Диктант по русскому языку 5 класс 3 четверть школа россии

Обновлено: 04.07.2024

На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару.

— Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки.

Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках 4 . Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу 4 .

Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом.

(По Ю. Краснощёкову.)

Грамматическое задание

1. Сделайте разбор по составу: чёрненький, разглядывает, местечке (1 вариант); влажными, прячутся, листочках (2 вариант).

2. Составьте схему предложения с прямой речью.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках 4 . (1 вариант).

Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу 4 . (2 вариант).

Я бывал здесь каждый день. Я садился на еловый пенёк 3 и смотрел на белое чудо 4 . И от сердца 3 отходили мелкие невзгоды. Жизнь казалась чистой и прозрачной, как лесной ручеёк.

Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками 4 .

Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось.

(По В. Малиновскому.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пенёк (1 вариант); сердца (2 вариант);

2. Сделайте разбор по составу: еловый, садился, головками (1 вариант); ромашкового, покачивали, ручеёк (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Я садился на еловый пенёк и смотрел на белое чудо 4 . (1вариант);

В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками 4 . (2 вариант).

На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины 3 чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла 4 . Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов.

В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам 3 она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль.

Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка 4 .

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: вершины (1 вариант); бойцам (2 вариант);

2. Сделайте разбор по составу: кряжистая, зазеленела, годину (1 вариант); бугристых, толпится, березняка (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла 4 . (1вариант);

Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка 4 . (2 вариант).

Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись 3 по кругу. Из этой зелёной розетки скоро подымется узкая трубочка. В детстве из неё мы делали дуделки да пищики.

Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается 4 . Жёлтое колёсико выкатывается на луг, зацепляя зубчиками своими солнечный диск. Одуванчик, как золотые часы, и восход покажет, и закат отметит. На его жёлтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры, выверяя 3 природные ритмы.

Одуванчики растут кучей, заполняя луговину 4 . Кажется, движутся они, вращаясь на свету. Незабываемое ощущение! Что-то отлаживается в это время в душе твоей, согласуясь с гармонией мира.

А когда отцветёт одуванчик, то появится в нём что-то лунное, серебряное. Можно обдуть семена и пустить по ветру. Счастливого взлёта вам, одуванчики!

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: выверяя (1 вариант); расположившись (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор: выкатывается, серебряное, набрав (1 вариант); движутся, счастливого, вращаясь (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается 4 . (1 вариант);

Одуванчики растут кучей, заполняя луговину 4 . (2 вариант).

Разлив Днепра был широк и грозен. Жёлтые и розовые дачки на его берегах, подмытые водой, являли собой картину бедствия 4 . В стёкла окон били некрупные злые волны.

Акации цвели, и их цветение было под стать самому разливу. Белые, коралловые и желтоватые гроздья цветов заполняли всё видимое пространство.

Голубые плёсы вольно раскинулись над заборами, дорогами и огородами. Острова, пойменные заросли, некрутые обрывы берегов — всё поглотил гигантский, разлившийся до самого моря Днепр.

В камышовых крепях, частью затопленных 3 , частью всплывших, возились перепуганные ондатры. Вся их страна с домишками, кормовыми угодьями и каналами, прогрызенными в камышах, затонула, как древняя Атлантида. Над ней скользила наша лодка, не разбиравшая 3 никакой дороги 4 .

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: затопленных (1 вариант); не разбиравшая (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: накренившиеся, желтоватые, раскинулись (1 вариант); разлившийся, гигантский, возились (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Жёлтые и розовые дачки на его берегах, подмытые водой, являли собой картину бедствия 4 . (1 вариант);

Над ней скользила наша лодка, не разбиравшая 3 никакой дороги 4 . (2 вариант).

Весной кто-то с нами поселился. Мы слышали по ночам слабый шорох, странное шлёпанье по полу 4 . Ощущалось чьё-то малозаметное присутствие. Кто 3 бы это мог быть? Насекомые и мыши не издают таких звуков. Никакие 3 поиски не помогли нам обнаружить неведомое существо.

Мы жили на первом этаже деревянного дома. Комната была самая большая, но сыроватая. На полу возле окна стояли горшочки, бочонки с комнатными растениями: кактусами, лимонами, гортензиями4. Казалось, что новый жилец появлялся именно с этой стороны.

Однажды ночью меня разбудило какое-то громкое хлюпанье. Некто неизвестный плескался в поилке для кошки. Это была пятнистая жаба-жерлянка, которая пряталась у нас всю зиму. Только весна разбудила её. Скоро жерлянка откормится в саду. Пусть уничтожает улиток и других вредителей.

(По Ю. Александрову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кто (1 вариант); никакие (2 вариант).

2. Выпишите все местоимения, определите разряды: из 1 абзаца (1 вариант); из 2 и 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Мы слышали по ночам слабый шорох, странное шлёпанье по полу 4 . (1 вариант);

На полу возле окна стояли горшочки, бочонки с комнатными растениями: кактусами, лимонами, гортензиями 4 . (2 вариант).

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! 98 слов / с грамматическим заданием

Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины. Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет. Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. 102 слова / с грамматическим заданием

Я бывал здесь каждый день. Я садился на еловый пенёк и смотрел на белое чудо. И от сердца отходили мелкие невзгоды. Жизнь казалась чистой и прозрачной, как лесной ручеёк. Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками. Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось. 100 слов / с грамматическим заданием

На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла. Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов. В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль. Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка. 97 слов / с грамматическим заданием

На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару. — Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки. Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках. Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу. Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом. 92 слова / с грамматическим заданием

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку. С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги? 91 слово / с грамматическим заданием

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык 5 класс

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.
А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

4. Подчеркните грамматическую основу в 3-ом предложении.

5. Произведите морфемный разбор слов: маленьких, клюют, рассвете.

6. Разберите 7 предложение по членам предложения.

7. В 12 предложении укажите падеж имён существительных.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните грамматические основы, постройте схему.

2. Составьте схему последнего предложения.

3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.

4. Обозначаться в тексте 5 изученных орфограмм.

5. Фонетический разбор слова всё.

6. Найдите многозначное слово. Составьте с ним своё предложение.

Контрольный диктант по итогам 3 четверти


Коротка летняя ночь на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернуться сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

Грамматическое задание.

1.Разобрать 1 предложение по членам предложения.

2.Сделать морфемный разбор слов: отложить, летняя, снежинки.

3.Сделать фонетический разбор слова: озёр.

4.Обозначить в тексте 5 орфограмм, изученных в 5 классе.

6.Морфологический разбор слова полярная (ночь).

7.Определить падеж имён прилагательных в 1 абзаце.

Контрольный диктант по итогам года, 5 класс

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова идёт (весна).

2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, сближаются .

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

4. Найдите в тексте слово в переносном значении. Составьте с ним предложение, чтобы это слово было в прямом значении.

грибы.jpg

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.

Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.

Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. (117 слов)

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения из второго абзаца.
  2. Подберите синоним к слову "шуршала".
  3. Сделайте морфемный разбор слова "нагрелись".

По Л. Кудрявцевой

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.

Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф - древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. (113 слов)

  1. Подберите синоним к слову "художник".
  2. Являются ли антонимами слова "молодой" и "знаменитый".

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

По Л.Н. Толстому

  1. В первых трех предложениях первого абзаца найдите и выпишите слова в переносном значении.
  2. Объясните значение слова "многозначно".
  3. Найдите сложное предложение и выделите грамматическую основу.

Диктанты на тему "Имя существительное"

зима1.jpg


Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (110 слов)

  1. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения из первого абзаца.
  2. Сделайте морфемный разбор слов: набирает, речонки, припорошила.
  3. Найдите и выделите в тексте разносклоняемые существительные.

Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги.

К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса.

А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю.

Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. (124 слова)

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения из первого абзаца.
  2. Определите падеж имен существительных в первом абзаце.
  3. Сделайте морфологический разбор существительного "у ног".

Мать-медведица

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.

А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника. (102 слова)

  1. Выпишите из текста 2 имени существительных разного склонения, определите форму и падеж, в которых они употреблены.
  2. Сделайте морфемный разбор слов: шёрстку, выходит, жирные.

Диктанты на тему "Морфология"

рябина.jpg

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (114 слов)

  1. Найдите слова с чередующейся гласной в корне.
  2. Сделайте разбор по составу самостоятельных частей речи из 4-го предложения.

Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (115 слов)

  1. Сделайте морфологический разбор слов: свечу, летает, большой.
  1. Сделайте фонетический разбор слов: зверь, ей.
  2. Подберите синоним к слову "понравилось".
  3. Подберите антоним к слову "маленькая".

Контрольные диктанты

белка.jpg

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (98 слов)


Признаки приближения весны

Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.

Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.

Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. (102 слова)

  1. Сделайте морфемный разбор слов: почернел, коричневая.
  2. Сделайте фонетический разбор слова "хвоя".
  3. Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения из первого абзаца.

Читайте также: