются друг от друга?

- Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

- Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

- Математика. Моро М.И. и др.

- Окружающий мир. Плешаков А.А.

По этой программе учится уже несколько поколений школьников. Она позволяет хорошо отрабатывать умение считать, читать, писать. По ней неплохо учатся даже весьма средне подготовленные к школе дети. В курсе математики в равных пропорциях отрабатываются навыки вычисления и умение логически мыслить, в курсе русского языка большое внимание уделено развитию устной, письменной речи и грамотности.

Преимущества: Все учебники написаны по привычной для родителей и старшего поколения схеме, потому объяснить ребенку то, что он пропустил или не понял на уроке, взрослым членам семьи будет совсем нетрудно. В учебниках четко выделены стандартные (базовые) задания и задания повышенного уровня сложности.

Недостатки: Для хорошо подготовленных к школе детей программа может показаться слишком простой. На уроках, особенно в первой половине учебного года, такие первоклассники могут откровенно скучать.

- Обучение грамоте и чтению. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

- Русский язык. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

- Литературное чтение. Ефросинина Л.А.

- Математика. Рудницкая В.Н.

- Окружающий мир. Виноградова Н.Ф. и др.

Преимущества : представляет собой щадящий вариант обучения, предусматривает долгий период привыкания первоклашек к новым условиям.

Недостатки: в учебниках много заданий, но практически нет объяснений, как их выполнять. Так что вариантов действий два: или ребенок додумается до всего самостоятельно, или ему все объяснят родители. Как вы понимаете, чаще всего сюжет развивается по второму варианту.

- Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

- Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

- Литературное чтение. Чуракова Н.А.

- Математика. Чекин А.Л.

- Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

По мнению специалистов, больше подходит для малокомплектных сельских школ, где в одном помещении одновременно занимаются ученики 1-4 классов. Развивает навыки самостоятельной работы, обучающиеся по ней первоклассники быстрее начинают бегло читать, писать и считать.

Преимущества: программа по силам любому ребенку. Предполагается работа на уроке в малых группах, что учит детей взаимодействовать с одноклассниками и совместно решать поставленные перед ними задачи.

Недостатки: программа не имеет продолжения в средней и старшей школе. Отучившемуся по этой программе четыре года и привыкшему к определенному способу изложения той или иной проблемы пятикласснику придется привыкать к совершенно другой методике.

- Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс).

Программа больше гуманитарной направленности, сделан упор на творческое развитие ребенка, так, например, есть задания сочинить сказку, создать к ней иллюстрации. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и работу в группе.

Преимущества : в учебниках содержатся как задания рассчитанные на базовый уровень знаний, так и творческо-поисковые. Хорошая подборка текстов в учебниках по русскому языку и чтению. Новые темы сопровождаются цветными графиками, схемами, много иллюстраций. Предметы связаны друг с другом: читая рассказы Носова, ребенок вместе с его персонажами решает задачи, изучая животных, живущих в тайге, пишет по этой теме изложение.

Недостатки: для хорошо подготовленных к школе детей программа может оказаться слишком простой.

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

Программа делает упор на развитие логики, математического мышления. На уроках обучения грамоте много внимания уделяется речевому этикету, а на уроках русского языка - произношению слов, их правильному употреблению в речи.

Мнение родителей : критикуется непоследовательность изложения тем, а также немногочисленность текстов для чтения. Среди достоинств отмечается наличие классики. Все родители сходятся во мнении, что программа рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную работу после уроков. Правда, одни мамы и папы считают это обстоятельство большим плюсом, а другие за то же самое программу нещадно ругают.

Программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

- Букварь. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.

- Русский язык. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.

- Литературное чтение. Матвеева Е.И.

- Математика. Александрова Э.И.

- Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Авторы хотят сформировать у детей теоретическое мышление: научить их выдвигать гипотезы, искать доказательства, а не заучивать преподнесенную на блюдечке информацию. От ребенка требуется быть внимательным к деталям, усидчивым, уметь обобщать разрозненные сведения. Подойдет тем родителям, которые хотят развивать у ребенка аналитические способности и умение нешаблонно мыслить.

Преимущества : в система Эльконина-Давыдова упор делается не на результат (усвоенные знания), а на способы добывания знаний. Ученик может что-то забыть, но должен знать, где и при помощи чего восполнить пробел в знаниях. Оценивается и поощряется буквально каждое усилие ученика.

Недостатки: предельно сложный уровень преподавания. Грамотных учителей, умеющих работать по такой программе, мало, а родители, учившиеся по традиционной системе, не всегда могут помочь детям в выполнении домашних заданий.

Мнение родителей : программа не для среднего учителя. Если педагог хорошо владеет этой оригинальной методикой, дети, у которых не было мотивации к учебе, начинают ходить в школу с интересом. За это программу хвалят. Но в то же время тем, кто обучался по традиционной программе, очень трудно в ней разобраться. А так как родителям приходится очень много заниматься с ребенком дома, эти сложности вызывают многочисленные нарекания со стороны мам и пап. Не зря родители говорят, что программа подходит для детей, которые могут учиться самостоятельно.
Критерии выбора

В интернете настоятельно советуют, выбирая школу и учителя, обратить внимание на программу обучения. Но специалисты считают, что последнее обстоятельство далеко не самое главное.

Принципиально отличается от других УМК системы Эльконина-Давыдова. Это иная логика подачи информации, иная система построение самих учебников. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, педагог должен очень хорошо и в полном объеме овладеть методикой. Иначе результаты будут совсем не такими, как ожидают родители.

Впрочем, любая система не может быть хорошей сама по себе. Она хороша, когда ее реализуют очень грамотные педагоги. Теоретически знать систему – одно, а уметь по ней работать с детьми и добиваться нужного эффекта – совсем другое.

- С одной стороны, идти надо к учителю. Очень важно понять, насколько педагог учитывает возможности своих учеников, - продолжает Татьяна Хотылева . - Работая по одному и тому же УМК, один добивается результатов на грани фола, а другой – блестящей положительной динамики со всеми учениками своего класса. С другой стороны, блестящий учитель может заболеть, поменять место работы, а так как в начальной школе часто преподают молодые женщины, учительница может уйти в декрет или на больничный по уходу за ребенком. Как изменится тогда ситуация, как скажется это на детях?

Читайте также: