Диагностика табакокурения в школе

Обновлено: 06.07.2024

Подростковый период – очень сложный этап в жизни каждого человека, когда в организме происходят серьезные гормональные изменения. Уже взрослеющий ребенок не может найти себя в этом мире, пытается доказать всем свою самостоятельность и значимость. Но, если не хватает уверенности в себе или имеются какие-либо комплексы, подросток начинает искать любые возможности повысить свой авторитет в глазах окружающих. И часто их выбор падает на вредные привычки.

Другие распространенные причины курения среди молодежи:

  • отсутствие интересов, полезных увлечений;
  • конфликты с близкими и учителями;
  • недопонимание или насилие в семье;
  • трудная адаптация в обществе сверстников;
  • плохой пример старшего поколения.

Чтобы предупредить развитие никотиновой зависимости среди молодого поколения, нужно первым делом искоренить все возможные обстоятельства, подталкивающие подростка к вредной привычке табакокурения.

Профилактика никотиновой зависимости

В борьбе с табакокурением важную роль отводят своевременной профилактике. Такие меры необходимо предпринимать в обществе подрастающего поколения, которое часто прибегает к вредным привычкам, считая это пагубное увлечение показателем взросления и личного протеста.

В нашей стране рекомендована комплексная профилактика табакокурения, в которой будут участвовать разные структуры – государство, социальные педагоги, учителя и, конечно же, семья.

В борьбе с никотиновой зависимостью используются разные методы, направленные на осознание у молодого поколения всей опасности и последствий табакокурения. Каждый человек должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни, без каких-либо вредных привычек.

Профилактика табакокурения со стороны государства и социальных институтов

В целях профилактики курения среди молодежи на государственном уровне создаются специальные программы, позволяющие сократить количество курильщиков среди молодежи.

Какие меры приняты на государственном уровне:

  1. Регулярно повышаются цены на табачные изделия.
  2. Запрещена продажа сигарет лицам до 18 лет.
  3. Информированность населения о вреде курения через средства массовой информации, прессу и другие общественные источники.
  4. Запрет на трансляцию фильмов и передач по ТВ, где открыто пропагандируется курение.
  5. Запрет на курение в общественных местах.

В профилактике табакокурения активное участие также должны принимать психологи, медицинские специалисты и педагоги образовательных учреждений. Их первостепенная задача – привить у молодого поколения понимание ценностей здорового образа жизни.

Какие меры профилактики могут использовать образовательные заведения в борьбе с табакокурением:

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Профилактические занятия, семинары, тренинги, посвященные темам о вреде сигарет. Такие мероприятия можно проводить на уроках, на общих собраниях учащихся. Можно приглашать на выступления опытных психологов и медицинских специалистов.
  3. Раздача листовок и информационных буклетов о вреде сигарет и опасных последствиях табакокурения.

Кроме этого, образовательные заведения должны организовывать различные кружки по интересам, спортивные секции и другие увлекательные занятия, которые помогут детям проявить свои таланты и найти для себя интересное увлечение, не прибегая к вредной привычке.

Также необходимо предотвращать начало курения среди уже курящих подростков. С этой целью проводятся индивидуальные беседы о вреде сигарет и пагубных последствиях никотиновой зависимости. При необходимости с уже зависимыми подростками работают квалифицированные специалисты, практикующие эффективные методы лечения никотиновой зависимости, основанные на психологическом подходе.

Профилактика табакокурения в семье

Профилактика никотиновой зависимости начинается с внутреннего мира семьи. Родители и близкие люди из окружения должны прививать у ребенка интерес к здоровому образу жизни, уведомлять его о вреде курения и последствиях для здоровья.

Семейная профилактика табакокурения:

  1. Не подавайте пример курения личным опытом. Откажитесь от сигарет, даже если эта привычка сформирована уже давно. Бросьте курить не только ради спасения себя, но и для сохранения здоровья своих детей.
  2. Найдите полезное увлечение. Свободное время ребенка старайтесь занять полезным хобби.
  3. Проводите со своими детьми как можно больше времени, разговаривайте на разные темы, помогайте преодолевать жизненные трудности, интересуйтесь их внутренним миром, радуйтесь успехам и достижениям.
  4. Постарайтесь стать для своих детей не просто наставником, но и хорошим другом. Если в семье будет взаимопонимание и доверие, риски появления вредных привычек у подростка значительно сокращаются.
  5. Обратите внимание на окружение своего ребенка. Если в компании его друзей есть курящие люди, они могут подать плохой пример.
  6. Будьте внимательны, и если почувствуете от подростка запах табачного дыма, незамедлительно проведите с ним доверительный разговор, объясните, какие последствия для его здоровья повлечет эта пагубная привычка. Можно использовать видео источники из интернета, где опытные люди подробно рассказывают обо всех опасностях сигарет.

Профилактическая борьба с пагубной привычкой табакокурения

Многие родители в силу трудовой занятости не уделяют достаточно времени воспитанию детей. Опасаться за их жизнь и здоровье начинают, когда у подростка уже сформировалась вредная привычка табакокурения.

Начинать борьбу с пагубной привычкой следует как можно раньше, а точнее, сразу, как только родители установят, что их подрастающий ребенок начал курить. Если профилактические разговоры в семейном кругу не показывают положительный результат, можно привлечь к этому делу психологов из наркологических и реабилитационных центров. Имея большой опыт в лечении разного рода зависимостей, эти специалисты найдут действенные способы для устранения психологической привязанности к сигаретам.

Профилактика табакокурения должна распространяться не только на подрастающее поколение, но и на все общество в целом. Взрослые курящие люди подают плохой пример молодежи. С каждой новой затяжкой табачного дыма сокращается жизненный срок курильщика.

Бросить курить никогда не поздно. И если самостоятельно справится с зависимостью не получается, обратитесь за помощью к специалистам. Сегодня в борьбе с никотиновой зависимостью используются разные эффективные методы, помогающие выработать отрицательный условный рефлекс к табачным изделиям. Освободившись от привычки табакокурения, вы не только познаете все прелести здорового образа жизни, но и станете хорошим примером для подражания молодому поколению.

ВложениеРазмер
diagnostika._anketa_kurenie.docx 14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пол: муж жен (нужное подчеркнуть)

Нас очень интересует ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем. Заполните, пожалуйста, анкету.

1. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто уже курит?

а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство.

2. Предлагали ли Вам друзья или знакомые покурить?

3. Пробовали ли Вы хотя бы раз покурить?

4. В настоящее время Вы курите?

5. Считаете ли вы курение вредным для здоровья?

6. Откуда вы получаете информацию о вреде курения?

а) не получал; б) от родителей; в) из школы; г) из телевидения; д) из газеты, журналов; е) от друзей; ж) от сотрудников милиции; з) от наркологов; и) другое (указать).

7. Какую информацию о вреде курения вы считаете наиболее интересной и достоверной?

а) от родителей; б) из школы;

в) из телевидения; г) из газет и журналов;

д) от друзей; е) от сотрудников милиции;

ж) от наркологов;

з) другое (указать).______________________________________________________

8. Если Вы курите, то где приобретаете сигареты?

а) покупаю в магазине; б) тайком беру у родителей;

в) собираю недокуренные сигареты на улице; г) прошу у друзей;

д) другое (указать)._____________________________________________________________

9.Сколько часов ежедневно Вы вынуждены находиться в накуренном помещении

а) не нахожусь;
б) 1 час;
в) 4 часа;
г) 8 часов и более;

10. Что из перечисленного достаточно часто имеет место в вашей школе:

а) оскорбление личности;
б) драки;
в) воровство;
г) курение в здании школы;
д) изымание денег;
е) употребление алкоголя;
ж) употребление наркотиков;
з) другие антиобщественные поступки (какие) _____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. После уроков ты посещаешь:

а) факультативы в школе;
б) репетитора;
в) курсы;
г) спортивную секцию
д) кружки;

е) не занимаюсь ничем

12. Для отдыха и развлечения учеников в вашей школе проводят:

а) дискотеки;
б) "Огоньки” в классе;
в) предметные недели, вечера;
г) спектакли;
д) спортивные соревнования;
е) походы;
ж) экскурсии в музеи;
з) посещения театров;
и) не проводят ничего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник адресован педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям, педагогам, наставникам молодежи.

Сборник диагностических методик по профилактике табакокурения и употребления алкоголя учащимися


Сборник адресован педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям, педагогам, наставникам молодежи.

Высказывания о здоровом образе жизни

Без здоровья невозможно и счастье.

Белинский В. Г.

Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.

Гюго В. Нет на свете прекраснее одёжи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи.

Маяковский В. В.

Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Высказывания о курении табака

Заядлый курильщик перечеркивает для себя прогресс медицины по-

следних шести десятилетий. Дж. Коллис

Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и

других. Н.А. Семашко

После того как я бросил курить, у меня не бывает мрачного настрое-

ния. А.П. Чехов

Первая обязанность того, кто хочет быть здоровым, – очистить воздух вокруг себя. Р.Роллан

Высказывания об употреблении алкоголя

Пьянство – причина слабости и болезненности детей.

От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.

Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство.

Введение 5

Часть 1. Использование метода анкетирования, с це- 7

лью изучения представлений подростков и осведом-

ленности о вреде табакокурения, употребления ал-

1.1. Анкета на выявление отношения к использованию 7

Часть 2. Психологические тесты, направленные на 19

выявление представлений подростков о здоровом

образе жизни, об отношении к курению, употребле-

нию алкоголя

2.1.Методика «Что мешает мне вести здоровый образ 19

2.Тест «Диагностика потребности в поиске ощуще- 22

Тест-опросник, направленный на выявление склонно- 25

сти к зависимым формам поведения (употребление алко-

Тест для родителей, направленный на выявление у 28

детей склонности к риску

Тест- анкета для родителей «Что мы знаем о куре- 31

В настоящее время необходимость проведения эффективных действий с целью снижения потребления табака и алкоголя среди населения, особенно его молодой части, стала приоритетным направлением государственной политики.

Развитие у человека алкоголизма, табакокурения, как и появление многих других болезней, можно предупредить. Именно на это нацелена профилактическая работа, которую проводят как глобально - в масштабах государства, так и в конкретной семье, кругу друзей, в учебных заведениях.

Считается, что в младшем и среднем школьном возрасте у людей закладывается отношение ко многим вещам, именно поэтому профилактика употребления алкоголя, табака, наркотических веществ среди школьников так важна.

В сборнике предложены тесты, анкеты помогающие сделать выводы о представлениях подростков о здоровом образе жизни, об отношении к курению, употреблению алкоголя, о степени риска развития зависимости.

Для выявления какой-либо проблемы чаще всего применяется анкетирование. В первой части данного сборника представлены анкеты, которые могут быть использованы в профилактической работе.

Анкетирование - это самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга. С помощью анкеты можно за сравнительно короткий срок узнать мнение большой группы людей. Представленные анкеты удобны для анализа и математической обработки. Основными условиями социологического опроса учащихся должны быть анонимность, имеющиеся в анкете вопросы должны соответствовать цели и задачам исследования*. Определившись с целью исследования (актуальные вопросы для вашего образовательного учреждения), обладая определенными знаниями по конструированию анкет можно составить собственную анкету.

Полученные данные помогают реализации профилактической работы: организации досуга, акций, проведение обучающих семинаров, тренингов и др., а также служить показателем эффективности проводимой работы.

Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за актуальным процессом с целью выявления его динамики.

Таким образом, можно выделить наиболее важные функции, выполняемые тестированием и анкетированием детей и подростков:

определение актуальности профилактики как таковой для конкретной группы;

выявление преимущественных направлений профилактики;

создание профилактических программы для школьников, проведение тренингов, родительских собраний, семинаров для педагогов;

определение эффективности профилактической работы.

Сборник адресован педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям, педагогам, наставникам молодежи.

Часть 1. Использование метода анкетирования, с целью изучения представлений подростков и осведомленности о вреде табакокурения, употребления алкоголя

1.1. Анкета на выявление отношения к использованию

одурманивающих средств

(Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 классов. - М.: Просвещение, 2003 г.)

Уважаемый старшеклассник!

Данная анкета, направлена на выявление отношения молодых людей к использованию одурманивающих веществ.

Приглашаем Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы анкеты! Обратите внимание — анкета анонимна.

Вам не нужно указывать свое ИМЯ.

Инструкция: прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который вам кажется наиболее точным. Обведите его. Обратите внимание — на некоторые вопросы вы можете давать несколько вариантов ответа.

Нравится ли Вам учиться?

Скорее да, чем нет.

Скорее нет, чем да.

2.Чем Вам нравится заниматься в свободное время? (Можно выбрать несколько вариантов ответа).

2.3. Слушать музыку.

4.Встречаться с друзьями.

Ходить в театр, музей.

Играть в компьютерные игры.

С какими высказываниями вы согласны?

1.Курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день больше одной сигареты.

Опасность курения значительно снижается, если использовать качественные сигареты с фильтром.

Сигаретный дым причиняет вред не только курящему, но и тем, кто находится с ним в одной комнате.


В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут. В настоящее время большое внимание уделяется выявлению и описанию отклонений в поведении, связанных с патохарактерологическими особенностями личности. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, связанное с табакокурением подростков, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Сигареты по данным ученых разных стран курят в основном люди с низким социально-экономическим положением. Более ¾ курящих начинают курить в подростковом возрасте. Проблема табакокурения стала в обществе потому, что 93% подростков с 12- 16 лет попробовали или стали постоянными курильщиками. Отклоняющееся поведения детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак, зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, как проводник воспитательного влияния на развитие личности. Для табакокурения в подростково-юношеском возрасте характерны: нечеткость симптоматики никотиновой зависимости, признаки определяемой ситуацией, а не состоянием болезни, размытость границ синдромов и этапов болезни, не позволяющая выделить стадии зависимости, преобладание психопатологической симптоматики, быстрота развития психического дефекта, эндокринная недостаточность. К предпосылкам криминального поведения подростков относится снижение морально-этических установок и изменение личности, патологические влечения и неблагоприятные средовые воздействия. Медикобиологические последствия, возникающие в ответ как на злоупотребление, так и на эпизодическое употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, являются основой создания психодиагностических подходов к данной проблеме, если не читать конституционально ориентированные варианты психологической и психологической диагностики.

Читайте также: