Должностные обязанности тьютора в школе с детьми рас

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему.

Предварительный просмотр:

« Деятельность тьютора в образовательной организации

Л.С.Выгодский определял понятие инклюзивного обучения как педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, бтологических дефектов развития, и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.

Развитие инклюзивной практики в российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возможностьвыбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с инвалидностью и ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваься к жизни они смогут в обычной школе.

Не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках корреционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

Именно поэтому тьютор должен обладать всеми перечисленными качествами.

Безусловно, задачами работы тьютора заключается в создании комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок, особый режим, временная организацияя образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Он должен социализировать, включить ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Именно тьютор должен помочь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучение, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

Но успешность и эффективность работы тьютора в большой степени зависит от умения взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка — эо всегда работа в междисциплинарной команде.

Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть в данной работе деятельность тьютора в образовательной организации как условие эффективной поддержки ребенка с РАС.

1.2. Задачи данной работы:

- определить цели и содержание взаимодействия тьютора, сопровождающего ребенкас РАС, со всеми участниками образовательного процесса

-показать взаимосвязь эффективности работы тьютора по сопровождению обучающегося с РАС от системы междисциплинарного взаимодействия в образовательном учреждении.

1.3Анализ источников, раскрывающий сущность работы тьютора.

Тьютор должен владеть специальными компетенциями:

- способность управлять деятельностью сопровождаемого,

- способность мотивировать сопровождаемого на образовательную деятельность,

- способность организовывать события и активизировать сопровождаемого,

- готовность к интеграции и сетевому взаимодействию,

- Способность аккумулировать ресурсы, необходимые для решения поставленных задач сопровождаемого,

- способность решать нестандартные задачи,

- обладание коммуникативной культурой,

- способность реализовывать образовательные предложения в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы.

Понятно, что для того, чтобы педагог смог работать тьютором, ему необходимо дополнительно повысить уровень своей компетенции. В первую очередь, он должен изучить специфические особенности детей, с которыми ему предстоит работать. Мы рассматриваем работу с детьми с расстройством аутистического спектра. Приведем несколько источников в литературе, которые раскрывают особенности развития ребенкас РАС и работы с ним.

- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи

Одна из самых известных отечественных книг, посвященная вопросам диагностики и коррекционной помощи детям с РАС. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. В книге также представлена авторская классификация аутизма.

Пособие посвящено вопросам развития речи у аутичных детей, в т.ч. таким сложным вопросам, как вызов речи, формирование пассивного словаря у детей с тяжелыми формами аутизма, коррекции звукопроизношения, грамматической структуре речи и пр. Прилагается комплект карточек для обучения детей способам альтернативной коммуникации. Книга будет полезна как тьюторам, так и логопедам, дефектологам, специалистам, работающим с детьми с РАС и родителям.

В пособии даны конкретные рекомендации по созданию контакта с аутичными детьми методами игровой терапии. Автор делится классификацией игр аутичных детей и описывает конкретные задания и упражнения для формирования устойчивого интереса к совместной деятельности у особого ребенка. Книга будет полезна коррекционным педагогам, психологам и родителям детей с РАС.

- Делани Тара. Развитие основных навыков у детей с аутизмом

Автор книги предлагает систему игр, полезных для развития у детей с РАС различных навыков – от элементарных до самых сложных. Игры классифицированы по типам и уровням навыков, помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторику, речевые и коммуникативные способности ребенка и тем самым создают условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе.

- Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

Книга посвящена теоретическим и практическим аспектам работы с аутичными детьми и отражает опыт как автора, так и его зарубежных коллег. Книга адресована коррекционным педагогам, психологам и родственникам детей с РАС.

-Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети

В данной книге дается система помощи семье, воспитывающей особого ребенка. Описываются стадии принятия диагноза, особенности реакции всех членов семьи, а также намечены пути помощи, которые могут быть полезны семье на каждом из представленных этапов. Книга будет полезна семейным и коррекционным психологам, дефектологам и всем, кто интересуется темой помощи семье ребенка с ОВЗ.

. На сайте этого Центра размещены программно-методические материалы, а такжк видеозаписи мероприятий, проводимых именно для тьюторов:

и многие другие мероприятия.

Считаю, что факторами, определяющими содержание и специфику деятельности тьютора, являются:

- специфика нарушений развития ребенка,

- уровень его активности,

- степень готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадия включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики,

- степень подготовленности педагогического коллектива, возможность дополнительного образования,

- степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей,

- уровень профессиональной компетентности самого специалиста.

Таким образом, мы видим, что сам по себе тьютор мало что может сделать. Только работа в команде и создание системы работы в образовательной организации могут стать гарантией успешной работы с сопрвождаемым ребенком. Но тьютор, как специалист может стать организующей силой работы этой команды.

Знакомлюсь с документами, предоставленными родителями ребенка: заключение ПМПК, справка МСЭ, ИПРА.

Далее знакомлюсь с родителями. Первую встречу провожу, по возможности, без ребенка. Вместе с родителями мы заполняем опросник, в котором фиксируются особенности зрения, слуха, коммуникации, речевых навыков, физичекого развития, крупной и мелкой моторики, навыки самообслуживания, поведение, ориентировка в пространстве, начальные академические навыки.

После этой встречи мы с родителями договариваемся о встрече с ребенком.Но на этой встрече я буду пассивным, сторонним наблюдателем. Проходит она либо на детской площадке (если у семьи есть опыт прогулок там), либо в любой другой привычной для семьи обстановке. Моя цель посмотреть на способы взаимодействия родителей с ребенком, на особенности поведения будущего подопечного.

В конце этого этапа мы встречаемся с учителем, который будет работать в классе.Обсуждаем вместе всю информацию, полученную в результате проведенной работы.

Родители вместе с ребенком приглашаются в школу. Обычно первую встречу мы проводим в игровой. Вместе с учителем мы наблюдаем за поведением ребенка в незнакомой обстановке, отмечаем особенности, которые до этого нигде не были отмечены. Знакомим родителей с классом, игровой, другими помещениями школы.С этого момента начинаем вести дневник наблюдения за ребенком.

  1. Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей.

По накопленной информации о ребенке определяем, какие основные проблемы в поведении ребенка отмечены и требуют решения, каким способом будем их решать. При работе над этим вопросом я вновь обращаюсь к специалистам, которые работали с ребенком в дошкольном возрасте.

  1. Заседание ППк с целью выработки рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута совместно с другими специалистами. Определяются направления работы психолога, учителя-логопеда, тьютора, учителя класса, родителей. Обсуждаются, какие жизненные компетенции необходимо сформировать у ребенка в первую очередь.
  2. Решение поставленных задач. На этом этапе идет постоянное взаимодействие тьютора с участниками образовательного процесса. С учителем — это ежедневная работа по адаптации учебного материала к возможностям ребенка, по обсуждению условий включения его в работу класса.

Деятельность тьютора включает в себя

- модификацию используемых учителем класа учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста рисунками, упрощение языковых конструкций и т. п.), подбор визуальной поддержки деятельности ребенка,

- модификацию ресурсов: использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, организация помощи другими сверстниками или родителями.

Одной из важных задач тьютора на всех этапах пребывания ребенка в школе считаю недопущение нежелательного поведения. Это удается благодаря наблюдению за ребенком и пониманию факторов, провоцирующих нежелательное поведение. Для этого использую визуальное расписание, работа с таймером, наушники для снижения шумовой нагрузки, выход из класса для снятия напряжения.

  1. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии. Работа ведется совместно со всеми, специалистами, работающими с ребенком. Она может проходить в учебном процессе, с целью решения конкретной ситуации, а также на плановых и внеплановых заседаниях ППк.
  2. Выход тьютора из системы сопровождения.

Данный пункт в нашей работе зависит от особенностей подопечного. Одному ребенку работы с тьютором достаточно на период адаптации в первый год обучения, а другой может заниматься с тьютором несколько лет. Это определяется уровнем сформированности жизненных компетенций и универсальных учебных навыков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Должностная инструкция

1. Общие положения.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”, на основании Трудового кодекса РФ.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность тьютора.

1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора школы-интерната.

1.3. Работник подчиняется заместителю директора по УВР.

1.5. Особые условия допуска к работе: к педагогической деятельности не допускаются:

- лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, утвержденные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.6. Работник должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;

- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;

- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;

- технологии открытого образования и тьюторские технологии;

- методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- правила по охране труда и пожарной безопасности

1.7. Тьютор должен уметь:

- применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;

- осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;

- оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса и проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;

- консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;

- консультировать обучающихся с ОВЗ по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;

- оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения;

- применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

- выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;

- учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся;

- осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся;

- организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана.

1.8. Основные функции педагогической деятельности тьютора:

- участие в разработке и реализации образовательных программ;

- тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

2. Должностные обязанности.

2.1. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

2.2. Выявляет индивидуальные образовательные потребности обучающихся в процессе образования.

2.3. Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

2.4. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

2.5. Участвует в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся.

2.6. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

2.7. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

2.8. Оказывает помощь семье учащегося в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.

2.9. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

2.10. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

2.11. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

2.12. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

2.13. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

2.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

2.15. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования.

2.16. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Оказывает п ри необходимости помощь в сопровождении при перемещении по школе – интернату инвалид ам колясочник ам , инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата , инвалидам по зрению .

3. Права .

Тьютор имеет право:

3 .1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

3 .2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

3 .3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

3 .4. защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением тьютором норм профессиональной этики;

3.5. на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания , учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой и списком учебников и учебных пособий, определенных школой; методы оценки знаний обучающихся;

3.7. повышать квалификацию по специфике работы данного коррекционного учреждения ;

3.8. самостоятельно аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию , в случае успешного прохождения аттестации предъявить документы заместителю директора по УВР ;

3.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные р аспоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

3.10. имеет право на премии и доплаты согласно Положения об оплате труда в школе – интернате.

4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке тьютор несет ответственность:

- за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4 .4. 3а виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей тьютор н есет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5. Взаимоотношения. Связи по должности .

5.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и планирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

5.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к учебной нагрузки до начала каникул. График работы тьютора в каникулы утверждается приказом директора школы;

5.3. заменяется на период временного отсутствия педагогом той же специальности;

5.4. получает от администрации школы материалы нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

5.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

специалист в области охраны труда

_ ______________ С.А. Ткачева

Ознакомлен, инструкцию получил:

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

Обеспечить ребенку особый школьный режим.

Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

Ведет дневник наблюдений.

Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Самая важная книга для родителей

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Если с ребенком трудно

Коммуникация с родителями.

Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

Помогает ребенку решать конфликты.

Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Дислексия, дисграфия, ОВЗ и другие трудности обучения | Ассистент или тьютор: сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в инклюзивном учебном процессе


Руководитель проекта "Школа ассистентов и тьюторов". Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области "Участие". Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.

В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.

На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.

  • Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
    необходимости такой услуги.
  • Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
    внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
    рекомендаций в заключении ПМПК).

Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.

  • Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.

Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.


Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:

Этапы процесса сопровождения

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.


Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

  • тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
  • тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;
  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция тьютора



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

2. Функции

2.1. Сопровождение процесса формирования личности школьника, установления выбора учащимися направления своего образования.
2.2. Качественная организация процесса индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
2.3. Персональное сопровождение ребенка в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе.

3. Должностные обязанности тьютора
3.1. Организует процесс качественной индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их индивидуальное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
3.2. Координирует поиск информации учащимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности. Помогает разобраться школьникам в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее.
3.3. Вместе с учащимися распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации задуманных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов школьников и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационно-консультативной работы, системы профориентации, выбирает наилучшую организационную структуру для этой взаимосвязи.
3.4. Оказывает помощь учащемуся школы в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования.
3.5. Формирует необходимые условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
3.6. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, который соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.7. Выполняет совместный с учащимся рефлексивный анализ деятельности школьника и результатов, направленных на анализ выбора личной стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
3.8. Организует взаимодействия учащихся с преподавателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, принимает участие в генерировании его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
3.9. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов учащихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов.
3.10. Осуществляет взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) по разработке и корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов школьников, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
3.11. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора учащимися пути своего образования.
3.12. Организует индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и методы коммуникации с учащимися (группой учащихся), включая электронные формы (информационно-коммуникационные технологии) для качественной реализации совместной с учащимся деятельности.
3.13. Поддерживает познавательный интерес школьника, анализируя дальнейшие перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полному воплощению творческого потенциала и познавательной активности учащегося.
3.14. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы, в создании и проведении методической и консультативной помощи родителям учащихся (лицам, их заменяющим).
3.15. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов).
3.16. Контролирует и оценивает эффективность построения и воплощения образовательной программы (индивидуальной и школы), учитывая успешность самоопределения учащихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса учащихся, используя для этого компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы, редакторы презентаций и электронные таблицы, в своей деятельности.
3.17. Заботиться о сохранности жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, соблюдает требования должностной инструкции тьютора школы, а также нормы и правила, соответствующие статусу педагога.
3.18. Следует правилам по охране труда и пожарной безопасности.
3.19. Ведёт надлежащую документацию тьютора общеобразовательного учреждения.

4. Права

4.1. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом;
4.2. На защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4.3. Знакомиться с проектами решений администрации образовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, установленных законом;
4.5. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками школы;
4.6. На предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда и пожарной безопасности на данном рабочем месте;
4.7. На повышение уровня своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе;
4.8. На взаимодействие с методическими объединениями общеобразовательного учреждения для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;
4.9. На оказание помощи администрацией в исполнении должностных обязанностей тьютора.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

6. Взаимоотношения. Связи по должности тьютора
6.1. Тьютор в общеобразовательном учреждении выполняет работу согласно утвержденному расписанию, с учетом 36-часовой рабочей недели, в зависимости от установленной в общеобразовательном учреждении нагрузки.
6.2. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.3. Работает в тесных взаимоотношениях с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), социальным педагогом и психологом школы, библиотекарем.
6.4. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.5. Регулярно обменивается информацией по вопросам и задачам, входящим в компетенцию тьютора с администрацией и педагогами общеобразовательного учреждения.
6.6. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

Читайте также: