Добрая баба яга в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Серебрякова Татьяна Александровна

высшая квалификационная категория

Муниципального Дошкольного Образовательного

Учреждения Центра Развития Ребёнка

Ростовской области г. Константиновска

Пояснительная записка к конспекту интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе

Данное занятие проводится для привития интереса и любви к книге, чтению. Занятие способствует развитию творческих способностей детей, воображения , интереса к иллюстрации; воспитывает интереса к коллективной работе в процессе создания книги; знакомит с жанровыми особенностями русских народных сказок, авторской сказки. Учить по характеру музыкального произведения определять черты сказочного персонажа; знакомит с творчеством художников-графиков, особенностями их творческой манеры изображения событий, персонажей.

Интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе

Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и анимационного искусства.

Учить сравнивать мультипликационные и изобразительные произведения, находить черты сходства и различия.

Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, игру, изобразительную деятельность.

Учить раскрашивать сказочные сюжеты: самостоятельно и с помощью воспитателя, выбирать героя для раскрашивания, придавать герою сказочные черты (внешне узнаваемые черты, элементы костюма, интерьер).

Развивать мышление, воображение, творческие способности.

Развивать моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики и штриховки.

Воспитывать доброжелательное отношение к сказочному герою.

Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

Прививать любовь к книге, чтению.

Материал и оборудование.

Книги с русскими народными сказками, где присутствует сказочная героиня Баба Яга и иллюстрации с Бабой Ягой и избушкой на курьих ножках.

Клубок (сказочный предмет).

Массажные коврики для рук (для выполнения массажа пальцев рук).

Иллюстрации к сказке выполненные на листах для рисования акварелью частично выполненные в цвете, а герои нарисованы по принципу книжек-раскрасок (авторская работа)

Различные графические и изобразительные материалы кисти, палитры, салфетки, стаканчики с водой (для предоставления выбора).

Пирог (для сюрпризного момента).

Компьютер (для просмотра отрывков мультипликационных фильмов).

Столы, стулья, мольберты.

Предварительная работа.

Рисование сказочных сюжетов.

Беседа и литературная викторина по русским народным сказкам.

Чтение отрывков из сказок (для уточнения представлений о внешнем виде сказочных героев).

Ход занятия.

(Дети входят в зал под музыку)

Воспитатель: - Ребята вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно клубок. А для чего в сказках нужен клубок? Ребята, а давайте мы попросим показать клубок нам дорогу в сказку. Повторяйте за мной: - Катись – катись клубок, где тысяча дорог, выбери только одну, которая ведёт в сказку. (Клубок катится к столу, на котором лежат книги со сказками стоит модель избушки на курьих ножках, компьютер, все действия сопровождаются музыкой).

- Ребята и, правда, клубок нас привёл к сказкам. (Дети садятся вокруг стола). Вы знаете, я очень люблю читать сказки, а особенно рассматривать иллюстрации в книгах. - Но посмотрите, что это ещё у нас на столе? Правильно это избушка на курьих ножках. А кто в этой избушке живёт? Давайте с вами посмотрим иллюстрации, может быть, мы с вами найдём на страницах этих книг и саму Бабу Ягу. (Рассматриваем иллюстрации). – Ребята, как называются эти сказки?

-А какой герой Баба Яга, положительный или отрицательный? Не читая сказки, а, только посмотрев на иллюстрации можно определить, какая Баба Яга добрая или злая? С помощью чего художник иллюстратор передаёт характер Бабы Яги? Ребята, сейчас я вам предлагаю, самим превратится в Бабу Ягу и показать нам какая она с помощью мимики и жестов.

(Дети с помощью мимики, жестов, воображаемых предметов показывают, как они се представляют Бабу Ягу).

- Ребята, сказки о Бабе Яге придумывали, чтобы пугать непослушных маленьких детей, потому что Баба Яга считали старой злой колдуньей. Но дети понимали, что это сказки и в ответ придумывали игры, в которых дразнили Бабу Ягу. И мы с вами уже убедились, что Баба Я га в каждой сказке разная.

(Под музыку вбегает переодетый взрослый в костюм Бабы Яги. В руках книга сказок. Обегает вокруг детей).

Баба Яга: - Привет ребятишки девчонки и мальчишки!

Воспитатель: - Здравствуй Баба Яга! А мы с ребятами как раз о тебе говорили, ты вовремя. Мы с ребятами выясняем, какая ты героиня сказок, добрая или злая.

Баба Яга: - Ну, вообще - то я не одна Баба Яга у меня ещё есть куча сестёр многие из них очень даже злые, а я сома доброта, так, что меня вам не надо бояться. Давайте лучше поиграем. (Кладёт книгу, играет с детьми).

(Баба Яга чертит круг и остаётся в нём. Дети дразнятся за кругом, забегая в круг, а Баба Яга пытается их осалить, выходить ей из круга нельзя).

А потом и говорит:

-У меня нога болит.

Пошла она на улицу,

Пошла на лужайку,

Воспитатель: - Баба Яга, а что это ты за книгу принесла? (Беру книгу в руки, с любопытством её рассматриваю).

Баба Яга: - А, да это подарок. У меня же день рождения вот мне ребята такие же, как и вы, только из другого детского сада подарили книгу. Я, собственно говоря, насчёт книги к вам и прилетела на своей старенькой метле. У меня такая проблема книга есть, а иллюстраций нет. А всё почему, ребята нарисовали чудесные иллюстрации, но негодник Кощей Бессмертный их заколдовал и вот видите, что получилось. (Показывает детям иллюстрации, на которых не заштрихован сказочный персонаж Баба Яга). Ну, а я не люблю читать книги, в которых нет иллюстраций. У меня к вам просьба, пожалуйста, помогите, решите эту проблему.

Воспитатель: - Ребята поможем Бабе Яге?

Баба Яга: - Вот спасибо ребята. Вы рисуйте ну, а я полетела у меня там пирог праздничный в духовке. У меня день рождения скоро. (Баба Яга улетает).

Воспитатель: Вот видите, ребята, Баба Яга только кажется страшной. А на самом деле она добрая, весёлая старушка. Часто в сказках Бабу Ягу изображали страшной, вредной, злой колдуньей. Жила она в жуткой избушке на курьих ножках, которая то и дело поворачивалась в разные стороны. Дома у неё были мыши, чёрный кот, пауки и паутина, летала она на метле или в ступе, тут кто угодно испугается от такой-то картины. А я вам хочу рассказать стихотворение, в котором говорится о другой Бабе Яге, она такая же добрая как наша гостья и совсем ни страшная. Вот послушайте.

У Яги у бабушки

Из травы оладушки,

Да румяны, да пышны,

Да на шишках жарены.

Леший бабке травку косит,

Шишки из лесу приносит…

Да ещё добавку просит.

- Понравилось стихотворение? Вот видите, какой разный образ у Бабы Яги. Мы с вами заболтались, а про книгу забыли. Ребята, прежде чем расколдовать иллюстрации, мы должны прочитать книгу. Мы должны знать, каким изобразить героя сказки. (Читаем сказку. Сказка авторская).

Сказка

Жила-была в дремучем лесу старушка и была у неё избушка. А избушка была не простая на курьих ножках, да и старушка была не простая – это была Баба Яга. Но никто старушку в лесу не боялся, а наоборот, к ней в гости пойти старался.

Ходила бабушка Яга по лесу собирала грибы, ягоды, травки разные. Приходили к старушке звери лесные лечиться, дети уму разуму учиться. Было Яге бабушке двести девяносто девять лет и на все вопросы, для детей у неё был ответ.

Приближался у старушки, юбилей ей исполнится, должно было триста лет.

Праздничный готовила она обед. Пирог испекла с грибами, компот сварила с ягодами. Одела, наряд самый праздничный и стала ждать народ сказочный…

Было много ещё разного сказочного люду. Но последними были гости самые маленькие, прилетели они на гусях-лебедях. Бабушка была им очень рада, ведь любила она детишек маленьких. А особенно внучат своих младшеньких Алёнушку и братца её Иванушку. Ей внучата принесли подарок особенный, на сто лет запаса молодильных яблочек.

Тут и пир начался. Гости пили, ели, веселились. Все Яге долгих лет жизни, здоровья желали. Ближе к вечеру гости домой засобирались с Ягой все распрощались. А старушка проводила гостей, съела молодильное яблочко и помолодела на десять лет, чтобы гости снова прибыли к ней на юбилей через десять лет.

(Автор: Серебрякова Татьяна Александровна).

Пальчиковая гимнастика.

Мы с Ягой по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг,

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер

И направо и налево.

К небу ручки потянули,

Аромат цветов вдохнули.

Баба Яга: - Ой, какие молодцы! Ой, вижу, вижу, просто чудо. Одолели колдовство этого негодника. Большое вам спасибо. Теперь я с большим удовольствием прочитаю эту сказку своим гостям. А вам за ваши труды вкусный пирог. Помогите задуть свечи. (Задувают свечи). А теперь мне пора, меня ждут гости и сказка. А вы скорей мойте руки и садитесь пить чай с пирогом. До свидания. ( Дети прощаются с гостьей, идут мыть руки, накрывают стол к чаю. Пьют чай).

Автор занятия: Ирина Леонидовна Врабий, воспитатель МДОУ № 21, г. Добрянка.

Материал:

Торба (сумка), бубен, на стене заранее развешаны цифры, обозначающие контур корабля, мел.

Ход праздника:

(Дети на веранде, к ним забегает Баба Яга).

Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я
Собиралась
И красиво наряжалась.
Отскоблила грязь
От тела,
Платье лучшее надела,
Вилкой волосы чесала,
Спичкой зубы ковыряла.
Ножниц в доме не
Нашлось,
Ногти мне обгрызать
Пришлось.
Вот, на праздник
Я пришла,
Вам заданья Принесла!

- Меня вы узнали, друзья!
Да, Баба Яга – это я!
(пожимает всем руки)

- А теперь, представьтесь вы!
Назовите своё самое озорное имя!
(дети называют свои озорные имена)

Ой, кто это рвётся наружу из торбы (в сумке слышится звук бубна).

- А-а-а, это мой весёлый бубен, он не может удержаться, если рядом много детей. Вы поиграете с ним?

Тогда слушайте правила!

- Пока играет музыка, надо передавать бубен из рук в руки, друг другу.

Музыка остановится, и тот у кого в руках окажется бубен, под весёлую музыку танцует с бубном в руках, вот так (показывает). Понятно?

(Дети садятся на свои места).

Как же мне весело! А вам?

Ну, это уже слишком! Я ведь всё-таки Баба Яга, и мне не нравится, когда очень весело. Надо вам настроение испортить! Люблю я поворчать, это моё любимое занятие. Сейчас я буду на вас ворчать, а вы должны будете отвечать!

Отвечайте громко, но
Есть условие одно:
Кое-где вы промолчите,
А где нужно – там кричите!

- Кто из вас, скажите, дети, целый год мечтал о лете?
- Кто из вас сейчас узнаем, здесь от скуки умирает?
- Кто в лесу, на речке, в поле играться любит на просторе?
- Летом кто всех удивляет – в постели лёжа отдыхает?
- Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?
- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас такой ловкач, лучше всех играет в мяч?
- Кто из вас, все скажут ах, загорает в сапогах?
- Кто их вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Кто из вас, из всех, ребятки, держит вещи все в порядке?
- Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

У-у-ух, как хорошо поворчали, мне даже легче стало! (замечает цифры на стене)

Что это такое? Это какое-то заклинание?

А если их соединить, вы можете отгадать, что получится?

Кто самый смелый? Выходи! (дети помогают соединить цифры по порядку, получается кораблик)

Ко-ра-бль, его едят?

Нет, это водный транспорт.

Водный! А какой ещё есть транспорт?

Да, знаю, наземный – это мои куриные ножки, а воздушный – моя ступа.

Нет. Наземный – машины, поезда, велосипед. Воздушный – самолёт, вертолёт, воздушный шар, ракеты.

А зачем он нужен?

На нём можно путешествовать!

Я очень люблю путешествовать, как полечу на своей ступе, над лесами, над полями, над реками и морями. А вот по воде ни разу не путешествовала, у вас ребята, есть корабль?

Прокатите меня, пожалуйста! (идут и рассаживаются на корабле)

- Ой, море волнуется, волны поднимаются, а сколько морских фигур (звучат звуки моря).

Отворачивается от детей и громко произносит:

Осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из ребят пошевелится, тот становится на место Бабы Яги.

Пора возвращаться, буря надвигается. Вижу Землю, лес, там мой друг живёт, Михайло Иваныч – медведушка косолапый. Очень он любит грибы, да ягоды.

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!

Как мне было весело с вами, ребята! Я решила, что больше не буду вредничать, буду веселится. Обещайте, что всегда будете дружными и весёлыми, тогда я к вам ещё прилечу. А чтобы вы меня не забыли, подарю вам подарочки, подставляйте ручки (дарит подарки и убегает).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Слишком часто мы недооцениваем силу прикосновения, улыбки, доброго слова, чуткого уха, искреннего комплимента или малейшего акта заботы, все, из которых имеют потенциал к изменению жизни вокруг. Лео Ф. Баскаглиа

Цель: Расширить мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Воспитание истинных ценностей, таких как добро, отзывчивость, сострадание, ответственность, любовь и справедливость

1. Формировать умение выражать свое отношение к добру и злу;

2. Расширение эмоционально-поведенческих реакций в сторону более эффективных, безопасных, допустимых;

3. Снять у детей психоэмоциональное напряжение;

4. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;

5. Активизировать познавательный интерес;

6. Развитие самоконтроля и умения преодолевать трудности, страхи, агрессивные проявления;

7. Развитие внимания, памяти, воображения, речи; мелкой моторики;

8. Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно-ориентированной терапии

кочки (картонные, овальной формы); палочка волшебная; метла.

Предварительная работа: Знакомство со сказочным персонажем – Бабой – ягой

Педагог – психолог : Здравствуйте, дорогие детки! Я очень рада нашей встрече! Предлагаю, по нашей с вами традиции, поздороваться друг с другом, ласково называя по имени.

Дети : Здравствуй, Коленька!

Педагог – психолог : А теперь здороваются наши пальчики (с большим пальцем соприкасаются остальные, на обеих руках)

Хором все вместе:

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице,

Даже, здравствуй, говорю,

Я соседской курице!

Педагог – психолог : А что мы планировали сделать на сегодняшнем занятии, помните?

Педагог – психолог : А цель, мы перед собой какую поставили? Путешествие к Бабе Яге – это ведь, не такое уж безопасное мероприятие?

Ответы детей: Мы должны помочь Бабе Яге стать доброй!

Педагог – психолог : Молодцы, не забыли! Нужно ей предварительно позвонить. (набирает номер на телефоне)

Педагог – психолог : Ало! Баба Яга? Мы с тобой на прошлой неделе договаривались о встрече. Ты не передумала? Дети нашего садика хотят с тобой познакомиться и помочь стать доброй. А как до тебя добраться? Перейти через болото, так, перебраться через горы, так, и мы на месте. Очень, хорошо! Итак, дети готовы? Не боитесь? Тогда в путь! А кто же нам дорогу покажет? Дети, догадайтесь!

В старых сказках

С ним никто не пропадёт,

Бросишь сразу на тропинку,

И беги за ним вперёд!

(Волшебный клубочек)

Педагог – психолог : (бросает на пол клубочек ниток) Пойдемте за ним скорее. А вот и болото. Прыгаем по кочкам, только осторожно, не оступитесь, а то увязните в болоте!

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Бежали лесочком, бежали по кочкам,

Педагог – психолог : (бросает на пол клубочек ниток) Смотрите! Горы!

Гора к горе, плечом к плечу,

Насколько видит глаз,

О! Как они могучи!

Педагог – психолог : Идем дальше, дети или вернемся назад?

Дети : Нет! Идем! Мы не боимся!

Очень хочется ребятам,

Покорить вершины гор.

Педагог – психолог : А вот и Баба Яга нас уже встречает! (надевает маску злой Бабы Яги)

Баба Яга: А! Попались! А вот я вас сейчас возьму и съем всех! Вы сами ко мне пожаловали на обед! Ха! Ха! (потирает руки)

Дети с помощью психолога : Не ешь нас Баба Яга, мы пришли тебе помочь! хотим, что бы у тебя жизнь другая была, хорошая!

Баба Яга: Добренькие? Да? А что у меня плохая жизнь, что ли? (метлой грозит); Зачем это мне надо стать доброй? Что вы там по телефону мне болтали?

Ответы детей: Ты же совсем одинока, грустно и скучно живешь и обидно наверно тебе, когда другие радуются, дружат, ведь со злыми никто водиться не хочет.

Баба Яга: Ну и что? Зато мне никто не мешает, хочу сплю, хочу ем, хочу кого – ни будь попугаю, гадость какую – ни будь сотворю. По лесу зверушек разных погоняю, путников с дороги собью

Дети : Разве это жизнь? Ты наверняка добрых слов даже не слышала никогда ни от кого, и не знаешь, как от этого на сердце тепло становится, радостно! Тебя все обходят стороной, за твои злые дела! И некому помочь, когда трудно и пожалеть, особенно, когда заболеешь! И радости нет никакой в твоей жизни. Какая от злых дел может быть радость? Подумай сама! (Детям помогает психолог с вопросами)

Баба Яга: Никто не помогает, радости нет (задумалась). А и правда, когда я болела недавно, сильно мне было плохо, жаб кислых наелась – животик у Бабуси разболелся. И даже водичку некому было мне подать (грустит) И праздников у меня, правильно нет и на день рождения никто ко мне не приходит. (загрустила сильнее);

Меня никто не жалеет! (начинает подплакивать);

И добрых слов никто не говорит (плачет)

Никто не говорит! (рыдает в голос)

Бедная я бедная! (рыдает)

Несчастная я несчастная! (рыдает)

Одинокая я! Одинокая! Нет у меня друзей! Одни только злыдни: Кикиморы болотные, да Лешие лесные, да Кащей Бессмертный (рыдает) Некому мне доброе слово сказать (рыдает) (психолог демонстрирует картинку Кикиморы болотной, Лешего и Кащея Бессмертного)

Психолог : Это хорошие друзья, дети?

Дети : Они тоже злые!

Баба Яга: пожалейте меня, пожалейте, хоть вы детки! Нет больше моих сил! (садится на стульчик, дети ее обступают, гладят по голове и говорят комплименты

Дети : Хорошая бабушка, бабулечка, красотулечка, милая, все у тебя будет хорошо!

Баба Яга: Что у меня может быть хорошего? Вы вон, какие все нарядные, а мои вещи совсем износились! Хоть бы мне подсказали, какую заплатку на платье поставить? (демонстрационный материал – платье с недостающим фрагментом и заплатками с разными узорами)

Дети указывают на нужную заплатку

Баба Яга: А я что в ответ вам должна сделать? Может в мышей превратить?

Баба Яга: Спасибо! Приятное слово! А вы их много знаете? Научите?

Баба Яга: Повторяет слова за детьми. Они и вправду какие - то волшебные, от них действительно на сердце тепло становится.

Звуки вороньего карканья

Баба Яга снимает маску и это уже педагог – психолог :

Теплый луч упал на землю и согрел в семена. (Звучит нежная, расслабляющая мелодия)

Из семян проклюнулись росточки.

А из росточков выросли прекрасные цветы.

Цветки нежатся на солнце, подставляют теплу и свету каждый свой лепесток,

поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова,

распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел;

голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика радости, удовольствия. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.

Баба Яга (в маске) : Ой! Какие красивые цветы! Никогда таких не видела! Почему не

удалось мне их погубить! Видно, какая- то сила у этих детей есть! Надо их расколдовать и

спросить об этом! Тары, бары, расто - бары! Ничего не получается!

помощью жестов и роняет пальцами на головы детей, они оживают)

Баба Яга: Да как же это получилось? Радость – то какая!

Дети : Это доброта совершает чудеса! Бабулечка, пришло время отправляться нам в

Обратную дорогу. Ведь путь не близкий, нас уже воспитатель и родители заждались,

переживают. (психолог подсказывает)

Баба Яга: А как же я? Опять одна?

Дети : Нет! Не одна! Мы к тебе в гости приходить будем, общаться по телефону.

Приглашаем к нам на все праздники! И просто на чай! Ты очень добрая и хорошая!

Мы тебя полюбили!

Баба Яга: И я вас! Только я улыбаться не умею, может научите!

Психолог : дети садимся, улыбаемся! Покажем Бабе Яге, как мы умеем улыбаться! (психолог в руках держит маску Бабы Яги)

Улыбаемся – все тело расслаблено, все вокруг хорошо (пауза).

Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается (пауза)

И снова все хорошо, мы улыбаемся.

(Психолог надевает маску, берет картинки злой Бабы Яги и доброй)

Баба Яга: Вот какая я была раньше – страшная, злющая! (показывает картинку злой Бабы Яги). А теперь я стала добрая, милая (показывает доброе изображение)

Спасибо вам, добрые дети! Теперь я навсегда такой останусь! Добрым быть гораздо лучше!

Баба Яга прощается с детьми, угощает вкусными змейками (конфеты – жвачки, мармеладки) : До свидания! В добрый путь!

Рассказчик. Пошла Аленушка как- то раз в лес за грибами, да заблудилась. Звала подружек, аукала – никого. Шла она по лесу, шла, вдруг видит – избушка. Подошла, постучала – никто не отозвался, вошла она внутрь.

Аленушка. Ой, как темно здесь! Как пыльно! Пока хозяина нет, дай-ка я приберусь тут немножко.
Я метелочку возьму,
Полы чисто подмету.
Я посуду приберу,
Все тарелочки протру.

Баба Яга. Фуфы-муфы, чьим это тут духом пахнет? Ты кто такая и что здесь делаешь?

Аленушка. Не сердись, бабушка. Я грибы с подружками собирала, от подружек отстала, да и заблудилась. Увидела вот избушку, вошла. Решила немножко прибраться.

Аленушка. Так ты - Баба Яга?

Баба Яга. Самая, что ни на есть настоящая! А ты, стало быть, прибираться умеешь?

Аленушка. Умею, и прибираться, и кашу варить, и посуду мыть!

Баба Яга. Мне такая помощница по хозяйству нужна! Оставлю-ка я тебя у себя, будешь мне все по хозяйству делать! А за это я тебя… не съем!

Аленушка. Как же так! Мне домой надо!

Баба Яга. Нет! Как я решила, так и будет! Давай, перебери пока зерно, да навари каши.

Аленушка. Да тут зерна - два дня разбирать!

Баба Яга. Вот и хорошо, значит два дня будешь у меня все делать по хозяйству!

Аленушка. А потом домой меня отпустишь?

Баба Яга. Все сделаешь – подумаю. А пока пойду по своим делам! А ты работай!

Баба Яга уходит.

Аленушка. Ох, горе мое, горюшко, как же мне домой вернуться? Как от Бабы Яги убежать?

Мышка. О чем, девица, плачешь, о чем слезы льешь?

Аленушка. Как же мне не плакать, мышенька! Случайно я к Бабе Яге попала, а она не хочет теперь меня домой отпускать. Сказала, будет меня два дня держать, пока я все по хозяйству делаю и кашу ей варю. А потом подумает. Зерна вот еще целую гору дала – как его все перебрать?

Мышка. Зерно – это не беда! Я тебе помогу, помощниц своих позову, вмиг все сделаем!

Мышка зовет подруг. Прибегают мышки, перебирают зерно.

Аленушка. Вот спасибо вам, мышки, выручили меня! Скоро каши наварю – и вас всех отблагадарю!

Аленушка варит кашу, подметает, мышка ей помогает. Угощает мышек кашей. Возвращается Баба Яга.

Баба Яга. Фуфы-муфы, как вкусно пахнет! Неужели каши уже наварила? И в доме прибрала?

Аленушка. Да, бабушка. Отпустишь меня теперь домой?

Баба Яга. Сейчас поем, потом посплю, а там – подумаю!

Баба Яга ест кашу, хвалит.

Баба Яга. Ох, устала я сегодня! Пойду, прилягу, посплю часок-другой.

Баба Яга уходит.

Мышка. Аленушка, давай помогу тебе от Бабы Яги убежать.

Аленушка. Да, как ты, мышка, мне поможешь? Я только дверью скрипну – Баба Яга сразу проснется.

Мышка. А мы в двери не пойдем. Мы в подпол с тобой нырнем! Ну-ка помоги мне, отодвинь сундук!

Аленушка отодвигает сундук.

Мышка. А теперь крышку в подпол открывай и за мною полезай!

Аленушка и мышка оказываются в лесу.

Мышка. Волшебный клубочек тебе дам – у Бабы Яги его стащила. Брось его на землю, куда он покатится, туда и ступай. Прямо к дому родному придешь!

Аленушка. Спасибо тебе, мышка, век тебя помнить буду!

Мышка. Прощай, Аленушка! Больше в лесу не теряйся!

В избушке Бабы Яги. Баба Яга просыпается.

Баба Яга. Эх, как сладко я вздремнула. Аленушка, согрей-ка мне чайку! Эй! Ты где? Вот негодница, сбежала! Сбежала от Бабы Яги!

Мышка. От тебя хоть кто сбежит!

Баба Яга. Это почему это, серая твоя морда?

Мышка. А потому, что ты ни слова ласкового сказать, ни попросить – только грубить да грозить мастерица!

Баба Яга. Так ведь я ж от жизни такой: живу одна одинешенька, ни с кем, кроме нечисти лесной, не общаюсь. Слова доброго никто не скажет!

Мышка. А ты садик, огородик заведи, цветочки выращивай, огурчики, помидорчики. Глядишь, и тебе веселее, и зверята лесные к тебе потянутся…

Баба Яга. Садик, огородик… Может, и впрямь… Цветочки там разные, укропчик, лучок..

Рассказчик. Так Баба Яга стала огород растить. Посадила она деревья, цветы, овощи всякие. Стали прилетать к ней птицы, приходить зайцы, лоси, белки прибегать. Подобрела Баба Яга, совсем стала другой. И жизнь у нее совсем другая стала! Да и как иначе: когда ты с добром к другим относишься, то и тебе добро возвращается!

Читайте также: