Дневник его жены краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

На коллаже: Галина Кузнецова и Иван Бунин , Галина Тюнина в роли Веры Буниной и сама Вера в молодости

Вера Муромцева-Бунина и Галина Тюнина, сыгравшая её в фильме

Я никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по несколько жен. А мне с юности казалось, что жизни мало и для одной любви.

Тогда ей было 25 и, конечно, можно было бы подыскать и более достойную партию, но Бунина она полюбила и посвятила ему всю свою жизнь. Обвенчались они только через 16 лет, уже в эмиграции, так как первая жена Ивана Алексеевича все это время не давала ему развода.

Вера и Иван Бунины

26-летняя Кузнецова ворвалась в тихую прованскую жизнь Веры, когда той было уже 45 лет (сохранилось её фото тех времен). Прошло много лет такого мучительного и противоестественного для законной жены сосуществования, а потому по сюжету ей уже должно быть за 50.

Актриса Галина Тюнина, сыгравшая её в фильме, несколько выбивается из образа — если не внешне (какое-то сходство с более молодой Муромцевой у нее все же есть), то по возрасту. В те годы Вера выглядела уже так, как на следующем фото.

Отношения Веры Муромцевой-Буниной и Леонида Зурова

Молодой человек на оригинальном фото справа — писатель Леонид Зуров. Впоследствии он унаследовал архив Буниных. Он появился в их доме по приглашению самого Ивана Алексеевича. Был у него кем-то вроде секретаря, хотя и сам уже давно печатался в изданиях. Тоже русский эмигрант, который переехал сначала в Чехословакию, а затем в Париж.

Как бы то ни было, а появление Зурова в этом любовном треугольнике довело ситуацию до абсурда. Вере несомненно льстило внимание молодого мужчины и возможность уколоть этим мужа. Всегда холодная и рациональная Муромцева до конца сохраняла на людях самообладание:

Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну (Так она называла Ивана — прим. автора) любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе.

Но внутри этой по сути несчастной женщины бушевали страсти и обида. Зуров очень скоро стал раздражать Бунина, но выгнать он его не мог. К тому же, позже у Леонида начали проявляться признаки психологического заболевания, и Вера заботилась о нем. Начиная с 50-х годов, он регулярно лечился в клиниках.

Жизнь Ивана Бунина до знакомства с Верой Муромцевой

Для Бунина Вера была идеальной женой. Кажется, такие женщины способны сделать из любого писателя гения, взяв всю рутину и быт на себя. Однако уже в молодости она сильно отличалась от предыдущих женщин Ивана каким-то излишнем спокойствием, граничащим с холодностью и отстраненностью. Тогда для Бунина, уставшего от потрясений, Муромцева казалась тихой гаванью, но со временем это начало ему надоедать.

Что любопытно, Бунин и совсем юная Вера впервые встретились на 10 лет раньше. Произошло это на даче её дяди Сергея Андреевича, председателя Первой Государственной Думы. Однако тогда он не обратил на нее никакого внимания и по прошествии времени не узнал. Всему виной была первая любовная драма в его жизни, которую он переживал крайне тяжело.

Бунин, выходец из обедневшей дворянской семьи, никогда не нравился родителям своих женщин. Они не видели в нем опору для дочерей и способность содержать семью, что всегда создавало проблемы в отношениях.

Иван Бунин и Варвара Пащенко / Первая официальная супруга Бунина Анна Цакни и их сын Николай

В браке родился его единственный ребенок — сын Николай, который прожил на свете всего пять лет. Это было одним из самых серьезных потрясений в жизни Бунина, фотографию мальчика он потом всегда возил с собой. С Анной к тому времени он уже давно не жил, но развода она ему не давала. То ли ей льстил сам факт оставаться женой известного писателя, то ли просто помешалась от горя.

Иван Бунин и Галина Кузнецова

Вот таким изменившимся от жизненных драм, даже жалким, Бунин встретил своего ангела-хранителя Веру. Первые годы их отношений были счастливыми, а с точки зрения творчества — плодотворными. Жена умела быть незаметной, а Иван много и вдохновенно писал. А потом ему вся эта пресная жизнь надоела и он встретил Кузнецову, моложе него на 30 лет.

Ему льстило внимание молодой поэтессы, а ей — известного писателя. Галина была замужем и год они встречались на съемной квартире, а потом она сделала свой выбор и переехала в их дом Буниных в Грассе. Иван поставил законную жену перед фактом:

Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.

Эта легенда была скорее для знакомых, чем для жены. Вере-то сразу все стало понятно, да и в обществе быстро поползли сплетни. Однако не стоит так сильно демонизировать самого Бунина. Да, он увлекся и сделал глупость, приведя любовницу в дом и показав тем самым все грани своего эгоизма. Все от чувств: уже немолодой писатель испытал нечто давно забытое, чего с всегда отстраненной Верой у него, может, и не было никогда. Но Муромцева могла это прекратить, уйти сама или прогнать их, но почему-то не стала… Снова пожалела мужа или, может, себя? Предпочла терпеть и не менять собственную жизнь рядом с великим писателем, пусть уже и не такую размеренную как раньше. Она имела право поступать так, как считала нужным.

Как бы то ни было, а на вручение Нобелевской премии с Буниным поехали обе его женщины.

В фильме Учителя роль Бунина играет Андрей Смирнов, чья дочь Авдотья (или Дуня) Смирнова написала к нему сценарий на основе дневников Муромцевой и Кузнецовой. Впрочем, внешне он не слишком попал в образ, но сыграл достойно.

Андрей Смирнов в роли Бунина / Иван Бунин

Галина Кузнецова и Марга Степун

История имела еще более странное продолжение. По дороге из Стокгольма во Францию Галина заболела. Бунины решают оставить её до выздоровления в Германии у друга Федора Степуна, чья сестра Марга (Маргарита) была знаменитой оперной певицей и не менее известной в богемных кругах любительницей женщин.

Именно там начались их отношения с Галиной. В Грасс она уже вернулась сама не своя и вскоре вызвала туда Степун, поставив Бунина перед фактом, что покидает его. Ни тот момент, что он теперь Нобелевский лауреат, ни что Марга — женщина, не остановили Кузнецову.

Вере Марга понравилась, она нашла её интересной собеседницей и в чем-то даже родственной душой. Может, просто видела в ней свое спасение, выход из этой абсурдной ситуации. Иван же рвал и метал, умолял Галю одуматься, но тщетно.

Наверное, он бы так никогда больше не увидел ни Галину, ни Маргу, если бы не война. Степун была еврейкой, а потому в Германии, где они с Кузнецовой жили, находиться было опасно. Сначала женщины переехали в Париж, но фашисты вскоре пришли и туда. Единственным выходом тогда для них была вилла нобелевского лауреата, где их уж точно не будут искать. Самые трудное время для Европы они провели у Бунина, который от потрясений и возраста уже сильно сдал, но по-прежнему просил Галину одуматься. Уже больше по-отечески.

Степун и Кузнецова позже уехали в Америку, но к концу жизни вернулись обратно в Германию. Не стало их в 70-х с разницей в пять лет, все это время они оставались вместе. В фильме этим персонажам изменили фамилии на Ковтун и Плотникову, а сыграли их, соответственно, Елена Морозова и Ольга Будина.

Вера Муромцева посвятила всю свою жизнь без остатка мужу, стариком он стал просто невыносимым. Больше всего Бунин боялся, что его Вера уйдет раньше. Она пережила его на восемь лет…


"Шведская семья" знаменитого писателя. Реальная история из личной жизни Ивана Бунина

Любовница любовницы мужа

И жили они все вместе, долго и счастливо. ну, или почти



Нет, это не сюжет порнографического фильма, не фантазии озабоченного эротомана, а довольно продолжительный период жизни известного русского писателя, Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина.


Дневник его жены

Производство: Россия. 2000г

Жанр: биографический фильм, драма

Режиссер: Алексей Учитель

Автор сценария: Авдотья (Дуня) Смирнова

В главных ролях: Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Ольга Будина, Евгений Миронов, Елена Морозова.

Премии и награды: Гран-при фестиваля Кинотавр, 3 премии Ника, номинация на Оскар

Продолжительность: 110 минут


Сценарий к фильму писала Дуня Смирнова по мотивам дневников двух муз знаменитого писателя – жены Веры Муромцевой-Буниной и любовницы поэтессы Галины Кузнецовой, с которой Иван Бунин состоял в любовной связи в течении 7 лет.



Дневник его жены – вторая полнометражная, художественная кинолента известного режиссера-документалиста Алексея Учителя. Фильм имел оглушительный успех у критиков – завоевал Гран-при фестиваля Кинотавр, 3 премии Ники, в том числе, приз за Лучший фильм, и даже номинировался на Оскар.

Сюжет

Во французский городок Грасс, где на вилле у моря проводит свои годы в эмиграции русский писатель Иван Бунин, неожиданно нагрянул гость. Молодой писатель и поклонник Бунина – Леонид Гуров приезжает с письмом от Нобелевского комитета. Он застает своего кумира в компании двух спутниц – жены Веры Николаевны и его ученицы, а по факту любовницы – Гали. Неизвестно, как долго бы продлилась пикантная ситуация в семье писателя, но однажды Галя встречает красавицу-оперную диву, и между ними завязываются романтические отношения..

На коллаже: Галина Кузнецова и Иван Бунин , Галина Тюнина в роли Веры Буниной и сама Вера в молодости

Вера Муромцева-Бунина и Галина Тюнина, сыгравшая её в фильме

Я никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по несколько жен. А мне с юности казалось, что жизни мало и для одной любви.

Тогда ей было 25 и, конечно, можно было бы подыскать и более достойную партию, но Бунина она полюбила и посвятила ему всю свою жизнь. Обвенчались они только через 16 лет, уже в эмиграции, так как первая жена Ивана Алексеевича все это время не давала ему развода.

Вера и Иван Бунины

26-летняя Кузнецова ворвалась в тихую прованскую жизнь Веры, когда той было уже 45 лет (сохранилось её фото тех времен). Прошло много лет такого мучительного и противоестественного для законной жены сосуществования, а потому по сюжету ей уже должно быть за 50.

Актриса Галина Тюнина, сыгравшая её в фильме, несколько выбивается из образа — если не внешне (какое-то сходство с более молодой Муромцевой у нее все же есть), то по возрасту. В те годы Вера выглядела уже так, как на следующем фото.

Отношения Веры Муромцевой-Буниной и Леонида Зурова

Молодой человек на оригинальном фото справа — писатель Леонид Зуров. Впоследствии он унаследовал архив Буниных. Он появился в их доме по приглашению самого Ивана Алексеевича. Был у него кем-то вроде секретаря, хотя и сам уже давно печатался в изданиях. Тоже русский эмигрант, который переехал сначала в Чехословакию, а затем в Париж.

Как бы то ни было, а появление Зурова в этом любовном треугольнике довело ситуацию до абсурда. Вере несомненно льстило внимание молодого мужчины и возможность уколоть этим мужа. Всегда холодная и рациональная Муромцева до конца сохраняла на людях самообладание:

Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну (Так она называла Ивана — прим. автора) любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе.

Но внутри этой по сути несчастной женщины бушевали страсти и обида. Зуров очень скоро стал раздражать Бунина, но выгнать он его не мог. К тому же, позже у Леонида начали проявляться признаки психологического заболевания, и Вера заботилась о нем. Начиная с 50-х годов, он регулярно лечился в клиниках.

Жизнь Ивана Бунина до знакомства с Верой Муромцевой

Для Бунина Вера была идеальной женой. Кажется, такие женщины способны сделать из любого писателя гения, взяв всю рутину и быт на себя. Однако уже в молодости она сильно отличалась от предыдущих женщин Ивана каким-то излишнем спокойствием, граничащим с холодностью и отстраненностью. Тогда для Бунина, уставшего от потрясений, Муромцева казалась тихой гаванью, но со временем это начало ему надоедать.

Что любопытно, Бунин и совсем юная Вера впервые встретились на 10 лет раньше. Произошло это на даче её дяди Сергея Андреевича, председателя Первой Государственной Думы. Однако тогда он не обратил на нее никакого внимания и по прошествии времени не узнал. Всему виной была первая любовная драма в его жизни, которую он переживал крайне тяжело.

Бунин, выходец из обедневшей дворянской семьи, никогда не нравился родителям своих женщин. Они не видели в нем опору для дочерей и способность содержать семью, что всегда создавало проблемы в отношениях.

Иван Бунин и Варвара Пащенко / Первая официальная супруга Бунина Анна Цакни и их сын Николай

В браке родился его единственный ребенок — сын Николай, который прожил на свете всего пять лет. Это было одним из самых серьезных потрясений в жизни Бунина, фотографию мальчика он потом всегда возил с собой. С Анной к тому времени он уже давно не жил, но развода она ему не давала. То ли ей льстил сам факт оставаться женой известного писателя, то ли просто помешалась от горя.

Иван Бунин и Галина Кузнецова

Вот таким изменившимся от жизненных драм, даже жалким, Бунин встретил своего ангела-хранителя Веру. Первые годы их отношений были счастливыми, а с точки зрения творчества — плодотворными. Жена умела быть незаметной, а Иван много и вдохновенно писал. А потом ему вся эта пресная жизнь надоела и он встретил Кузнецову, моложе него на 30 лет.

Ему льстило внимание молодой поэтессы, а ей — известного писателя. Галина была замужем и год они встречались на съемной квартире, а потом она сделала свой выбор и переехала в их дом Буниных в Грассе. Иван поставил законную жену перед фактом:

Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.

Эта легенда была скорее для знакомых, чем для жены. Вере-то сразу все стало понятно, да и в обществе быстро поползли сплетни. Однако не стоит так сильно демонизировать самого Бунина. Да, он увлекся и сделал глупость, приведя любовницу в дом и показав тем самым все грани своего эгоизма. Все от чувств: уже немолодой писатель испытал нечто давно забытое, чего с всегда отстраненной Верой у него, может, и не было никогда. Но Муромцева могла это прекратить, уйти сама или прогнать их, но почему-то не стала… Снова пожалела мужа или, может, себя? Предпочла терпеть и не менять собственную жизнь рядом с великим писателем, пусть уже и не такую размеренную как раньше. Она имела право поступать так, как считала нужным.

Как бы то ни было, а на вручение Нобелевской премии с Буниным поехали обе его женщины.

В фильме Учителя роль Бунина играет Андрей Смирнов, чья дочь Авдотья (или Дуня) Смирнова написала к нему сценарий на основе дневников Муромцевой и Кузнецовой. Впрочем, внешне он не слишком попал в образ, но сыграл достойно.

Андрей Смирнов в роли Бунина / Иван Бунин

Галина Кузнецова и Марга Степун

История имела еще более странное продолжение. По дороге из Стокгольма во Францию Галина заболела. Бунины решают оставить её до выздоровления в Германии у друга Федора Степуна, чья сестра Марга (Маргарита) была знаменитой оперной певицей и не менее известной в богемных кругах любительницей женщин.

Именно там начались их отношения с Галиной. В Грасс она уже вернулась сама не своя и вскоре вызвала туда Степун, поставив Бунина перед фактом, что покидает его. Ни тот момент, что он теперь Нобелевский лауреат, ни что Марга — женщина, не остановили Кузнецову.

Вере Марга понравилась, она нашла её интересной собеседницей и в чем-то даже родственной душой. Может, просто видела в ней свое спасение, выход из этой абсурдной ситуации. Иван же рвал и метал, умолял Галю одуматься, но тщетно.

Наверное, он бы так никогда больше не увидел ни Галину, ни Маргу, если бы не война. Степун была еврейкой, а потому в Германии, где они с Кузнецовой жили, находиться было опасно. Сначала женщины переехали в Париж, но фашисты вскоре пришли и туда. Единственным выходом тогда для них была вилла нобелевского лауреата, где их уж точно не будут искать. Самые трудное время для Европы они провели у Бунина, который от потрясений и возраста уже сильно сдал, но по-прежнему просил Галину одуматься. Уже больше по-отечески.

Степун и Кузнецова позже уехали в Америку, но к концу жизни вернулись обратно в Германию. Не стало их в 70-х с разницей в пять лет, все это время они оставались вместе. В фильме этим персонажам изменили фамилии на Ковтун и Плотникову, а сыграли их, соответственно, Елена Морозова и Ольга Будина.

Вера Муромцева посвятила всю свою жизнь без остатка мужу, стариком он стал просто невыносимым. Больше всего Бунин боялся, что его Вера уйдет раньше. Она пережила его на восемь лет…

"Дневник его жены" - рассказ о последних годах жизни русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (Андрей Смирнов). О его любви, страданиях, одиночестве, непонимании, о коротких минутах триумфа, о длинной череде событий, во время которых ему хотелось покончить с собой.

Ивана Бунина три раза выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. Первые два раза премию он так и не получил, поэтому даже упоминание о нобелевке в доме писателя было запрещено, так как он очень нервничал по этому поводу. Однако на третий раз премию Бунину все-таки дали, и он был по-настоящему счастлив.

Однако во время Второй мировой войны Бунину приходится снова давать в своем доме приют Галине с Маргой, потому что им в Париже жить небезопасно, ведь Марга - еврейка.

Отдельно хочется сказать по поводу режиссерской работы. Алексей Учитель выбрал единственно правильный вариант для постановки этой картины. Фильм снят без каких-либо новомодных штучек и ухищрений, в очень строгой, классической и даже театральной манере. После него остается впечатление, что ты посмотрел спектакль - замечательный спектакль, поставленный отличным режиссером по очень хорошей пьесе. Полная жизненность и отсутствие какой-либо фальши - просто потрясает.

Смотреть обязательно. Если вы считаете себя мыслящим человеком.

P.S. Очень забавно читать некоторых критиков. Я понимаю, конечно, что им надо выпендриться и все такое, но некоторые перлы - просто потрясают. Например:

"Зато режиссер, основываясь на пробе пера безымянной студентки ВГИКа, не поскупился на полновесную реализацию сплетен о личной жизни, залезая ногами именно в ту область, в которую не всякая бы еще кухарка полезла. Хотя, конечно, если Учитель задался целью доказать, что нобелевские лауреаты тоже люди, то в этом он преуспел, собрав вокруг Бунина хоровод уж слишком прозаических персон, вовлекающих писателя в малохудожественный спектакль, который, если бы не зиждился на известном имени, сильно походил на мексиканскую мелодраму".

Прилежные актеры честно барабанили свои тексты, в душе благодаря судьбу, которая подкинула им работенку в хоть и захолустном, но все же курортном городишке.

И это пишется о Дуне Смирновой, сценаристке, получившей приз международного конкурса сценариев Hartley-Merrill, об Андрее Смирнове, Евгении Миронове, Галине Тюниной, Елене Морозовой? "Прилежные актеры честно барабанили свои тексты". "подкинула работенку в захолустном городишке".

Интересно, вот как на это можно что-нибудь ответить без употребления все тех же матерных выражений. Впрочем, что мне до этих критиков? Что Учителю до этих критиков? Пускай критики себе позорятся, если у них по-другому самовыразиться не получается.


Дневник его жены (2000)

биографический, драма
Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Ольга Будина, Евгений Миронов, Елена Морозова
Премьера: 20 октября 2000 года
Смотри на

Учитель начинал как документалист и снял несколько хороших фильмов ("Обводный канал", "Рок"). Его дебютом в игровом кино стала "Мания Жизели" о трагической судьбе известной балерины "серебряного века" Ольги Спесивцевой, снятая им вместе художником Николаем Самоновым и композитором Леонидом Десятниковым по сценарию журналистки Евдокии ("Дуни") Смирновой. Фильм представлял собой взгляд арт-тусовки конца столетия на арт-тусовку начала столетия, напоминал витрину с ходячими манекенами, и был встречен довольно язвительно – столько же благодаря авторам, сколько благодаря тому, что перестаралась их московско-питерская полисексуальная клака, пытавшаяся выдать этот любительский продукт за новое слово в кино.


То ли критика подействовала, то ли авторы повзрослели, но "Дневник" мало чем напоминает "Манию" – это камерная, эстетически сдержанная и отнюдь не пустая картина. Время ее действия – вторая половина тридцатых, место – имение в Грассе (Франция), действующие лица - Иван Алексеевич Бунин (создатель "Белорусского вокзала" и экс-председатель СК СССР Андрей Смирнов), его жена Вера Николаевна Муромцева (Галина Тюнина), его поклонник и ее воздыхатель Гуров (Евгений Миронов), молодая любовница Бунина Галина Кузнецова (Ольга Будина), ее возлюбленная Марга Степун и несколько третьестепенных персонажей. Подробно обрисованы только трое первых, остальные едва намечены.


Дневниковая форма – лишь виньетка, поскольку взгляд оператора Юрия Клименко нельзя ассоциировать с женским, а Он и Его Жена изображены на равных и как бы в третьем лице, что для дневника невозможно. Остроумные названия двух кинотавровских рецензий ("Дунин Бунин") имеют отношение не к реальности фильма, а к феминистским декларациям сценаристки насчет того, что мужчина есть совокупность женских взглядов. Также любопытно, что тезис Дуни о мужчинах напоминает тезис Маркса о Фейербахе, учивший нас, что человек есть совокупность общественных отношений.


Жизнь во Франции, похоже, и обусловила то, что свой "французский треугольник" Бунин воспринимает как совершенно естественный, не слишком интересуясь мнением двух других углов. Внезапное преобразование треугольника в квадрат застает его врасплох: привычная жизнь летит кувырком, и писатель остается в одиночестве в кругу милых, но отчужденных от него людей. Есть лишь одно существо, которому он может излить душу: "Единственный собеседник - радио. Хотел застрелиться - не дали. Даже спиться не получается - дорого!". На драму одиночества накладываются любовная драма, драма изгнанничества и драма изоляции (к концу фильма Франция живет под нацистами), но два последних мотива звучат в фильме приглушенно: перед нами история узкого круга лиц, а не общественная история. И, при всей условности таких сопоставлений, настроение "Дневника…" скорее "чеховское", чем "бунинское" – есть трагикомизм, но нет терпкости и горечи.


Парадокс почти всякого фильма о частной жизни великих людей состоит в том, что великие бывают так малы, что в этой малости невозможно разглядеть величие. Знаменитая пушкинская реплика по поводу опубликования писем Байрона о том, что поэт низок не так, как чернь – блестящий софизм, не выдерживающий критики так же, как и еще более знаменитое "Отелло не ревнив, он доверчив" (то, что это софизм, доказывается в одну строчку: доверие к Яго есть недоверие к Дездемоне). Но в чем Пушкин совершенно прав, так это в том, что толпе (а зрительская масса подчиняется законам толпы) для "присвоения" героя нужно убедиться, что он "мал и мерзок" так же, как она.

Иван Алексеевич Бунин, судя по мемуарам, в жизни был весьма желчный, остроумный, наблюдательный и артистичный господин – Станиславский так ценил его дар изображать людей, что даже приглашал его (едва ли только шутя) в труппу Художественного. В фильме виден главным образом стареющий донжуан и неврастеник – для иных проявлений места остается совсем немного. Андрей Смирнов имеет несомненное портретное сходство с Буниным (хотя много выше ростом) и наполняет роль собственной человеческой значительностью, но это значительность физиономическая, не имеющая драматургической поддержки. Так как психологические коллизии фильма достоверны, интересно наблюдать и за таким героем, но когда вспоминаешь, что речь идет не о дяде Ване, а об Иване Алексеевиче, хочется чего-то еще.

Есть одна крайность – когда Пушкин говорит в кино цитатами из Пушкина. Есть другая – когда Лермонтов в облике Бурляева читает стихи Бурляева в фильме Бурляева. "Дневник его жены" не избежал третьей – "с Буниным на короткой ноге", забывая о том, что амикошонствовать с великим художником так же неловко, как стоять перед ним на коленях. Во всяком случае, его жена не позволяла себе ни того, ни другого.

Читайте также: