Диктант ночная радуга 4 класс школа 21 века

Обновлено: 02.07.2024

Представленные итоговые контрольные диктанты для 4 класса по четвертям позволят подготовиться к их написанию.

Тексты диктантов содержат изученные орфограммы начальной школы и интересны по содержанию.

Тексты диктантов взяты из произведений классиков, соответствующие программе по русскому языку 4 класса.

Итоговые контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Итоговые контрольные диктанты за I четверть

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились. (66 слов) По И. Соколову-Микитову

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довез рыжую пассажирку до берега. Зверек выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу. (72 слова) По В. Бианки

Русалочка

Солнце ещё не встало. Русалочка увидела длинную лестницу дворца. Она присела на широкую ступеньку. Месяц освещал все чудным голубым сиянием. Русалочку била дрожь. Она выпила волшебную жидкость и упала без чувств.

Вскоре русалочка очнулась. По телу бродила жгучая боль. Перед ней стоял прекрасный принц. Русалочка потупила глаз. На месте хвоста белели две маленькие ножки. Русалочка прикрылась золотыми волосами. Принц спросил, кто она. Но Pуcалочка не могла объяснить. Она только грустно смотрела на принца.

Он взял девушку за руку и повёл во дворец. (83 слова) По Г.Х. Андерсену

Итоговые контрольные диктанты за II четверть

Под необъятным небом лежат луга - краса родной природы. Пройди по лугу в горячий солнечный день. Посмотри на прекрасные цветы. Полюбуйся полётом прелестной бабочки. Послушай гудение шмеля и жужжание пчелы. Вдохни и почувствуй чудесные запахи цветов и трав. Какой удивительный мир окружает тебя. Ощути эту красоту. Оберегай её, сохраняй мельчайшие частицы жизни луга!

Часто ребята рвут на лугах редкие цветы. Ради забав ловят насекомых. Разве не жаль губить цветок или живое существо?

Ты враг живой природы или её постоянный защитник? (79 слов) По А. Плешакову

Белая лилия

У пруда тишь. Молчат высокие мрачные ели. Не шуршит камыш. На поверхности пруда маленькие листочки ряски. Только рядом с берегом вода чистая. Сквозь водяную толщу темнеет круглый предмет.

Посветлело. Над поверхностью пруда промчалась лёгкая тень. В небе блеснул весёлый золотой луч. Солнце вставало. Кусочек водной глади постепенно освещался. Круглым предметом в толще воды оказалась лилия. Длинная гибкая ножка медленно распрямлялась и совершала подъём головки цветка. Вот головка уже на поверхности. Лепестки раскрылись. Зелёные листья тарелочкой легли на воду. Засияло прекрасное белое лицо - чашечка. В чашечке загорелись золотые язычки. (90 слов) По В. Бианки

Приспособился

Осенью медведь устроил себе прекрасную берлогу. Нашёл заросший частым ельничком склон холма. Надрал когтями узкие полоски коры, свалил их в яму на холме, забросал пушистым мхом. Подгрыз низкие елочки вокруг ямы. Они улеглись над ямой шалашиком. Медведь залез в шалаш и уснул.

Но объявились охотничьи собаки, учуяли медведя. Чуть убежал! Спрятался в другом месте. Весной обнаружил, что отлично выспался на дереве. Ствол был сломан бурей. Верхние ветви росли в небо. Летом орёл натаскал в воздушную яму сучья и мягкую подстилку. Вывел птенцов и улетел. Зимой в колыбели устроился медведь. (90 слов) По В. Бианки

Берегите природу

Подъезжает электричка. Пассажиры высыпают на перрон. Многие в руках, корзине, сумке тащат лесную добычу. Весной - чудовищные охапки черёмухи. Летом - длинные еловые шапки с шишками. Осенью - ветки с рябиной или калиной. Зимой - пушистые ёлочки к празднику. Эти люди не любят, не жалеют природу.

Как безжалостно уродуют они речные берега и лесные поляны! В одном месте набросали кучу мусора. В другом - мыли машину. В третьем - разжигали костёр. Часто даже обычная прогулка бывает причиной массы трагедий в лесной жизни. Вспугнули птичку, и она стала жертвой хищника. (85 слов) По В. Владиславскому

Итоговые контрольные диктанты за III четверть

Коллекция бабочек

Однажды друг показал медвежонку Рикики коллекцию бабочек. Рикики она понравилась. Только бабочки не летали и не шевелили крыльями. Их прикололи булавками к картонным листам. Медвежонок хотел составить свою коллекцию бабочек. Он стал ловить их сачком на местном лугу. Но бабочки кружились и разлетались по сторонам.

Май

Однажды вечером лес стоял как туманом объятый. Этот лёгкий зеленоватый туман окутал все деревья: и берёзы, и осины, и ольху. Ранним утром над лесом встало солнце. На каждой берёзке, на всякой веточке точно маленькие зелёные пальчики показались. Это распускались молодые листочки. Тут и начался массовый лесной праздник. Засвистел, залился трелью соловей в кустах лозняка. Из каждой тёплой весенней лужи неслось урчанье и кваканье лягушек. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с жужжаньем носились между деревьями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. (85 слов) По В. Бианки

Как изобрели светофор

Случайно в лесу встретились тропинки возле местных муравейников. Получился опасный перекрёсток. Муравьи спешат. Сбились в кучу, дорогу уступать не хотят. Тут объявился весёлый паучок с предложением о помощи. У него глаза были разного цвета. И зелёного, и красного, и жёлтого. Паучок уселся на длинной паутинке над перекрёстком и давай мигать своими цветными глазками. Мигнёт зелёным - муравьи из левого муравейника ползут, груз тащат. Их соседи переступают лапками, ждут. Мигнёт красным - жители левого муравейника стоят, соседи ползут. Весельчак сигналит жёлтым - все муравьи стоят. Подсмотрели это люди и придумали светофор. (90 слов) По И. Шахраю

Контрольные диктанты за IV четверть

Повторение

Мы подъехали к опушке соснового бора. Перед нами была Широкая лужайка с зелёной травой, белыми медуницами, лиловыми колокольчиками.

Стоял горячий полдень. Легко и радостно порхали над лугом цветистые бабочки. Мягко трещали в высокой траве кузнечики. Им откликались резкими голосами неизвестные птички.

Здесь никто не пугал серебристых стрекоз. Никто не топтал чудесные цветы и густые травы. Тишь и покой.

В узком кольце сирени блестел под лучами солнца пруд. Тихо шептался с лёгким ветерком камыш. А на припёке колыхалась золотистой волной рожь. (80 слов) По С. Дурылину

Доктор Айболит

Врач местной ветеринарной лечебницы увидел у входа собаку. Скулит, просит впустить. Зачем? Пришла на приём к врачу! Доктор осмотрел её и обнаружил острое воспаление уха.

У доктора золотые руки и отзывчивое сердце. Он сделал лёгкую операцию. Собака терпела, не дёргалась, перестала скулить. Доктор покормил её и выпустил на улицу.

На следующее утро дворняга снова ждала доктора. Без приглашения вошла и запрыгнула на операционный стол. Доктор сделал прогревание. Ровно неделю собака приходила как на приём.

Однажды доктора встречали две собаки. Одна была знакомая дворняга. У другой был ободран бок. Срочно требовалась операция. Для этого и привёл Шарик подругу к врачу. Доктор промыл рану и зашил бок. (107 слов) По Б. Рябинину

Роса

С полей, с лугов, с вод легко поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. В лесу туманы задержались, опоздали с подъёмом. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманную толщу в глубину чащи. На них можно было смотреть прямо и даже считать.

Зелёные дорожки дымились. Туман поднимался. Вода мелкими пузырьками садилась на широкие листья, на узкие хвоинки колючей ёлочки, на узорчатые паучьи сети, на телеграфные провода.

Солнце поднималось и нагревало воздух. Капельки на скользкой телеграфной проволоке начали сбегать одна к другой. На деревьях они тоже сливались.

Крупные радужные капли срывались на землю. Будто природа пролила радостные слёзы. (97 слов) По М. Пришвину

Ёлка для насекомых

Расцвела ива. Её толстые ветки спрятались за лёгкими жёлтыми шариками. Она стала пушистой, воздушной, солнечной.

Цветение ивы — чудесный праздник для разных насекомых. У нарядного нового куста шумно и радостно. Как на ёлке. Жужжат мохнатые шмели. Пчёлы проверяют по очереди длинные нити тонких тычинок. Порхают прелестные бабочки. Вот жёлтая с вырезными крыльями лимонница. Вот рыжая глазастая крапивница. А вот на мягкой жёлтой пуховке уселась траурница. Она совсем закрыла её своими мрачными крыльями. Вытянула хоботок и нащупывает им в душистой глубине между тонкими тычинками сладкий нектар. (87 слов)

Пробуждение

Около тропинки стоит крепкий молодой дубок. На вершине дубка висит скворечник. Ранним утром из домика выглянул скворец. Он уселся на тонкой веточке и начал передразнивать соловья.

Но в голосе пересмешника не было сочности и богатства, которыми природа одаряет прекрасных певцов. Солист почуял неудачу и переключился на более лёгкие песни.

Он искусно проквакал лягушкой, поворковал нежным голубем. В конце с печалью пропел жалостную песню горлинки.

Концерт скворца разбудил сонные окрестности. Животные и птицы подали свои голоса. (76 слов) По М. Алексееву

Май

Май - соловьиная пора, месяц птичьих песен и плясок. Это чудесная весна леса и воздуха. Полная победа весеннего солнца над мрачным холодом долгой зимы.

Кипучая жизнь уже захватила землю и воду и без устали шагает дальше. Лес надевает праздничный наряд. Крылатые насекомые тучами летают в воздухе. На охоту за ними отправилась летучая мышь. Реют в высоком небе ласточки и стрижи, в свободном полёте парят орлы, трепещут жаворонки.

Открыли ульи узкие летки. Зажужжали жильцы с золотистыми крыльями. Всё в природе объято радостью жизни. Всё поёт, играет, пляшет. (86 слов) По В. Бианки

Кто сажает лес?

За речкой росли только молодые пушистые ёлочки. Потом среди них появились маленькие дубки.

Дубовая роща находится далеко. Не мог ветер тяжёлые жёлуди в эти места принести. Интересно, кто здесь дубки посадил?

Однажды ранней осенью я бродил по ельнику. Мимо пролетела сойка. Она попрыгала возле трухлявого пня и полетела к реке. Я присмотрелся к пню. В широкой ямке между его корнями лежали два жёлудя. Сойка их на зиму спрятала.

Вот и объяснение, откуда молоденькие дубки в ельничке. Сойка жёлудь спрячет и забудет. А он весной прорастёт. (88 слов) По Г. Снегирёву

Звери торопятся

Июльская ночь в два с половиной раза короче дня. Большинство зверей ведут ночной образ жизни. В это время года много у них дел.

У барсучат уже прорезались глазки, окрепли коготки. На хребте поднялась жёсткая шёрстка. Настала пора их лесным наукам обучать. Сегодня нужно наведаться на овсяное поле. По пути проверить муравейники.

У лисы своя учебная программа. Лисята уже прыгают. Всю семью кумушка ведёт в поле.

Ёжик и его потомство семенят по опушке.

Коротка летняя ночь! (77слов) По И. Боброву

Вершина лета

Июль - самый жаркий месяц в году. Всё живое спешит запастись теплом, солнцем.

Взъерошили перья и купаются в тёплом песке воробьи. Барсучата выползают из норы побегать по мягкой травке. Свернулся колечком на пеньке уж, греется под солнышком.

Июльский день молчалив. В лесу тишь. Изредка прозвучит песенка зяблика. Ему робко откликнется синичка. Затрещат испуганные дрозды. Замолчали до весны соловьи и кукушки, славки и пеночки.

Июль славится тихой спокойной погодой. Но может похвастать и сильными ливнями. Резко хлещут они по крышам, бьют по дорожной пыли, пляшут по золотистым колосьям ржи. (93 слова) По И. Тарасову

Как медведица рыбу ловила

На берег Амура спустилась медведица с медвежонком и стала ловить рыбу. Она ловко выхватывала больших рыбин и бросала их через спину на песок. Рыбины били хвостами, сползали к воде и уходили в речку. Медвежонок бегал и подталкивал их. А медведица всё бросала рыбу. Вдруг она оглянулась, заревела, обхватила голову лапами и закачалась из стороны в сторону. Вот так помощник!

Медвежонок получил затрещину, укатился в малинник и затих. А медведица снова занялась рыбной ловлей. Теперь она бросала рыб далеко в траву. (84 слова) По Т. Белозёрову


Программа "Начальная школа 21 века" все больше набирает свою популярность, на нее переходят многие школы, а потому есть потребность в разработке контрольных материалов в соответствии с УМК. Вашему вниманию предлагаем диктанты по этой программе для четвертого класса, охватывающие весь учебный год.

Диктанты по русскому языку 4 класс "Начальная школа 21 века":

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.

2. Подчеркнуть словарные слова.

3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
(58 слов)

Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.

2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.

3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:

4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.

5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.
(65 слов)

Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.

2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
(85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя) :

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).

2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).

3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
(69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.
(82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.

2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.

3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).

4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.

2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );

2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – пробежала;

2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );

2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.

2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.

3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.
(79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.

2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.

2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.

3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Итоговый контрольный диктант за 1 четверть4 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

роме стандартных контрольных работ, проводимых в начальных классах, включающих текстовые задачи, действия над числовыми значениями, геометрический материал, существуют и другие формы проведения контроля над знаниями и умениями обучающихся. Самостоятельные и проверочные работы могут быть как обучающими так и контрольными. В статье речь пойдёт о проверочных работах контрольного характера.

Контроль знаний - сборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 4 класса - диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Объём диктантов для 4 классов:
1 и 2 четверть – 58 - 77 слов.
3 и 4 четверть – 76 - 93 слова.

В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. 69 слов / с грамматическим заданием

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму. За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути! 49 слов / с грамматическим заданием

Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Лед на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики. 82 слова / с грамматическим заданием

Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. 86 слов

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. 75 слов / с грамматическим заданием

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин. Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова! Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? 96 слов / с грамматическим заданием

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. 77 слов / с грамматическим заданием

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… 76 слов / с грамматическим заданием

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей. В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути. В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге. Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок. 75 слов / с грамматическим заданием

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. 72 слова / с грамматическим заданием

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. 57 слов / с грамматическим заданием

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов. Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста. В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. 61 слово / с грамматическим заданием

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками. На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. 53 слова / с грамматическим заданием

Читайте также: