Дидактические игры весна в доу

Обновлено: 03.07.2024

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры : воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Ход игры : в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры : на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ход игры : Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

• КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры : воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

• С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

• УЗНАЙ ПТИЦУ ПО СИЛУЭТУ.

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры : детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игры весной для детей старшей группы в детском саду

Воспитатель произносит слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др.), а к другим временам года, дети должны хлопать в ладоши.

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Волны синие шумят,

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Чайки над водой летят.

(Машем руками, скрестив их в запястьях.)

К дальней мы плывём земле

На красивом корабле.

(Смотрим по сторонам, приставив руку ко лбу.)

В голубые небеса

(Поднимаем руки вверх.)

Ветер дует всё сильней.

(Показываем, как дует ветер.)

Наш корабль плывёт быстрей.

(Делаем руками от себя круговые движения.)

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Паучок бежит, бежит.

Ну куда он так спешит?

А за ним бежит другой:

- Поиграть хочу с тобой!

(Двигаем пальчиками обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Тебя буду догонять.

- Догони меня скорей!

Быстро паучок бежал,

Друга своего догнал!

(Обхватываем одной рукой пальчики другой.)

Воспитатель просит детей спасти бабочек, запутавшихся в паутине. Надо смотать паутину. Каждый из двух игроков берёт палочку, к которой привязан конец длинной верёвки. По команде игроки начинают крутить палочку, чтобы намотать на неё верёвку. Победит тот, кто первым доберётся до середины верёвки, обозначенной узлом.

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Грач к нам с юга прилетел.

Сразу он на пашню сел.

Ищет грач в земле жучков,

Гусениц и червячков.

(Стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой.)

Грач усталости не знает,

Всё он по полю шагает.

Новый день уж начался.

Вить гнездо он принялся.

(Крутим руками перед собой.)

Грач под деревом летает,

Клювом ветки собирает.

Сделал грач гнездо из веток.

Скоро будет много деток.

(Разводим руки в стороны.)

Дети встают в хоровод и ходят по кругу. Запев (вступительную часть) можно спеть (произнести) хором, а можно разделить по строке между солистами. Другой вариант запева: сначала свои слова произносят солисты, а потом всё вместе - хор. Можно выбрать детей на роли зверей.

Вот ворота и плетень.

(Разводим руки в стороны.)

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

- Всему свету я краса!

(Делаем повороты в стороны, руки на поясе.)

- Как иголки хороши!

Похвалялся и медведь:

- Громко я могу реветь!

(Ходим, как медведи.)

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

У лося - большие рога.

(Скрещиваем руки над головой.)

Они вот такие, они вот такие.

Большие, широкие эти рога.

Вот так он бодается ими.

(Показываем: наклоняемся вперёд.)

А ноги у лося длинны.

(Шагаем, поднимая колени.)

Они вот такие, они вот такие.

Доволен лось: ноги длинны,

Вот так защищается ими.

(Выбрасываем поочерёдно ноги вперёд.)

Но если же волка заметит наш лось,

(Поворачиваем голову вправо-влево.)

Скорей убежит, чтоб беды не стряслось.

- Это животное мелкое? - Нет.

- Впадает в спячку? - Нет.

- У него есть рога? - Да.

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем цветочки.

По полянке мы гуляли

И цветочки посчитали.

Раз - цветочек маленький,

Два - цветочек аленький.

Три - цветок красивенький,

А четыре - синенький.

Пять и шесть - желточки,

Семь - цветочек нежный,

Девять, десять - это маки.

Они красные, как раки.

На полу - жёлтые кружочки. Это цветы. Все дети - пчёлы. Когда звучит музыка, дети кружатся, бегают по комнате (пчёлы летают на полянке). Как только музыка прекращается, дети приседают рядом с кружочками (пчёлы садятся на цветочки). Пчела, которой не досталось цветка, выходит из игры. Воспитатель убирает один кружочек, и игра продолжается. Победителем будет тот, кто останется последним в игре.

Поём в хороводе и показываем то, о чём поётся.

А мы сеяли, сеяли лён.

А мы, сея, приговаривали,

- Ты удайся, удайся, наш лён!

Ты удайся, удайся, ленок!

Мы пололи, пололи ленок.

А мы рвали, мы рвали ленок.

Мы мочили, мочили ленок.

Мы сушили, сушили ленок.

А мы мяли, мы мяли ленок.

Мы чесали, чесали ленок.

А мы пряли, мы пряли ленок.

А мы ткали, мы ткали ленок.

Мы кроили, кроили ленок.

Мы носили, носили ленок.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.

Красный, круглый - это что? (Помидор.)

Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)

Большая, белая, круглая - это что? (Капуста.)

Оранжевая, длинная - это что? (Морковь.)

Жёлтая, круглая, с хвостиком - это что? (Репа.)

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы сажали, мы сажали,

Мы сажали семена.

(Делаем наклоны вперёд.)

Потому что, потому что

На дворе стоит весна.

(Поднимаем руки к плечам, потом вверх.)

(Трясём кистями рук.)

Потому что, потому что

На дворе стоит весна.

(Поднимаем руки к плечам, потом вверх.)

Потому что, потому что

На дворе стоит весна.

(Поднимаем руки к плечам, потом вверх.)

Воспитатель говорит детям, что по полу рассыпались семена фасоли, гороха и подсолнечника. Играют три команды, у каждой есть ведёрко. Первая команда собирает фасоль, вторая - горох, а третья - семечки. Победит команда, которая выполнит задание быстрее других.

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

А потом примчался гусь:

- Никого я не боюсь.

Прилетел потом скворец,

И считалочке - конец!

Нужно выбрать Волка. В начале игры он сидит в сторонке. Слова произносит сам воспитатель или (как диалог) вместе с детьми. После этого гуси летят (пробегают) мимо Волка в свой дом. А Волк старается схватить гусей. Те, кому удалось спастись, продолжают игру. Игра закончится, когда все гуси будут пойманы.

- Ну летите домой!

- Серый Волк под горой не пускает нас домой!

- Ну летите как хотите, только крылья берегите!

Слушаем стихи и загибаем пальчики – считаем утят.

Шли утята по дорожке,

Выставляли свои ножки.

Всех утят мы посчитаем.

Сколько было их, узнаем.

Раз - утёнок песню пел.

Два - поплавать захотел.

Три - такой умелый.

А четыре - смелый.

Вслед за ними прыгал пятый,

А за ним бежал шестой.

Семь и восемь - те утята

Захотели вдруг домой.

Девять - шёл, стихи читал.

Десять - он от всех отстал.

Испугался тот десятый:

- Остальные где утята?!

- Эй, десятый, не пищи!

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Наш весёлый поросёнок

Убежал на улицу.

Ему встретился цыплёнок

Видел он и курицу.

Поросёнок в лужу прыгнул,

Там немножко полежал.

Поросёнок спинку выгнул,

А потом он убежал.

Он испачкал ножки,

Он испачкал хвостик.

Грязной стала грудка,

Грязным стал животик

Ну-ка вымой ушки,

Ну-ка вымой носик,

Ну-ка вымой ножки

И помой животик.

Больше в луже не купайся!

Воспитатель называет то, что любят домашние животные (также можно показывать картинки). Дети должны отгадать, для кого приготовлено угоще­ние. Например: морковка (для кролика), сено (для коровы, козы, лошади), зёрнышки (для курицы, петуха), косточка (для собаки), молоко (для кошки).

Случаем стихи и загибаем пальчики

У Алёнушки в садочке

Есть различные цветочки:

Розы, ландыши, нарциссы,

Маки есть, и есть гвоздики

(У них красные рубашки),

Васильки, пионы, астры.

Все цветы в саду прекрасны!

Каждый участник игры выбирает себе цветок - ромашку, пион, розу и т. д. Один из участников становится садовником. Он говорит: - Я садовником родился. Не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме. ромашки. Ромашка должна сказать:

Роза должна сказать:

Дальше - разговор ромашки с розой:

Диалог повторяется, называется другой цветок. Игра продолжается. Тот, кто быстро не отреагировал, когда его назвали, выходит из игры.

Дальше - разговор садовника с ромашкой:

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание весны (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Михаила Васильевича Исаковского. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы весны.

Пробилась зелень полевая

Навстречу солнцу и теплу,

И, настежь окна открывая,

Весна проходит по селу.

Ручей в овражке еле слышно

Поёт о чём-то о своём,

И машет белой веткой вишня:

Дети встают в хоровод, один участник (водящий) - в центре. Он выбирает кого-то себе в пару. Все ходят по кругу и поют. Игроки в паре тоже ходят (в круге) и поют. Потом первый водящий встаёт в хоровод, а второй выбирает себе кого-то в пару. Игра продолжается.

Как в вишнёвом саду

Мы ходили, ходили.

Как в вишнёвом саду

Хоровод мы водили.

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Дождик, дождик, посильней!

Будет травка зеленей.

(Трясём кистями рук.)

И у нас в садочке

Дождик, дождик, пуще!

Станет травка гуще.

(Трясём кистями рук.)

Дождик, дождик, припусти!

Дай цветочкам подрасти.

(Поднимаем руки вверх.)

Дождик, дождик, веселей!

Ты дождинок не жалей.

(Трясём кистями рук.)

Нас не бойся замочить,

Можем зонтики раскрыть.

(Поднимаем руки и держим ладошки над головой.)

Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия, если на улице идёт дождик: когда собираются гулять - надеть сапожки, надеть плащ, застегнуть пуговицы, надеть шапочку, надеть капюшон; когда пришли с прогулки - снять капюшон, снять шапочку, расстегнуть пуговицы, снять плащ, снять сапожки. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее.

Бумажная кукла Белоснежка с набором одежды

Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.

Игра-занятие "Весна идёт"
Слушаем стихи и выполняем различные движения

Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже.
Оседает, оседает,
А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Игра в "Снежки"
Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстаяния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра-занятие "Весенняя прогулка"
Слушаем стихи и выполняем различные движения

Ярко солнышко сияет, (Поднимаем руки вверх)
И снежок повсюду тает.
Холода кончаются,
Лужи разливаются. (Опускаем руки через стороны)
Хоть теперь везде вода,
Скажем: "Это не беда!"
Всё равно пойдем гулять.
Будем лужи измерять. (Идём на месте)
Как широки эти лужи!
Где же лужицы поуже?
Много-много луж больших.
Перепрыгнем через них! (Прыгаем на месте)

Игра "Лужи"
На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Весенний ледоход"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

К нам весна-красна идёт!
Тает, тает в речке лёд.
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается.
Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли.
О зиме они забыли
И на помощь не зовут.
Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Игра "Льдина"
Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.

Игра-занятие "Дождик"
Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.

Дождик капает немножко
И на ручки, и на ножки.
На головку - кап-кап!
И на ушки - кап-кап!
Нам на щёчки - кап-кап!
И на носик - кап-кап!
Нам на плечи - кап-кап!
И на грудь нам - кап-кап!
На животик - кап-кап!
На коленки - кап-кап!
Намочил он нас водой.
Что за дождик озорной!

Игра "Зонтик"
Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался!". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик!" дети продолжают резвиться.

Игра-занятие "Подснежники"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Видим мы подснежники -
Маленькие нежные.
Из под снега вырастают, (Приседаем)
Нам головками кивают. (Киваем головой)
Дунул ветер на цветочки. (Показываем)
Задрожали лепесточки. (Трясём кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)
Выше голову держите. (Поднимаем голову)
Из-за тучки солнце выйдет -
Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)
Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)
И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)

Игра "Ищем подснежник"
Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.

Игра-занятие "Птички"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птички с юга прилетели, (Машем руками)
И на поле они сели. (Приседаем)
Стали бегать и скакать,
Стали зёрнышки искать. (Прыгаем на месте)
Птички зёрна отыскали,
Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)
Птички зёрнышек поели,
Делать гнёзда улетели. (Машем рукой)

Игра "Совушка"

Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.

Игра-занятие "Дерево"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

На деревьях зреют почки.
Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)
Ветер дует, задувает,
Ветер веточки качает (Выставляем руки перед собой и качаемся)
Солнце веточки нагреет.
Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
Вдруг раскроются все почки,
И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)

Игра "Почки, листики, цветочки"
Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

по материалам группы ВК Семь граней
10.03.2015 278378 Дисней, бумажная кукла, Белоснежка


Результаты конкурсов


Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна”

Игры и упражнения на активизацию словаря

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.

Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.

Предложить детям назвать как можно больше слов существительных

-Что греет?- солнышко.

-Что зеленеет?-травка, почки..

Ребёнку предлагается 4 картинки, одна из которых лишняя:

-Подснежник, верба, тюльпан, кактус

-Ручей, солнце, сосульки, снег

-Оттепель, капель, лужи, метель

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталин

Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега. — Капель.

- Закончилась долгая, холодная… (зима);

- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

- Появляются первые… (проталины);

- С крыш домов капают… (сосульки);

- На деревьях набухают… (почки);

- С тёплых краёв прилетают… (птицы);

- Мы очень любим первые весенние… (цветы);

- Первые весенние цветы это… (подснежники);

- Весной на деревьях почки… (набухают);

- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

- После зимы наступает … (весна);

- Зима ушла, а весна - …(пришла);

- Зима холодная, а весна - … (тёплая);

- Ребята строят для скворцов… (скворечники);

- Лед растаял, появились …(лужи).

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

Предложите малышу сказать наоборот:

Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

Весна ранняя – весна …? (поздняя)

Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Взрослый называет слово, а задача ребенка изменить это слово на ласковое.

Солнце – солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,

трава – травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.

Детям предлагается рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у

него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать новое однокоренное слово

Солнце, солнечный, солнцепёк.

Весна, весенний, веснянка.

Игры и упражнения на развитие связной речи

Детям предлагается составить распространенное предложение с помощью добавления

- Земля ещё покрыта снегом. (Земля ещё покрыта мокрым снегом. Земля ещё покрыта

мокрым, тёмным снегом. Земля ещё покрыта мокрым, тёмным, грязным снегом.)

- Кое-где видны проталины. (Вдали кое-где видны проталины. Вдали кое-где уже

видны проталины. Вдали кое-где уже видны черные проталины.)

Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним

вить гнезда и т.д.

- что делают весной дикие животные?

- как трудятся весной люди?

- любишь ли ты весну? Почему?

Какое время года наступило? Назови весенние месяцы. Какое солнце весной? Что

происходит весной со снегом? Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?

Что происходит с птицами и животными?

Какой труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?

Детям предлагается послушать предложение и рассказать чего не бывает. А как

должно быть на самом деле?

-Птенцы высиживают яйца

-Дети сделали для аистов скворечники

-Человек весной собирает урожай

- Весенний день год кормит

- Скворец весны — гонец

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами

Игры и упражнения на активизацию словаря

Игровое упражнение "Подбери как можно больше слов-действий"

Детям предлагается ответить на вопрос: Что делает?

-Снег что делает? -тает, темнеет.

-Солнышко что делает? -светит, греет..

Ребёнку предлагается из двух простых слов составить сложное слово:

- Первый и цвет (первоцвет)

-Лёд и ход (ледоход).

Или предлагают закончить предложение по образцу:

- У аиста длинные ноги, поэтому его называют (длинноногим)

- У ласточки хвост длинный, поэтому её называют (длиннохвостой)

Детям предлагается ответить на вопрос: «Что может быть весенним (мартовским,

Весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга; мартовский день, мартовская

оттепель, мартовские лужи и т. д.

Игровое упражнение «Хлопни в ладоши когда услышишь слово о весне

"Если услышишь слово о весне, хлопни"

Проталины, сосульки, лиса, почки.

Ребёнку предлагается провести сопоставление:

-Подснежник, заяц, лось

-Март, апрель, сентябрь

-Оттепель, капель, вьюга

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

Если несколько, то как о них скажем? (Лужи).

А много чего? (Луж).

(Проталина -проталины-проталин. Почка -почки -почек. Гроза -грозы-гроз).

Предложить ребёнку посчитать до пяти (гнездо, верба, ледяная сосулька, звонкий

Предложить ребёнку составить словосочетание

- грач, гнездо (грачиное гнездо)

- соловей, трель (соловьиная трель)

- журавль, клюв (журавлиный клюв)

Ребёнку предлагается вставить в текст нужные по смыслу слова (предлоги)

- скворчонок выпал … (из) гнезда

- ласточка свила гнездо … (под) крышей

- подснежник выглядывает … (из-под) снега

Игровое упражнение "Чего нет"

-Почка, нет(чего?) почки

-Листья, нет (чего?) листьев

-Гнездо, нет (чего?) гнёзд

Игры и упражнения на развитие связной речи

Предложить детям нанизывая, бусинки или загибая пальцы, перечислить что делает и

каким бывает явление природы:

- ветер (дует, сдувает, веет, раскачивает, охлаждает, выметает. )

- дождь (весенний, сильный, проливной, приятный, слабый. )

Детям предлагается продолжить предложение, используя слова - признаки, слова —

действия о весенних явлениях (например: «Весна не может быть без яркого солнца,

которое греет, припекает, весна не может быть без быстрых, хрустальных ручейков,

Детям предлагается из перепутанных слов, составить правильное предложение

-Облака, белоснежные, кудрявые, небо ,плывут, по

-Первые, ранние, цветы, пробиваются, подснежники, проталинки, на

Взрослый называет признаки весны, а ребенок хлопает в ладоши если это бывает

весной, если не бывает топает и исправляет ошибки. Воробьи возвращаются из жарких

стран. Птицы вьют гнезда. На деревьях распускаются почки. Птицы улетают в теплые

края. Листья желтеют и опадают. Листья распускаются. Расцветают цветы. На реке

Читайте также: