Дидактические игры по нрк в детском саду своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Основная цель воспитателей – помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.

В работе с детьми педагоги ставят следующие задачи развития речи: обогащение словаря дошкольников и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи, формирование и развитие связной речи.

Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения дошкольников. Благодаря дидактической игре дети лучше усваивают первоначальные представления об окружающей действительности, формируются навыки речевого общения, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента систематизируют и углубляют знания о родном крае, способствуют обогащению словарного запаса ненецкими словами и фразеологизмами, развитию насыщенной и связной диалогической речи, умению высказывать свои суждения.

Ход занятия

I. ЕЛИНЫ ПОМОЩНИКИ

Игра рекомендуется для детей младшего возраста. Можно использовать как в совместной деятельности, так и в развлечении.

Научить образовывать форму множественного числа глаголов. Обогащать словарный запас детей. Развивать восприятие, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

Кукла Еля в ненецкой одежде.

Воспитатель знакомит детей с куклой Елей.

– К нам пришла в гости кукла Еля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Еле.

Воспитатель ведёт куклу по столу, указывая на её ноги.

– Что это? (это ноги)

– Они Елины помощники. Что они делают? (ходят, прыгают, бегают, танцуют и т.д.)

Далее воспитатель указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают на поставленные вопросы (руки хватают, рисуют, ласкают…; глаза смотрят, моргают, щурятся…).

II. ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК

Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Учить соотносить стихотворные произведения с иллюстрированным материалом. Познакомить с некоторыми стихотворениями ненецких поэтов. Обогащать словарный запас. Развивать воображение, внимание, слуховое восприятие. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

Далее ведущий раздаёт участникам карточки с изображением явлений природы, объектов живой и неживой природы. Предлагает рассмотреть и подобрать картинку к стихотворению в соответствии с произнесенным текстом. Участники должны объяснить, почему они выбрали ту или иную карточку.

Оленёнок мой ручной
Ходит целый день за мной!
В своей одежде пестренькой,
Копыта:
– Тук, да тук!
За ним – четвероногим –
Как трудно мне на двух!
А. Пичков

За морошкой
По тропинке, по дорожке
Собирать идём морошку.
У речушек, у озёр
Выткан розовый узор.
Этих вкусных спелых ягод
Нам не съесть, наверно за год.
Брызжет, брызжет алый сок,
Две морощки в туесок.
Ну, а третью – эх, народ,
Собираем прямо в рот!
А. Пичков

Гусь
Ходит в тундре серый гусь.
– Никого я не боюсь,
Не боюсь лисы и волка:
Вон, гусей, нас в тундре сколько.
А. Пичков

Куропатка
Белое облачко с тундре летело,
Вдруг возле нашего чума присело.
Забегало облачко вдруг,
как живое.
Никак не пойму –
что же это такое?
К облачку стал подползать
я украдкой –
Оно оказалось, друзья, куропаткой.
А. Пичков

Сияние
Это что за радуга,
Радуга лучистая.
Не стоит на месте,
Прыгает игристая.
Льётся разноцветная,
Пламенем сияет
И в мороз трескучий
Небо украшает.
А. Пичков

Лисёнок
Жил лисёнок рыжий в тундре:
До чего же был он мудрый –
Зря без дела не слонялся –
За хвостом своим гонялся
А. Пичков


III. ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА

Дидактическая игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.

Также можно использовать ненецкие загадки при угадывании животных.


Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Воспитывать уважение к ненецкому народу.

Карточки с изображением предметов быта ненецкого народа, карточка с ненецкими словами и их обозначением на русском языке.

Воспитатель раздаёт участникам игры карточки с изображением предметов быта ненецкого народа. Предлагает детям рассмотреть карточки и вспомнить некоторые ненецкие слова, соотнося их с иллюстрированным материалом.

Аргиш – обоз оленьих упряжек.

Аркан – приспособление для ловли оленей.

Капор – женский головной убор из меха молодого оленя.

Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.

Нарты – средство передвижения.

Нюк – меховое покрытие чума

Паница – верхняя женская одежда их меха молодого оленя.

Пимы – меховые сапоги.

Скребок – инструмент для выделки шкур.

Хорей – шест, которым погоняют оленей во время езды.

Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.


Дидактическая игра рекомендуется детей среднего и старшего возраста. Можно использовать в развлечении, на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности.

Продолжать формировать интерес к культуре ненецкого народа. Учить угадывать ненецкие загадки. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память. Воспитывать усидчивость.

Длинноухий модник:
летом – в сером кафтане бегает,
а зимой шубку надевает.
(заяц)

Четыре девушки одним платком покрыты.
(стол)

Летом – серая,
зимой – белая.
(куропатка)

Олень от них убегает-
а они не отстают
(нарты)

Весной зелёными рождаются,
а осенью желтеют, краснеют
и на землю осыпаются.
(листья)

Цветная занавеска ночное небо закрывает,
а в тундре от неё светлее становится.
(северное сияние)

Бегут два брата вперегонки,
а обогнать друг друга
никак не могут!
(охотничьи лыжи)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре – прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(снег)

Сквозь землю пролез,
русскую шапку надел.
(гриб)

Летом красным сукном одетая,
на одной ножке стоит.
(морошка)

Ног нет, рук нет,
а в рубашке.
(подушка)

Великан полгода спит.
(медведь)

У порога чума доброе существо рычит.
(собака)

Стоит толстяк: живот деревянный,
пояс железный, а в животе – солёная рыба.
(деревянная бочка)

Поэтому, перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся несколько задач, для реализации которых я использую разработанные мною следующие дидиктические игры.

ВложениеРазмер
kartoteka_igr_po_nrk.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по НРК:

Поэтому, перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:

-воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт;

-формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

-воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

-формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.

Игра предназначена для детей 4-6 лет.

- закреплять знания детей о диких животных Красноярского края;

-о среде их обитания;

- систематизировать знания детей о внешнем виде, повадках диких животных;

- упражнять детей в умении отгадывать описательные загадки;

- активизировать в речи детей названия диких животных.

- картинка с изображением леса;

- картинки диких животных Красноярского края;

- загадки о диких животных (медведе, волке, зайце, лисе, еже и т.д.)

Перед детьми лежит картинка с изображением леса. Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных Красноярского края, дети отгадывают их и выкладывают картинки диких животных на картинку с изображением леса. Воспитатель уточняет название диких животных и место их обитания. Задачу можно усложнить описательным рассказом детей о животных.

Фотографии диких животных Красноярского края прилагаю.

Игра предназначена для детей 4-6 лет.

- систематизировать знания детей о растениях Красноярского края;

- закреплять знания о внешнем виде, частях, названии растений;

- упражнять детей в составлении растений из частей, умении описывать растения (внешний вид);

- развивать память, мышление, восприятие;

- обогатить словарь дошкольников, развивать монологическую речь.

- картинки-образцы с изображением растений (ландыш, ромашка, пижма, тюльпан, одуванчик);

- картинки из картоны с изображением этих же растений на каждого играющего.

На столе перед детьми разложены картинки-образцы с изображением растений. Воспитатель раздает детям картинки растений изображенных на картоне, и предлагает рассмотреть образцы и выбрать точно такое же растение, сравнивая правильность своего выбора. Затем дети называют растение, его части и описывают его внешний вид.

Картинки цветов Красноярского края прилагаю.

Игра предназначена для детей 3-4 лет.

- закреплять умения детей описывать домашних животных (внешний вид, повадки, части тела);

- формировать знания детей о разнообразии домашних животных Красноярского края края;

- закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах;

- упражнять детей в соотнесении изображения детенышей домашних животных с картинками взрослого животного;

-развивать речевую активность детей.

- карточки с изображением взрослого домашнего животного (коровы, лошади, свиньи, овцы, козы и т.д.);

- маленькие карточки с детенышами домашних животных.

- разложить перед детьми картинки с изображением домашних животных. Каждому из играющих детей раздать карточки с детенышами домашних животных. По сигналу взрослого дети должны выбрать для своего детеныша взрослое животное и положить рядом свою карточку.

Фотографии домашних животных и их детенышей прилагаю.

-закреплять знания детей о деревьях, произрастающих в Красноярском крае;

- упражнять детей в умении находить дерево по отличительным признакам - по листикам (форме, цвету, величине);

- активизировать в речи детей названия деревьев: сосна, клён, берёза, рябина, тополь;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

- картинки с изображением деревьев;

- маленькие карточки с нарисованными листьями разных деревьев (сосны, клена, рябины, березы, тополя).

Детям для рассматривания предлагаются картинки с изображением деревьев. У каждого играющего ребенка имеется маленькая карточка с нарисованным листом от дерева. По сигналу взрослого дети должны положить карточку на изображение своего дерева. Затем дети называют дерево, его части.

Картинки с изображением деревьев и листиков от них прилагаю.

Игра предназначена для детей 5-6 лет.

- познакомить детей 4-6 лет с основными помещениями дошкольного учреждения;

- профессиями персонала в детском саду.

- реальные фото помещений дошкольного учреждения (кабинет медика, кухня, прачечная, кабинет заведующего, кабинет завхоза и др.);

-фото этих же помещений, разрезанные на части в виде паззла.

- дети собирают паззл определенного помещения;

- называют помещение и его назначение.

Задачу можно усложнить, задав более сложные вопросы:

- как называется профессия человека, который работает в этом помещении;

- как звать медика, повара, завхоза и т.д.

Разработанные мной дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о.





Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие.

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Дидактические игры

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с культурой народов Поволжья

Сагитова Гульнара Ансаровна,

воспитатель высший квалификаций категории

Абдуллина Гулия Гаравдиновна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

Цель : придумать проект и оформить комнату (домик) куклы Фатимы.

Оборудование и материалы : комната куклы Фатимы, построенная из детских стульчиков и других подсобных материалов; сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

hello_html_m3cf8d4c8.jpg

Ход : Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнером по интерьеру и украсить комнату для куклы Фатимы так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращает внимание детей на то, что татары издавна использовали для жилищ кружева, изделия из дерева, вышивку. Они знали секреты украшения и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель предлагает юным дизайнерам заглянуть в такой сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы. Дети предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, лоскутными яркими покрывалами, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду. Подводится итог: комната стала красивой и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь кукла Фатима с удовольствием пригласит к себе гостей (игра продолжается).

Цель : учить детей узнавать и называть детали народных костюмов народов Поволжья (Татарского, русского и чувашского).

Материал к игре : Сундучки с приданым трех национальностей, с костюмами и деталями одежды с украшениями к ним.

Ход : Детям предлагаются национальные наряды для праздников и будней. А также наряды разных сословий и предлагают одеть крестьянку или горожанку. И сравнить, почему так одевались крестьяне .

Цель : Продолжать знакомить детей с бытом и историей Волжских татар, с укладом их жизни. Закрепить знание членов семьи на татарском языке.

Материал к игре: Миниатюрный домик в национальном стиле со всеми членами семьи.

Ход: Игра проводится в форме сюжетно-ролевой игры.

Цель : продолжать знакомить детей с элементами старинных национальных нарядов и украшений народов Поволжья. Развитие эстетических вкусов, патриотических чувств и толерантности у детей дошкольного возраста.

Материал к игре : Куклы с национальными костюмами и деталями к ним.

Ход : Игру можно провести в свободной форме. Просто предложить из одежды выбрать одежду для Маши, Амины и Арины, одеть всех девочек в определенный национальный наряд, либо разложить детали одежды по сундучкам для каждой куклы отдельно.

Цель : знакомство детей с одеждой татарских девушек, названиями деталей одежды и украшений, которые они носили, а также укладом быта и жизни татарских женщин. Воспитание любви и интереса к культуре своего народа.

Ход: Воспитатель начинает рассказ о том, какая у меня была Д әү ә ни.

Моя бабушка жила в татарской деревне и была она первой красавицей, умницей и умелицей. Она умела все на свете. И работать и петь, и на курае играть, и танцевать, наряжаться и красиво одеваться. Вот посмотрите:…

Далее воспитатель показывает, какие платья она одевала, из каких они были тканей и какие цвета и узоры предпочитали татары. Воспитатель называет все виды одежды (Камзул, жикет, читек, яулык, калфак…). Предлагает рассмотреть ткань для платья, которую носили на работу, на выход, на праздники и предлагает детям подумать, почему такой выбор (Шелк, бархат, ситец, лен…).

Но самое главное, что моя бабушка все умела. Она и пряла, и вязала, и вышивала, и штопала, и очень вкусно готовила и даже хлеб для стола растила сама…

Дети совместно с педагогом рассматривают, что делает девушка в каждом случае. Также можно рассмотреть украшения бабушки (Алка, белязек, чулпы…).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Костанайского района

по развитию речи


акимата Костанайского района-

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры . Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.

Цель: познакомить детей 3-4 лет с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Материал: реальные фото помещений дошкольного учреждения (спортивный зал, музыкальный зал, кухня, прачечная и др.), разрезанные на части в виде паззла

Дидактическая задача: собрать паззл, назвать помещение и его назначение.

Ход игры: - Ребята! Сейчас я вам раздам образцы –картинки с изображением детского сада, своей группы, музыкального зала и т.д. и раздам пазлы. Нужно собрать пазл по образцу.

-Валера,какую картинку собрал ты?

-Это наш детский сад!

-Правильно, Валера!а для чего нам нужен детский сад?

-чтобы в него ходили дети, играли, занимались и т.д.

Аналогично собирают пазл музыкального зала. Выясняют его назначение.






Цель игры: Знакомить детей с достопримечательностями города Костаная.

Игровая задача: Не менее интересным пособием является дидактическая игра для детей 3-4 лет составить из кубиков картинку по образцу.

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закрепить знания детей о городе Кустанае ; воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.

Ход игры : Воспитатель с ребенком рассматривают образцы – картинки с достопримечательностями города Кустаная .

-Саша, назови, какие интересные здания изображены на них, при затруднении воспитатель помогает.

-Саша, выбери картинку, по которой будешь собирать кубики.

-Саша , посмотри на кубики, подбери элементы на их сторонах. Ребенок при помощи воспитателя собирает картинку. Если ребенок самостоятельно пытается собрать картинку, это поощряется похвалой. После того, как картинка собрана, воспитатель спрашивает, что собрал ребенок. Один ребенок может собрать все 6 картинок или каждую картинку собирают по очереди.

Игра предназначена для детей 4-5лет.

Цель игры: продолжить знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками и достопримечательностями города Кустаная, Астаны. Обогатить представления о промышленных культурных объектах городов.

Материал: 9 больших карт с изображением различных мест города Костаная и 27 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила: заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит, какие рисунки на карточке изображены. В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник закрывает данное место на большой карте.

Цель игры: Игра предназначена познакомить детей с фауной Казахстана упражнять в классификации животных, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Материал: 9 больших карт с изображением различных животных Казахстана и 36 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила: заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры:Ребята, нам нужно с вами выбрать ведущего,а остальные будут учасниками игры.

-Кто будет ведущим? Дети выбирают Назара.

-Посмотрите….у нас есть карты больших размеров с изображением животных. Сейчас Назар возьмет маленькую карточку и спросит

"Мой любимый край".

Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края.

Детям предлагают придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. "Я люблю свой край (город, деревню, поселок), потому что он (какой?) …"

-Марк . давай поиграем:

- давай придумаем много красивых слов про свой поселок Затобольск

-Я люблю свой поселок потому что он красивый, чистый, уютный.

Альбина ,а ты любишь свой поселок? Придумай красивые слова: родной!

"Найди две одинаковые репродукции картин ".

Цель: расширить представления детей о средствах выразительности изобразительных, архитектурных произведений, развитие зрительного восприятия, развитие ценностного отношения к профессиям архитектора, художника.

Ход игры: Педагог выставляет перед детьми изображение 3-4 зданий или репродукции картин и предлагает:

-Ребята, внимательно рассмотрите и найдите два одинаковых здания


или картины .

"Сказочное произведение" (моделирование).

Цель: формирование способности к эмоционально-чувственному восприятию изобразительных, архитектурных произведений, развитие наглядно-образного мышления, ценностного отношения к произведениям устного народного творчества.

Педагог предлагает детям рассмотреть, выставленные на фланелеграфе (магнитной доске) картины по этнической тематике, сказочные юрты.

- Ребята, нужно "заселить" картины, юрты сказочными персонажами. Например, в реке Тобол будет жить золотая рыбка, а лягушка-квакушка где может жить?, а в юрте будет жить Баба-Яга, мышка-норушка?

Вот какие молодцы! Расселили всех! Расскажите где кто поселился?

"Встреча с другом (моделирование).

Цель: расширение представлений дошкольников о быте казахов, развитие ценностного отношения к культуре и истории родного края.

Перед детьми на фланелеграфе (магнитной доске) выставляются иллюстрации из жизни казахов.

-Ребята, посмотрите,у меня есть вот такое изображение куклы казашки и казаха батыра. Нужно определить по их одежде, дополнительным деталям, куда направляются герои.

Улан, казашка с казаном идет домой

Куда она идет? в юрту . правильно.

Сережа, батыр на коне с оружием в руках куда направляется?

на войну, охоту и т.п.

Сделав выбор, дети ставят изображение куклы на предложенную иллюстрацию.

Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.

Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх).

-Алиса, потрогай это перо, как ты думаешь у кого есть такие перья?

После того, как ребёнок назвал птицу или животное , карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.

Читайте также: