Дидактические игры по дымке в доу

Обновлено: 06.07.2024

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (изобразительная деятельность).

Темы, отражённые в карточках: элементы дымковской росписи; цветовое разнообразие элементов росписи; отличие дымковской росписи от городецкой; материал, необходимый для изготовления дымковской игрушки; элементы хохломского, городецкого и жостовского орнамента.

Возраст: дети 5-7 лет (старший дошкольный возраст).

Тип занятия: изучение, закрепление и систематизация материала.

Требуемые для работы знания и умения ребенка: знание истории возникновения дымковской игрушки; умение называть видовое разнообразие игрушек; знание элементов росписи; умение отличать дымковскую роспись от городецкой, хохломской и жостовской; умение сравнивать, анализировать и рассуждать.

Ожидаемые результаты: закрепление и систематизация знаний о дымковской росписи; формирование умения отличать ее от других видов росписи; формирование умения создавать свой орнамент при работе с дымковской игрушкой, подбирая соответствующие цвета и элементы.

Материал: ламинированные карточки размером 11*16 см (10 штук), влажная тряпочка, фломастеры разных цветов.

Инструкция по использованию карточек

Цель: закрепить умение находить дымковскую игрушку по элементам росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и обвести в кружок лишнюю игрушку, объяснить свое решение, назвать все виды росписи (лишняя – деревянная лошадка в городецкой росписи).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image.jpg

Цель: закрепить умение подбирать элементы дымковского орнамента.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и соединить стрелочками барыню с элементами орнамента, которые использовали дымковские мастера. Объяснить свое решение, назвать все виды росписи (хохломская, дымковская, городецкая, жостовская).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%282%29.jpg

Цель: закрепить умение рисовать элементы дымковской росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и повторить их по образцу.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%283%29.jpg

Цель: закрепить умение находить вторую половинку игрушки.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелками соединить половинки дымковских игрушек.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%284%29.jpg

Цель: закрепить умение подбирать цвета для дымковской росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с геометрической фигурой того цвета, который мастера использовали для росписи дымковских игрушек ( на карточке все цвета являются подходящими).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%285%29.jpg

Цель: закрепить умение находить и называть материал, необходимый для изготовления дымковской игрушки.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с тем материалом, который используется для ее изготовления. Объяснить свое решение, назвать все виды материалов (бумага, ткань, глина, шерстяные нитки, деревянные доски).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%286%29.jpg

Цель: закрепить умение подбирать виды орнамента дымковской росписи, которыми украшали коня.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с тем видами орнамента, которые используются для росписи коня. Объяснить свое решение, назвать все виды орнамента и их использование (клеткой и волной украшали юбку барыни).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%287%29.jpg

Цель: закрепить умение узнавать и называть основные виды дымковских игрушек.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и назвать все игрушки (всадник, индюк, конь, барашек, водоноска, птичка).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%288%29.jpg

Цель: закрепить умение дорисовать элементы дымковской росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и дорисовать их по образцу.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%289%29.jpg

Цель: закрепить умение раскрашивать элементы дымковской росписи по замыслу.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и раскрасить их по замыслу.

Дидактическая задача: учить детей элементам дымковской росписи, технике исполнения дымковских элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными на них дымковскими элементами дымковской росписи, кисть.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошину.

- выбирать форму и расписывать её;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: различные контурные силуэты дымковских игрушек.

Ход игры: предложить детям выбрать любой контурный силуэт и расписать его.

- знакомить детей с дымковской игрушкой;

- развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Материал: картинки с изображением дымковской игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каждой картинке такую же, назвать вид росписи.

Дидактическая задача: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

- закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов;

- развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: 28 карточек с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

- научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

- развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

- закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает собрать детям изделия, назвать вид росписи.

• Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.

• Игроки собирают изображение без образца.

• Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.

• Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.

Дидактическая задача: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре карточки с изображением одного промысла и одна - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются четыре-пять карточек. Следует найти лишнюю и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Дидактическая задача: учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Дидактическая задача: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первый заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

-учить составлять декоративные композиции;

-располагать элементы, подбирая их по цвету;

- на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов

узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Автор: Гусева Алевтина Геннадьевна

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №111

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Автор: Родионова Екатерина Александровна

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №111

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Отличный способ интересно и с пользой провести время – предложить дошкольнику и младшему школьнику поиграть, так как это естественная потребность ребенка, ведущий вид деятельности детей (Л.С.Выготский). Для ребенка игра – это развлечение, удовольствие, радость. Это та деятельность, которая нравится каждому ребенку.

Также игра – это большой интеллектуальный труд для ребенка (Н.К.Крупская). Именно через игру ребенок познает мир, это та деятельность, которая движет познавательным развитием ребенка.

Игра – это жизненная лаборатория (С.Т.Шацкий), где наиболее полно проявляется личность ребенка, таким образом, игра является средством всестороннего развития ребенка.

Мы понимаем, как велика ценность самостоятельных игр ребенка, то есть тех игр, в которые ребенок играем сам и предлагаем Вашему вниманию несколько настольных игр, которые педагоги или заботливые родители смогут использовать в своей работе. Для этого только надо их скачать, распечатать и заламинировать (см. приложения к играм)

Предложенные нами игры могут быть использованы взрослыми на этапе мотивации, вовлечении ребенка в деятельность. Также в процессе проведения разработанных нами игр, дети смогут закрепить знания об одном из самых старинных, ярких и самобытных промыслах России – дымковской глиняной игрушке.

Дымковская игрушка всегда желанна, она будит воображение детей. И уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем знакомить детей с народными традициями и с Вятским глиняным художественным промыслом.

Дошкольникам близки и понятны фигурки мастеров Дымково: кони, бараны, козелки, олешки, уточки, индюки, петушки, кормилицы, водоноски, купчихи, барыни и дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, офицеры, мужики, всадники, скоморохи…

Нарядные персонажи с любовью раскрашены мастерами по белому фону яркими красками: красными, желтыми, зелеными, синими, оранжевыми, фиолетовыми. Для контраста используется черный цвет и позолота.

Привлекает ребят не только яркий колорит росписи, но и несложный геометрический рисунок: круги, точки, горошек, кольца, полоски, волнистые линии, клеточки…

С целью закрепления знаний детей о данном виде декоративно-прикладного искусства, элементах росписи, развития интереса детей к русскому народному творчеству, нами разработаны следующие дидактические игры:

Цель: закрепление знаний элементов дымковской росписи;
развитие речи, внимания, мышления.

Правила игры: загадай дымковскую игрушку и опиши ее наряд.

Цель: развитие внимания, усидчивости, интереса к настольным играм.

Цель: формирование умения находить силуэты дымковских игрушек;
развитие зрительного восприятия, внимания, интереса к игровой деятельности.

Правила игры: назвать дымковскую игрушку, соединить линией тень с нужной игрушкой.
На смарт доске ребенок передвигает карточки и если ребенок правильно поднес картинку к тени, картинка растворяется.

Цель: развитие концентрации внимания, памяти, мышления дошкольников.

Цель: формирование способов запоминания, развитие произвольного внимания.

Правила игры: разложить фишки в ряды и столбцы так, чтобы дымковские фигурки не повторялись ни в рядах, ни в столбцах.

Сложность игры зависит от количества фишек. Поэтому сначала выходят на ярмарку всего три команды по три игрока, например, первая команда – три водоноски, вторая команда – три всадника, третья команда – три оленя (см. фото 8).

Это самый легкий вариант игры, всего нужно разложить девять фишек. С данной задачей справляются дети среднего дошкольного возраста. Освоив этот вариант игры, переходим к полю в четыре строки и четыре столбца, всего шестнадцать фишек.

Например, первая команда – четыре водоноски, вторая команда – четыре всадника, третья команда – четыре оленя, четвертая команда – четыре козлика. Правила те же: картинка не должна повторяться ни в строке, ни в столбце (см. фото 9).
Тренируясь, дети старшего дошкольного возраста смогут заполнять поле пять на пять, шесть на шесть и более строк и столбцов. Нами представлена игра для скачивания 10 на 10 карточек.

Цель: развитие координации движений и мелкой моторики рук;
закрепление знаний о дымковских барынях, кормилицах, мамках, водоносках.

Правила игры: необходимо внимательно рассмотреть части картинок и собрать целые изображения дымковских кукол из нужных фрагментов.

Предложенные нами игры, не только забавляют и развлекают, но и носят развивающий характер:

  • Данные игры формируют интерес к настольным играм, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей. Помогают ребенку самому организовать свой досуг.
  • Развивают навыки коммуникации, ведь скучно играть одному. Также можно помочь сверстнику, у которого что-то не получается. Таким образов формируются человеческие качества: доброжелательность, вежливость, тактичность, справедливость и др. Развивается эмоциональная сфера ребенка: дети учатся проявлять поддержку, выражать сожаление, учатся проигрывать, проявляют симпатии.
  • Формируют успешность, уверенность в себе, так как в процессе наблюдения за игрой ребенка, мы поощряем и приободряем участников, воспитываем стремление к преодолению трудностей.
  • Способствуют развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции.
  • Вызывают качественные изменения в психике ребенка. Развивают мышление, память, произвольное внимание, речь дошкольников: учат рассуждать и делать умозаключения.
  • Формируют интерес, эмоциональную отзывчивость к объектам эстетического содержания, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
  • Формируют готовность к школьному обучению.

В разработанные нами игры с интересом играют и дети с ОВЗ.

Желаем коллегам и родителям интересных и продуктивных игр с детьми. Скачивайте и играйте.














Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры на занятиях, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

Читайте также: