Добрая баба яга в детском саду
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Серебрякова Татьяна Александровна
высшая квалификационная категория
Муниципального Дошкольного Образовательного
Учреждения Центра Развития Ребёнка
Ростовской области г. Константиновска
Пояснительная записка к конспекту интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе
Данное занятие проводится для привития интереса и любви к книге, чтению. Занятие способствует развитию творческих способностей детей, воображения , интереса к иллюстрации; воспитывает интереса к коллективной работе в процессе создания книги; знакомит с жанровыми особенностями русских народных сказок, авторской сказки. Учить по характеру музыкального произведения определять черты сказочного персонажа; знакомит с творчеством художников-графиков, особенностями их творческой манеры изображения событий, персонажей.
Интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе
Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.
Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и анимационного искусства.
Учить сравнивать мультипликационные и изобразительные произведения, находить черты сходства и различия.
Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, игру, изобразительную деятельность.
Учить раскрашивать сказочные сюжеты: самостоятельно и с помощью воспитателя, выбирать героя для раскрашивания, придавать герою сказочные черты (внешне узнаваемые черты, элементы костюма, интерьер).
Развивать мышление, воображение, творческие способности.
Развивать моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики и штриховки.
Воспитывать доброжелательное отношение к сказочному герою.
Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.
Прививать любовь к книге, чтению.
Материал и оборудование.
Книги с русскими народными сказками, где присутствует сказочная героиня Баба Яга и иллюстрации с Бабой Ягой и избушкой на курьих ножках.
Клубок (сказочный предмет).
Массажные коврики для рук (для выполнения массажа пальцев рук).
Иллюстрации к сказке выполненные на листах для рисования акварелью частично выполненные в цвете, а герои нарисованы по принципу книжек-раскрасок (авторская работа)
Различные графические и изобразительные материалы кисти, палитры, салфетки, стаканчики с водой (для предоставления выбора).
Пирог (для сюрпризного момента).
Компьютер (для просмотра отрывков мультипликационных фильмов).
Столы, стулья, мольберты.
Предварительная работа.
Рисование сказочных сюжетов.
Беседа и литературная викторина по русским народным сказкам.
Чтение отрывков из сказок (для уточнения представлений о внешнем виде сказочных героев).
Ход занятия.
(Дети входят в зал под музыку)
Воспитатель: - Ребята вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно клубок. А для чего в сказках нужен клубок? Ребята, а давайте мы попросим показать клубок нам дорогу в сказку. Повторяйте за мной: - Катись – катись клубок, где тысяча дорог, выбери только одну, которая ведёт в сказку. (Клубок катится к столу, на котором лежат книги со сказками стоит модель избушки на курьих ножках, компьютер, все действия сопровождаются музыкой).
- Ребята и, правда, клубок нас привёл к сказкам. (Дети садятся вокруг стола). Вы знаете, я очень люблю читать сказки, а особенно рассматривать иллюстрации в книгах. - Но посмотрите, что это ещё у нас на столе? Правильно это избушка на курьих ножках. А кто в этой избушке живёт? Давайте с вами посмотрим иллюстрации, может быть, мы с вами найдём на страницах этих книг и саму Бабу Ягу. (Рассматриваем иллюстрации). – Ребята, как называются эти сказки?
-А какой герой Баба Яга, положительный или отрицательный? Не читая сказки, а, только посмотрев на иллюстрации можно определить, какая Баба Яга добрая или злая? С помощью чего художник иллюстратор передаёт характер Бабы Яги? Ребята, сейчас я вам предлагаю, самим превратится в Бабу Ягу и показать нам какая она с помощью мимики и жестов.
(Дети с помощью мимики, жестов, воображаемых предметов показывают, как они се представляют Бабу Ягу).
- Ребята, сказки о Бабе Яге придумывали, чтобы пугать непослушных маленьких детей, потому что Баба Яга считали старой злой колдуньей. Но дети понимали, что это сказки и в ответ придумывали игры, в которых дразнили Бабу Ягу. И мы с вами уже убедились, что Баба Я га в каждой сказке разная.
(Под музыку вбегает переодетый взрослый в костюм Бабы Яги. В руках книга сказок. Обегает вокруг детей).
Баба Яга: - Привет ребятишки девчонки и мальчишки!
Воспитатель: - Здравствуй Баба Яга! А мы с ребятами как раз о тебе говорили, ты вовремя. Мы с ребятами выясняем, какая ты героиня сказок, добрая или злая.
Баба Яга: - Ну, вообще - то я не одна Баба Яга у меня ещё есть куча сестёр многие из них очень даже злые, а я сома доброта, так, что меня вам не надо бояться. Давайте лучше поиграем. (Кладёт книгу, играет с детьми).
(Баба Яга чертит круг и остаётся в нём. Дети дразнятся за кругом, забегая в круг, а Баба Яга пытается их осалить, выходить ей из круга нельзя).
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Пошла на лужайку,
Воспитатель: - Баба Яга, а что это ты за книгу принесла? (Беру книгу в руки, с любопытством её рассматриваю).
Баба Яга: - А, да это подарок. У меня же день рождения вот мне ребята такие же, как и вы, только из другого детского сада подарили книгу. Я, собственно говоря, насчёт книги к вам и прилетела на своей старенькой метле. У меня такая проблема книга есть, а иллюстраций нет. А всё почему, ребята нарисовали чудесные иллюстрации, но негодник Кощей Бессмертный их заколдовал и вот видите, что получилось. (Показывает детям иллюстрации, на которых не заштрихован сказочный персонаж Баба Яга). Ну, а я не люблю читать книги, в которых нет иллюстраций. У меня к вам просьба, пожалуйста, помогите, решите эту проблему.
Воспитатель: - Ребята поможем Бабе Яге?
Баба Яга: - Вот спасибо ребята. Вы рисуйте ну, а я полетела у меня там пирог праздничный в духовке. У меня день рождения скоро. (Баба Яга улетает).
Воспитатель: Вот видите, ребята, Баба Яга только кажется страшной. А на самом деле она добрая, весёлая старушка. Часто в сказках Бабу Ягу изображали страшной, вредной, злой колдуньей. Жила она в жуткой избушке на курьих ножках, которая то и дело поворачивалась в разные стороны. Дома у неё были мыши, чёрный кот, пауки и паутина, летала она на метле или в ступе, тут кто угодно испугается от такой-то картины. А я вам хочу рассказать стихотворение, в котором говорится о другой Бабе Яге, она такая же добрая как наша гостья и совсем ни страшная. Вот послушайте.
У Яги у бабушки
Из травы оладушки,
Да румяны, да пышны,
Да на шишках жарены.
Леший бабке травку косит,
Шишки из лесу приносит…
Да ещё добавку просит.
- Понравилось стихотворение? Вот видите, какой разный образ у Бабы Яги. Мы с вами заболтались, а про книгу забыли. Ребята, прежде чем расколдовать иллюстрации, мы должны прочитать книгу. Мы должны знать, каким изобразить героя сказки. (Читаем сказку. Сказка авторская).
Сказка
Жила-была в дремучем лесу старушка и была у неё избушка. А избушка была не простая на курьих ножках, да и старушка была не простая – это была Баба Яга. Но никто старушку в лесу не боялся, а наоборот, к ней в гости пойти старался.
Ходила бабушка Яга по лесу собирала грибы, ягоды, травки разные. Приходили к старушке звери лесные лечиться, дети уму разуму учиться. Было Яге бабушке двести девяносто девять лет и на все вопросы, для детей у неё был ответ.
Приближался у старушки, юбилей ей исполнится, должно было триста лет.
Праздничный готовила она обед. Пирог испекла с грибами, компот сварила с ягодами. Одела, наряд самый праздничный и стала ждать народ сказочный…
Было много ещё разного сказочного люду. Но последними были гости самые маленькие, прилетели они на гусях-лебедях. Бабушка была им очень рада, ведь любила она детишек маленьких. А особенно внучат своих младшеньких Алёнушку и братца её Иванушку. Ей внучата принесли подарок особенный, на сто лет запаса молодильных яблочек.
Тут и пир начался. Гости пили, ели, веселились. Все Яге долгих лет жизни, здоровья желали. Ближе к вечеру гости домой засобирались с Ягой все распрощались. А старушка проводила гостей, съела молодильное яблочко и помолодела на десять лет, чтобы гости снова прибыли к ней на юбилей через десять лет.
(Автор: Серебрякова Татьяна Александровна).
Пальчиковая гимнастика.
Мы с Ягой по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг,
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер
И направо и налево.
К небу ручки потянули,
Аромат цветов вдохнули.
Баба Яга: - Ой, какие молодцы! Ой, вижу, вижу, просто чудо. Одолели колдовство этого негодника. Большое вам спасибо. Теперь я с большим удовольствием прочитаю эту сказку своим гостям. А вам за ваши труды вкусный пирог. Помогите задуть свечи. (Задувают свечи). А теперь мне пора, меня ждут гости и сказка. А вы скорей мойте руки и садитесь пить чай с пирогом. До свидания. ( Дети прощаются с гостьей, идут мыть руки, накрывают стол к чаю. Пьют чай).
Автор занятия: Ирина Леонидовна Врабий, воспитатель МДОУ № 21, г. Добрянка.
Материал:
Торба (сумка), бубен, на стене заранее развешаны цифры, обозначающие контур корабля, мел.
Ход праздника:
(Дети на веранде, к ним забегает Баба Яга).
Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я
Собиралась
И красиво наряжалась.
Отскоблила грязь
От тела,
Платье лучшее надела,
Вилкой волосы чесала,
Спичкой зубы ковыряла.
Ножниц в доме не
Нашлось,
Ногти мне обгрызать
Пришлось.
Вот, на праздник
Я пришла,
Вам заданья Принесла!
- Меня вы узнали, друзья!
Да, Баба Яга – это я!
(пожимает всем руки)
- А теперь, представьтесь вы!
Назовите своё самое озорное имя!
(дети называют свои озорные имена)
Ой, кто это рвётся наружу из торбы (в сумке слышится звук бубна).
- А-а-а, это мой весёлый бубен, он не может удержаться, если рядом много детей. Вы поиграете с ним?
Тогда слушайте правила!
- Пока играет музыка, надо передавать бубен из рук в руки, друг другу.
Музыка остановится, и тот у кого в руках окажется бубен, под весёлую музыку танцует с бубном в руках, вот так (показывает). Понятно?
(Дети садятся на свои места).
Как же мне весело! А вам?
Ну, это уже слишком! Я ведь всё-таки Баба Яга, и мне не нравится, когда очень весело. Надо вам настроение испортить! Люблю я поворчать, это моё любимое занятие. Сейчас я буду на вас ворчать, а вы должны будете отвечать!
Отвечайте громко, но
Есть условие одно:
Кое-где вы промолчите,
А где нужно – там кричите!
- Кто из вас, скажите, дети, целый год мечтал о лете?
- Кто из вас сейчас узнаем, здесь от скуки умирает?
- Кто в лесу, на речке, в поле играться любит на просторе?
- Летом кто всех удивляет – в постели лёжа отдыхает?
- Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?
- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас такой ловкач, лучше всех играет в мяч?
- Кто из вас, все скажут ах, загорает в сапогах?
- Кто их вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Кто из вас, из всех, ребятки, держит вещи все в порядке?
- Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
У-у-ух, как хорошо поворчали, мне даже легче стало! (замечает цифры на стене)
Что это такое? Это какое-то заклинание?
А если их соединить, вы можете отгадать, что получится?
Кто самый смелый? Выходи! (дети помогают соединить цифры по порядку, получается кораблик)
Ко-ра-бль, его едят?
Нет, это водный транспорт.
Водный! А какой ещё есть транспорт?
Да, знаю, наземный – это мои куриные ножки, а воздушный – моя ступа.
Нет. Наземный – машины, поезда, велосипед. Воздушный – самолёт, вертолёт, воздушный шар, ракеты.
А зачем он нужен?
На нём можно путешествовать!
Я очень люблю путешествовать, как полечу на своей ступе, над лесами, над полями, над реками и морями. А вот по воде ни разу не путешествовала, у вас ребята, есть корабль?
Прокатите меня, пожалуйста! (идут и рассаживаются на корабле)
- Ой, море волнуется, волны поднимаются, а сколько морских фигур (звучат звуки моря).
Отворачивается от детей и громко произносит:
Осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из ребят пошевелится, тот становится на место Бабы Яги.
Пора возвращаться, буря надвигается. Вижу Землю, лес, там мой друг живёт, Михайло Иваныч – медведушка косолапый. Очень он любит грибы, да ягоды.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Как мне было весело с вами, ребята! Я решила, что больше не буду вредничать, буду веселится. Обещайте, что всегда будете дружными и весёлыми, тогда я к вам ещё прилечу. А чтобы вы меня не забыли, подарю вам подарочки, подставляйте ручки (дарит подарки и убегает).
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Слишком часто мы недооцениваем силу прикосновения, улыбки, доброго слова, чуткого уха, искреннего комплимента или малейшего акта заботы, все, из которых имеют потенциал к изменению жизни вокруг. Лео Ф. Баскаглиа
Цель: Расширить мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.
Воспитание истинных ценностей, таких как добро, отзывчивость, сострадание, ответственность, любовь и справедливость
1. Формировать умение выражать свое отношение к добру и злу;
2. Расширение эмоционально-поведенческих реакций в сторону более эффективных, безопасных, допустимых;
3. Снять у детей психоэмоциональное напряжение;
4. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;
5. Активизировать познавательный интерес;
6. Развитие самоконтроля и умения преодолевать трудности, страхи, агрессивные проявления;
7. Развитие внимания, памяти, воображения, речи; мелкой моторики;
8. Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно-ориентированной терапии
кочки (картонные, овальной формы); палочка волшебная; метла.
Предварительная работа: Знакомство со сказочным персонажем – Бабой – ягой
Педагог – психолог : Здравствуйте, дорогие детки! Я очень рада нашей встрече! Предлагаю, по нашей с вами традиции, поздороваться друг с другом, ласково называя по имени.
Дети : Здравствуй, Коленька!
Педагог – психолог : А теперь здороваются наши пальчики (с большим пальцем соприкасаются остальные, на обеих руках)
Хором все вместе:
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице,
Даже, здравствуй, говорю,
Я соседской курице!
Педагог – психолог : А что мы планировали сделать на сегодняшнем занятии, помните?
Педагог – психолог : А цель, мы перед собой какую поставили? Путешествие к Бабе Яге – это ведь, не такое уж безопасное мероприятие?
Ответы детей: Мы должны помочь Бабе Яге стать доброй!
Педагог – психолог : Молодцы, не забыли! Нужно ей предварительно позвонить. (набирает номер на телефоне)
Педагог – психолог : Ало! Баба Яга? Мы с тобой на прошлой неделе договаривались о встрече. Ты не передумала? Дети нашего садика хотят с тобой познакомиться и помочь стать доброй. А как до тебя добраться? Перейти через болото, так, перебраться через горы, так, и мы на месте. Очень, хорошо! Итак, дети готовы? Не боитесь? Тогда в путь! А кто же нам дорогу покажет? Дети, догадайтесь!
В старых сказках
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд!
(Волшебный клубочек)
Педагог – психолог : (бросает на пол клубочек ниток) Пойдемте за ним скорее. А вот и болото. Прыгаем по кочкам, только осторожно, не оступитесь, а то увязните в болоте!
Ножки, ножки бежали по дорожке,
Бежали лесочком, бежали по кочкам,
Педагог – психолог : (бросает на пол клубочек ниток) Смотрите! Горы!
Гора к горе, плечом к плечу,
Насколько видит глаз,
О! Как они могучи!
Педагог – психолог : Идем дальше, дети или вернемся назад?
Дети : Нет! Идем! Мы не боимся!
Очень хочется ребятам,
Покорить вершины гор.
Педагог – психолог : А вот и Баба Яга нас уже встречает! (надевает маску злой Бабы Яги)
Баба Яга: А! Попались! А вот я вас сейчас возьму и съем всех! Вы сами ко мне пожаловали на обед! Ха! Ха! (потирает руки)
Дети с помощью психолога : Не ешь нас Баба Яга, мы пришли тебе помочь! хотим, что бы у тебя жизнь другая была, хорошая!
Баба Яга: Добренькие? Да? А что у меня плохая жизнь, что ли? (метлой грозит); Зачем это мне надо стать доброй? Что вы там по телефону мне болтали?
Ответы детей: Ты же совсем одинока, грустно и скучно живешь и обидно наверно тебе, когда другие радуются, дружат, ведь со злыми никто водиться не хочет.
Баба Яга: Ну и что? Зато мне никто не мешает, хочу сплю, хочу ем, хочу кого – ни будь попугаю, гадость какую – ни будь сотворю. По лесу зверушек разных погоняю, путников с дороги собью
Дети : Разве это жизнь? Ты наверняка добрых слов даже не слышала никогда ни от кого, и не знаешь, как от этого на сердце тепло становится, радостно! Тебя все обходят стороной, за твои злые дела! И некому помочь, когда трудно и пожалеть, особенно, когда заболеешь! И радости нет никакой в твоей жизни. Какая от злых дел может быть радость? Подумай сама! (Детям помогает психолог с вопросами)
Баба Яга: Никто не помогает, радости нет (задумалась). А и правда, когда я болела недавно, сильно мне было плохо, жаб кислых наелась – животик у Бабуси разболелся. И даже водичку некому было мне подать (грустит) И праздников у меня, правильно нет и на день рождения никто ко мне не приходит. (загрустила сильнее);
Меня никто не жалеет! (начинает подплакивать);
И добрых слов никто не говорит (плачет)
Никто не говорит! (рыдает в голос)
Бедная я бедная! (рыдает)
Несчастная я несчастная! (рыдает)
Одинокая я! Одинокая! Нет у меня друзей! Одни только злыдни: Кикиморы болотные, да Лешие лесные, да Кащей Бессмертный (рыдает) Некому мне доброе слово сказать (рыдает) (психолог демонстрирует картинку Кикиморы болотной, Лешего и Кащея Бессмертного)
Психолог : Это хорошие друзья, дети?
Дети : Они тоже злые!
Баба Яга: пожалейте меня, пожалейте, хоть вы детки! Нет больше моих сил! (садится на стульчик, дети ее обступают, гладят по голове и говорят комплименты
Дети : Хорошая бабушка, бабулечка, красотулечка, милая, все у тебя будет хорошо!
Баба Яга: Что у меня может быть хорошего? Вы вон, какие все нарядные, а мои вещи совсем износились! Хоть бы мне подсказали, какую заплатку на платье поставить? (демонстрационный материал – платье с недостающим фрагментом и заплатками с разными узорами)
Дети указывают на нужную заплатку
Баба Яга: А я что в ответ вам должна сделать? Может в мышей превратить?
Баба Яга: Спасибо! Приятное слово! А вы их много знаете? Научите?
Баба Яга: Повторяет слова за детьми. Они и вправду какие - то волшебные, от них действительно на сердце тепло становится.
Звуки вороньего карканья
Баба Яга снимает маску и это уже педагог – психолог :
Теплый луч упал на землю и согрел в семена. (Звучит нежная, расслабляющая мелодия)
Из семян проклюнулись росточки.
А из росточков выросли прекрасные цветы.
Цветки нежатся на солнце, подставляют теплу и свету каждый свой лепесток,
поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова,
распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел;
голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика радости, удовольствия. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.
Баба Яга (в маске) : Ой! Какие красивые цветы! Никогда таких не видела! Почему не
удалось мне их погубить! Видно, какая- то сила у этих детей есть! Надо их расколдовать и
спросить об этом! Тары, бары, расто - бары! Ничего не получается!
помощью жестов и роняет пальцами на головы детей, они оживают)
Баба Яга: Да как же это получилось? Радость – то какая!
Дети : Это доброта совершает чудеса! Бабулечка, пришло время отправляться нам в
Обратную дорогу. Ведь путь не близкий, нас уже воспитатель и родители заждались,
переживают. (психолог подсказывает)
Баба Яга: А как же я? Опять одна?
Дети : Нет! Не одна! Мы к тебе в гости приходить будем, общаться по телефону.
Приглашаем к нам на все праздники! И просто на чай! Ты очень добрая и хорошая!
Мы тебя полюбили!
Баба Яга: И я вас! Только я улыбаться не умею, может научите!
Психолог : дети садимся, улыбаемся! Покажем Бабе Яге, как мы умеем улыбаться! (психолог в руках держит маску Бабы Яги)
Улыбаемся – все тело расслаблено, все вокруг хорошо (пауза).
Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается (пауза)
И снова все хорошо, мы улыбаемся.
(Психолог надевает маску, берет картинки злой Бабы Яги и доброй)
Баба Яга: Вот какая я была раньше – страшная, злющая! (показывает картинку злой Бабы Яги). А теперь я стала добрая, милая (показывает доброе изображение)
Спасибо вам, добрые дети! Теперь я навсегда такой останусь! Добрым быть гораздо лучше!
Баба Яга прощается с детьми, угощает вкусными змейками (конфеты – жвачки, мармеладки) : До свидания! В добрый путь!
Рассказчик. Пошла Аленушка как- то раз в лес за грибами, да заблудилась. Звала подружек, аукала – никого. Шла она по лесу, шла, вдруг видит – избушка. Подошла, постучала – никто не отозвался, вошла она внутрь.
Аленушка. Ой, как темно здесь! Как пыльно! Пока хозяина нет, дай-ка я приберусь тут немножко.
Я метелочку возьму,
Полы чисто подмету.
Я посуду приберу,
Все тарелочки протру.
Баба Яга. Фуфы-муфы, чьим это тут духом пахнет? Ты кто такая и что здесь делаешь?
Аленушка. Не сердись, бабушка. Я грибы с подружками собирала, от подружек отстала, да и заблудилась. Увидела вот избушку, вошла. Решила немножко прибраться.
Аленушка. Так ты - Баба Яга?
Баба Яга. Самая, что ни на есть настоящая! А ты, стало быть, прибираться умеешь?
Аленушка. Умею, и прибираться, и кашу варить, и посуду мыть!
Баба Яга. Мне такая помощница по хозяйству нужна! Оставлю-ка я тебя у себя, будешь мне все по хозяйству делать! А за это я тебя… не съем!
Аленушка. Как же так! Мне домой надо!
Баба Яга. Нет! Как я решила, так и будет! Давай, перебери пока зерно, да навари каши.
Аленушка. Да тут зерна - два дня разбирать!
Баба Яга. Вот и хорошо, значит два дня будешь у меня все делать по хозяйству!
Аленушка. А потом домой меня отпустишь?
Баба Яга. Все сделаешь – подумаю. А пока пойду по своим делам! А ты работай!
Баба Яга уходит.
Аленушка. Ох, горе мое, горюшко, как же мне домой вернуться? Как от Бабы Яги убежать?
Мышка. О чем, девица, плачешь, о чем слезы льешь?
Аленушка. Как же мне не плакать, мышенька! Случайно я к Бабе Яге попала, а она не хочет теперь меня домой отпускать. Сказала, будет меня два дня держать, пока я все по хозяйству делаю и кашу ей варю. А потом подумает. Зерна вот еще целую гору дала – как его все перебрать?
Мышка. Зерно – это не беда! Я тебе помогу, помощниц своих позову, вмиг все сделаем!
Мышка зовет подруг. Прибегают мышки, перебирают зерно.
Аленушка. Вот спасибо вам, мышки, выручили меня! Скоро каши наварю – и вас всех отблагадарю!
Аленушка варит кашу, подметает, мышка ей помогает. Угощает мышек кашей. Возвращается Баба Яга.
Баба Яга. Фуфы-муфы, как вкусно пахнет! Неужели каши уже наварила? И в доме прибрала?
Аленушка. Да, бабушка. Отпустишь меня теперь домой?
Баба Яга. Сейчас поем, потом посплю, а там – подумаю!
Баба Яга ест кашу, хвалит.
Баба Яга. Ох, устала я сегодня! Пойду, прилягу, посплю часок-другой.
Баба Яга уходит.
Мышка. Аленушка, давай помогу тебе от Бабы Яги убежать.
Аленушка. Да, как ты, мышка, мне поможешь? Я только дверью скрипну – Баба Яга сразу проснется.
Мышка. А мы в двери не пойдем. Мы в подпол с тобой нырнем! Ну-ка помоги мне, отодвинь сундук!
Аленушка отодвигает сундук.
Мышка. А теперь крышку в подпол открывай и за мною полезай!
Аленушка и мышка оказываются в лесу.
Мышка. Волшебный клубочек тебе дам – у Бабы Яги его стащила. Брось его на землю, куда он покатится, туда и ступай. Прямо к дому родному придешь!
Аленушка. Спасибо тебе, мышка, век тебя помнить буду!
Мышка. Прощай, Аленушка! Больше в лесу не теряйся!
В избушке Бабы Яги. Баба Яга просыпается.
Баба Яга. Эх, как сладко я вздремнула. Аленушка, согрей-ка мне чайку! Эй! Ты где? Вот негодница, сбежала! Сбежала от Бабы Яги!
Мышка. От тебя хоть кто сбежит!
Баба Яга. Это почему это, серая твоя морда?
Мышка. А потому, что ты ни слова ласкового сказать, ни попросить – только грубить да грозить мастерица!
Баба Яга. Так ведь я ж от жизни такой: живу одна одинешенька, ни с кем, кроме нечисти лесной, не общаюсь. Слова доброго никто не скажет!
Мышка. А ты садик, огородик заведи, цветочки выращивай, огурчики, помидорчики. Глядишь, и тебе веселее, и зверята лесные к тебе потянутся…
Баба Яга. Садик, огородик… Может, и впрямь… Цветочки там разные, укропчик, лучок..
Рассказчик. Так Баба Яга стала огород растить. Посадила она деревья, цветы, овощи всякие. Стали прилетать к ней птицы, приходить зайцы, лоси, белки прибегать. Подобрела Баба Яга, совсем стала другой. И жизнь у нее совсем другая стала! Да и как иначе: когда ты с добром к другим относишься, то и тебе добро возвращается!
Читайте также: