Докучные мольер краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

За всю жизнь у него было немало споров, разбирательств и тяжб. Но самое серьезное и, возможно, фатальное противостояние он так и не смог пережить. Противостояние с бывшим другом и лучшим врагом — Жаном-Батистом Люлли (1632—1687).

Лулли во Франции

На самом деле при рождения Люлли звали Джованни Баттиста Лулли (с ударением на первый слог). Вундеркинд из Флоренции, который во время карнавала виртуозно играл на скрипке в костюме Арлекина, привлек внимание Роже де Лоррена, шевалье де Гиза . Он привез Лулли во Францию, отдал ко двору юной герцогини де Монпансье , которая желала попрактиковаться в итальянском. Но мальчик был нехорош собой, поэтому в пажи не годился даже из любви к звучному тосканскому наречию, и его сослали на кухню.

Портрет Анны-Марии-Луизы Орлеанской, герцогини де Монпансье (фрагмент картины неизвестного художника XVII в.)

Портрет Анны-Марии-Луизы Орлеанской, герцогини де Монпансье (фрагмент картины неизвестного художника XVII в.)

Хорошо, что у герцогини был придворный оркестр, где пригодился талант скрипача, но, возможно, Люлли так бы и окончил свои дни где-то между кастрюль и ухватов, если бы не поражение Фронды (1648—1653) и временное поражение в правах герцогини де Монпансье как одной из ее предводительниц. И тут Джованни Баттиста решил попасться на глаза королю, прежде чем Великую Мадемуазель с ее двором отправят в ссылку.

Еще до разгона Фронды он продолжал совершенствовать свое музыкальное мастерство, брал уроки у лучших композиторов, клавесинистов и органистов. Его таланты, наконец, признали, он собрал для герцогини лучшую скрипичную труппу Compagnie des violons de Mademoiselle . Но чтобы заинтересовать короля, нужно было другое — танцы!

И Люлли, который был готов снова надеть арлекинский наряд, лишь бы угодить монарху, стал учиться танцам, благо, природа наделила его и этими способностями. Уроки он брал у Мишеля Ламбера , певца, композитора, танцора и. будущего тестя.

В 1651 году Ламбер дебютировал в королевском балете, понравился Людовику и быстро стал важной фигурой в придворной музыкальной жизни. В 1652 году час настал и для его протеже: Люлли успел подать в отставку до того как герцогиню сослали в замок Сен-Фаржо и присоединился к королевской балетной труппе.

Ночь, по мысли Мазарини, символизировала 8 лет Фронды, а Аполлон-Солнце, который появлялся в финале балета — в этой роли был сам король — торжество монархии. Либретто написал Исаак де Бенсерад , среди композиторов был Мишель Ламбер, а среди танцоров — Люлли, который исполнил несколько ролей: пастуха, солдата, нищего и грацию (тогда все партии танцевали только мужчины).

Появляется Мольер

Большой театральный опыт Мольера, который 13 лет скитался с бродячими комедиантами по французским провинциям, практикуясь в исполнении трагедий, пасторалей и фарсов, позволил ему в 1653 году добиться расположения принца Конти , еще одного фрондера в ссылке, а в 1658 году — и покровительства Месье, младшего брата короля. Герцог Орлеанский порекомендовал королю посетить представление труппы Мольера в зале Кариатид в Лувре.

Важен и утилитарный момент: за время балетных номеров актеры как раз успевали освежиться и переодеться. За музыку и хореографию отвечал Пьер Бошан .

Люлли, уже завязавший приятельские отношения с Мольером, написал для балета куранту, но ее так и не исполнили и за нее не заплатили. Это не повлияло на их дружбу. Пока что.

Зато в том же, 1661-м, году Люлли получил должность суперинтенданта королевской музыки и — главное — стал натурализованным французом, официально сменив фамилию с Лулли на Люлли ( Lulli и Lully ). В 1662 году он получил высшую из возможных должностей — суперинтендант королевской инструментальной музыки. Чтобы упрочить свое положение и пресечь некоторые слухи, он по приказу короля женился на Мадлене Ламбер , дочери бывшего учителя и покровителя.

В 1662 году женился и Мольер. Его супругой стала Арманда Бежар , дочь (формально — сестра) его многолетней спутницы, актрисы Мадлены Бежар . Арманда была на 20 лет моложе драматурга, и это послужило причиной для насмешек и пересудов, которыми до конца жизни терзали Мольера.

Король выжидает

Наконец, Людовик XIV решил, что прошло достаточно времени, его власть укрепилась, а постановки комедий-балетов, в которых он мог бы танцевать, только добавят ему славы, а двору — пышности.

Два Батиста

Сам текст и сюжет в итоге потеряли значение. Эпоха вдохновенного сотрудничества двух Батистов подходила к концу.

Лодыжка короля

Призрак оперы

Король больше не танцевал, но не утратил любовь к шоу, хотя придворный балет и потерял свою символическую и политическую функцию. Срочно требовалось заполнить эту лакуну. На повестке дня у Мольера и Люлли появилась опера.

Использование привилегий строго регламентировалось. Создание и постановка опер другими авторами наказывалась штрафом в 10 000 ливров, конфискацией оборудования, театра и костюмов. Что делать Мольеру и Люлли? Дальнейшие события развивались стремительно.

Мольер (крайний слева) в 1670 году и его образы — персонажи и актеры итальянской и французской комедии масок: Арнольф, Жодле, Пуассон, Турлюпен, Капитан Матамор, Арлекин, Гийо Горжю, Гро Гийом, Доктор Грациан Балур, Готье-Гаргиль, Полишинель, Панталоне, Филиппино, Скарамуш, Бригелла и Тривелино

Мольер (крайний слева) в 1670 году и его образы — персонажи и актеры итальянской и французской комедии масок: Арнольф, Жодле, Пуассон, Турлюпен, Капитан Матамор, Арлекин, Гийо Горжю, Гро Гийом, Доктор Грациан Балур, Готье-Гаргиль, Полишинель, Панталоне, Филиппино, Скарамуш, Бригелла и Тривелино

С музыкальным оформлением трудностей не возникло: у Люлли всегда были заготовки для интерлюдий по любому случаю, а слова для арий написал его постоянный либреттист Филипп Кино . Но эта музыка прозвучала только в Тюильри.

Освобождение за выкуп

Дело было не в высокой стоимости постановки. Деятели искусств попали на удочку мошенников. За аренду помещения для театра (бывшего зала для игры в мяч) и сценические машины отвечали маркиз де Сурдеак и его компаньон де Шамперон (Лоран Берсак).

Позже выяснилось, что это известные бретонские авантюристы (а Шамперон-Берсак — еще и беглый каторжник), которые жульничали с откупами на габель (налог на соль) и талью (налог на землю), но сумели затеряться в Париже. Доверчивый поэт не заключил с ними контракта, и проходимцы вовсю опустошали казну театра. Перрен оказался в долговой тюрьме.

Батист №3

Но Кольбер — не царедворец, он был великолепен как человек на своем месте в системе абсолютизма Людовика XIV, где у каждого — своя функция. Двух мастеров французской оперы в этой системе быть не могло. И Кольбер, хоть и не желая монополии и творческих распрей, которые мешают работать, сделал ставку на Люлли, повинуясь королю.

29 марта 1672 года он подтвердил привилегию композитора на постановку опер. А что Мольер? Мольер велик, но тяжело болен и ненадежен. Королю же претили разговоры о болезнях и смерти. Механизм, который нельзя починить, следовало выбросить. Или заменить новым.

Невыносимые условия

Конец сезона

17 февраля 1673 года, через три месяца после учреждения Королевской академии музыки Люлли, Мольер скончался.

Два священника отказались его отпевать, а третий к нему не успел. Драматурга предали земле через 4 дня ночью и без церемоний на кладбище часовни Сен-Жозеф по специальному разрешению парижского архиепископа с санкции короля. Но проводить Мольера пришли сотни людей, а некоторые заказали мессы по умершему…

Эпилог

Драматические актеры еще долго прозябали без музыки: запрет нанимать более 2 певцов и 6 инструменталистов обновляли дважды — в 1675 и в 1682 году. Остаток долга за дом Люлли вернул еще в августе 1673 года вдове Мольера Арманде Бежар.

В 1681 году Люлли получил дворянство и должность королевского советника-секретаря. Но смерть почти на сцене настигла и его.

В 1683 году король заключил морганатический брак с Франсуазой де Ментенон , которая была крайней набожной и не жаловала светские развлечения. Празднеств не устраивали, хотя оперы продолжали ставить. Но звезда композитора моментально закатилась, когда его застали с пажом.

8 января 1687 года, дирижируя перед пустым креслом короля гимном Te Deum по случаю исцеления Людовика, Люлли поранил ногу наконечником дирижерской батутты. 22 марта 1687 года он скончался в возрасте 55 лет…

Докучные (фр. Les Fâcheux ) — первая комедия-балет Мольера в трёх актах, написанная в августе 1661 года. Пролог сочинён Полем Пелиссоном. Впервые представлена 17 августа 1661 года в Во-ле-Виконт, с музыкой Люлли и Пьера Бошана, в декорация Джакомо Торелли и Шарля Лебрена [1] ; в Париже впервые была сыграна в театре Пале-Рояль 4 ноября 1661 года. Первый полный перевод в стихах на русский язык был сделан С. Ильиным и опубликован в 1910 году.

Содержание

История создания

Комедия была написана Мольером за две недели по заказу Николя Фуке, суперинтенданта финансов короля Людовика XIV, для великолепных празднеств в честь короля, которые Фуке устроил в своём замке в Во-ле-Виконт. Комедия представляла собой скорее дивертисмент, сатирически изображающий различные типы придворных. Королю понравилось представление, и по его просьбе Мольер даже добавил ещё одного персонажа, страстного охотника на оленей Доранта [2] . Сам Мольер играл в комедии сразу несколько небольших ролей.

Для самого Фуке празднества обернулись последующим обвинением в финансовых злоупотреблениях, арестом и пожизненным заключением.

В 1672 году М. А. Шарпантье сочинил к комедии новую музыку. В 1924 году труппой Дягилева был поставлен одноименный балет Жоржа Орика, сочинённый по комедии Мольера.

Действующие лица и первые исполнители

В прологе

В комедии



  • Дамис, опекун Орфизы (Франсуа Бедо, прозванный Горжибюс)
  • Орфиза (г-жа Дебри)
  • Эраст, молодой человек, влюбленный в Орфизу (Шарль Варле, прозванный Лагранжем)
  • докучные:
    • Альсидор (Мольер)
    • Лизандр (Мольер)
    • Алькандр (Мольер)
    • Альсипп (Мольер)
    • Орант (Мольер)
    • Климена (г-жа Дюпарк)
    • Дорант (Мольер)
    • Каритидес (Мольер)
    • Ормен (Мольер)
    • Филинт (Мольер)

    Примечания

    Ссылки

    • Литературные произведения по алфавиту
    • Пьесы Мольера
    • Пьесы XVII века
    • Пьесы на французском языке
    • Пьесы Франции

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Докучные (пьеса)" в других словарях:

    Амфитрион (пьеса Мольера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амфитрион (значения). Амфитрион Amphitryon Жанр: комедия Автор: Мольер Язык оригинала … Википедия

    Жорж Данден, или Одураченный муж (пьеса) — Жорж Данден, или Одураченный муж George Dandin ou le Mari confondu Жанр: комедия Автор: Мольер Язык оригинала: французский Год написания … Википедия

    Проделки Скапена (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Проделки Скапена. Проделки Скапена Les fourberies de Scapin … Википедия

    Плутни Скапена (пьеса) — Проделки Скапена Les fourberies de Scapin Жанр: фарс Автор: Мольер Язык оригинала: французский Год написания: 1670 … Википедия

    Комическая пастораль (пьеса) — Комическая пастораль Pastorale comique Жанр: пастораль Автор: Мольер Язык оригинала: французский Год написания: 166 … Википедия

    Сганарель, или Мнимый рогоносец (пьеса) — Сганарель, или Мнимый рогоносец Sganarelle ou le Cocu imaginaire … Википедия

    Блистательные любовники (пьеса) — Блистательные любовники Les Amants magnifiques Жанр: комедия Автор: Мольер Язык оригинала: французский Год написания: 16 … Википедия

    Мелисерта (пьеса) — Мелисерта Mélicerte Жанр: пасторальная комедия Автор: Мольер Язык оригинала: французский Год написания: 1666 … Википедия

    Сицилиец, или Любовь-живописец (пьеса) — Сицилиец, или Любовь живописец Le Sicilien ou l Amour peintre … Википедия

    Шалый, или Все невпопад (пьеса) — Шалый, или Всё невпопад L’Étourdi ou les Contretemps Жанр: комедия Автор: Мольер Язык оригинала: французский Год написания: 1655 … Википедия

    libking

    Жан-Батист Мольер - Докучные краткое содержание

    Докучные - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

    Комедия в трех действиях

    Перевод Всеволода Рождественского

    Я прибавляю еще одну сцену к этой комедии, ибо человек, посвящающий книгу, есть тоже в своем роде довольно невыносимый д_о_к_у_ч_н_ы_й. Вы, Ваше величество, знаете это лучше, чем кто-либо другой в Вашем королевстве, ибо поток посвящений устремляется к Вам не впервые. Но хотя я следую примеру других и ставлю себя в один ряд с изображенными мною лицами, все же я осмеливаюсь сказать Вашему величеству, что делаю я это не столько для того, чтобы предложить Вашему вниманию свое произведение, сколько с целью выразить Вам благодарность за успех моей комедии. Этим успехом, превзошедшим мои ожидания, я обязан, во-первых, милостивому одобрению, которым Вы, Ваше величество, с самого начала удостоили мою комедию, вызвав тем самым к ней всеобщее благоволение, а во-вторых, Вашему приказанию добавить характер еще одного д_о_к_у_ч_н_о_г_о; при этом Вы были так добры, Ваше величество, что раскрыли мне его черты, и потом этот образ был признан лучшим во всей комедии. Признаюсь, ничто до сих пор не давалось мне так легко, как именно то место в комедии, над которым Вы, Ваше величество, велели мне потрудиться, - радость повиноваться Вам вдохновляла меня сильнее, чем Аполлон и все музы вместе взятые, и теперь я вижу, что я мог бы создать, если бы писал всю комедию по Вашим указаниям. Рожденные в высоком звании могут надеяться послужить Вашему величеству на высоких постах, для меня же наивысшая честь заключается в том, чтобы увеселять Ваше величество. Этим ограничиваются мои славолюбивые желания, и я полагаю, что принесу некоторую пользу Франции, если сумею развлечь ее короля. Если же я в этом не преуспею, то не по недостатку рвения и усердия, но по воле злой судьбы, которая нередко преследует лучшие наши стремления, что, разумеется, глубоко огорчит нижайшего, покорнейшего и преданнейшего

    слугу и подданного Вашего величества

    Кажется, ни одна театральная затея не осуществлялась столь поспешно, как эта. В самом деле, вряд ли еще какая-нибудь комедия была в двухнедельный срок задумана, сочинена, разучена и представлена на сцене. Говорю я это не для того, чтобы похвалиться своей способностью к экспромтам и стяжать себе в этой области славу, а единственно для того, чтобы предупредить нападки некоторых лиц, которые могли бы заметить, что я вывел в ней не все существующие на свете разновидности _докучных_. Я знаю, что число их велико как при дворе, так и в городе; их одних с избытком хватило бы мне на пятиактную комедию, и действия в ней было бы много. Но в тот короткий срок, который мне был предоставлен, я не мог претворить в жизнь столь обширный замысел, тщательно отобрать действующих лиц, обдумать развитие действия. Поэтому я решил коснуться лишь небольшого числа _докучных_. Я взял тех из них, которые прежде других пришли мне на ум и показались наиболее подходящими для того, чтобы развлечь высочайших особ, пред коими мне надлежало выступить. А чтобы как можно скорее все это связать воедино, я воспользовался первым попавшимся мне узлом. В настоящее время в мои намерения не входит разбирать, мог ли я сделать все это лучше и смеялись ли те, кто считает возможным забавляться лишь в строгом согласии с правилами. Когда-нибудь я издам свои замечания по поводу моих будущих пьес; я не теряю надежды доказать, что, как всякий знаменитый автор, я могу цитировать Аристотеля и Горация. В ожидании этого разбора, который, может быть, так никогда и не появится, я всецело полагаюсь на мнение публики, ибо считаю одинаково трудным делом как нападать на произведение, которое ею одобряется, так и защищать то, что она осудила.

    Всем известно, для какого празднества я сочинил свою комедию. Распространяться об этом пышном празднестве я почитаю излишним, но сказать два слова о том, чем была украшена комедия, мне представляется необходимым.

    Кроме комедии, задуман был и балет, но так как в нашем распоряжении отличных танцоров было очень немного, то балетные выходы пришлось разделить, - решили устраивать их в антрактах, с тем чтобы дать время танцорам переодеться для следующего выступления. А чтобы не разрывать нить пьесы подобными интермедиями, мы решили связать их как можно крепче с ее действием, соединив балет и комедию в одно целое. Однако времени у нас было очень мало, ведало всем этим не одно лицо, а потому, быть может, не все балетные выходы связаны с комедией одинаково естественно. Как бы то ни было, для наших театров это новость, однако некоторые авторитеты древности подобное соединение допускали. А так как комедия-балет всем понравилась, то она может послужить образцом для других произведений, которые будут более тщательно обдуманы.

    Перед поднятием занавеса один из актеров, в котором можно было узнать меня, вышел в городском платье на авансцену, со смущенным видом обратился к королю и, запинаясь, принес извинения в том, что вышел один и что ему недостало времени и актеров, чтобы предложить вниманию его величества ожидаемое увеселение. В это самое время среди двадцати натуральных фонтанов раскрылась раковина, которая всем была видна, из нее вышла очаровательная наяда, подошла к самому краю сцены и с пафосом прочла стихи, сочиненные господином Пелиссоном и служащие прологом к моей пьесе.

    Жан – Батист Поклен, он же Мольер – знаменитый французский комедийный писатель, основоположник классической комедии.

    Ранние годы Поклена.

    Мольер родился в 1622 году, в богатой семье ремесленников. Его Мать рано умерла, когда писателю было 10 лет от роду, отец отдал мальчика учиться в престижную школу. Окончив учебное заведение в 1639 году - парень выдержал в Орлеане экзамен на звание юриста.

    Начало актерской деятельности.

    Юридическая деятельность Мольера впечатляла не больше занятие родовым ремеслом. Его всегда привлекали творческие профессии. В 21 год он стал начальником одного из французских театров, который вел жесткую конкурентную борьбу с самыми популярными театрами Франции. Путешествия театральной труппы писателя по провинции, позволили приобрести ему богатый опыт на театральной нише, что, несомненно является большим плюсом, так как это привило творческую группу театра на театральные подмостки Парижа.

    Личная жизнь.

    Мольер женился в возрасте 40 лет, на 20-ти летней Арманде Бежар. Они заключили брачный договор. На свадьбу были приглашены только самые близкие люди, потому она была достаточно скромной для тех времен.

    Творческая деятельность писателя.

    Последние дни жизни и смерть

    Скончался писатель 17 февраля 1673 Мольер, на сцене своего любимого театра, прямо во время спектакля. Похоронен без совершения каких-либо церковных обрядов, за оградой кладбища. Так как по церковным представлениям того времени, представитель творческой профессии должен исповедаться на одре смерти, но, в связи с тем что, писатель этого не сделал архиепископ наложил запрет на погребение писателя на кладбище.

    Читайте также: