Добрый человек из сезуана краткое содержание театр пушкина отзывы

Обновлено: 05.07.2024

Это вторая работа Бутусова, которую я смотрю. Он узнаваем в своей творческой манере, которая для меня очень понятна и интересна. Актеры играют на разрыв аорты в прямом и переносном смысле. До зрителя пытаются докричать. Возможно, что именно это нужно, чтобы как-то встряхнуть аудиторию, но мне кажется, что крика было слишком много, об очень важных вещах, на самом деле, стоит говорить тихо в звенящей тишине. Правда тишины у Бутусова, конечно, нет. Тишину надо где-то в другом месте искать)

Своеобразие постановки заключается в том, что она очень ритмична. Безусловно, стоит отметить чудесную игру музыкантов – квартет расположен прямо на сцене и как бы является частью декораций. На мой взгляд, треть успеха спектакля – именно в музыке, ритме. Ритм задается не только музыкальными инструментами, но и актерами. Они словно на шарнирах. Они редко произносят монологи, замерев на месте. Они двигаются в такт музыке, они говорят в такт музыке, они играют голосом, соблюдая ритм, они танцуют. Они немало танцуют, хореограф постарался. Что интересно, так это песни. Большинство песен актеры исполняют на… немецком языке! На заднем плане ярко-красными буквами появляются русские субтитры. Финальная песня героини написана на русском, но как же она по ритму и стилю напомнила мне
хиты группы Ramstein!
Стоит отметить минималистские, но довольно интересные декорации спектакля: статуэтки собак и уток, то тут то там расставленных по сцене, разбросанные стулья, перегородка на заднем плане, выполненная из кронштейна, на котором висит ряд одинаковых женских серых платьев…
О чем этот спектакль? О доброте. О том, можно ли быть добрым ко всем. Ко всем окружающим и к себе одновременно. И что происходит, если забыть о себе, своих эгоистических потребностях, и отдавать все людям, все без остатка… А если вдруг вспомнить о доброте к себе? К чему это приведет? Каждому из нас самостоятельно придется ответить на вопрос о пропорциях, и главная героиня - не исключение.

Очень современный спектакль. Минимум политики в отличие от легендарной постановки Любимова. Другой перевод. Восхитительная Александра Урсуляк. Не очень понравились зонги на немецком, даже не зная немецкого, на слух произношение плохое. А в целом - сильное впечатление. Яркая концовка. Пьеса философская, за душу берет. И поставлена настолько оригинально, что пыль времени не чувствуется абсолютно. Бутусов молодец! Для прогрессивной публики - must see.

COVID-free. На все спектакли с 28 октября 2021 допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).

Спектакль с одним антрактом.

Видео

Организатор: ГБУК г.Москвы "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина"

СЮЖЕТ

О ВРЕМЕНИ

Тем временем в мире происходит следующее:

Бенито Муссолини выдвигает идею корпоративного государства, то есть идею государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоев населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х, итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 году.

Начинается гражданская война в Испании. Как пишут историки, это была проверка боем между фашизмом и коммунизмом. В то время как республиканцы обратились за военной помощью к СССР, националистам помощь оказали Италия и Германия. Коминтерн начал вербовку людей в антифашистские интербригады.

Начинается Вторая мировая война. С приходом в 1933 году к власти Национал-социалистической рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером Германия начинает игнорировать все ограничения Версальского договора — в частности, восстанавливает призыв в армию и быстро наращивает производство вооружений и военной техники. 14 октября 1933 года Германия выходит из Лиги Наций и отказывается от участия в Женевской конференции по разоружению. 24 июля 1934 года Германия предпринимает попытку осуществить аншлюс Австрии.

7 марта 1936 года немецкие войска занимают Рейнскую демилитаризованную зону. Великобритания и Франция не оказывают этому действенного сопротивления, ограничившись формальным протестом. 25 ноября того же года Германия и Япония заключают Антикоминтерновский пакт о совместной борьбе с коммунизмом. 6 ноября 1937 года к пакту присоединяется Италия.

С 1939 по 1945 год в Европе погибают около 40 миллионов человек — 2 миллиона западноевропейцев, почти 7 миллионов немцев и более 30 миллионов восточноевропейцев и граждан СССР.

АВТОР

Бертольт Брехт — немецкий поэт, прозаик, драматург, известный также как реформатор театра и революционер. Его творчество всегда вызывало немало споров, любая премьера сопровождалась скандалами. Тем не менее брехтовская теория эпического театра перевернула театр XX века.

В чем суть?

- Соединение драмы и эпоса.

- Включение в спектакль самого автора.

- Принцип дистанцирования, позволяющий актеру выразить свое отношение к персонажу.

- Разрушение так называемой четвертой стены, отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актера со зрителем (последнее очень прочно вошло в европейскую театральную культуру).

- Спектакль как форма отражения действительности, в том числе политической.

- Отказ от воссоздания среды, условное оформление, только главные признаки места и времени.

- Действие нередко сопровождается надписями, которые проецируются на занавес или на задник сцены.

- Музыка как действенный элемент, усиливающий текст (зонги).

- Спектакль как призвание к строительству нового мира.

ЦИТАТЫ

РЕЖИССЕР

Приметы режиссерского стиля: склонность к жанру трагифарса, эксцентричность, нарочитость, чувственность, дерзость, истеричность в сочетании с философским поиском. Эксперименты с театральной формой. Всегда брутальный саундтрек, микс из поп-, рок- и джаз-хитов.

Скандал вокруг Юрия Бутусова: Весной 2012 года у Бутусова случился острый конфликт с тогдашним председателем Комитета по культуре Дмитрием Месхиевым, пытавшимся запретить режиссеру работать в других городах и за границей. Бутусов пригрозил уходом из театра, его поддержала театральная общественность, а Месхиев вскоре ушел в отставку.

5 ПРИЧИН СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛЬ:

+ Решительное и бескомпромиссное режиссерское высказывание. Совсем не про социальные мотивации революций и несправедливость общества. Но про то, как плохо устроен мир вообще.

+ Грандиозные актерские работы, особенно Александры Урсуляк (исполнительница роли Шен Те и Шуи Та).

+ Непривязанность к эпохе и месту.

+ Яростная откровенность, с которой режиссер открывает страшную правду зрителю: надежды нет и не будет.

Александра Урсуляк, исполнительница ролей Шен Те и Шуи Та: «Этот спектакль — прецедент и серьезное высказывание. Но это не значит, что Театр Пушкина был зеленого цвета, а теперь вдруг стал красного. Так не бывает. Нельзя на плохой почве создать что-то хорошее. А наш театр всегда был хорошим. У нас прекрасная труппа, работящая, настоящая. Я считаю, что любому режиссеру приятно и интересно работать с нами. Юрия Николаевича мы очень полю

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Бутусов отказывается от критики и социального пафоса. Он принципиально убрал любые намеки на бунт против режима и сделал акцент не на политической составляющей пьесы Брехта, а на общечеловеческой.

Богоборческий вызов. Брехт же писал пьесу-вызов обществу.

МУЗЫКА

Зонги — опорные точки режиссерской концепции. Звучат они на немецком (опять же по Брехту — отстранение автора). Подстрочник показан бегущей строкой на специальном экране.

ХУДОЖНИК

Свет все время приглушен. Костюмы лаконичны и предельно просты.

СЛОЖНОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ


В истории театра особенно важны спектакли, в которых не просто артисты хорошо играют, а режиссер богато трактует добротную литературу, а которые самому искусству задают вопросы, пытаясь разобраться в духовных основах и инструментарии театра, делающие свой вклад в эволюцию театральной мысли. Труд режиссера Юрия Бутусова и труппы Театра имени Пушкина, вставшего на путь радикальных перемен, — из когорты таких спектаклей, созданных раздвигать горизонты искусства, которые сегодня в антилиберальной среде принято, напротив, сужать.

© Виктория Лебедева

© Виктория Лебедева

Бутусов живет позже и знает много того, чего Брехт знать не мог.

© Виктория Лебедева

Невозможно одновременно существовать в мире идеалов и реальности, в предписанных, спрямленных законах и в мире людей. В геометрии космических сфер начинает орудовать железный лом, круша и заветы, и самих людей. Финальный зонг Урсуляк поет в чулках, со спущенными брюками, уже не понимая, кто ее героиня на самом деле — даже не андрогин, а какой-то недолеченный трансгендер, несчастное существо без пола, цели и самоидентификации. Актриса здесь достигает священного экстаза, редко свойственного театральным артистам, но в рок-музыке признаваемого и очевидного — так доводили себя до эмоционального транса Йен Кертис и Егор Летов, Джим Моррисон и Джонни Роттен, Фредди Меркьюри и Йен Андерсон. Наблюдать за Урсуляк в последней премьере Пушкинского театра в равной степени увлекательно и мучительно, но в этом и состоит природа гениальности: так прекрасно, что отталкивает.

Так точно истребляется и проституируется идеальное христианское чувство, как сейчас перед нами актриса истребляет собственное тело.

© Виктория Лебедева

Читайте также: