Дисциплина икт в школе

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра высшей математики и информационных технологий

Проректор по научно-педагогической

и воспитательной работе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика начального образования

Образовательный уровень: бакалавр

Протокол № __ от _______ 2017 г.

Донецк – 2017 год

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры Высшей математики и информационных технологий.

Заведующий кафедрой _____________ Е.В.Балко

Общая информация о дисциплине

Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень

очная форма обучения

заочная форма обучения

Количество зачётных единиц - 3

Область знаний: 44.00.00 Образование и педагогические науки

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Общее количество часов - 108

Педагогики и методика начального

Недельных часов для заочной формы обучения: аудиторных – 2

самостоятельной работы студента - 2

Лабораторные

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания:

Вид контроля: зачёт

Область применения дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и повышение квалификации), а так же для всех форм получения образования: очной, очно-заочной, заочной форм обучения.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием ИКТ в общеобразовательной школе, обобщить и углубить знания информационно-коммуникационных технологий, полученных в курсе информатика и информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Задачи лабораторных занятий: закрепить теоретические знания студентов, полученные в теоретическом курсе изучения учебной дисциплины, обратить их внимание на проблемные вопросы; развить способность самостоятельной деятельности при использовании ИКТ в образовательном процессе.

Данная учебная дисциплина призвана сформировать у будущих педагогов систему знаний, умений и навыков в области использования средств ИКТ в образовании. Важнейшая цель изучения учебной дисциплины обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизацию поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов.

В ряду педагогов всех специальностей на особом месте находятся педагоги, которые за счёт высокого уровня свое фундаментальной подготовки (в области информатики и ИКТ) могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Следует отметить особую значимость изучения данной учебной дисциплины с учётом новых функций современного педагога, который наряду с преподаванием курса школьных дисциплин как правило осуществляет в учебном заведении и практическую работу по координации внедрения ИКТ во все сферы образовательного процесса учебного заведения.

Цель и задачи учебной дисциплины в учебном процессе

понимать и осознавать сущность происходящих перемен в содержании обучения и способах деятельности младших школьников;

владеть ключевыми компетентностями в области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

быть готовым к формированию информационно-технологической компетентности младших школьников в процессе обучения различным предметам.

подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;

ознакомление с современными приёмами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;

обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности в условиях использования ИКТ в системе образования;

развитие творческого потенциала, необходимого будущему педагогу для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информатизации общества.

Требования к результатам освоения дисциплины

общекультурные (ОК)

готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией.

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

общепрофессиональные (ОПК)

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

профессиональные (ПК)

готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

способность ориентироваться в информационном потоке, использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать её в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.

способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемого в профессиональной деятельности.

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

использовать сервисы и информационные ресурсы Интернет в профессиональной деятельности.


Важным направлением развития современного общества является информатизация образования. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка.

В современных учебных и воспитательных учреждениях зна­чительно расширяется арсенал средств обучения, повседневно при­меняемых учителем и воспитателем в учебно-воспитательной ра­боте. Педагогический принцип наглядности обучения требует по­стоянного совершенствования средств обучения, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества препо­давания тесно связано с коренным улучшением методов обучения, что в свою очередь зависит и от применения учителем и воспитателем широкого комплекса технических средств об­учения [1].

Главная роль в решении повышения эффективности учебного процесса отводится не только формам, методам, но и средствам обучения. От рациональной организации применения различных средств обучения в значительной мере зависит эффективность урока.

Активное применение технических средств обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

Внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения открывает большие возможности для улучшения и совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем информационном пространстве школы и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и учениками: электронной почты, форумов, видеоконференций [2].

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

электронные энциклопедии и справочники,

тренажеры и программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета,

DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

Умение учащихся работать с информацией на современном уровне, используя при этом традиционные источники, электронные носители информации и Интернет, позволяет учителю организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.

Использование ИКТ технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Вайндорф-Сысоева, М. Е. Использование медиа-технологий для создания учебных материалов к урокам [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Методические материалы для обеспечения педагогической поддержки учителей на базе системы "РКЦ-ММЦ" в области применения IT-технологий. М.: Изд-во ООО "Диона", 2008. - 0,44 п.л. (0,31 п.л. - автор).

Дмитриева Т.А. Костяев А.Е. Методика организации и проведения занятий по ботанике с использованием интерактивных устройств МИМИО. Стр. 115 – 137. Учебно – методическое пособие /М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапаева. Интерактив в актив или МИМИО на службе у учителя. – М.: Издательство МГОУ, 2011. – 140 с.

Кондратьев, И.Н. Рубашкин Д.Д. Mimio : интерактив на маркерной доске- Методическое пособие [Текст] / И.Н. Кондратьев, Д.Д Рубашкин – М.: Институт новых технологий (ИНТ), 2010. - 118 с.

Похожие статьи

Технология обучения аудиовизуальных и технических средств.

Технические средства обучения. учебный процесс, аудиовизуальное средство обучения, орган чувств, техническое средство обучения, учебная информация.

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок.

учебный процесс, аудиовизуальное средство обучения, орган.

Технология обучения аудиовизуальных и технических средств. аудиовизуальное средство обучения, педагогический процесс, средство обучения

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование.

История внедрения технологий мультимедиа.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило: мультимедийный компьютер.

Особенности применения технических средств при организации.

Автор: Маликов Тимур Фагимович. Рубрика: 12. Технические средства обучения.

Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные ресурсы.

Значение и роль наглядных средств обучения.

физическая культура, обучение, средство, учебный материал, учебно-тренировочный процесс, устройство, техническое средство обучения, совершенствование, развитие, познавательная деятельность, настольный теннис.

Использование мультимедийных средств обучения в практике.

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения. Особенности применения технических средств при организации.

Использование технических средств обучения на уроках.

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт

4) ТСО — технические устройства, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение.

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале.

Технические средства обучения можно классифицировать по ряду признаков

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный компьютер, Россия, CD-ROM.

Похожие статьи

Технология обучения аудиовизуальных и технических средств.

Технические средства обучения. учебный процесс, аудиовизуальное средство обучения, орган чувств, техническое средство обучения, учебная информация.

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок.

учебный процесс, аудиовизуальное средство обучения, орган.

Технология обучения аудиовизуальных и технических средств. аудиовизуальное средство обучения, педагогический процесс, средство обучения

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование.

История внедрения технологий мультимедиа.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило: мультимедийный компьютер.

Особенности применения технических средств при организации.

Автор: Маликов Тимур Фагимович. Рубрика: 12. Технические средства обучения.

Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные ресурсы.

Значение и роль наглядных средств обучения.

физическая культура, обучение, средство, учебный материал, учебно-тренировочный процесс, устройство, техническое средство обучения, совершенствование, развитие, познавательная деятельность, настольный теннис.

Использование мультимедийных средств обучения в практике.

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения. Особенности применения технических средств при организации.

Использование технических средств обучения на уроках.

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт

4) ТСО — технические устройства, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение.

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале.

Технические средства обучения можно классифицировать по ряду признаков

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный компьютер, Россия, CD-ROM.


Содержимое разработки

Мажитова Миля Рашитовна,

Формирование ИКТ-компетенций в преподавании

предмета "Информатика и ИКТ" в школе

Формирование ИКТ-компетентности учителя является одним из приоритетов в направлении информатизации образования, которая позволяет осуществлять переход от репродуктивной модели преподавания и обучения к исследовательским методам.

Для современного учителя ИКТ-компетентность заключается в его способности применять информационные и коммуникационные технологии для осуществления информационной деятельности, а именно, поиска необходимой информации, ее оценивания и умения структурировать, анализировать и пользоваться ею, а также для создания и распространения информационных знаний в разных сферах своей деятельности в зависимости от ситуации. Изменяется старая модель управления учебным процессом, основанная на жестком контроле обучения, иерархии и повторении. Учителю для применения ИКТ на уроках нужна теоретическая и практическая подготовка по обеспечению формирования информационной компетентности учащихся, которые уже умеют самостоятельно и активно действовать, и принимать решения, гибко адаптироваться к вызовам информационного общества. Большое значение современному учителю отводится на то, чтобы оптимизировать время в процессе получения учеником знания, воспроизведения, запоминания и их хранения на уровне школьной системы образования.

Современному ученику в XXI веке нужно формировать на уроках информатики и ИКТ, начиная с начальной ступени образования, навыки по поиску, отбору, анализу, синтезу и оценке необходимой информации для обучения.


Рис. 1. Составляющие ИКТ-компетентности учителя.

Содержание ИКТ-компетентности учителя:

технологическая (осознание компьютера как средства обучения);

алгоритмическая (осознание компьютера как исполнителя алгоритмов и средства конструирования алгоритмов);

модельная (осознание компьютера как средства информационного моделирования);

исследовательская (осознание компьютера как технического средства автоматизации учебных исследований);

методологическая (осознание компьютера как основы создания технологической и информационно-обучающей среды).

Рассмотрим понятия компетенции и компетентности, ИКТ-грамотности.

Компетенции - это обобщенные и сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях.

Компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

В чем их отличия?

Компетенция - результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета. Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.

ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.

История компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) берет начало с середины XX века. С этого времени начинается процесс информатизации различных областей деятельности людей, происходит формирование информационно-ориентированного общества. Проблемы информационного общества изучает раздел информатики, который называется социальной информатикой. В настоящее время практически в любой сфере деятельности, профессии, связанной с обработкой информации существует свое специализированное ПО, свои средства информационных технологий. Что же такое информационная технология?

Информационная технология – совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.

Лучший способ современному учителю взаимодействовать с современными учениками на уроке, проводя практические работы, компьютерные практикумы, решая различные задачи – база локальной сети школы, что обеспечивает оперативность, гибкость в принятии решений.

В наше время от уровня образованности, компьютерной грамотности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Мы, учителя, хорошо понимаем, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Рассмотрим понятие ИКТ-компетентности самого ученика.

ИКТ-компетентность- уверенное владение учащимися всеми ИКТ- навыками для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.


Рис. 2. Составляющие ИКТ-компетентности ученика.

Содержание ИКТ-компетентности ученика:

Роль учителя информатики при этом может, при его желании, дополняться ролью ИКТ-координатора, методиста по применению ИКТ в образовательном процессе, осуществляющего консультирование других работников школы и организующего их повышение квалификации в сфере ИКТ.

Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.

Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.

Счастливого Вам (коллегам, учащимся) путешествия в мир ИКТ-компетентности и отличных результатов!


-75%

Читайте также: