Дидактические игры на прогулке для детей 2 3 лет в детском саду картотека с целями

Обновлено: 05.07.2024

Дидактические задания на прогулке для детей 2-4 лет

Дидактические задания являются одним из структурных компонентов прогулки.

Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Они длятся не более 3—4 минут, проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Для этого воспитатель то общается с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале, и в конце прогулки, а может включаться в ход наблюдения. В каждом задании присутствуют мастерство, опыт, фантазия педагога, его изобретательность и творчество.

Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению и понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению. Например, воспитатель предлагает собрать осенний букет из разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете; подносят их взрослому, ожидая оценки. Педагог не должен торопиться. С младшими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо лежать тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для них не существует мелочей. В следующий раз энтузиастов для составления букета будет намного меньше. К тому же необходимо помнить, что непосредственные действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся неинтересными, и дети отказываются их выполнять. Поэтому как только собрали осенние листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, их тут же следует как-то использовать, например, для каждого из ребят сделать какую-то игрушку, украшение.

Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактических заданиях можно решать одновременно несколько задач. Младшие дети отбирают из общей корзинки определенный природный материал: только ракушки или только камешки, а затем уже выкладывают силуэты самолета, лодки, флажка и т.д. Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, выкладывая узор из больших и маленьких камешков или чередуя желуди с камешками. Активный двигательный поиск сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать только маленькие камешки, только белые. Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, травинки, палочки, каштаны, листья и т.д. Разнообразные действия с этим материалом обогащают самостоятельную деятельность детей. При этом в играх они не только копируют усвоенные действия, но и придумывают собственные варианты.

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев сделали украшения.

В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру зайчика, из серых —сову.

Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыльные пузыри. Увлекательная игра для всех!

В прятках и перебежках дети успешно справляются с несколькими задачами одновременно: упражнения в активных движениях, ориентировка в окружающем сочетаются с яркими проявлениями голосовых реакций. В ходе перекличек дети незаметно для себя учатся безошибочно называть предметы, точно определять свое местоположение среди них: около куста, за дубом, под березой и т.д.

Для активизации мыслительных операций младшим детям предлагается определить, кто выше (собака, кошка); старшим— уточнить, чьи уши самые длинные (заяц), у кого самый пушистый хвостик (белка, лиса) и т.д.

Но иногда не стоит спешить с вопросами и предложениями. Пусть ребенок сам пофантазирует. Нашли интересную веточку, палочку. На что похожа? А этот камешек? Ответы детей зачастую поражают своей точностью, новизной восприятия.

Собрали много шишек, и дети начинают играть. Пусть поупражняются в броске, стараясь попасть в пень, перебросить шишку через куст.

Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, творчество, совершенствуются разнообразные движения, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.

ДИДИКТИЧЕСКАЯ ИГРА – эффективный путь активизации познавательной деятельности дошкольников.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактических игр

Развитие познавательных и умственных способностей

Получение новых знаний, их обобщение и закрепление

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира

Развитие памяти, внимания, наблюдательности

Развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

Развитие речи

Пополнение и активизация словаря

Формирование грамматических категорий

Формирование и развитие фонетической стороны речи

Развитие связной речи

Социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника

Познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы

Формирование чуткого отношения к сверстникам

Формирование умения быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг… Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ры-ры-ры - у мальчика ша. Ри-ри ри - на ветках снеги…

Ро-ро-ро - у нас новое вед… Ар-ар-ар - кипит наш само…

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход: Воспитатель:- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Яблоко - круглое, сладкое, красное.

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -. (горький).

Ход: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Цель: указать названное растение.

Ход: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает фишку.

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия. Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. - Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Ход: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?

Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом. (не бывает). Мороз летом. (не бывает).

Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фишку. Выигрывает тот, кто сохранит все фишку.

. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)

Ворона каркает, а сорока….

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.

Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход: Воспитатель произносит слова и предлагает Детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок.) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Цель: расширять кругозор детей.

Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

Цель: развитие речевой активности.

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуем с тенью.

Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

- Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю

припасы: орехи собираю, грибы сушу. …

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды,

охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка —рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое.

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая.

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Цель: расширять кругозор.

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.

В аквариуме плавают. (рыбки).

Снег тает, потому что…

Высоко на дубу сидит и каркает (Ворона.)

На огороде вырос больной, зеленый. (огурец) и т. д.

Цель: развитие речевой активности.

Ход: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка.

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька.

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход: Воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное по смыслу. Можно произносить не только наречия. Но и прилагательные, глаголы. Далекий - близкий, верхний - нижний.

Цель: закрепить представление о растениях (растении).

Ход: Детям даются разные задания: взять на ощупь желудь со шляпкой и без нее; самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких.

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает - кузнечик; летает - бабочка; ползает - гусеница; бегает - муравей и т. д.

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Сидим дома с пользой. Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста

Сидим дома с пользой. Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время поиграть в игры. А если играть всей семьей, то игра будет намного интересней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека прогулок группы общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет.

Наблюдение за бабочкой – формировать у детей бережное отношение к насекомым, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Наблюдение за птицами – обогащать представления детей об окружающем мире.

Наблюдение за собакой – привлекать детей к наблюдениям за домашними животными, формировать представления о домашних животных.

Труд. Соберём веточки на участке – привлекать к выполнению простейших поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах.

Наблюдение за цветами на клумбе – воспитывать умение видеть красивое вокруг, восхищаться красотой цветов, учить бережно относиться к растениям.

Труд. Строим дорогу из песка – учить трудиться рядом друг с другом.

Индивидуальная работа. Метание в цель.

Наблюдение за машиной, привозящей продукты в детский сад – привлекать к наблюдениям за транспортом, учить называть части машины: кабина, колёса, руль и т.д.

Индивидуальная работа. Упражнять в ходьбе по прямой.

Наблюдение за работой дворника – знакомить с трудом взрослых, поддерживать желание помогать.

Труд. Собираем листочки – помощь дворнику.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Наблюдение за ветром – знакомить детей с доступными явлениями природы, разнообразить игровую деятельность с помощью действий с вертушками.

Труд. Соберём песок в песочницу – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Наблюдение за птицами – воспитывать интерес к окружающему миру, поддерживать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать желание заботиться о птицах.

Труд. Собираем игрушки после прогулки – воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Труд. Соберём листочки – воспитывать желание выполнять поручения.

Индивидуальная работа. Рисуем палочкой на песке – развивать интерес к рисованию.

Экскурсия на огород детского сада – формировать знания об овощах, учить называть их.

Труд. Помощь в уборке урожая картофеля – воспитывать желание помогать.

Наблюдение за облаками: белые, ветер гонит облака, они меняют форму – привлекать к наблюдениям за природными явлениями.

Труд. Собрать палочки на участке – привлекать детей к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Лазанье по гимнастической стенке.

Наблюдение за сезонными и погодными изменениями в природе – формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

Наблюдение за транспортом – формировать представления о транспорте, об элементарных правилах дорожного движения.

Наблюдение за деревьями: какие деревья? какие на них листочки? как деревья качают ветками? – привлекать к наблюдениям за деревьями на участке, развивать речь.

Труд. Насыпь песок в песочницу – учить выполнять поручения.

Наблюдение за травой: отметить какого цвета трава, какая она наощупь и т.д. – привлекать к наблюдениям за объектами живой природы.

Труд. Подметаем бортики песочницы – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Индивидуальная работа. Бег по прямой дорожке.

Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность.

Наблюдение за кошкой – расширять представление о домашнем животном – кошке. Воспитывать желание заботиться о животных.

Индивидуальная работа. Упражнять детей в различении предметов контрастной величины (большой дом и маленький домик, большой мяч и маленький мячик и т.д.)

Наблюдение за транспортом – объяснить детям, что автомобили ездят по проезжей части дороги, машину ведёт водитель, во время поездки в автомобиле не надо отвлекать водителя разговорами.

Труд. Уборка участка детского сада – воспитывать желание помогать взрослым.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки – приучать к труду.

Наблюдение за птицами. Воспитывать доброе отношение к пернатым.

Труд. Собираем листья в кучу – воспитывать желание помогать взрослым.

Наблюдение за берёзой. Рассмотреть берёзку: листики пожелтели, дует ветерок, берёзка качается, роняет листочки.

Индивидуальная работа. Бег между двумя линиями – развивать координацию движений.

Труд. Собрать ветки на участке – привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.

Наблюдение за цветами на клумбе. Обратить внимание детей на увядание цветов. Формировать представления об осенних изменениях в природе.

Труд. Предложить помочь дворнику собрать листья на участке. Воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической лесенке.

Наблюдение за ветром – дует ветер, срывает с деревьев листочки. Знакомит детей с доступными явлениями природы, воспитывать интерес к окружающему миру.

Труд. Собрать листья в определённое место – привлекать к выполнению простейших поручений.

Наблюдение за небом (серое, моросит дождь, солнышка нет, птички спрятались) – воспитывать интерес к окружающему миру.

Наблюдение за дождевым червем, рассмотреть, как он передвигается, рассказать, где он живёт – воспитывать интерес к окружающему.

Труд. Помощь дворнику в уборке участка – поощрять желание помогать взрослым.

Наблюдение за деревьями: рассмотреть деревья, его основные части, предложить погладить ствол – знакомить с объектами живой природы.

Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.

Наблюдение за трудом дворника, оказание посильной помощи – воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать.

Труд. Помощь дворнику в уборке участка – поддерживать желание помогать.

Наблюдение за жизнью улицы: наблюдение за движущимся транспортом – учить различать транспортные средства: автомобиль, автобус, трактор, грузовик и т.д.

Труд. Подмести в беседке – приучать к труду.

Наблюдение за одеждой и обувью детей – обогащение словаря (комбинезон, куртка, сапоги, ботинки и т.д.).

Наблюдение за деревом. Знакомить детей с признаками осени (деревья сбрасывают листву), формировать бережное отношение к природе (ветки деревьев нельзя ломать).

Труд. Соберём камешки на участке – учить выполнят простейшие поручения.

Наблюдение за погодой дня – формировать представления об осенних изменениях в природе.

Труд. Собираем листики в ведро – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Подмести в беседке – учить выполнять простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Упражнять детей в ловле мяча.

Наблюдение за трудом взрослых – воспитывать интерес к труду взрослых.

Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев – воспитывать желание помогать.

Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность правой и левой рукой.

Наблюдение за проезжей частью дороги – дать представление о правилах дорожного движения.

Труд. Собираем веточки в одно место – приучать к выполнению простейших поручений.

Индивидуальная работа. Упражнять детей в прыжках на месте.

Наблюдение за птицами – рассказать о том, что с приближением холодов у птиц становится меньше корма, и люди должны проявить заботу о них. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Труд. Подмести в беседке – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

Наблюдение за дождём – закреплять представления об осенних изменениях в природе: часто идёт дождь, на улице сыро, пасмурно.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки – воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Индивидуальная работа. Лазание по гимнастической стенке.

Наблюдение за деревьями – обратить внимание детей на ветки без листочков, рассказать, что на зиму деревья сбрасывают листья – знакомить с объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Труд. Помощь дворнику в уборке участка – воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Наблюдение за погодой дня – формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

Наблюдение за льдом на лужах. Обратить внимание детей на изменения, произошедшие в природе.

Труд. Собираем камешки в ведро – учить выполнять простейшие поручения.

Наблюдение за деревьями – формировать представления об окружающей нас живой природе.

Индивидуальная работа. Учить ходить парами.

Наблюдение за снегом – формировать элементарные представления об изменениях в природе.

Труд. Подметём вокруг беседки – привлекать к выполнению поручений.

Наблюдение за погодой дня – обратить внимание детей на то, что идёт снег, он укрыл землю, травку. Какого он цвета? Какой он наощупь? – развивать речь, мышление, расширять кругозор детей.

Труд. Подметём дорожку от снега – воспитывать желание трудиться вместе.

Индивидуальная работа. Бег между двумя линиями – учить бегать по прямой.

Наблюдение за погодой – формировать элементарные представления об изменениях в природе.

Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.

Наблюдение за птицами – воспитывать заботливое отношение к птицам.

Труд. Собираем ветки в кучу – воспитывать желание выполнять простейшие поручения.

Наблюдение за одеждой детей – формировать представление об одежде, её назначении.

Труд. Предложить детям подмести дорожку – воспитывать желание выполнять поручения.

Дидактические задания на прогулке в детском саду. Младший дошкольный возраст

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом.

Именно в этом возрасте в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и его обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознаётся роль природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно- эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всём, что их окружает.

Природа с её богатейшим разнообразием явлений, растений и животных, непосредственное общение с ней составляют очень важный компонент в нравственном развитии ребёнка, настраивает на сохранение, заботу, защиту.

Приобщение детей к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходят через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы и начальный опыт природосообразного поведения детей, умения и навыки наблюдений за природными объектами, положительное отношение к природе, способствовать отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей, а также решают проблемы безопасности детей во время прогулки.

Интеграция образовательных областей:

  • развитие физических качеств;
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Они решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

  • Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)
  • Проект предусматривает активное участие родителей, детей, воспитателей.

Сроки реализации проекта Долгосрочный (1 год)

Этапы реализации проекта Первый этап – подготовительный.

  • изучение имеющихся условий для проведения прогулок, детальное обследование территории участка;
  • чтение методической литературы по организации прогулки в ДОУ
  • подбор материала,
  • организация среды;
  • привлечение родителей,
  • составление перспективного плана организации прогулки (осень, зима, весна)
  • написание проекта.

Второй этап – основной.

  • разработка картотеки наблюдений;
  • разработка картотеки познавательно-исследовательской деятельности;
  • разработка картотеки подвижных игр;
  • разработка картотеки дидактических игр;
  • привлечение родителей;
  • подготовка памяток в уголок для родителей;
  • помощь родителей в благоустройстве предметно-развивающей среды прогулочного участка (изготовление пособий).

Третий этап – заключительный.

  • Обобщение результатов работы;
  • Презентация проекта.

Дети:

  • всестороннее развитие личности ребёнка;
  • повышение двигательной активности уровня физического развития дошкольников;
  • воспитание человека, который проявляет заботу о своём здоровье и окружающей среде;
  • в ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
  • у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
  • реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения на прогулке, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности на улице.

Родители:

  • родители стали активными участниками образовательного процесса.
  • взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми.
  • участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Воспитатели:

Предметно-развивающая среда:

  • приобретение необходимого оборудования для прогулки на участке детского сада.

Научно –методическое обеспечение проекта:

Структурными компонентами прогулки являются:

  • Разнообразные наблюдения.
  • Основные движения и подвижные игры.
  • Дидактические игры.
  • Трудовая деятельность.
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка. Не проводятся: наблюдение и трудовая деятельность.

Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

  1. Объектами наблюдений могут быть:
  2. Живая природа: растения и животные;
  3. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи);
  4. Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. устанавливаются факты;
  2. формируются связи между частями объекта;
  3. идет накопление представлений у детей;
  4. проводятся сопоставления;
  5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
  6. Основные движения и подвижные игры.
  • расширяется двигательный опыт детей
  • совершенствуются навыки в основных движениях
  • развиваются физические качества
  • формируются самостоятельность и активность
  • положительные взаимоотношения со сверстниками
  • Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.
  • На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами (но не более 2-х раз в неделю), упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др.
  • Подвижная игра
  • Младший возраст – 6-10 минут
  • Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
  • В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
  • Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

3. Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

  1. При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
  2. опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  3. задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
  4. постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  5. конкретно и четко объяснять правила;
  6. Виды дидактических игр:
  7. Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
  8. Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки.

4. Трудовые поручения.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте

Формами организации труда детей являются:

  • Индивидуальные трудовые поручения;
  • Работа в группах;
  • Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок.

Дидактические задания на прогулке в детском саду. Младший дошкольный возраст

Дидактические задания являются одним из структурных компонентов прогулки.

Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Они длятся не более 3—4 минут, проводятся несколько раз в течение одной прогулки.

Для этого воспитатель то общается с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале, и в конце прогулки, а может включаться в ход наблюдения.

В каждом задании присутствуют мастерство, опыт, фантазия педагога, его изобретательность и творчество.

Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению и понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению.

Например, воспитатель предлагает собрать осенний букет из разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете; подносят их взрослому, ожидая оценки. Педагог не должен торопиться.

С младшими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Педагог одобряет действия каждого ребенка, стимулирует их, а затем произносит: «Один листик, еще один, еще один —и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий.

Пройдет немного времени, и эти слова появятся в лексиконе детей.

Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо лежать тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для них не существует мелочей. В следующий раз энтузиастов для составления букета будет намного меньше.

К тому же необходимо помнить, что непосредственные действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся неинтересными, и дети отказываются их выполнять.

Поэтому как только собрали осенние листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, их тут же следует как-то использовать, например, для каждого из ребят сделать какую-то игрушку, украшение.

Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактических заданиях можно решать одновременно несколько задач. Младшие дети отбирают из общей корзинки определенный природный материал: только ракушки или только камешки, а затем уже выкладывают силуэты самолета, лодки, флажка и т.д.

Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, выкладывая узор из больших и маленьких камешков или чередуя желуди с камешками. Активный двигательный поиск сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать только маленькие камешки, только белые.

Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, травинки, палочки, каштаны, листья и т.д. Разнообразные действия с этим материалом обогащают самостоятельную деятельность детей.

При этом в играх они не только копируют усвоенные действия, но и придумывают собственные варианты.

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев сделали украшения.

Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннее —короче, шире —уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сначала больше —меньше, затем много и один, а потом уже один, два, три…

Например, сколько в букете тюльпанов? А нарциссов? При выкладывании узоров: две ракушки —два камешка и т.д.

В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру зайчика, из серых —сову.

Собрали осенние листья, и взрослый обращается к детям: «Смотрите, какой ярко-красный лист. У кого сегодня красное платье, кому дадим этот листик? А вот желтый лист.

У кого рубашка такого же цвета? У кого шорты коричневые? Саша, какого цвета твои сандалии? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе.

Детям легче понять суть предмета, если они пропустят новое представление через призму собственного восприятия.

Сначала пусть определят их тяжесть (тяжелее—легче), а уже потом проверят на деле собственное предположение: что утонуло, что плавает.

Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование вкусовых ощущений. Перед младшими детьми ставят блюдо с плодами и дают задание: показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети.

Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на зрительный образ), что пробовали (яблоко, огурец), по запаху определяют, что лежит на блюде под крышкой (лимон, клубника), и т.п.

Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыльные пузыри. Увлекательная игра для всех!

Дидактические игры на прогулке: В детском саду, для дошкольноков

Дидактические игры на прогулке для дошкольников. Виды игр

Дидактические игры на прогулке для дошкольников могут быть направлены на решение самых разных проблем развития ребенка в детском саду. Самыми распространенными направлениями развития являются следующие:

  • Развитие внимания и наблюдательности;
  • Развитие коммуникативных навыков детей;
  • Развитие способности быстро выполнять задания;
  • Развитие способности различать предметы живой и неживой природы;
  • Развитие навыков счета и говорения;
  • Развитие быстроты реакции;
  • Физическое развитие детей в целом.

Среди конкретных игр, которые могут занять детей на прогулке, может быть следующие.

Игры на внимательность, общий уровень развития и умение считать

Для детских садов, игровая площадка которых засажена разными видами деревьев, хорошо подойдет следующая игра.

Эта игра развивает внимательность, способность быстро воспринимать информацию на слух и своевременно на нее реагировать. Также она учит детей распознавать различные виды деревьев по их внешним признакам.

Для развития любознательности, а также для общего физического развития, воспитатель может предложить детям поиграть в разведчиков.

Целью игры, к примеру, может быть поставленная перед детьми задача, в ходе выполнения которой они должны выяснить, сколько же деревьев определенного вида растет на игровой площадке.

Или же, сколько каштанов упало на землю в противоположном конце сада.

Эта игра направлена на умение ребенка различать предметы живой и неживой природы, их количество и качество. А также быстро реагировать и выполнять поставленную задачу, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях и ситуациях.

Любые дидактические игры на прогулке в детском саду должны сопровождаться не только правильной постановкой задач, но и правильным мотивированием детей к их выполнению. На одном азарте и интересе долго не протянешь, дети станут разбредаться кто куда, теряют интерес к происходящему. Поэтому игры должны быть не только интересными и динамичными, но также и правильно мотивированными.

Для этого можно вручать победившим командам поощрительные призы. Или же ввести определенную систему карточек для победившей команды. Чем больше раз ребенок или его команда победил, тем больше у него карточек. А уже эти самые карточки можно обменивать на всяческие бонусы. Это могут быть и поощрение сладким десертом и различные другие виды способы мотивации.

Читайте также: