Дифференцированный контроль знаний по русскому языку 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дифференцированный подход при осуществлении контроля и учёта знаний учащихся на уроках русского языка с целью обобщения знаний.

В российской школе основной формой работы с учащимися остаётся урок. Не секрет, что в одном классе есть дети разных уровней развития. И это оказывает положительное влияние как на детей с высоким уровнем развития, так и на слабых учащихся, поскольку дети, объединённые в один коллектив, могут проявлять себя с разных сторон.

Дифференцированный подход в обучении младших школьников можно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса. Индивидуализация – учёт в обучении личных особенностей ученика. Один работает очень быстро, всегда первым справляется с заданиями учителя, другому нужно потратить больше времени на обдумывание задания. Один, прочитав только раз, сразу приступает к работе, другому должен объяснить учитель.

Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его ученики усваивали стопроцентно программный материал. На уроке русского языка различали части речи и члены предложения, умели находить однородные члены, грамотно писали и правильно расставляли знаки препинания.

Каждый учитель имеет свои секреты, проводит такие виды работ, которые, как ему кажется, наиболее успешно и быстро приводят к усвоению учебного материала. Для того чтобы проанализировать степень усвоения программного материала в практической работе, я провожу обобщающие уроки. На них обычно систематизируются и проверяются знания, приобретённые в процессе изучения темы или раздела программы.

Задача итогового повторения состоит в том, чтобы привести в систему теоретические сведения, практические умения и навыки, сделать необходимые обобщения. Повторение направлено на активизацию мыслительной деятельности учащихся - обдумывание, обсуждение, рассуждение, доказательство, систематизацию и обобщение полученных знаний. Усвоить программу должны все, и задача учителя состоит в том, чтобы не допустить пробелов в знаниях ни у одного ученика.

Для обобщения знаний по темам, изучаемым в 4 классе, я составила карточки на 3 варианта. Каждая карточка содержит 3-4 задания, которые носят теоретический и практический характер и включают повторение изученного материала.

Я объединила изучаемые в 4 классе темы в группы:

Однородные члены предложения;

Работа выполняется в тетради, рассчитана она на 20-25 минут. В дальнейшем могу предложить ученику поработать с другой карточкой. Часто ребёнку бывает достаточно проанализировать свои ошибки, допущенные в работе, чтобы не повторить их в новом варианте.

После проведения таких работ я точно знаю, кто усвоил учебный материал по теме, на кого могу опереться в дальнейшей работе, кому давать задания более высокого уровня. Вижу, над чем ещё нужно работать на уроках, что повторить, что осталось непонятным. Такая работа позволяет мне увидеть уровень усвоения учебного материала по всем темам программы, ликвидировать пробелы, построить работу так, чтобы все мои ученики усвоили программный материал по русскому языку.

Имя существительное

1. Спишите, вставив пропущенные буквы:

О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, с травинк…, по пустын…, к сирен…, на припёк…, в фонтан… .

Определите падежи и склонения всех существительных, выделите окончания.

2 . Что называется именем существительным?

3. Запишите ответы на вопросы, используя слова в скобках:

Где росла кудрявая берёзка? (роща, опушка)

Где прыгала рыженькая белочка? (ель, вершина)

Выполни разбор второго предложения по членам предложения.

4. Любые два имени существительных из этих предложений разбери как часть речи.

Рядом с именем существительным 1 склонения напишите родственное имя существительное 3 склонения, а с именем существительным 3 склонения – имя существительное 1 склонения в том же падеже:

К косточк… - … , по вещ… - … , на трост… - … , на ветк… - … , к ноч… - … , на площадк… - … ;

Определи падежи и склонения всех имён существительных. Выдели окончания.

Что ты знаешь об имени существительном? Напиши.

Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок:

Кудрявый можжевельник обсыпан мелкими ягодами, словно … .

На моховых болотах … рассыпана румяная клюква.

Нежные чистые цветы ландыша кажутся … .

Слова для справок : фарфоровые колокольчики, рубиновые ожерелья, чёрные бусы.

Выделите окончания существительных, определите их падежи.

Любое имя существительное из этих предложений разбери как часть речи.

Последнее предложение разбери по частям речи.

Что ты знаешь об имени существительном? Напиши.

Напиши словосочетания поданным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. Выделите окончания.

На ( 2 склонение, мужской род, предложный падеж) ( 1 склонение, женский род, родительный падеж);

У (1 склонение, женский род, родительный падеж) (3 склонение, родительный падеж);

Разбери предложение по частям речи и членам предложения. Любое имя существительное из этого предложения разбери как часть речи.

Золотоголовая овсяночка прозвонит на лесной опушке незатейливую песенку.

Однородные члены

Спиши, вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни однородные члены предложения :

Дни ст…ят ненастные. Люди начали снимать с п…лей и ог…родов спелые овощи. Убрали огурцы. Потом очередь за луком и чесноком. Выдернули морко…ку, редьку, петру…ку.

В окт…бре копают картофель. Просушили и увезли с п…лей. Клубни сортируют и лучшие отбирают на семена.

Цель – оценка уровня усвоения знаний материала 3 класса.

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (64 слова) и грамматического задания (3)

Содержание контрольной работы Д иктант

Объём диктанта состоит из 64 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, прописную букву в начале предложения.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Уметь разбирать слова по составу
  • Уметь находить грамматическую основу предложения
  • Определять части речи в данном предложении
  • Уметь определять у им.существительных падеж, род, число.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Определять изученные части речи (им.существительные, прилагательные, глаголы)

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

  • Находить в предложении грамматическую основу предложения, определять части речи в данном предложении
  • Разбирать слова по составу
  • Определять у имен существительных падеж, род, число.

Время выполнения контрольной работы На выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

  • Исключение из правил
  • Повторение одной и той же буквы
  • Перенос слов
  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

Оценки за грамматические задания

Ранним утром школьники входят в березовую рощу. Стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите лес от вредителей!

Слова для справок: не пойма ешь, це пенеет, л и чинка.

1.Выпишите 1-е предложение, подчеркните грамматическую основу, обозначьте части речи.

2. Разберите по составу слова: походка,, моряки, маленький, мост.

3.У имен существительных 1 предложения обозначьте падеж, число, род.

по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (83 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работы Д иктант

Объём диктанта состоит из 83 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, сложных предложениях.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить сложное предложение по данной схеме.
  • Выписывать словосочетания, находить и графически обозначать главное и зависимое слово.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

  • Находить сложное предложение по данной схеме
  • Выписывать словосочетания, находить и графически обозначать главное и зависимое слова.

Время выполнения контрольной работы На выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

  • Исключение из правил
  • Повторение одной и той же буквы
  • Перенос слов
  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

Оценки за грамматические задания

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не приняли. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

  1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам

1 вар. [ О, О], [-=], а [-=]. 2 вар. [ О и О], [-=], [-=].

  1. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.

1 вар. Огромный пес несся прямо на девочку.

2 вар. Ребята выходили из своих убежищ.

по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (75 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работы Д иктант

Объём диктанта состоит из 75 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить главные члены предложения, определять части речи в данном предлож.
  • Умение находить слова с проверяемой безударной гласной в корне и парную согласную в корне.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

  • Находить в предложении грамматическую основу, определять части речи в данном предложении
  • Находить и выписывать слова с безударной гласной в корне и парной согласной в корне.

Время выполнения контрольной работы На выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

  • Исключение из правил
  • Повторение одной и той же буквы
  • Перенос слов
  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

Оценки за грамматические задания

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели березки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растет пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьет чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли веселый костер на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Сережа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

1.Подчеркнуть в предложении грамматическую основу, определять части речи в предложении: 1 вар. - 3-е предложение; 2 вар. – 6-е предложение.

2.выписать из текста по 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, с парной согласной в корне.

Назначение контрольной работы

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (90 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работы Д иктант

Объём диктанта состоит из 90 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить главные члены предложения, определять части речи в данном предлож.
  • Умение выполнять морфологический разбор им. существительного.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

  • Находить в предложении грамматическую основу, определять части речи в данном предложении
  • Выполнить морфологический разбор имени существительного

Время выполнения контрольной работы На выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

  • Исключение из правил
  • Повторение одной и той же буквы
  • Перенос слов
  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

Оценки за грамматические задания

Поездка к дедушке.

Летом к дедушке Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахани. Мальчик ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по широкой реке Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушки утопает в яркой зелени. Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными ягодками.

Миша с дедушкой часто заходили в самую глубь леса.. Дедушка рассказывал внуку об интересной жизни птиц и зверей. Миша с большим интересом слушал его.

1.Сделать полный разбор предложения: 1 вар.- 4 пред-е, 2 вар. – 10 пред-е

2. Выполнить морфологический разбор имени сущ. 1 в. – (на) лошади, 2 в. – (в) зелени.

Назначение контрольной работы

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (64 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работы Д иктант

Объём диктанта состоит из 64 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях. Умение применять правила написания безударных окончаний имен прилагательных и сущ.в един. и множ.числе.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить слова с проверяемыми безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова.
  • Умение склонять имена прилагательные единств. и множественного числа.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. сущ. и прилагательных.

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

  • Находить слова с проверяемыми безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова.
  • Просклонять имена прилагательные

Время выполнения контрольной работы На выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

  • Исключение из правил
  • Повторение одной и той же буквы
  • Перенос слов
  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

Оценки за грамматические задания

Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узенькой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветках прятались белки. Ловкие зверьки весело прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса. (по А.Гайдару)

t1642345280aa.jpg

Сборник дифференцированных заданий для формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка в 4 классе Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов/ Сост. Давыденко П.А. 2022. – 19с.

© Свердловский областной педагогический колледж, 2020

Пояснительная записка

Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность у него умений и навыков. В практике внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи ученикам. Чаще всего на уроках используются задания различного уровня сложности, рассчитанные на группы учащихся, отличающиеся по своим психофизическим признакам: особенностям памяти, внимания, мышления, восприятия информации. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стать подлинным субъектом, желающим и умеющим учиться.

Данное пособие адресовано учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей. В его основе лежит систематический разноуровневый контроль знаний и умений учащихся, полученных при изучении русского языка в 4 классах. Пособие соответствует содержанию стандартных программ в начальной школе. Предлагаемая система контроля основывается на базовых знаниях, обязательных для всех программ.

Карточки-задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, относятся к числу наиболее результативных средств и методов обучения. Дидактические карточки являются средством развития умений логического мышления, приобретения прочных знаний и проведения целенаправленного обучающего контроля. В данное пособие для формирования карточек включены упражнения и задания, при выполнении которых учащиеся будут использовать уже полученные знания или приобретать новые.

Карточки разбиты по уровням сложности. Задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания образования по русскому языку в 4 классах. Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более глубокого содержания. Выполнение заданий группы (С) рассчитано на более сложную умственную деятельность и ориентировано на проверку овладения учащимися различными видами учебной деятельности: умениями проводить сравнение, делать выводы и т.д.

Карточки-задания в зависимости от целей обучения учитель может использовать на разных этапах урока:

по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий;

при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;

при опросе – фронтальном и индивидуальном;

для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Дидактические карточки-задания можно использовать с различными целями. Поскольку степень их сложности различна, задания можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию. Их можно применять в работе с отстающими учениками и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам предмета. Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, можно использовать для групповой формы работы в классе.

Задания по возможности перенесены на интерактивную платформу LearningApps . org , которая дает возможность самостоятельного выполнения и проверки упражнений, предполагаются также подсказки (ссылки на теоретический материал, правила и т.д.) в случае затруднений при выполнении.

Данное пособие может стать удобным инструментом для быстрого поурочного и тематического контроля знаний и умений учащихся и их оценки. Разноуровневый характер заданий поможет преподавателю учитывать особенности как всего класса, так и отдельных учеников.

Критерии оценки дифференцированных заданий

Оценивание деятельности обучающихся в рамках работы происходит по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем , проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий , проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий , проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий , проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Контрольные работы по русскому языку 4 класс, УМК

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, ко­гда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под нога­ми клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонил­ся взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: пар­ным согласным, безударным гласным, непроизносимым соглас­ным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — яго­да , вариант 2 — поздно.

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 — в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принима­ли. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)

По Н. Артюховой

Слова для справок : наперерез, навзрыд, врассыпную. Грамматическое задание

1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

Вариант 1 Вариант 2

[ _ ‗ ], а [_ ‗ ]. [ _ ‗ ] , [ _ ‗ ] .

2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.

Вариант 1

Огромный пёс нёсся прямо на девочку.

Вариант 2

Ребята выходили из своих убежищ.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — вдруг, вариант 2 — очень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тон­кие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов )

По И. Соколову-Микитову

Слово для справки: краснеет.

1. Выписать предложение: вариант 1 — с однородными члена­ми, вариант 2 — сложное.

2. Разобрать слова по составу: вариант 1 — ранняя , подберёзови­ки , грустно , вариант 2 — холодная , подосиновики , медленно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний , вариант 2 — гриб.

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попро­сили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вы­везти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выко­пать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1. Выписать по одному словосочетанию с именами сущест­вительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания сущест­вительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изучен­ным в первом полугодии.

Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов — звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от бо­лезней хищники — лесные санитары.

Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте при­роде друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова)

Слова для справок : хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматическое задание

1. Выписать три словосочетания с именами существительны­ми во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множествен­ного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Ба­бушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — вредителей , вариант 2 — гусениц.

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё во­круг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воро­бьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилага­тельные.

1) В . …, . уборе стоит осенний лес.

2) На . небе загорелись . звёзды.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышал­ся знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спря­чусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика.

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу . пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На . были красные, жёлтые, оранжевые листья. . встал под деревом. На . дождём посыпались осенние листья.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина запла­кала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (5 3 слова)

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Итоговый контрольный диктант

Цель : проверить знания, умения и навыки по темам, изучен­ным в 4 классе.

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёг­кую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах раз­весили, Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говор­ливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)

Грамматическое задание

1. В последнем предложении выделить основу, выписать сло­восочетания. Над каждым словом указать части речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек, пожалуйста, хозяин, хозяйство, горизонт, комбайн, комбайнёр, багаж, календарь, прекрасный, библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё, корабль, костюм, железо, вокзал.

Контрольные материалы:

Словарный диктант № 1

Человек, пожалуйста, хозяин, хозяйство, горизонт, комбайн, комбайнёр, багаж, календарь, прекрасный, библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё, корабль, костюм, железо, вокзал.

Осенняя пора.

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,

Словарный диктант № 2

Пассажир, пассажирский, билет, одиннадцать, шестнадцать, двадцать, впереди, медленно, здесь, вчера, теперь, завтра, телефон, телепередача, аллея.

Словарный диктант № 3

Беседа, беседовать, агроном, пейзаж, инженер, инженеры, хлебороб, овца, адрес, сегодня, костёр, портрет, путешествие, путешественник, директор.

Контрольное списывание № 1

Без ёлки нет в доме праз_н_ка Нов_го года. П_чему именно без ёлки? Наши д_лёкие пре_ки отн_сились к д_ревьям как к ж_вым сущ_ствам. Они считали, что в вечноз_лёных в_твях ели з_муют добрые духи. Люди несли им свои подношения, украшали пуш_стые ветви п_дарками. Отсюда и п_шёл обычай украшать душ_стую ель. Этот обычай р_дился у жителей древней Германии. Немцы сч_тают ель свяще__ым деревом. З_лёная в любое время ель олицетворяла бессмертие. Сама ель и её ш_шки были символами огня, жизни, восстановления здоровья.

Контрольный диктант за I четверть

Улетают журавли.

В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

Определить падеж у существительных.

I в. Высоко в небе летели журавли.

II в. На востоке показалась ранняя зорька.

Выпишите из ряда родственных слов имена существительные. Обозначьте род.

I в. Старик, стареть, старый, старость.

II в. Зеленый, позеленел, зеленка, зелень.

Контрольное списывание № 2

1. Ленька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул ее через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мертвой хваткой. Ленька вытащил его наружу.

2. Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на березу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Леньке.

3. Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.

По К. Паустовскому

Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ.

Словарный диктант № 4

Вагон, кастрюля, тарелка, салют, богатство, металл, металлический, ботинки, победа, председатель, гореть, сверкать, лучше, расстояние, везде.

Контрольный диктант № 3

Храбрая мухоловка

У нас в деревне на участке росла груша. На верхушке груши построила гнездо мухоловка. В гнёздышке на мягкой подстилке лежали яйца этой птички. Однажды подошла к груше кошка. Хищница осторожно поползла по стволу груши прямо к веточке с гнёздышком. Отважная мухоловка стала бить кошку крыльями и жалобно пищать. На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они защитили гнездо от кошки.

(62 слова) (по В. Чернышёву)

В первом и во втором предложениях найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.

Выписать из диктанта одно слово с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочное слово.

Указать в диктанте род и число двух любых имён прилагательных в первом предложении

Словарный диктант № 5

Сверху, снизу, свитер, сеялка, назад, вперёд, командир, свобода, велосипед, издалека, космонавт, оборона, тепловоз

Контрольный диктант №4

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово)

Грамматические задания:

1 вариант.

Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1,2,3 склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

Выполнить полный синтаксический разбор 3 предложения (подчеркнуть, написать сверху чем выражено)

Выполнить морфологический (краткий) разбор существительного в кольчуге. (часть речи, падеж, число, род, склонение)

вариант

Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1,2,3 склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

Выполнить полный синтаксический разбор 12 предложения (подчеркнуть, написать сверху чем выражено)

Выполнить морфологический разбор существительного под сугробом. (часть речи, падеж, число, род, склонение)

Контрольное списывание № 3

Мишкино детство

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Словарный диктант №6

Килограмм, грамм, газета, автомобиль, семена, электричество, электрический, электростанция, сейчас, правительство, аппетит, космос, космический, километр, издалека, экскурсия.

Словарный диктант №7

Контрольный диктант №5

Хорош лес в любое время года! Особенно чудесен он летом.

В эту пору лес одет в свой богатый наряд. Чего тут только нет! Верхушки исполинских сосен подпирают небо. Ели кружатся в зелёном хороводе. Белоствольная берёзка нежно красуется со своими резными листочками. В её тени прячется подберёзовик. Могучий дуб на опушке леса раскинул свои мощные ветви. Грозный страж охраняет волшебные владения от незваных гостей. (63 слова)

1.Выпишите из текста диктанта любые 5 словосочетаний

2.Определите у остальных 5 прилагательных род, число, падеж.

3.Подчеркните в тексте диктанта все изученные орфограммы.

Контрольное списывание № 4

Медведь – известн… хищн… животное. Это могуч… и ловк…, осторожн… и опасн… зверь. Тело лесн… богатыря покрыто длинн… густ… шерстью. Как тёпл… шубой одето. Окраска медвежьей шерсти бур… цвета. У медведя больш… голова на коротк… толст…шее, маленькие глазки. Ушки небольшие, круглой формы. Ноги у медведя короткие и толстые. При ходьбе его часто называют косолапым. Лапы сильные, с голой ступнёй. Голые подошвы дают возможность ходить тихо. Даже веткой не хрустнет. Когти на лапах длинные, острые и очень крепкие.

Определите падеж имён прилагательных в третьем, четвёртом и шестом предложениях.

Разбери по составу слова: длинный, маленькие, тёплой.

Словарный диктант №8

Контрольный диктант №6

Утро в лесу.

Кончилась летняя ночь. Наступило раннее утро. На краю лесного болота токует глухарь. Далеко раздается его громкая песня. Над широкими полянами стелется туман. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка. Выглянуло солнышко и покатилось по ясному небу. Обсохнет на солнце роса, растает туман над зелёной поляной. Громче закукует кукушка.

Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила рысь. От всех врагов ушел ловкий зверек. (74 слова ) Слова для справок: токует, стелется .

Грамматическое задание.

I вариант

1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

2. В 5 и 6 предложениях определи род, число и падеж прилагательного.

3. Разбери слова по составу. Громкая, страшный, ночного.

Контрольный диктант №7

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка! (110 слов)

Грамматическое задание:

Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Читайте также: