Диктанты для начальной школы нефедова

Обновлено: 07.07.2024

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы

В данном пособии представлены контрольные и проверочные диктанты для учащихся третьих-четвертых классов по программе 1–4. Диктанты содержат большое количество орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах. Для слабых и средних классов диктанты можно использовать при текущей проверке, которую желательно проводить два-три раза в неделю.

Такая работа, безусловно, повысит грамотность учащихся и разовьет их орфографическую зоркость. Диктанты расположены по темам в соответствии с программными требованиями.

Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.

Разделительный твёрдый знак — Ъ

Сегодня у нас ранний подъём. Подъехала машина. Едем за грибами. Машина съехала на грунтовую дорогу, объехала пруд и въехала в лес. Ищем съедобные грибы. Каждый собрал большой объём грибов. Объединяем их вместе и жарим с картошкой. Получилось объедение. Каждый съел по две миски. Объедки подъест пёс Барбос. (49)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Разделить на слоги для переноса слово ГРУНТОВУЮ.

СЪЁМКА ОТЪЕЗДА ПОЕЗДА.

Режиссёр объявил начало съёмки. Он разъяснил всем их обязанности. Он очень въедливый. Ещё всем надоест. Снимаем отъезд поезда. Мы должны предъявить билеты. Вот поезд въезжает. Подъезжает к нам. Мы садимся. Поезд отъезжает. Бежит взъерошенный оператор. В плёнке изъян! Режиссёр разъярён. Мы съёжились. Он объясняет ещё раз. Повторная съёмка. (51)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Написать буквы, перед которыми пишется Ъ.

Строители строят дом. В нём будет девять подъездов. Работает подъёмный кран. Через главный въезд подъехал грузовик. Привёз блоки. Рабочие разъединяют блоки. Теперь предстоит подъём блоков наверх. Грузовик отъехал. Сейчас перерыв. Каждый рабочий съест свой обед. (36)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Вставить две буквы в середину слова ПОЕХАТЬ, чтобы получилось слово с Ъ.

Правописание слов с мягким и твёрдым знаком

ПЛАТЬЕ ИЗ АТЕЛЬЕ.

На двери нашего подъезда висит объявление. Ателье шьёт костюмы и платья. Ниже объяснение, как подойти или подъехать к ателье. Марья Васильевна заказала себе платье.

Прошла неделя. Марья Васильевна пришла в ателье. Предъявила квитанцию. Ей выдали платье. Она примерила. Ни одного изъяна! Какое уменье шить! Для такого уменья нужно долгое ученье. (53)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать по одному слову с буквосочетаниями ЬЮ, ЪЮ.

Мы съели пирог. На земле остались крошки. Куры всё подъедят. Вот лежит жирная свинья. Она съест любые объедки. У неё вольготное житьё.

Во двор въехала машина. Это приехали наши родители. Они заключают нас в объятия. Котёнок Демьян прижал ушки и съёжился. Папа поднял его и гладит. Демьян мурлычет от счастья. Папа для котёнка, как подъёмный кран. (58)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать два слова с Ъ и с корнем ЯСН.

Осенью чаще всего погода стоит пасмурная. По небу плывут караваны серых облаков. Они похожи на бесформенные оладьи. Часто моросит мелкий дождь. Иногда начинается ненастье.

Листья желтеют и опадают с ветвей и сучьев. Земля покрыта листьями и грязью. Комья грязи прилипают к подошвам. Трудно осенью вернуться с прогулки с чистой обувью.

Птичьи стаи отправляются на юг. В небесах летят караваны гусей, косяки журавлей. А воробьи остаются дома. Они и зимой найдут что-нибудь съедобное. Гроздья рябины и сухие семена трав будут им пищей. Как забавно прыгают по снегу эти взъерошенные пичужки! Вороны тоже не улетают. Они прилетают к человеческому жилью и питаются объедками. (103)

СЪЕЗД. Вчера в нашем дворе был съезд детской партии любителей грибов. На съезде объединились две группы. Группа любителей съедобных грибов и группа любителей несъедобных грибов. Руководители заключили друг друга в объятия. Это друзья Кирилл и Степан. Сегодня у партии Кирилла предъюбилейный день. Завтра исполнится год со дня её основания. Председатели разъяснили собравшимся их обязанности. (56)

К нашему подъезду подъехала машина. Приехали дедушкины братья Яков Ильич и Леонид Ильич. Завтра у дедушки юбилей. Сегодня предъюбилейный день. Мы встречаем гостей. Они заключают нас в объятия.

Подъём на лифте на десятый этаж. Вот и наше жильё. Дедушка очень рад. Все садятся на стулья с мягкими сиденьями. Идёт разговор о здоровье, о житье-бытье. (57)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто для самостоятельных, проверочных и контрольных работ на уроках русского языка учитель использует диктанты. Это могут быть небольшие диктанты на 5–10 минут, диктанты на пол-урока и, наконец, на целый урок. С большим удовольствием дети пишут диктанты, из которых они узнают много нового и интересного, при написании которых они могут удивиться или улыбнуться. Где? Почему? Зачем? Как? Много таких вопросов у растущего человека. Ему всё интересно. И обязательно хочется знать всё и обо всём. Как помочь ему в этом? Поэтому представленные тексты диктантов имеют своей целью, наряду с решением задач предметного характера, расширить кругозор учащихся, повысить их эрудицию. Это отразилось в разнообразной тематике материала. Данное пособие можно использовать на уроках русского языка и при самостоятельной подготовке дома.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

© О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику четвертого класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только третьего, но и второго классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика предназначена вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают. А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

Однажды ранним воскресным утром мы выехали на природу. Стояла осенняя погода, но было тепло. Пожелтевшие и покрасневшие леса и поля казались очень красивыми. Мы остановили машину и вышли полюбоваться прекрасным пейзажем. Рядом с нашим областным центром есть озерцо. От него до леса тянется пустошь. На берегу озерца лежит четыре бревна. Мы съезжаем с шоссе, объезжаем большие лужи и подъезжаем к гладкой площадке. Дальше не проехать. Но мы уже близко от озерца. (71 слово)

Крыльцо нашего дачного дома расшаталось. Доски были испорчены гнилью. Ходить по лестнице стало опасно. Можно упасть и серьёзно ушибиться. На местном рынке мы купили новые доски и начали мастерить лестницу. Мы работали субботний и воскресный день. Чтобы дерево не сгнило, мы не использовали железных гвоздей и скоб. Гвоздь нам заменил шип из дерева. Крыльцо получилось чудесное. У нас было прекрасное, праздничное настроение. (62 слова)

Начался листопад. Красивые жёлтые и красные листья разбросала осень по аллеям, по дорожкам и тропкам. Но скоро наступит холодная дождливая погода, опавшая листва превратится в скользкую посеревшую массу. А пока вокруг прекрасный пейзаж. Мы идём по дорожке в парк. Мы разгребаем ногами яркие лоскутки. Их здесь килограммы и даже тонны. Вон рыжая белочка на ветке сосны грызёт крепкими зубками прочные скорлупки. А вот бежит робкий заяц. Интересно своими глазами увидеть лесных зверей. Какая чудесная у нас получилась прогулка! (78 слов)

Вчера наш класс ходил на экскурсию в осенний парк. Сначала мы шли по длинной широкой аллее. Её покрывала масса жёлтых и красных опавших листьев. Травка под деревьями оставалась зелёной. Местами она уже пожелтела. Нам попадались редкие мошки, жучки и паучки. Скоро их не будет. Последние птичьи стаи улетели на юг. Когда мы возвращались, небесный свод затянули тучи. Подул резкий ветер. Он яростно срывал с деревьев листву. Погода стала ненастной. Сегодня на уроке русского языка мы писали рассказ о вчерашней прогулке. (80 слов)

Елена Нефедова - Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)"

Описание и краткое содержание "Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)" читать бесплатно онлайн.

Ольга Узорова, Елена Нефедова

Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученикам первого и второго классов, желающим качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученик может пользоваться второй книгой комплекта, где в тех же самых диктантах он должен сам выбрать нужную букву из предложенных ему вариантов написания.

И в отдельности каждая из этих книг принесет большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Аудиокнига

В данном пособии представлены контрольные и проверочные диктанты по всем темам русского языка за курс начальной школы, Диктанты несут не только орфографическую, но и познавательную нагрузку. Тексты предназначены для игровой и текущей проверки знаний и навыков учащихся,

Пособие можно использовать в качестве дидактического материала на уроках русского языка и для занятий дома.

Рецензии читателей

Комментарии читателей

Книги автора

Итоговые тесты по русскому языку. 4 класс

В книге представлены итоговые тестовые задания по русскому языку, составленные в соответствии с программой начальной школы. В конце книги приведены ответы.

Читайте также: