Положение о портфеле достижений ученика начальной школы по фгос

Обновлено: 05.07.2024

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

(Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 года № 373, Уставом ГБОУ СОШ № 606 в целях создания условий для введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

2. Документ разработан в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

3. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

5. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является основой для определения образовательного рейтинга учащихся.

6. Важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.

2. Цели и задачи портфолио

2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в

достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3. Порядок формирования портфолио

3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей, администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

3.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

Обязанности учащегося :

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету.

5. Структура портфолио

5.1. Портфолио учащегося включает в себя две части

5.2. Содержание и примерное название разделов накопительной папки:

Портфолио учащегося имеет титульный лист и четыре основные раздела

6. Оформление портфолио

6.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятыми требованиями, указанными в пункте 5 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

6.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

6.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы и материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

6.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

• Записи вести аккуратно и самостоятельно.

• Предоставлять достоверную информацию.

• В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

6.5. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

7. Подведение итогов работы

Анализ работы и оценка достижений учащихся по материалам портфолио проводится классным руководителем. Приложение1

Классный руководитель составляет сводную итоговую ведомость. Приложение 2

По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе. Победители поощряются.

1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

2. Цели и задачи

2.1. Мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.

2.2. Переход на более объективную и справедливую форму приема в профильные классы образовательных учреждений города.

2.3.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.4. Основными задачами составления Портфолио являются:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

- активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

2.5. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую : фиксируются изменения и рост показателей за определенный период

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную : поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию вдостижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую : обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

Рейтинговую : показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3. Структура и содержание Портфолио ученика.

3.1. Портфолио достижений ученика может формироваться из следующих разделов:

- Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);

Структура представлена в Приложении 1.

3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

- по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

- по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

3.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;

- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

- анализ самим школьником своей деятельности.

3.6. Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

3.7. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Федеральном государственном образовательном Стандарте.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

4.6. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей:

- Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

- При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;

- Могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п.

4.7. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.

4.8. Классный руководитель:

- Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

- Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

- Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;

- Оформляет итоговые документы.

4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

- Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;

- Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

- Проводят экспертизу представленных работ по предмету;

- Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.9. Администрация школы:

- Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

- Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

- Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

- Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательной организации;

- Организует работу по реализации в практике работы образовательной организации технологии Портфолио, как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

- Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной организации.

5.Презентация Портфолио учащихся начальной школы.

5.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

6. Подведение итогов работы.

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфолио сопровождается документами:

- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

6.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

6.7. По результатам оценки портфолио учащихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

6.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается.(Приложение2)

Разделы рабочего Портфолио

1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

Напиши о себе (как умеешь):

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Нарисуй портрет своей семьи

1.3. Чем я люблю заниматься

Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.1. Настоящее положение разработано в соответствие с ФГОС НОО и определяет порядок формирования и использования Портфеля достижений обучающихся как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфель достижений обучающихся является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

1.3.Портфель достижений обучающихся позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

1.4. Портфель достижений обучающихся – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфель достижений обучающихся служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования.

2. Цели и задачи составления Портфеля достижений обучающихся.

2.1.Цель – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Основными задачами являются:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

- активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

2.3. Портфель достижений обучающихся реализует следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3. Структура и содержание Портфеля достижений ученика.

3.1. Портфель достижений ученика формируется из следующих разделов:

титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс и фото ученика (по желанию родителей и ученика);

данные о себе, семье, увлечениях, интересах ребёнка, занесенные им самостоятельно на добровольной основе;

цели и задачи, поставленные ребенком на учебный год.

Этот раздел может быть представлен тетрадью на печатной основе, предложенной различными издательствами по выбору учителя.

-грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, похвальные листы (копии или оригиналы)

- положительные оценки педагогами, родителями, возможно одноклассниками стараний обучающегося.

- лучшие творческие работы обучающегося: сочинения, рисунки, сказки, стихи, проектные работы (фотографии, тексты в печатном или электронном варианте). Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию.

-сведения об успеваемости за каждый учебный год по предметам;

-сведения о результатах годовых контрольных работ;

- сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

- лист оценки Портфеля достижений обучающихся, где отражаются достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности за учебный год.

4 . Порядок формирования Портфеля достижений обучающихся

4.1. В формировании Портфеля достижений участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. Возможно использование тетрадей на печатной основе различных издательств по выбору учителя.

4.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

4.4. Классный руководитель:

- Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений;

- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфеля достижений;

- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;

- Оформляет итоговые документы.

4.5. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предметам;

- Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.

4. 6. Подведение итогов работы.

4.6.1.По результатам оценки Портфеля достижений учащихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, в школе. Победители поощряются.

4. 6.2. Критерии оценки Портфеля достижений учащихся. Приложение 1.

4.6.3. Сводная итоговая ведомость. Приложение 2.

5. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.

6. Положение действительно до внесения следующих изменений.

Приложение 1.

1. Д остижения в учебной, интеллектуально-познавательной и

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о портфолио обучающегося в школе

1. Общие положения



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Цели и задачи Портфолио

  • собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий, достижений в различных областях;
  • демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способностей практически применять приобретенные знания и умения.
  • создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
  • содействовать индивидуализации образования обучающегося;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой;
  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
  • диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении;
  • контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной деятельности помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
  • воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;
  • функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.

3. Порядок формирования Портфолио

  • 4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
  • 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.

3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде.
3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация общеобразовательной организации.
3.6.

  • систематичность и регулярность ведения Портфолио;
  • достоверность сведений, представленных в Портфолио;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • разборчивость при ведении записей;
  • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность;
  • сохранность Портфолио.

3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями (законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности

4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация общеобразовательной организации.
4.2.

  • оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести аккуратно, самостоятельно и систематически;
  • обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
  • помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио.
  • консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать основам ведения Портфолио;
  • организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение;
  • осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования;
  • осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
  • классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
  • организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
  • разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной деятельности школы;
  • директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы общеобразовательной организации.

5. Структура и содержание Портфолио обучающегося

5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание.

  • личные данные обучающегося;
  • данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в Портфолио самостоятельно на добровольной основе;
  • информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
  • описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
  • результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению;
  • другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
  • выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося, исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
  • проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
  • техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии);
  • работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
  • другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
  • занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
  • участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат);
  • участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
  • участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
  • иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
  • в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
  • в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др;
  • образовательные тестирования и курсы по предметам;
  • в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами управления;
  • в спортивных соревнованиях и др.

5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
5.8.

  • систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательной деятельности;
  • характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями (законными представителями), педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
  • анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект, исследовательскую работу, благодарственные письма).



скачать: Инструкции для детей ДОУ
56 инструкций по Правилам безопасного поведения воспитанников!

6. Критерии оценивания Портфолио

  • результатов итоговой аттестации (средний балл);
  • результатов участия в олимпиадах;
  • результатов участия в научно-практических конференциях;
  • результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;
  • результатов личностных и метапредметных достижений;
  • динамики развития обучающегося.
  • о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на уровнях основного общего образования;
  • о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Титульный лист портфолио

Оценка достижений обучающихся по материалам Портфолио

Оценка достижений обучающихся по материалам Портфолио

Сводная итоговая ведомость по результатам оценки Портфолио обучающегося

Сводная итоговая ведомость по результатам оценки Портфолио обучающихся класса



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

1.2.Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру использования Портфеля достижений как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.3. Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, физкультурно-оздоровительной, социальной, коммуникативной, и трудовой в определенный период его обучения в школе.

1.5. Портфель достижений служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

1.6. Цель Портфеля достижений – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

1.7. Основными задачами создания и ведения Портфеля достижений являются:

поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;

поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;

формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности.

2. Порядок формирования Портфеля достижений обучающегося начальной школы

2.1. Период составления Портфеля достижений обучающегося: 1- 4 года (1- 4 классы начальной школы), начинается с составления папки достижений, где осуществляется сбор работ обучающихся для дальнейшего анализа и классификации результатов.

2.2.Классный руководитель несет ответственность за организацию формирования Портфеля достижений и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием.

3. Структура, содержание и оформление Портфеля достижений

3.1.Портфель достижений включает следующие материалы:

3.1.1.Выборка детских работ:

– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных занятий;

-материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;

-остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла – фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По физической культуре – дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.

3.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

3.2. В Портфель достижений входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п).

3.3. Портфель достижений включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.

3.4. В состав Портфеля достижений входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).

3.5. Портфель достижений имеет следующую структуру (Приложение 1):

- титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителем) совместно с ребенком и содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика)

4. Основные направления деятельности по формированию Портфеля достижений

4.1. В формировании Портфеля достижений участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя – предметники, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

осуществляют заполнение Портфеля достижений;

оформляют Портфель достижений, в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;

соблюдают при оформлении систематичность и регулярность ведения Портфеля достижений, достоверность сведений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;

4.1.2. Классный руководитель:

оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений;

проводит информационную, консультативную и диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфеля достижений;

осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфеля достижений учащегося начальной школы;

осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;

обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями;

оформляет итоговые документы, табель успеваемости;

проводит индивидуальную психодиагностику.

4.1.3.Учителя – предметники и педагоги дополнительного образования:

предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфеля достижений;

организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

проводят экспертизу предоставляемых работ по предмету;

пишут рецензии, отзывы на учебные работы обучающихся.

4.1.4. Администрация образовательного учреждения:

разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфеля достижений;

создает условия для мотивации педагогов в работе по новой системе оценивания;

осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в практике работы образовательного учреждения;

организует работу по реализации в практике работы школы по технологии Портфеля достижений как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в образовательном процессе.

5. Презентация Портфеля достижений учащихся начальной школы

5.1. Представление содержания Портфеля достижений учащимся на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфеля достижений обучающихся в форме выставок Портфелей достижений.

5.3. Краткие устные комментарии обучающихся по содержанию Портфеля достижений.

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфеля достижений и Портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями ФГОС НОО.

6.2. Оценка, как отдельных составляющих Портфеля достижений, так и Портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфель достижений сопровождается документами:

состав Портфеля достижений;

критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Критерии оценки отдельных составляющих Портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

6.7. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфеля достижений целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений, делается вывод о:

- сформированности универсальных и предметных способов действий , а также опорной системы знаний , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе основных сфер развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции

Разделы Портфеля достижений обучающегося начальной школы

Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

Место для фото (или автопортрета)

Напиши о себе (как умеешь):

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Мой адрес ____________________

Нарисуй портрет своей семьи

Чем я люблю заниматься

Читайте также: