Дидактика высшей школы технологическая карта занятия дисциплины

Обновлено: 05.07.2024

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научно-педагогического знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

В чем заключаются особенности дидактики высшей школы?

Итак, от выявления объекта и предмета дидактики можно перейти к рассмотрению сущности дидактики высшей школы. Традиционно при анализе структуры педагогики дидактику выделяют в числе фундаментальных, базисных научно-педагогических дисциплин[8]. Дидактика высшей школы является производным структурным элементом общей дидактики, самостоятельной научной отраслью, ее объектная и предметная область несколько сужается и конкретизируется.

Дидактика высшей школы как отрасль дидактики обладает специфическим объектом, предметом, целями, задачами, методами исследования, категориями и отношениями в дидактической системе.

Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении в высшей школе. Это интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Задачи дидактики высшей школы состоят в исследовании:

– проблем реализации содержания обучения в высшей школе с учетом возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов;

– дидактических принципов и закономерностей;

– вопросов организации самообразования как средства повышения эффективности учебной деятельности;

– организации контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности.

Для дидактики характерны различные типы и методы дидактических исследований. Как и в педагогике в целом, в дидактике высшей школы различают фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, функциональные и комплексные исследования.

Дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем:

• Обоснование специфических целей высшего образования.

• Обоснование социальных функций высшей школы.

• Обоснование содержания образования.

• Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.

• Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др.

К фундаментальным исследованиям относятся такие, цель которых – выявить закономерности и тенденции развития дидактики высшей школы, способы ее связи с практикой обучения в вузе. Среди них выделяется изучение методологических проблем, таких как:

– трансформация предмета дидактики высшей школы;

– способы создания теории обучения, ориентированной на практику;

– соотношение дидактики с другими науками, состав, функции и структура научного обоснования обучения;

– проблемы состава и уровней рассмотрения содержания профессионального образования, взаимосвязи обучения и развития, методов обучения и т. д.

Такие исследования составляют теоретическую основу для прикладных разработок, решающих вопросы, непосредственно связанные с практикой обучения. Нередко прикладные и фундаментальные исследования проводятся в комплексе.

С чем связано возникновение дидактики высшей школы, в чем ее отличие от школьной дидактики? Правомерно ли считать дидактику высшей школы относительно самостоятельной отраслью педагогики?

Классический период в развитии педагогики (и дидактики как одной из базовых педагогических теорий) приходится по различным оценкам на XVII – первую половину XIX в. Этот этап в развитии дидактики высшей школы отсутствовал, т. к. она развивалась вместе со школьной дидактикой, не выделяясь из нее в отдельную теорию. Классическая дидактика связана с именами Я. А. Коменского, В. Ратке, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева и др.

На сегодняшний день, к сожалению, нельзя сказать, что ситуация изменилась коренным образом. Безусловно, появился значительный пласт научных исследований, посвященных дидактическим проблемам высшей школы, вышли в свет учебники и учебные пособия, в которых авторами признается самостоятельность дидактики высшей школы, подчеркивается ее своеобразие. Как правило, авторы этих работ, анализируя специфику вузовской дидактики, сравнивают ее с дидактикой средней школы.

Во-вторых, специфическое звучание приобретает принцип дифференциации образования – углубляется как уровневая, так и профильная дифференциация, и связано это с тем, что на этапе вузовского образования более четко, чем на старшей ступени обучения средней школы, очерчиваются профессиональные цели и интересы студентов.

В-третьих, дидактика высшей школы имеет дело с сильно отличающимися от дидактики среднего образования субъектами процесса педагогического взаимодействия: с одной стороны, гораздо более мотивированный к процессу обучения студент, с другой – гораздо более квалифицированный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, педагог. Вместе с тем существует острая проблема подготовки преподавателя вуза по педагогике и психологии – иногда на ходу, практически с нуля и, конечно, проблема доучивания студента до исходного уровня, минимально необходимого для обучения в вузе.

Чтобы понять природу и движущие силы развития дидактики в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям исследователи относят следующие:

• Рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием. Этот фактор предопределяет быстрый количественный рост высшей школы.

• Интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7-10 лет. В результате квалифицированный специалист должен обладать способностью и навыками самообразования и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации.

• Быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно так называемым узким специалистам.

• Выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т. д.). Успехов в такой работе можно достигнуть лишь при наличии обширных и фундаментальных знаний, а также при умении работать коллективно.

• Наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда. В результате резко возросли ценность творческой, неалгоритмизируемой деятельности и спрос на специалистов, способных осуществлять такую деятельность.

• Рост числа людей, вовлеченных в научную и другие виды сложных деятельностей, приводящий, по мнению ряда исследователей, к падению среднего эвристического потенциала ученого. Для компенсации этого падения необходимо вооружать специалистов знаниями методологии научной или практической деятельности.

• Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества.

• Повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

Как же ответила на эти требования времени высшая школа? В этом сложном многоплановом процессе развития высшего образования не только в России, но и за рубежом можно выделить следующие тенденции:

1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию – базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, лектории, отделения последипломного образования. Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, междисциплинарных разработок как для преподавателей, участвующих в его работе, так и для студентов (через курсовые и дипломные работы). Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро (в том числе студенческие), опытные производства, внедренческие и так называемые венчурные фирмы, кооперативы и т. п.

3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации.

4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

5. Гуманитаризация и гуманизация образования, которые направлены на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля, что достигается за счет увеличения числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т. п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

6. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих вузах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т. п. Компьютеризация во многом изменяет сам характер профессиональной деятельности, обеспечивая работника новыми внешними средствами этой деятельности.

7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов как в России, так и за рубежом.

8. Тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях, особенно в европейских университетах.

9. Рост требований к профессионализму преподавателей, повышение значимости педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

10. Создание системы регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших ученую степень, и т. п.

Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах мира – в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования, но все они, в той или иной мере изменяя реальную практику образовательного процесса в высшей школе, ставят новые вопросы перед вузовской дидактикой.

Суммируя вышесказанное, отметим:

• Современная дидактика является системой научных знаний о процессе обучения во всех его возможных вариантах: формальном, неформальном и информальном.

• Дидактика высшей школы нацелена на обоснование целей высшего образования, социальных функций высшей школы и способов конструирования образовательного процесса в вузе.

• Специфика дидактики высшей школы обусловлена особенностями высшего образования, значительными отличиями в подходах к определению целей обучения в вузе, принципов, форм, методов и технологий, а также особенностями взаимодействия субъектов образовательного процесса.

• Перспективы развития дидактики высшей школы определяются вызовами времени и требованиями общества к качеству подготовки специалистов (индивидуализация, информатизация, гуманизация, практикоориентированность, интеграция науки, обучения и производства и т. д.).

Вопросы и задания:

1. Назовите отличия дидактики высшей школы от общей дидактики, являются ли они настолько существенными, чтобы можно было назвать дидактику высшей школы отдельной отраслью?

2. Проанализируйте указанные тенденции развития высшего образования и на их основе определите актуальные проблемы дидактики высшей школы, соответствующие указанным тенденциям. Результаты анализа оформите в виде таблицы.

Актуальные проблемы дидактики высшей школы:


З.В чем заключается актуальность темы вашей магистерской диссертации? К какой из тенденций развития высшего образования вы могли бы ее отнести?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление знаний. умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Дидактический материал.

Технологическая карта урока усвоения новых знаний

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:___________________________________________________________________________________________________________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:___________________________________________________________________________________________________________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации (конструктивные)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:__________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку (к изучению новой темы)

Применение знаний и умений в новой ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта урока систематизации и обобщения знаний и умений

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:__________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Постановка целей и учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новой уровне (переформулированные вопросы)

Применений знаний и умений в новой ситуаци

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материал

Технологическая карта урока контроля знаний и умений

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:__________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выявление знаний. умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Рефлексия (подведение итогов)

Технологическая карта урока коррекции знаний, умений и навыков.

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:__________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта комбинированного урока

Предмет ___________________ Тема урока: _____________________________________________________________________________________

Виды деятельности:__________________________________________ Ресурсы_________________________________________________

Цели и задачи:__________________

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

задания для каждого этапа

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель урока – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

Цель урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой

Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.

Цель урока – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Это может быть практикум, лабораторная работа, семинар и т. д.

Цель урока – выработка умений по применению знаний.

Цель урока – повторение сформированных умений и навыков, ознакомление с новыми умениями и навыками, упражнения на их освоение.

Образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами; углубить знание о

Воспитательные: показать роль; вовлечь в активную творческую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культурноохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения

Развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы

Цель: закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:
систематизация и обобщение новых знаний;
повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
формирование умений и навыков;
контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы

Воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения

Развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Цель урока – повторение и обобщение единичных знаний в систему.

Цель: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.

Эти уроки направлены на решение двух основных дидактических задач:

а) проверку и установление уровня овладения учащимися основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;

б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.

Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение .для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов четверти, полугодия и за весь год обучения.

Цель урока – повторить, систематизировать, обобщить знания и закрепить умения.

Цель урока – осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Цель урока – определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками

Уроки этого типа предназначены для:

а) контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированности умений и навыков;

б) коррекции усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.

Цель: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках темы; обобщить материал как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями

Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени

Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, коммуникативные умения.

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.

Свое название он получил оттого, что при его проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков и т.д.

На уроках данного типа решается несколько дидактических за­дач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний

Цели этапов уроков

Подготовка учащихся к работе на занятии

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий

мобилизация детей на самооценку

дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

мобилизация детей на самооценку, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

мобилизация детей на самооценку

дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Подготовка учащихся к работе на занятии








Р
абочая программа учебной дисциплины

_______________ Т.С. Петровская

Факультет

Обеспечивающая кафедра

Семестр

Учебный план набора

Общая трудоемкость

Экзамен в __ семестре

Предисловие

Ключевые слова: рабочая программа, дидактика, высшая школа, компетентностный подход, принципы обучения в высшей школе, образовательные технологии высшей школы, педагогические измерения

Дидактика ВЫсшей школы

(Английский язык)

Каф.МПИЯ ИМОЯК ТПУ

Доцент, к.п.н. Смышляева Лариса Германовна

Цель: формирование дидактической грамотности преподавателей высшей школы в контексте современных требований к реализации образовательного процесса

Содержание: аксиологические основания дидактики современной высшей школы, дидактические принципы, моделирование содержания образования в высшей школе, образовательные технологии в высшей школе, оценка качества образования в высшей школе

Курс 1: (2 сем.– зачет).

Всего 36 ч., в т.ч.: 9 Пр. ч.

Цели и задачи учебной дисциплины


  1. формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего профессионального образования;

  2. обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;

  3. научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках специальности и отдельной учебной дисциплины;

  4. развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;

  5. знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.

  • принципы дидактики высшей школы;

  • правила и техники продуктивного образовательного взаимодействия;

  • типологии образовательных технологий высшей школы;

  • принципы и методы мониторинга качества в процессе преподавания учебной дисциплины;

  • аксиологические характеристики современного высшего профессионального образования;

  • моделировать содержание образовательного процесса в рамках специальности и отдельной учебной дисциплины;

  • конструировать содержание УМК учебной дисциплины;

  • осуществлять тематическое и календарное планирование;

  • разрабатывать план учебного занятия;

  • разрабатывать методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

  • планировать способы образовательного взаимодействия в рамках учебного занятия;

  • анализировать особенности организации образовательного взаимодействия студентов и преподавателей;

  • конструировать учебные занятия с использованием педагогических технологий активизации обучения;

  • разрабатывать КИМ по учебной дисциплине в соответствии с ее дидактическими особенностями;

  • рефлексивного анализа;

  • использования образовательных технологий.

  • методами научно-исследовательской деятельности;

  • навыками моделирования образовательного процесса.

  • анализ педагогического опыта, в том числе собственного;

  • проблемно-ориентированного обучения;

Принципы обучения, реализуемые в рамках преподавания данной учебной дисциплины:

- практической ориентированности содержания курса обучения,

- развития критического мышления обучаемых.


  • приемы, формирующие навык структурного оформления высказывания;

  • приемы анализа, синтеза и обработки полученной информации и т.д.

Содержание теоретического раздела дисциплины


  1. Аксиологические основания образовательного процесса в высшей школе.

  2. Принципы дидактики современной высшей школы.

  3. Содержание образования в высшей школе.

  4. Образовательные технологии как средство реализации содержания высшего профессионального образования.

  5. Оценка качество образования в высшей школе.

Содержание практического раздела дисциплины (групповые занятия, семинары, лабораторные работы и т.д.)


    1. Современные аксиологические характеристики высшего профессионального образования.

    2. Компетентностный подход – стратегия развития педагогики отечественной высшей школы.

    3. Особенности взаимодействия преподавателя и студента в контексте компетентностного подхода.

    4. Приоритетные направления научно-методических исследований в области дидактики высшей школы.

    особенности высшего профессионального образования.

    Умение осуществлять педагогическую деятельность (целеполагание, организация процесса обучения, образовательное взаимодействие) в соответствии с требованиями компетентностно-го подхода.


    2.1. Общая характеристика принципов дидактики высшей школы.


    2.1. Содержание образования как дидактическая категория.

    2.2. Принципы моделирования содержания высшего профессионального образования.

    2.3. Документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования.

    Умение разрабатывать локальную документацию, обесечивающиую организационно-методический аспект образовательного процесса (учебный план, график учебного процесса, рабочая программу учебной дисциплины, календарные планы, билеты).


    4.1. Образовательная технология как дидактическое явление.

    4.2. Классификация образовательных технологий.

    4.3. Асобенности активных образовательных технологий.

    Умение идентифицировать образовательные технологии.

    Умение организовывать процесс обучения через использование современных образовательных технологий (контекстное обучение, метод проектов, кейс-стади, дискуссия, игра, тренинг, видео-метод и т.п.)


      1. Понятие качества образования.

      2. Условия обеспечения качества высшего профессионального образования.

      3. Педагогические измерения как способ управления качеством образования в высшей школе.

      Умения педагогической диагностики.

      Программа самостоятельной познавательной деятельности


      1. Самостоятельная работа в аудитории под руководством преподавателя: выполнение заданий, обеспечивающих развитие и оценку сформированности соответствующих умений в устной и письменной формах: разработка и решение ситуационных задач; подготовка и обсуждение проектов; тестирование.

      1. Самостоятельная работа слушателей во внеаудиторное время включает в себя:

      • чтение рекомендуемой литературы с целью последующей презентации изученного материала;

      • разработка сценариев проведения учебных занятий на основе использования современных образовательных технологий; разработка проектов (структуры и содержания) различных видов учебно-методических материалов.

      Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

      При освоении данной дисциплины предполагается проведение входного контроля с использованием дискуссионных форм работы по разнообразным педагогическим задачам;

      Текущий контроль осуществляется в виде выполнения промежуточных диагностических заданий. Данный вид деятельности проводится в течение всего периода изучения курса с целью определения степени сформированности необходимых умений, выявления трудностей освоения содержания учебной дисциплины у слушателей курса. Тестирование.


      • разработку рабочей программы учебной дисциплины;

      • разработку сценария учебного занятия (либо цикла учебных занятий по какой-либо теме) на основе использования определенной образовательной технологии;

      • решение ситуационных задач;

      • тестирование.

      Всего 100 max баллов.

      Выполнение тестов оценивается по выше описанным критериям.

      - разработку рабочей программы учебной дисциплины;

      -разработку сценария учебного занятия (либо цикла учебных занятий по какой-либо теме) на основе использования определенной образовательной технологии;

      - решение ситуационных задач;

      Разработка рабочей программы - 15 баллов (обоснование – 5 баллов; оформление – 5 баллов; представление 5 баллов);

      Разработка сценария учебного занятия – 15 баллов (занятие без технологии – 5 баллов, занятие на основе технологии – 10 баллов);

      Решение задач -10 баллов (при решении без опоры на современную теорию – 5 баллов, с опорой на теорию и пояснениями – 10 баллов);

      Банк контрольных средств прилагается.

      Учебно-методическое обеспечение дисциплины


      1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. –М.: 1991. -251с.

      2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие. –М.: Высшая школа. -2004. -157с.

      3. Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие под общей редакцией А.А. Деркача. –М.: РАГС. -2005. -258с.

      4. Панфилова А.П.: учебное пособие. –М.: Академия. -2006. -368с.

      5. Панина Т.С., Л.Н. Вавилова Современные способы активизации обучения: Учебное пособие. – М.: Академия. -2006. -176с.

      6. Смышляева Л.Г., Сивицкая Л.А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие. Томск.- ТПУ. -2007. -195с.

      Банк контрольных средств –

      образцы тестовых заданий и контролирующих материалов

      ^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

      для осуществления текущего контроля при изучении

      (правильные ответы выделены жирным шрифтом)

      1. Верны ли следующие утверждения?

      1) педагогика – это наука.

      А. Верно только 1

      Б. Верно только 2

      2. Выберите основные аспекты рассмотрения образования.

      Б. результат

      3. Выберите фамилии отечественных ученых – авторов развивающего обучения.

      ^ А. Д.Б. Эльконин

      В. В.В. Давыдов

      Г. Л.В. Занков

      4. Выберите основные виды педагогических явлений.

      ^ Б. обучение

      В. воспитание

      5. Вставьте пропущенное слово вместо многоточия:

      Совокупность взаимосвязанных, согласованно, как единое целое функционирующих педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений, сказывающихся на достижении требуемого педагогического результата называется педагогической ….

      Правильный ответ: системой.

      6. Выберите основные формы организации учебного процесса.

      А.факультатив

      Б.консультация

      7. Назовите область педагогической науки, исследующую закономерности образования взрослого человека.

      ^ Б. андрагогика

      ^ Правильный ответ: урок.

      ^ Правильный ответ: 1 - А; 2 –В; 3 -Б.

      10. Определите правильную последовательность слов для определения дидактического принципа доступности: интеллектуальных, моральных, особенностей, учета, развития, требует, учащихся, физических, перегрузок, анализа, материала, чтобы, они, с точки зрения, не испытывали, их реальных возможностей, и такой, обучения, организации.

      Правильный ответ: требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

      11. Назовите основные формы организации обучения.

      ^ А. экскурсия

      12.Верно ли, что такой метод воспитания как воспитание примером является самым низкоэффективным?

      Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Дидактика высшей школы. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500

      Современная дидактика ВШ Общая теория обучения, исследующая проблемы образования и обучения (воспитания) на высшей, в том числе профессиональной ступени Объект дидактики - процесс обучения как непрерывный, его структура и содержание, закономерности Предмет дидактики – цели, содержание и методы Частная дидактика - методический аспект - связан с преподаванием конкретной учебной дисциплины ( специфика, структура и содержание, методы обучения и контроля)

      Функции дидактики Научно-теоретическая (познавательно-объяснительная) – выявляет закономерности обучения и развития личности. Нормативно-прикладная, мировоззренческая – рассматривает обучение в многообразии и единстве, в совокупности ценностей и норм познания и преобразования мира, социума и личности. Социальная – исследует развитие личности, способной адаптироваться и интегрироваться в общество в соответствии с его запросами и перспективами развития.

      Функции дидактики (продолжение) Личностно-развивающая - на развитие способностей человека к самоактуализации и саморазвитию, саморегуляции и самореализации (гражданин, патриот, труженик, семьянин, сотрудник в сообществе). Здоровьесберегающая – физическое, психическое, социальное, нравственное. Культуротворческая – потенциал субъекта культуры и творческой деятельности, носитель традиционной и инновационной культуры. Социальной защиты – возможности социальной и профессиональной мобильности. Прогностическая - возможности прогнозировать последствия изменений в обучении.

      Задачи дидактики ВШ выявление закономерностей обучения и развития личности (ее воспитания) обоснование принципов обучения в ВШ обоснование целей высшего образования обоснование стандарта высшего образования разработка содержания образования научное обоснование модели педагогического процесса в вузе разработка инновационных методов обучения, в т.ч. информационно-коммуникационных, компьютерных

      Понятийно-категориальный аппарат (цели, процесс и результаты) Обучение, образование, воспитание, развитие, Педагогический процесс, Педагогическая деятельность, Учебно-познавательная деятельность, Личность , развитие личности средствами обучения, Принципы обучения, формы, методы и средства обучения

      Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, социума и государства, предполагающий достижения обучающимся определенного образовательного уровня (на базе освоения общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций; [Универсальных , общепрофессиональных, профессиональных, УК, ОПК, ПК]

      Обучение предполагает: Целеполагание – зачем обучать? Содержание – чему обучать? Технологии - как обучать? (Как контролировать динамику достижений студента? Как оценивать? Как корректировать?)

      Обучение ведет в зону ближайшего развития Процесс развития - самодвижения, самоорганизации на основе внутренних законов. Обучение стимулирует развитие, пробуждает, приводит в движение внутренний механизм развития на основе взаимодействия с со сверстниками и взрослыми, в сотрудничестве.

      Зона ближайшего развития - выход из зоны актуального развития субъекта – результат действия закона становления высших психических функций.

      Центральное технологическое звено развивающего обучения это самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучаемого, основанная на его способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Суть развивающего обучения состоит в том, что обучаемый не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

      СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. 97 с. 2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М. : Логос, 2011. 334 с. 3. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. М., 1982. Т. 2. 4. Глобализация и образование. Болонский процесс: материалы круглого стола. М. : Альфа-М, 2004. Вып. 2. 168 с. 5. Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям [учеб.-метод. пособие] – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 152 с. 6.Загвязинский В. И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия (Academia), 2013. 256 с. 7. Зеер Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе : практико-ориентированная монография. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2003. 157 с.

      СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (продолжение) 8. Колесникова Л. Г. Управление человеческими ресурсами: формирование компетенций: учеб. пособие Челябинск : Центр науч. сотрудничества, 2012. 158 c. 9. Попков В. А. Дидактика высшей школы / В. А Попков, А. В. Коржуев. М. : Академия, 2009. 224 с. 10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с. 11. Современные технологии профессионально-ориентированного образования: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун - та. 2009. 380 с. 12. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Рыбцовой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. 92 с. 13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Академия (Academia), 2008. 240 с.

      Читайте также: