Использование алгоритмов в доу

Обновлено: 29.06.2024

Автор: Глеч Диана Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия филиал ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского"
Населённый пункт: г. Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Роль освоения алгоритмов детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

РОЛЬ ОСВОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

помогает делать всё более быстро и качественно.

Правильные привычки – ключи к успеху. Ежедневные привычные дела

задумываются над своими действиями. У детей алгоритмы поведения также

вырабатываются подсознательно, на основе их приобретенных навыков. Но

ежедневно работать над этим. Ведь не все дети обладают правильными

У детей, у которых наблюдается более явная активность, выстраивается

широкая система навыков. Т.к. эти дети часто меняют обстановку, у

активное участие в других работах. Опыт, приобретённый детьми за свою

поведения, владение которыми поможет в различных знакомых ситуациях.

идеальные решения для самого себя. А также еще и о том, как поступить

ребёнку в новой, сложной, незнакомой ему ситуации без особого стресса.

Самый верный способ – учить детей всему, что вы знаете и умеете, и

заставлять их думать прежде, чем что-то сделать. Это самый простой способ.

И на опыте это видно. Большинство детей, которые еще в дошкольном

себя увереннее сверстников и намного проще без напряжения справляются с

различными трудностями и неурядицами. Дети будут ловко справляться со

Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных

Наиболее широко алгоритмы используются при ознакомлении детей с

физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной

поисковой деятельности (например, опыты и эксперименты), в основном в

Главное – правильная последовательность и наглядность.

Основная задача для этого возраста – подготовка детей к пониманию

последовательные действия. Даётся алгоритм с помощью условного знака –

стрелки. Состоит алгоритм на трех действиях, не более.

Число шагов повышается до пяти. Применяют специальные игры и

упражнения на использование алгоритмов.

полученным результатом. Практикуются линейные алгоритмы, в качестве

составляют алгоритмы сами на абстрактном материале.

В возрасте шести лет дети могут составлять простейшие алгоритмы

взрослых, подобных опытов).

Наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, желания

познавать новое, логики, кругозора детей

– это метод, основой которого

является алгоритмические игры, поскольку в дошкольном возрасте ведущим

видом деятельности ребёнка является игра. С помощью многообразия таких

игр дети с удовольствием и совершенно незаметно усваивают абсолютно

дошкольного возраста идёт формирование простейших логических структур

монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о

цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Алгоритмические игры

открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей

обучения. Воспитатель с детьми устанавливает переход сложных действий в

простые, дети могут начинать планировать свои действия, знать правила,

объяснять свои действия языковыми средствами.

Режим дня, занятия и другие виды деятельности в ДОУ представляют

систему действий в определённом порядке. Изучение счёта, измерение длин,

Организовывая разные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры,

требование для выполнения поставленной цели всеми детьми определённой

алгоритма, делая его, действует механически,

Важно учитывать два наиболее распространённых вида шагов: простые

команды – (линейный алгоритм); циклический (повторяющиеся действия в

определённой последовательности). Эти виды алгоритмического выполнения

предварительным нововведениям с учётом индивидуального развития детей.

определёнными командами (лабиринтами, комнатами и коридорами)., т.к. это

просто и увлекательно. Эти занимательные действия позволяет развивать у

детей логическое мышление.

Этапы алгоритмов в практической деятельности:

Воспитатель разрабатывает алгоритм.

Знакомит детей с содержанием алгоритма.

Дети неоднократно используют его и осваивают.

Недавно в воспитательном процессе главенствовали репродуктивные

воспроизводящих действий, которые нужны для приобретения и закрепления

знаний, умений и навыков.

Но, преобладание этих знаний приводило к

готовым схемам, данным от педагога. Умению анализировать необходимо

отдавать предпочтение во всех видах деятельности детей. Ещё важным шагом

является то, что важен ход выполнения действия, а не только конечный путь

Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте я проводила подготовительную работу по формированию данных умений. Под моим руководством в процессе игровой деятельности дошкольники осваивали нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности, подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагоги: Сибирякова Н.В., Клековкина А.М.

Дата проведения: 15.11.2018

Целевая аудитория: воспитатели, специалисты, работающие с детьми 5-7 лет ДОУ

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе.

- научить педагогов способам составления алгоритма.

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование алгоритмов в образовательной деятельности.

Оборудование: несколько видов алгоритмов для рассматривания и обсуждения, инструкции для графического диктанта, бумага в клетку, карандаши, фломастеры, составленные примеры алгоритмов из лего-конструктора на две подгруппы для практической деятельности.

Вводная часть.

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Давайте попробуем ответить, что такое алгоритм?

Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к исходному результату.

Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какойпоследовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида.

Алгоритм - последовательность команд для решения поставленной задачи.

Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи.

Итак, алгоритм - система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс, а каждое действие - шаг. Процесс разработки алгоритма - алгоритмизация.

1.Линейные (из простых команд).

2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

3.Циклические (если действия повторяются).

1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция.

2.Наглядные: схемы, формулы.

Организационная часть .

Вашему вниманию представлены некоторые виды алгоритмов. Давайте вместе порассуждаем, в каких образовательных областях мы можем их применить (идёт обсуждение)

Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?

- придают развивающий характер обучения;

- формируют умение планировать свою деятельность и прогнозировать результат;

- способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы поэтапно (не перескакивать на последующий этап без предварительного).

Младший возраст. Основная задача - подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Задается алгоритм с помощью условного знака - стрелки. Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).

Средний возраст. Количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст. Упражнения на освоение алгоритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Практическая часть

(педагогам предлагается объединиться в две подгруппы)

1 подгруппа: педагогам предлагается выполнить несколько заданий-алгоритмов.

Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме, используя цифры.

hello_html_703fae4b.jpg

Задание на построение алгоритма по созданию аппликации, укажите стрелками.

hello_html_m7f155408.jpg

Самостоятельно с помощью знаков и схем составить алгоритм:

hello_html_364fff.jpg

Графический диктант, следуя инструкции, вы получите результат.

hello_html_m4961596b.jpg

2 подгруппа: Закономерность – это повторяемость, последовательность, порядок в явлениях и процессах.

hello_html_5153d815.jpg

hello_html_m670d88ff.jpg

hello_html_m4010aa4b.jpg

Рефлексия: Вижу возможность использования алгоритмики в образовательных (ой) областях (и).

4.Заключительная часть

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.

Решение: в срок до 29 ноября, создать картотеку графических диктантов, не мене 5 штук.

Автор: Степанова Анна Эриковна

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в практику дошкольного образования предъявляет новые требования к организации всего образовательного процесса в ДОУ через поиск новых форм и приёмов взаимодействия с дошкольниками. Важным условием формирования личности старших дошкольников является создание условия для полноценной самостоятельной деятельности, возможностей для осуществления детьми выбора, начиная от задумки и заканчивая выбором средств достижения поставленных целей.

Развитие познавательной активности, любознательности и стремление к самостоятельному поиску решений познавательных и практических задач – одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания у старших дошкольников, является использование детьми алгоритмов.

Алгоритм – это схема, в которую заложена определенная информация, которая несет систему методов и приемов обеспечивающую эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации. В методической литературе в настоящее время представлено большое количество разнообразных алгоритмов, позволяющих педагогу так обеспечить игровое и образовательное пространство, чтобы старшие дошкольники могли самостоятельно организовать свою деятельность, не прибегая к помощи взрослого.

Использование в педагогическом процессе алгоритмов, позволяет педагогам сократить время на обучение и одновременно решает следующие задачи: развивает основные психические процессы (память, внимание, восприятие, образное мышление), способствует формированию у детей умений кодировать информацию, то есть, преобразовывать предметы, образы в абстрактные знаки и символы. Ребенок сам учится.

Обучение дошкольников способам использования алгоритмов строится в несколько этапов:

  1. Подготовительный. Прежде чем ввести в среду группы тот или иной алгоритм, педагог должен определить необходимость и информационную нагрузку выбранных алгоритмов. Выбор алгоритмов осуществляется с учётом программных задач, возрастных особенностей детей группы. На первом этапе вводятся, как правило, отдельные элементы алгоритма – символы, которые обозначают цвет, форму, величину, действия и др. Дети учатся соотносить символы с предметами, с которыми они будут осуществлять деятельность.
  2. Обучающий. Педагог разбирает с детьми структуру алгоритма, объясняет принципы применения разнообразных алгоритмов, показывает, как и для чего могут быть они использованы. Существуют разные виды алгоритмов, наиболее чаще в практике дошкольных учреждений используются следующие:

Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и производит информацию об окружающем мире. На данном этапе алгоритмы выступаю своеобразными подсказками для детей. Алгоритмы эффективно используются при заучивании стихов, запоминания художественных произведений, восприятия информации об окружающем мире. Многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

  1. Самостоятельная деятельность дошкольников. Данный этап позволяет детям на основе сформированных навыков использования разнообразных алгоритмов, самостоятельно организовывать своё пространство, свою деятельность. Так же на этом этапе воспитатель обучает детей самостоятельно составлять свои алгоритмы, что способствует развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также творческих способностей детей – умение самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их.

Для того чтобы используемые алгоритмы были эффективны, полезны, информационны для дошкольников, необходимо соблюдать ряд требований к организации данного вида деятельности:

  • Алгоритмы должны содержать понятную для детей информацию, нельзя использовать алгоритмы, которые отражают не специфические виды деятельности дошкольников, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью;
  • Алгоритм как наглядно – практическое средство познания должен чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • Все используемые алгоритмы должны быть яркими, содержать знакомые предметы или символы, быть простым для восприятия и доступным для действий с ним;
  • Нельзя вводить алгоритмы без предварительной работы с ними. В таком случае они не будут нести необходимого развивающего и обучающего эффекта;
  • Используете в организации развивающей предметно-пространственной среде алгоритмы, разработанные детьми, это повысить уровень самостоятельности дошкольников и будет способствовать формированию новых значимых навыков. Педагогу необходимо создать такую ситуацию, в которой дети почувствовали необходимость создания алгоритма, поняли, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.

Таким образом, алгоритм – это возможность практических действий, которые вызывают у детей желание самостоятельно экспериментировать, исследовать и изучать предметы, находить ответы на свои вопросы.

Читайте также: