Похищение европы миф краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Ни один древнегречекий миф не удостоился такого большого количества воплощений в картинах, как похищение Европы. Сюжет легенды нашел свое отображение даже на монете 2 евро, которая ходит в ЕС и сегодня.

Страшный сон Европы и предзнаменование

Все началось с того, что Европа, прекрасная дочь финикийского царя Агенора, проснулась от тревожного сна. Ей привиделось, что её не может поделить воспитавшая девушку Азия и другая женщина.

В итоге, обессилевшую Азию победила соперница. Во сне она представляла отдельный остров, и деве пришлось ей подчиниться. Чтобы развеять грустные мысли, Европа оделась в прекрасный наряд и пошла гулять с подругами на берег моря.

Заливистый смех юных красавиц звенел переливистым колокольчиком на берегу, когда они собирали цветы. Его услышал Зевс — повелитель всех богов. Увидев Европу, громовержец тут же возжелал девушку.

Зевс вступает в игру

Нежелание ссорится с собственной женой заставило пойти его на хитрость. Он превратился в золоторунного быка и опустился с небес на землю. В таком обличье он осторожно подошел к девушкам и лег у ног самой прекрасной из них. Зверь был совсем нестрашным, а ласковым и покладистым. Его рога были изогнутыми как месяц, а на любу сияло серебристое пятно. Дыхание животного благоухало на весь остров ароматом амброзии. В итоге Телец покорил сидонских дев.

Европа гладила шелковистую шерсть быка и уселась ему на спину. В тот же миг Зевс рванул в море и унес юную красавицу на остров Крит. Сам Посейдон разгонял перед ним волны своим трезубцем, и никто не смог догнать быка. Вскоре показался незнакомый берег, и девушка мгновенно поняла значение своего сна.

Развязка

На острове верховный бог овладел прелестницей, и у них родилось три сына — Минос, Радаманф и Сарпедон. Каждый из них прожил славную жизнь, полную героических поступков, и прославил своего божественного отца.

Впоследствии Европа вышла замуж за Астерия, бездетного критского царя. Он воспитал всех её сыновей как родных и сделал своими наследниками. В награду за такой поступок Зевс подарил ему Талоса, бронзового великана. Он служил непобедимой охраной острову, трижды в день обходя его по кругу.

Юной возлюбленной в качестве подарка достался волшебный пес Лайлап, который был способен догнать любого зверя. На Крите она прожила спокойную счастливую жизнь. А знак бессмертной любви Зевса к юной красавице Европе можно увидеть и сегодня. Верховный бог увековечил её созвездием Тельца на небосводе.

К слову, любовные и романтические связи богов часто были очень трагическими или даже становились причиной войн и убийств. Чего только стоит легенда об трагической смерти Мелеагра , возлюбленного Афродиты. Впрочем это его не спасло от гибели на охоте.

Спасибо, что дочитали до конца! Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал и получайте больше интересных и полезных статей!

Ставьте лайки, делайте репосты , чтобы сохранить запись и поделиться с друзьями!

Пишите комментарии , обязательно выскажите свое мнение. Тогда мы будем стараться делать наш материал лучше! Мы бесконечно рады любому поощрению наших авторов!

Древнегреческие мореплаватели считали, что Европа отделена от Азии морями, являясь отдельным материком. Неслучайно именно это имя, Европа, было выбрано для героини одного из самых известных мифов.В переводе с языка эллинов оно означало “сумрак”, что вполне соответствует истории девушки.

Знаменитый миф о похищении Европы вдохновлял художников, скульпторов и поэтов в разные времена. Кто же стал её похитителем и почему? Какая судьба постигла прекрасную Европу? Как можно трактовать это предание?

Франсуа Буше. Похищение Европы

Франсуа Буше. Похищение Европы

Тревожный сон Европы

Европа была дочерью финикийского царя Агенора, правившего в городе Сидоне, одном из самых богатых мест страны. У девушки было трое братьев, но многие финикийцы словно и не замечали их, восторгаясь красотой Европы. Нередко её сравнивали с богиней, что появилась на земле в облике смертной женщины.

Однако Европа была поглощена своими мыслями. Ей приснился странный сон. В нём Европа увидела двух женщин, в образе которых ей явились материки. Одним из них была Азия, которая жаждала забрать Европу к себе, но её соперница одержала победу. Несмотря на то, что Европа была вскормлена и воспитана Азией, той пришлось отдать девушку победительнице.

Страсть Зевса

На рассвете Европа постаралась избавиться от тяжелого предчувствия, что осталось после сна. Она занялась выбором нарядов, а в обед отправилась гулять с подругами.

В ту пору сидонские девушки любили собирать цветы на лугах, что раскинулись неподалёку от моря. Наполняя свои корзинки душистыми трофеями, красавицы пели любимые песни, и казалось им, что такой же прекрасной и безмятежной будет вся жизнь.

Увы, Европу ожидала совсем иная судьба. Именно тогда её среди подруг увидел верховный бог Олимпа, великий Зевс. Он не мог отвести взора от пленительной красавицы, ведь и не мыслил, что земная женщина может обладать таким очарованием.

План сразу же созрел в голове Зевса. Недолго думая, он принял облик прекрасного быка. Шерсть его искрилась золотом, а на лбу сияло серебристое пятно. Рога были изогнуты в виде изящного юного месяца.

Золотой бык появился на лугу и, стараясь не испугать девушек, медленно подошёл к ним. Воздух рядом с ним был напоён ароматом амброзии, а его шерсть сияла на солнце, маня к себе.

Подруги подошли ближе и, поняв, что животное не причинит им зла, принялись обнимать быка. Европа тоже поднесла руку к чудесной голове, увенчанной рогами. Прекрасный бык опустился у ног девушки, словно приглашая её сесть на его спину. Шутя и смеясь, Европа решилась на это. И вдруг всё переменилось.

Похищение Европы. Финикийская мозаика, ок. 300 до н. э.

Похищение Европы. Финикийская мозаика, ок. 300 до н. э.

Похищение Европы

В одно мгновение бык вскочил на ноги и помчался к морю. Европа в отчаянии звала на помощь, но испуганные подруги не могли ничего поделать. Напрасно девушка протягивала руки к небу в надежде обрести спасение.

Зевс-бык мчался быстрее ветра, с лёгкостью преодолевал волны, напоминая дельфина. Европа не могла и представить, что произойдёт с ней в дальнейшем. Стараясь не упасть в воду, она схватилась за рога животного, плача и моля о пощаде своего загадочного похитителя.

И вот уже показался впереди берег. Золотой бык вынес свою пленницу на побережье и принял свой истинный облик. Европа стала женой Зевса, подарив ему славных сыновей, что в дальнейшем стали уважаемыми и могущественными правителями Древней Греции. Тот далёкий берег, где оказалась Европа, был островом Критом, что стал домом похищенной девушки.

Конечно, Зевс не мог всегда оставаться рядом с возлюбленной (а ведь у него имелась и законная супруга). Он решил устроить судьбу Европы, выдав её замуж за критского царя Астерия.

Прощальным подарком красавице стал пёс Лайлап, что мог настигнуть любую добычу. Супругу Европы Зевс оставил бронзового великана, который стал стражем Крита. Он несколько раз за день обходил остров, следя за порядком и спокойствием его жителей.

Особенности мифа о Европе

В мифе о Европе мы, конечно, сразу замечаем некоторое несоответствие с известными современному человеку географическими фактами. Как я уже упомянула, греки считали, что Европа разделена с Азией морями.

Именно это и рассказывал сон главной героини предания – в финале видения Европа видит, как их с Азией разделяет бушующее море, оставляя кормилицу далеко позади.

В работах византийского летописца Георгия Монаха и вовсе есть сведения, что Европу мог похитить критский правитель Тавр. История с золотым быков, в которого якобы обратился Зевс, была позднее придумана для захватывающего сюжета и красоты сказания.

Порой Европу исследователи называют древним божеством, однако это не совсем верно. Не исключено, что похищенная красавица могла выделяться как особенная женщина из-за связи с Зевсом и наличием совместных с Громовержцем детей.

Однако древнегреческий писатель Лукиан Самосатский говорит, что в Финикии нет ни одного храма, посвящённого Европе. Её правильнее назвать финикийской героиней, ведь сцена похищения Европы изображалась на фресках и сидонских монетах.

Валентин Серов. Похищение Европы

Валентин Серов. Похищение Европы

Предание о Европе принадлежит к циклу древнегреческих мифах о перевоплощениях в животных. В нём присутствует волшебство, что было подвластно лишь богам.Знакомясь с этой легендой, невольно замечаешь безграничную веру и поклонение божествам, что испытывал народ Древней Греции. Даже природные явления или географические особенности объяснялись не иначе как действиями или волей божеств, которым было подвластно всё в мире.

Миф о похищении Европы часто появляется на произведениях художников. Мастера разных стран и художественных школ обращаются к нему снова и снова. С античных времен до нас дошло множество фресок и рисунков на вазах с этим сюжетом. Даже в строгие времена Средневековья миф о похищении Европы периодически воплощается в книжной миниатюре. Начиная с эпохи Возрождения он вновь становится чрезвычайно популярным и остается таковым до наших дней.

Миф о похищении Европы. Европа с быком на древнегреческой вазе, 480 до н. э.

О чем говорит легенда о похищении Европы?

Миф о похищении Европы рассказывает о дочери финикийского царя, красавице с пышными косами. Однажды она с подругами гуляла по морскому берегу, пела песни и собирала цветы. Зевс заметил ее и залюбовался красотой царевны. Он явился к девушкам в виде прекрасного белого быка и начал ластиться к Европе. Она беспечно забралась быку на спину. В этот момент он бросился в воду и поплыл прочь от берега. Зевс привез красавицу на остров Крит, где явился ей в человеческом обличье и подарил драгоценное ожерелье.

Миф о похищении Европы завершается рождением троих сыновей от Зевса и свадьбой девушки с критским царем Астерием, у которого не было своих детей. Астерий воспитал сыновей Зевса и передал власть Миносу, ставшему царем Кносса. В знак любви Зевса к Европе на небе появилось созвездие Тельца.

В этой легенде отражаются представления древних греков о зарождении цивилизации на Крите. В гомеровские времена Европой называлась территория Средней Греции, а позже это название перешло на весь материк.

Изображения Европы в эпоху Ренессанса и в XVII веке

У многих представителей Возрождения есть работы на сюжет этого мифа. Самая известная — картина Тициана (Tiziano Vecellio), написанная для испанского короля Филиппа II. Героиня этого произведения машет ярким шарфом своим подругам, оставшимся далеко на берегу, но они не в силах помочь ей. Диагональная композиция и бурлящие волны создают ощущение движения. Резвящиеся вокруг амуры намекают на дальнейшее развитие любовной истории. Помимо оригинала, известна копия этой картины кисти Рубенса (Pieter Paul Rubens).

Картина относится к раннему периоду творчества Рембрандта. В ней видна яркость красок, которая исчезает в поздние годы. Контраст между темным лесом и ярким небом, золотые блики и цветные отражения в воде делают изображение глубоким и драматичным.

Совсем другой Европа предстает на картине представителя итальянского барокко Гвидо Рени (Guido Reni). Художник сосредоточился на красоте героини и не отвлекает от нее лишними деталями. Лишь при внимательном рассмотрении можно заметить сливающиеся с фоном фигурки людей, оставшихся далеко вдали. Небо и море написаны в приглушенных тонах. Вся яркость достается одеянию девушки, написанным в традициях Возрождения. Драпировки подчеркивают женственный силуэт красавицы и развеваются на ветру, придавая изображению динамичность. Европа поднимает глаза к небу и видит амура. Скоро испуг девушки сменится любовью.

Европа на полотнах Буше и Гойи

На примере этих мастеров видно, как менялись художественные вкусы на протяжении XVIII века. Франсуа Буше (François Boucher) — яркий представитель стиля рококо с его легкомыслием и чувственностью. Буше неоднократно обращался к теме древнегреческих мифов и несколько раз писал Европу. Самые известные работы — 1734 и 1747 годов. Обе написаны в характерных для рококо светлых пастельных тонах. На ранней версии преобладают золотисто-розовые краски, на поздней — серебристо-голубые. В обоих случаях отсутствует какой-либо драматизм. Бык еще не похитил девушку и расслабленно лежит на берегу. Все герои беспечно наслаждаются жизнью.

Работа 1772 года — полная противоположность декоративным произведениям Буше. Гойя не ставил себе цель передать привлекательность героини. При всем желании невозможно увидеть на холсте и намека на игру или нежное чувство любви. Напротив, тусклые желто-зеленые краски оставляют тревожное впечатление. Даже бык окрашен в черный, а не традиционный светлый или пятнистый цвет. Картина похожа на мрачное сновидение.

Благодаря Валентину Серову древнегреческий миф приобрел особенное значение и для русской живописи. Эта картина, написанная в стиле модерна, знакома каждому. В 1907 году художник побывал в Греции и увидел развалины Кносского дворца на Крите. Тогда ему и пришла в голову идея описать старинный сюжет.

Серов смело отступает от традиций античной гармонии и академизма. Горизонт у него не ровный, а волнообразный. Силуэты быка и дельфинов вытянуты и устремлены в одном направлении. Все это создает впечатление быстрого движения в бурном море. Вопреки канону, шкура быка окрашена в яркий коричневый цвет, который выразительно смотрится на фоне фиолетово-синего моря. Темные мазки на воде напоминают королевскую мантию. Европа не чувствует страха и спокойно плывет навстречу судьбе.

На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести работы старых и современных, русских и зарубежных мастеров. Среди лотов часто появляются картины на мифологические сюжеты, способные украсить любую коллекцию.

Труа Жан-Франсуа де - Похищение Европы.jpg

Жан-Франсуа де Труа - Похищение Европы

Жан-Франсуа де Труа (Jean-François de Troy),(1679, Париж - 1752 года, Рим), - французский художник, представитель стиля рококо.

Александр Пантыкин - Похищение Европы
Оркестр Союза композиторов Свердловской области "Harmonia Caelestis"
Дирижер и художественный руководитель оркестра - Яна Анненкова

Arte_romana_anfitrite_su_un_toro_marino_ritoccato_nel_rinascimento.jpg

Римская камея "Похищение Европы", оправленная во времена эпохи Возрождения

Похищение Европы - мозаика.jpg

Античная мозаика "Похищение Европы"
Музей мозаики в Зевгме (Турция)



Европа - в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя. Имя её предположительно происходит от древнегреческого "широкоглазая" или от финикийского "заход" (Запад). Версии о том, как звали этого царя, разнятся, потому и не стоит акцентировать внимание на этом.

По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились сыновья Минос, Радамант и Сарпедон.

По местному критскому мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины (античный город на Крите). По версии Антимаха (Антимах Колофонский - древнегреческий поэт V-IV века до нашей эры), Европа была скрыта Зевсом в пещере.

По другой версии, Европу скрывали в местечке Тевмесс в Беотии ( Беотия в древности - самая обширная из стран средней Греции), супругом Европы называли Зевса-беотийца.

Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.



Древняя Греция - Роспись на краснофигурном сосуде.jpg

Похищение Европы - Древняя Греция (роспись на краснофигурном сосуде)

Зевс - Любвеобильный бог. Мифы древней Греции
Донжуанский список Зевса (миф о Европе, начиная с 19-ой минуты)



Чтобы отблагодарить быка за помощь, Зевс вознёс его на небо. Так появилось созвездие Тельца.



Созвездие Тельца.jpg

Античная терракота Европа на быке.jpg

Античная терракота "Европа на быке"

Похищение Европы - Римская мозаика.jpg

Напольная римская мозаика "Похищение Европы"



Миф о Европе, так же как и другие древнегреческие мифы нашёл своё отражение в изобразительном искусстве. Любопытная вещь: в наших источниках картины и скульптуры, навеянные этим сюжетом, называют исключительно "Похищение Европы", а вот европейские источники называют их ещё "Изнасилование Европы" (Il Ratto di Europa - итальянская версия, The rape of Europe - английская версия).

Вот перевод первого абзаца статьи английской версии Википедии, посвящённой картине Тициана:

"Изнасилование Европы" - это картина итальянского художника Тициана, написанная в 1560-1562. Она находится в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс."

Ну, что ж, европейцам, конечно, видней.)))

Рене Бойвин (печать) с оригинала Рокко Фиорентино (1545-1555).jpg

Россо Фиорентино (отпечаток с оригинала Рене Буавена) - Похищение Европы (1545-1555)

Россо Фьорентино (Rosso Fiorentino, или просто Rosso, - Рыжий Флорентиец), настоящее имя Джованни Батиста ди Якопо (Giovanni Battista di Jacopo), (1494, Флоренция - 1540, Фонтенбло, Франция), - итальянский живописец флорентийской школы, работал в Италии и во Франции.

Рене Буавен (René Boivin), (1525-1598), - французский художник, гравёр. Буавен считается одним из основных художников распространителей эстетики школы Фонтенбло.

Брутальный такой бык - этот точно изнасилует.

Giulio Romano (1492-1499) - L

Джулио Романо - Похищение Европы

Джулио Романо, известный как Джулио Пиппи (1499-1546), - итальянский художник и архитектор, ученик Рафаэля. Представитель течения маньеризм.
Долгое время картины Джулио Романо были достоянием коллекционеров. Современные отпечатки с них авторства Маркантонио Раймонди стали значительным вкладом в распространение итальянского стиля XVI века по всей Европе.

- Остановись, проклятый, я сойду!

Да. Тут тоже всё плохо закончится.

Тициан - Похищение Европы (1562).jpg

Тициан - Похищение Европы

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), (1488/1490, городок Пьеве-ди-Кадоре, Венеция - 1576, Венеция), - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Европа Купидону и компании:

С цепи сорвалась глупая скотина ещё и вы стреляете, придурки!

Конечно же изнасилование, а что же ещё с такой дурой красавицей делать?

Паоло Веронезе - Похищение Европы.jpg
Паоло Веронезе - Похищение Европы (Лондонская картинная галерея).jpg

Паоло Веронезе - Похищение Европы (Лондонская картинная галерея)

Паоло Калиари, известный как Паоло Веронезе (Paolo Veronese), (1528, Верона - 1588, Венеция), - один из виднейших живописцев венецианской школы.

А тут обычное похищение, сродни похищению невесты в народных свадебных обрядах.

Гвидо Рени - Похищение Европы (1630-е годы).jpg
Гвидо Рени - Похищение Европы 1.jpg

Гвидо Рени - Похищение Европы

Гвидо Рени (Guido Reni), (1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья - 1642, Болонья), - итальянский живописец болонской школы.

Тут тоже всё так миленько и гламурненько.

Rubens Peter Paul (Flemish 1577-1640) - Похищение Европы (1636 - 1637) - Музей Прадо - Мадрид.jpg

Питер Пауль Рубенс - Похищение Европы

Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), (1577, Зиген, Германия - 1640, Антверпен), - великий нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.

Пока только похищение, но с непредсказуемыми последствиями.

Клод Лоррен - Похищение Европы - 1667.jpg

Клод Лоррен - Похищение Европы

Клод Лоррен (Claude Lorrain, настоящая фамилия - Gellée или Gelée (Желле или Желе)), (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия - 1682, Рим), - французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.

Мирный пейзаж с мирными поселянами. Катание на быках для них дело привычное.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Похищение Европы - 1632.jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн - Похищение Европы (1632)

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), (1606-1669), - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

- Вернись домой, о глупая Европа! Дружить с быком чревато для девиц.

Куапель Ноэль-Никола - Похищение Европы Музей искусств Филадельфии.jpg
Куапель Ноэль-Никола - Похищение Европы.jpg

Куапель Ноэль-Никола - Похищение Европы (Европы Музей искусств Филадельфии, США)

Ноэль-Николя Куапель (Noël-Nicolas Coypel), (1690, Париж - 1734, Париж), - французский художник и гравер, представитель семейства художников Куапелей.

Эффектно, многофигурно. Конечно, просто похищение, а дальше видно будет.

Франсуа Буше - Похищение Европы - 1747.jpg
Франсуа Буше - Похищение Европы (1732-1734).jpg

Франсуа Буше - Похищение Европы (1732-1734)

Франсуа Буше (François Boucher), (1703, Париж - 1770, Париж), - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель стиля рококо.

Какое там изнасилование, здесь и не похищение даже, а галантные развлечения.

RICCIO - Il The Rape of Europa - 1520 - Музей изящных искусств - Будапешт.jpg

Риччио - Похищение Европы (Музей изящных искусств - Будапешт)

Андреа Риччио (Andrea Riccio, настоящее имя Андреа Бриоско (Andrea Briosco)), (после 1470-1532), - итальянский скульптор архитектор. Известен в основном небольшими изделиями из бронзы, чаще всего предметами утилитарного назначения, такими как чернильницы, дверные молотки, изысканно вылепленные и украшенные в стиле классицизма эпохи Возрождения.

- Прибью, проклятый бык, - пущу на мясо!

Судя по этой скульптуре, до изнасилования дело вряд ли дойдёт.)))

Джованни Батиста Тьеполо - Похищение Европы.jpg

Джованни Батиста Тьеполо - Похищение Европы

Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), (1696, Венеция - 1770, Мадрид), - крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

Европа с видом жертвы в пространство:

- Понуро отдаюсь я року.

Франсиско Гойя - Похищение Европы.jpg

Франсиско Гойя - Похищение Европы

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes), (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, Испания - 1828, Бордо, Франция), - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

- Европа, быть беде!

- Да что со мной случится.

Гюстав Моро - Похищение Европы.jpg
Гюстав Моро - Похищение Европы (около 1869) акварель - Уодсворт Атенеум, Хартфорд.jpg

Гюстав Моро - Похищение Европы

Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826, Париж - 1898, Париж), - французский художник, представитель символизма.

Бычок, смотрю, да ты рогат!

Валентин Серов - Похищение Европы.jpg

Валентин Серов - Похищение Европы

Композиция выполнена в качестве скульптурного этюда для живописной работы.



Валентин Серов - Похищение Европы - 1910.jpg

Валентин Серов - Похищение Европы (1910)

Валентин Александрович Серов (1865, Санкт-Петербург - 1911, Москва), - русский живописец и график, мастер портрета.

Это просто аттракцион "Морские прогулки на быке".

Адольф Мюнцер - Похищение Европы.jpg

Адольф Мюнцер - Похищение Европы

Адольф Франц Теодор Мюнцер (Adolf Franz Theodor Münzer), (1870-1953), - немецкий художник и график.

- С тобой подружимся, дружочек.

Pol Manship - Похищение Европы.jpg

Пол Меншип - Похищение Европы

Пол Говард Меншип (Paul Howard Manship), (1885-1966), - американский скульптор.

- Так что ты говоришь, я полюблю эту скотину?!

Мейсен (Meissen) Похищение Европы (Европа на быке) статуэтка фарфоровая автор Фридрих Элиас Майер (Friedrich Elias Meier ) - Германия - 1.jpg

Статуэтка "Похищение Европы" (Европа на быке)
Германия - Meissen - (середина XX века)
Автор - Элиас Майер (Friedrich Elias Meier)

Читайте также: