Обратная пластилинография в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Целевая аудитория: Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Что такое пластилинография?

Идея данной техники принадлежит педагогу Просняковой Татьяне Николаевне, автору многочисленных книг по художественному труду.

Методы и приёмы

  1. Скатывание. Кусочек пластилина кругообразными движениями пальцев скатывается в шарик.
  2. Сплющивание. Шарик пластилина сдавливают до формы лепёшки;
  3. Раскатывание. Кусочек пластилина, зажатый между ладонями, раскатывается прямолинейными движениями;
  4. Заглаживание. Кончиками пальцев размазывается пластилин для получения гладкой поверхности;
  5. Размазывание. Надавливание пальчиком на пластилин и проведение линии из пластилина в нужном направлении;
  6. Смешивание разных цветов пластилина для получения новых цветов и оттенков.

Виды пластилинографии

Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность дошкольников, делает её более увлекательной и интересной.

Советы при изготовлении картин из пластилина

Инструменты и материалы:

  1. Стекло или рамка со стеклом;
  2. Альбомный лист для эскиза рисунка или готовый рисунок (натюрморт);
  3. Простой карандаш;
  4. Перманентный маркер по стеклу;
  5. Цветная бумага или цветной картон (для фона);
  6. Картон плотный (для изнаночной стороны картины);
  7. Ножницы;
  8. Верёвочка или шпилька (для крепежа);
  9. Стека;
  10. Влажные салфетки;
  11. Цветной скотч (если нет рамки).

Демонстрационный материал:


1. Натюрморт (французское слово Natura morte, с итальянского natura morta, буквально – мёртвая природа) – это жанр изобразительного искусства (живописи), где изображены окружающие человека вещи, объединённые в одну композицию;

2. Положить стекло на альбомный лист (край стекла, предварительно обклеить прозрачным скотчем), обвести стекло по краю, излишки бумаги отрезать ножницами.

3. Нарисовать на альбомном листе набросок натюрморта простым карандашом (или приготовить несколько готовых эскизов на выбор по размеру стекла).


4. Подложить рисунок под стекло, обвести рисунок по контуру перманентным маркером по стеклу.


5. Сверху рисунка наносим пластилин тонким слоем, отрывая маленькие кусочки пластилина и размазывая пальцем (при необходимости соединяем кусочки пластилина разных цветов, смешиваем между пальчиками, получаем нужные цвета и оттенки). Сначала наносим блики, затем тень, после заполняем контур рисунка пластилином от середины к краям.


6. Убрать стекой лишний пластилин, вытереть влажной салфеткой грязные места на картине.

7. Подобрать фон из цветной бумаги или картона. Прижать цветную бумагу к стеклу (чтобы приклеилась к пластилину). Лишнюю бумагу отрезать ножницами.

8. На плотном картоне отметить линейкой место крепления, вставить шпильку или верёвочку, зафиксировать концы (можно приклеить к картону клеевым пистолетом ключ – петельку от лимонада).

9. Приложить плотный картон к рисунку и заклеить края работы цветным скотчем, имитируя рамку (или вставить картину в готовую рамку).


10. Натюрморт готов!

Эта техника великолепна и необычна… она будет интересна как детям, так и взрослым!

Удачных вам работ!

Методическая разработка педагогического мероприятия

с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)


Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение);

Развивать эстетический вкус;

Развивать цветовосприятие, умение подобрать цвет фона к картине;

Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений руки;

Развивать интерес к изобразительной деятельности;

Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – натюрморт;

Познакомить с видом изобразительного искусства – витраж;

Формировать умение смешивать кусочки пластилина, получая новые цвета и оттенки;

Воспитательные:

Воспитывать умение аккуратно выполнять работу, размазывая пальчиком тонким слоем на стекло кусочки пластилина;

Формировать умение планировать свою деятельность, самостоятельно выполнять работу с опорой на технологическую карту;

Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатую работу до конца.

Проектирование образовательной деятельности: Продуктивная деятельность

Процесс совместной деятельности

Инструменты и материалы:

Рамка со стеклом (у стекла обработаны края прозрачным скотчем);

Альбомные листы по размеру стекла (усложнение деятельности), эскизы натюрмортов (облегчение деятельности);

Перманентный маркер по стеклу;

Пластилин и стека;

Доска для пластилина;

Цветная бумага и цветной картон (для фона картины);

Плотный картон (для обратной стороны картины);

Верёвочка, шпилька (для подвеса картины);

Цветной скотч (для рамки)

Введение в тему. Процесс вовлечения в деятельность.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах.

Я рада приветствовать вас, ребята, снова в нашей мастерской.

В моём волшебном сундучке предмет – загадка:

Не игрушка, и не марки –

Он лежит в коробке яркой.

Пахнут, как весной цветочки.

Лепится он, но не глина,

Можно вылепить картину:

Рыбку, кошку и павлина

Из цветного… ПЛАСТИЛИНА!

Вы любите лепить из пластилина?

Пластилин мягкий, пластичный, податливый, может принимать любую форму.

А можно рисовать пластилином? Каким способом?

Пластилин используют не только для лепки. Из него создают настоящие пластилиновые картины. Наносят пластилин мазками, размазывая пальчиками.

Как называется техника рисования пластилином?

Такая техника называется – пластилинография.

Ещё, в моём сундучке, лежит рамка со стеклом и маркер…

Вы догадались для чего? Что мы будем делать?

Будем рисовать картину. Мы привыкли накладывать пластилин слоями друг на друга. А здесь получится наоборот, лепить нужно с обратной стороны. Такая техника рисования пластилином называется – обратная пластилинография.

Какую картину мы будем лепить в этой технике? Попробуйте угадать?

(Воспитатель достаёт из сундучка фрукты, вазочка, макет тортика – дети отгадывают жанр картины)

Если видишь на картине

Чудо – вазу на столе,

Или в ней букет красивых,

Или яблоки, иль груши,

Апельсины, или торт –

Посмотрите на картины и вспомните автора этих картин. Как зовут художника? (Мартирос Сарьян)

Как, одним словом, назвать эти картины? (Натюрморт)

Художник Мартирос Сарьян писал свои картины на холсте красками, а у меня есть натюрморты нарисованные на стекле пластилином.

Посмотрите на фотографии витражей. Это прозрачные картины из цветного стекла. Обычно, стёклышки разделены контуром.

Пути решения проблемы.

Мы уже рисовали с вами эскизы натюрмортов простым карандашом на бумаге. Они нам сегодня пригодятся.

Как перенести рисунок на стекло?

Что будем делать потом?

Организация совместной деятельности:

Предоставление возможности самостоятельности и выбора

Показ таблицы по цветоведению.

Пластилинография называется обратной. У неё есть несколько секретов, как сделать картинку.

Наложим стекло на эскиз, обведём маркером – как контур у витража.

Пластилин нужно наносить на нарисованный маркером на стекле рисунок. Сначала надо сделать блики – отражение света. Затем раскрасим фрукты пластилином. Мы как бы делаем картинку наоборот. Вот почему пластилинография называется обратной.

Как нужно наносить пластилин?

Как получить нужный оттенок?

Таблица смешивания цветов может подсказать, как получить новые оттенки цветов.

Картина уже раскрашена пластилином.

Что сделаем дальше?

Вы сами выберите цвет бумаги или картона для фона… (предоставляется самостоятельный выбор материала, формата, композиции и т.д.)

Чтобы картина смотрелась красиво, что нам нужно?

Как сделать рамку, если нет готовой?

Сделаем её из скотча.

Мы поставим картину, будет ли это удобно?

У нас нет крепления, как будет висеть картина?

Есть несколько способов, как можно сделать крепление для картины (из шпильки, ключа – петли от лимонада, или верёвочка).

Практика применения в новых условиях.

У нас получилась замечательная картина!

А для чего нам нужны картины?

Можно украсить ею дом. Картину можно подарить. Сделать из картин выставку.

Витражная или обратная пластилинография - пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам.

Содержится в разделах:

Обратная, витражная пластилинография - Изготовление поделки в технике рисования пластилином на стекле. Для детей с 5 лет

Витражная пластилинография

Витражная пластилинография Пластилинография это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на картонной, стеклянной, пластиковой или иной основе. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на.

Автор: Ванюшина Наталья Владимировна – воспитатель МБДОУ Детский сад №4 г. Старица
Назначение: Может использоваться как подарок, медаль, эмблема, елочная игрушка, для украшения детской комнаты.
Для детей старшего дошкольного возраста.



Цель: научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе.
Задачи:
1. Вызвать интерес к созданию аппликации из пластилина.
2. Учить аккуратно заполнять рисунок пластилином, не выходя за контур.
3. Закрепить способы смешивания цветов пластилина.
4. Развивать чувство формы и композиции.
5. Воспитывать эстетический вкус.

Материалы и инструменты:
1. Прозрачная крышка от сметаны, йогурта или майонеза.
2. Мягкий пластилин, стека.
3. Белая бумага в форме круга диаметром 8 см.
4. Простой карандаш, ластик.



Возьмем карандаш и нарисуем контур картинки, которую хотим выполнить из пластилина. Сегодня у меня это будет нарядный мухомор.
До чего красивый гриб!
Кружевами он обвит.
В шляпке славной, ярко-красной,
В белых крапинках атласных. (Л. Фирсова)



Кладем шаблон на лицевую сторону крышки рисунком вниз. Закрепляем кусочками пластилина или скотчем. Переворачиваем изнаночной стороной к себе. Аппликация выполняется на изнаночной стороне крышки.



Первыми на нашем мухоморе появляются белые крапинки…
… а может, крошки,
Может, белые горошки –
Как веснушки на носу.



Рисуем ярко-красную шляпу, размазывая пластилин тонким слоем в пределах контура. Используем стеку, где это необходимо.




Выбираем цвет фона миниатюры. Заполняем свободное пространство, размазывая тонкие пластины материала.




Края крышки также можно заполнить пластилином, раскатав его в тонкий жгут и положив в углубление по кругу.



Закрепляем вверху петельку и миниатюру можно вешать на стену.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор. (Е. Алексеев)




Ромашка, выполненная в той же технике. Ну чем не подарок любимой мамочке.
Белая ромашка
Лепестки - вразлёт,
Мчусь с тобой в ладони,
Словно вертолёт.
Лепестки – пропеллер,
Я чуть-чуть лечу.
Я ромашку маме
Подарить хочу! (Т. Уманская)



А вот большая сочная гусеница на яблоке.
Листья, зелень, травку ли –
Съела всё внизу.
И, цепляясь лапками,
Вверх теперь ползу.
Стану всем на зависть я
Куколкой… и вдруг
Бабочкой-красавицей
Вылечу на луг. (А. Бруштунова)

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности, научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе.

Задачи мастер класса:

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

ВложениеРазмер
doklad_master_klass_volshebnaya_strana_plastilinografiya_obratnaya_plastilinografiya.docx 38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Мастер-класс для педагогов

Колонькова Оксана Владимировна

для воспитателей дошкольных учреждений на тему

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности, научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе.

Задачи мастер класса:

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов:

  1. Прозрачная крышка от сметаны, йогурта и пр.;
  2. набор мягкого пластилина, стека;
  3. трафарет с изображением;
  4. перманентный фломастер;
  5. цветной фон из картона в форме круга диаметром 8 см;
  6. доска для лепки;
  7. влажные салфетки для рук.

Ноутбук, телевизор, примеры работ, раздаточный материал, эскизы для работы, презентация, пластилин, перманентный черный маркер, салфетки, образцы.

Ход мастер - класса:

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников считается изобразительная, художественно- продуктивная деятельность.

Цель моего опыта - развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования. Для достижения этой цели я выбрала пластилинографию или рисование пластилином.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных или плоскостных объектов на горизонтальной поверхности.

С пластилином все вы знакомы с детства. Мы лепили из пластилина в садике, дома, потом в школе. А вы знаете, что 1 февраля – день пластилина.

Пластилинография способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков, побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до конца.

Картины, выполненные в технике - пластилинография, могут быть использованы в качестве подарка, практичны в украшении интерьера квартиры, дома, а также могут стать достойными участниками в различных конкурсах и выставках.

  • во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
  • предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;
  • устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
  • Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения.
  • Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (диски, пайетки, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны)
  • Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
  • Готовую работу можно сбрызнуть лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль
  • занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда нужно включать физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

Используется несколько видов пластилинографии:

Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. 4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой, или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей

дошкольников любого возраста.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура).

Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

В наше время расширено понятие “витраж”. Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, куполов.

В наше время витражи изготавливают из бумаги, пленки, соломки, пластилина и т.д.

Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения.

Создание работ в этой технике с младшими школьниками решает такие задачи как:

  • развитие у художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

Обратная пластилинография - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная .

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Весна уже стучится в окошко и приближаются весенние праздники. Я предлагаю вам идею оригинальной поделки, которая может стать замечательным подарком или просто украсить вашу группу или дом! Для её изготовления мы воспользуемся видом обратной пластилинографии.

Прежде чем начать работу, давайте вспомним с вами правила работы с пластилином:

- где должен лежать пластилин? (в коробочке)

- если нам нужно, например, раскатать пластилин в жгутик (колбаску), на чем мы будем катать? (на досточке)

- если нам нужен небольшой кусочек пластилина? (отрезаем стеком, отрываем, но не откусываем…)

- если пластилин твердый, что нужно сделать перед началом работы? (разогреть, размять)

- а также мы с вами знаем что нельзя вытирать руки об одежду – для этого есть влажные салфетки или же в конце работы их можно помыть с мылом.

А для этого на столах у вас лежат все необходимые приспособления.

Туча и дождик (пальчиковая гимнастика)

Туча по небу плыла( Правая рука описывает дважды большой круг.)

Дождик за руку вела,( Правая рука берет левую руку за большой палец (кисть не провисает).

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошах. ( Руки вытянуты вперед, двигаются влево и вправо.)

Дождик всюду походил,( Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы.)

На крылечке наследил, ( Шлепки по коленям .)

Топнул, шлепнул и умчался. ( Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками.)

Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов. (Музыкальное сопровождение)

В качестве эскиза можно выбрать любую понравившуюся картинку и перевести ее на прозрачную пластиковую крышечку перманентным маркером, положив крышку на картинку. А можно вырезать изображение (контур рисунка) по форме основы и прикрепить его с лицевой стороны работы пластилином. Это позволит сэкономить время и развить у ребёнка аккуратность при выполнении работы. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин (размазываем, не выходя за линии эскиза). Толщина слоя не более 2-3 мм. При этом контролируем нанесение пластилина на рисунок с лицевой стороны и поправляем. Заправляем все пространство фона пластилином , а для экономии времени и для более эстетичного вида контрастного цвета картоном, вырезанным по размеру основы. У вас в руках готовая работа, которая может служить подарком к любому празднику. Самое главное, что она выполнена от души и без особых затрат!

Какие вы молодцы, самые настоящие художники. Посмотрите, какие у вас замечательные картинки получились.

  • Была ли получена какая-то новая информация?
  • Понравилась ли данная техника?
  • Полезно ли будет полученная информация в будущем?
  • Были ли какие-то сложности при выполнении работы?

- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающийся смайлик.

- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустный смайлик.

Про пластилиновую живопись написано множество книг. В них подробно описаны различные идеи и способы создания оригинальной поделки. Вы узнаете что нужно для лепки панно из пластилина. Вот некоторые книги на данную тему:

  • Елена Чернова “Пластилиновые картины”;
  • Татьяна Яковлева “Пластилиновая живопись”;
  • Юлия Ленгина “Картины из пластилина”;
  • Марина Иванова “Лепим из пластилина: забавные фигурки и веселые картины”;
  • Марья Новацкая “Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми”;
  • Ольга Кудина “Долина пластилина”;
  • Тихомирова, Лебедева “Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”;
  • Светлана Ляне “Пластилиновая сказка”.

С данными книгами будет полезно ознакомиться всем тем, кто с этим видом творчества незнаком. Кроме того, в них можно найти массу всего интересного и тем, кто уже пробовал создавать картины из пластилина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов на тему "Волшебный мир вытынанки"

Мастер - класс для педагогов по теме "Волшебный мир вытынанки" включает в себя краткое описание происхождения этого вида искусства, а в презентации представлены готовые работы и пошаговая инструкция и.

Мастер - класс для педагогов на тему "Волшебный мир вытынанки"

Мастер - класс для педагогов по теме "Волшебный мир вытынанки" включает в себя краткое описание происхождения этого вида искусства, а в презентации представлены готовые работы и пошаговая инструкция и.


Для создания аппликации были созданы подсолнухи по технике оригами.

Мастер - класс с педагогами на тему "Волшебная страна платилинография"

Повышение профессионального мастерства педагогов.


Мастер класс для родителей с детьми "Волшебная страна пластилинография"


познакомить педагогов с возможностями рисования манкой, с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.


Мастер-класс для педагогов на тему: "Изготовление волшебных красок"

Конспект мастер-класса для педагогов на тему "Изготовление волшебных красок". Научимся изготавливать не только краски, но и применять их для изготовления мандалы дружбы! (коллективная работа.

Читайте также: