Диагностика ребенка с нарушением зрения в доу

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема доклада:

1.Особенности проведения диагностики восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………………………. 4

2. Методики диагностики восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………..8

2.3. Схема обследования ребенка 3-х – 4-х лет (младшая группа)………….9

2.4. Схема обследования ребенка 4-х – 5-ти лет (средняя группа)……. …11

2.5. Схема обследования ребенка 5-х – 6-ти лет (старшая группа)………..16

2.6. Схема обследования ребенка 6-х–7-ти лет (подготовительная группа)……………………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….26

В данной работе рассматриваются особенности диагностики восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Так же представлен актуальный диагностический инструментарий, позволяющий корректно провести диагностику восприятия дошкольников с нарушениями зрения в соответствии с возрастными особенностями детей.

Актуальность. Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика психического состояния и личностного развития детей. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую помощь. Именно диагностика позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

В свете вышесказанного среди различных направлений деятельности специалистов психолого-педагогической службы в рамках образовательного процесса важную часть составляют диагностические модели для слабовидящих детей младшего школьного возраста с целью изучения уровня их психического и личностного развития, а также на коррекцию выявленных отклонений в развитии.

Основная часть.

Дошкольное детство – особо важный период развития, поскольку он является фундаментом последующего развития и становления личности. Все психические познавательные процессы проходят несколько стадий своего развития, и активное манипулирование и исследовательская деятельность позволяет стимулировать развитие психических познавательных процессов (ощущение, внимание, память, мышление , речь), обогатить и расширить словарный запас.

Особую роль в формировании и развитии ребенка имеет восприятие. Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Данный процесс в этот период непроизвольный, то есть не контролируется волевым компонентом, и отдельные признаки предмета (запах, цвет, и пр.) будут выступать существенными факторами для восприятия. То есть предмет должен вызывать яркую эмоциональную реакцию, чтобы быть запечатленным.

Диагностическое обследование ребенка специалистами психолого-педагогической службы с нарушением зрения должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов [2].

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок [1].

Обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе разработанной теории с учетом основных закономерностей нормального развития [8].

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи - в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский) [7].

Л.С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и, как следствие, - к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости от типа аномалии. В.И. Лубовский и Ж.И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми от внешнего мира [9].

Роль педагога-психолога, проводящего обследования детей в эти периоды, состоит в подготовке детей к переменам в их жизни и в создании вместе с воспитателями и учителями установки на преодоление трудностей и возможности их избежать или преодолеть.

Существуют общие требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребёнком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.

К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:

§ соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка - 400-500 лк);

§ ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5 - 10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 - 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;

§ смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;

§ особые требования к наглядности.

Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

Стимульный материал должен отвечать ряду условий:

§ пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;

§ соотношение с реальным цветом объектов;

§ высокий цветовой контраст (80 - 95 %);

§ четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 - 33 см, а для слепых детей - в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°

Угловые размеры изображений - в пределах 3 - 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Требования к стимульному материалу и организации диагностической процедуры при обследовании детей с амблиопией и косоглазием следующие:

Детям от 2 до 4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0,3 рекомендуется предъявлять изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к предъявляемому фону. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см. Предъявлять можно предметы любых форм - как плоскостные, так и объемные. При этом объемные предметы желательно предъявлять не только для зрительного, но и для осязательного обследования, которое лучше проводить ближе к полудню.

Детям этого же возраста, но с остротой зрения от 0,4 и выше предъявляются разнообразные по цвету тест-объекты с размерами также около 2 см (или меньше). Обследование ребенка можно проводить в любое время дня. Следует помнить, что при сходящемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией ребенку нужны очки для близи.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения [4].

Проведение диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало. Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от специалиста знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др. [5].

Стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

В настоящее время нет единого выработанного диагностического инструментария тифлопедагога. Специалисты используют ряд методик для диагностик детей, в частности схемы обследования. Предлагаем к рассмотрению схему диагностики по Осиповой и Дружининой.

2.3.Схема обследования ребенка

3-х – 4-х лет (младшая группа)

Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый

-Различение основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), а также белого и черного

-Различение и называние цвета окружающих предметов

и предметных изображений

-Соотнесение игрушек с их цветными и силуэтными изображениями

-Различение и называние

-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

-Различение величины окружающих

Сопоставление предметов по величине

Восприятие изображений:

«Возьми для куклы широкую,

Набор кубиков красного, желтого, зеленого, синего цвета;

набор разноцветных карточек и игрушек такого же цвета.

Одноцветные пирамидки (названных цветов); набор предметных изображений разного цвета.

Набор силуэтных изображений.

(Одновременно ребенку предъявляют не более 3-х предметов, карточек, предметных изображений).

Набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, кубы, шары); набор предметов соответствующей формы.

(Одновременно ребенку предъявляют не более 3-х предметов, фигур, карточек).

Набор игрушек (2 мяча - большой и маленький, две елочки - высокая и низкая), набор полосок и лент разной длины и ширины (полоски - длинная и короткая, две ленты - широкая и узкая).

(Одновременно ребенку предъявляют 2 предмета).

3 куклы разной величины; 3 кубика, два из которых одинаковой величины.

Простое предметное изображение.

Одноплановое сюжетное изображение

знакомых ребенку животных.

Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Знание расположения и названия каждого пальца.

б) отдельными пальцами.

«Нажми на кнопку средним

(указательным, безымянным, большим пальцем, мизинцем)

Настольная лампа с кнопочным выключателем

(или какая-то игрушка с кнопками)

2.4.Схема обследования

ребенка 4-х – 5-ти лет (средняя группа)

Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Различение основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого

-Нахождение и называние цвета окружающих предметов и

-Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями

-Различение и называние

-Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях

-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

-Нахождение и обозначение в речи предметов заданной величины

-Сопоставление предметов по величине

Восприятие изображений :

а) сюжетных -1-план.перспкт.,

б) сюжетных -2-план.перспект.

Набор игрушек основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого;

набор одноцветных пирамидок.

Предметные картинки (3-5 картинок, две из которых с одинаковыми изображениями)

Набор предметных цветных, силуэтных, контурных

(Одновременно ребенку предъявляют 3-5 предметов, карточек, предметных изображений).

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр) геометрических фигур.

Набор предметов соответствующей формы.

Одновременно ребенку предъявляют 3-5 фигур, предметов.

Набор предметов, геометрических фигур разной величины.

Одновременно ребенку предъявляют 3-5 предметов.

Сюжетные картинки с одно- и двух-плановой перспективой.

Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемые материалы

-Понимание назначения рук, пальцев рук.

-Выполнение действия: а) всей рукой,

б) отдельными пальцами.

-Узнавание игрушек и предметов ближайшего окружения.

-Узнавание геометрических фигур.

-Различение величины предметов

Дидактическая кукла, комплект кукольной одежды

Коробочка с набором счетных палочек

3-5 игрушек и 3-5 предметов

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр) геометрических фигур

Набор игрушек разной величины.

Одновременно предъявляют 5 игрушек.

Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемые материалы

-Ориентировка в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения

в помещениях группы и детского сада

-Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

-Ориентировка в процессе передвижения

-Ориентировка в микропространстве

-Моделирование пространственных отношений

-Ориентировка с помощью простейших схем пространства**

-Использование пространственной терминологии

«Покажи переднюю (заднюю, верхнюю,нижнюю) сторону игрушки,

«Какой предмет стоит справа

Набор знакомых детям игрушек

Мебель кабинета или группы

Крупные и яркие игрушки-ориентиры

Фланелеграф средней величины

Макет кукольной комнаты, набор кукольной мели (3-5 предметов)

Схема шкафа, шкаф с двумя открытыми полками, набор игрушек средней величины

Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемые материалы

-Представление ребенка о себе самом и окружающих людях

-Понимание назначения окружающих.предметов.

-Представление о профессиональном труде сотрудников детского сада

об элементарных социально-бытовых ситуациях

-Ориентированность в окружающем мире

-Представление о своих сенсорных возможностях

-Владение навыками социального поведения

Мебель кабинета тифлопедагога,

одежда, которая на ребенке

Набор картинок с изображением времен года

Набор предметных изображений (Одновременно ребенку предъявляют 5 картинок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. Общими психологическими требованиями к организации и проведению обследования таких детей являются: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребенком, организации места проведения исследования, выбору адекватных методик.

Специфические требования заключаются:

· в соответствующей освещенности;

· в ограничении непрерывной зрительной нагрузки (5— 10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15— 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте);

· в смене вида деятельности на деятельность, не связанную с напряженным зрительным наблюдением;

· в особых требованиях к наглядности.

Л. Н. Солнцева выделяет в процессе развития каждого ребенка с нарушениями зрения три критических периода, в соответствии с которыми и определяются направления обследования.

Период осознания своего отличия от нормально видящих детей. Понимание своего недостатка и осознание необходимости его коррекции способствуют возникновению саморегуляции, однако недостаточность произвольности психических процессов и пассивная позиция по отношению к окружающему замедляют ее становление.

Направления обследования:

· выявление осознания ребенком себя как личности, имеющей свои особые потребности и особенности: знание своих органов чувств, понимание пользы ношения очков и лечения, желание общаться, понимание возможности попросить о помощи, осуществление самоконтроля за поведением и т.д.;

специфические проблемы социальной адаптации и выяснение наличия и развития у ребенка навыков и качеств, помогающих жить в обществе, разрешая возникающие трудности и конфликты как с помощью взрослых, так и самостоятельно: как у ребенка развивается процесс расширения знаний, как он использует полисенсорный характер восприятия, как получает информацию от других, активен ли в этом процессе, предлагает ли свою помощь другим, понимает ли необходимость соблюдения норм и правил поведения;

· формирование знаний, навыков и психологической готовности ребенка выйти за пределы узкого коллектива, расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством: представления ребенка об обществе, социальных отношениях, социальных службах, умение пользоваться современными техническими средствами и т.д.;

· определение сформированности потребности в трудовой деятельности, особенно в видах труда, требующих навыков, формирование которых может быть затруднено из-за нарушений координации движений при глубоком нарушении зрения.

Период подготовки и перехода ребенка к школьному обучению. Психолог должен определить готовность ребенка к учебной деятельности, его возможности использования накопленных знаний и навыков в новых условиях, сформированность соответствующей мотивации.

В начальный период учебная деятельность детей с нарушениями зрения протекает в замедленном темпе, так как ребенку необходимо создать поле деятельности на основе осязания, нарушенного зрения, проприоцептивной чувствительности: это пространственные представления, автоматизация движения осязающей руки, контроль за течением и результативностью деятельности.

На этом же этапе важно определить степень изолированности ребенка, чувство дискомфорта в новой для него ситуации, степень неуверенности или компетентности, зависимость самосознания ребенка от оценки его дефекта.

Использование диагностических тестов, направленных на определение степени готовности ребенка к обучению, допустимо лишь после их адаптации (см. ниже).

Период перехода к обучению в средних классах. У детей возникает рефлексия, вырабатываются собственные взгляды и мнение, возникают чувства критичности и самокритичности, происходят основные изменения во взаимоотношениях с другими людьми. В этот период психологу важно определить:

· уровень сформированности учебной деятельности, степень усвоения программного материала;

· уровень абстрактного мышления, рефлексии;

· произвольность, способность к саморегуляции, сформированность познавательной мотивации;

· типы взаимоотношений и уровень коммуникативности;

· степень самоопределения и самостоятельности;

· характер и содержание самооценки;

· пробелы в знаниях в целях их коррекции.

Специальных методик для психологической диагностики детей с нарушениями зрения мало, а использование общепсихологических тестов и требует в связи с особенностями зрительной функции заданий адаптации стимульного материала.

Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Требования к характеристикам стимульного материала:

контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60—100%. Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем наоборот;

1. пропорциональность соотношения предметов должна соответствовать соотношениям реальных объектов;

2. цвет стимульных материалов должен соответствовать реальному цвету объектов;

3. необходим высокий цветовой контраст — 80—95%;

4. на изображениях должны быть четко выделены ближний, средний и дальний планы',

5. фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания;

6. в цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона;

7. расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30—33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения.

Основной принцип адаптации методик — увеличение времени экспозиции стимульного материала в зависимости от особенностей зрительной патологии в 2— 10 раз.

Особо выделяются для детей с нарушениями зрения качественные параметры оценки выполнения диагностических заданий (Л. Н. Солнцева):

· методики, основанные на двигательных навыках: учитываются не быстрота и точность движений, а общая результативность выполнения. Время, отведенное на выполнение задания, увеличивается; исключаются все тесты на исследование самих движений и двигательных навыков;

· речевые методики: предварительно выясняется сформированность у ребенка реальных представлений, соответствующих словесному материалу. Формализм речи, свойственный детям с нарушениями зрения, может проявиться в отсутствии полноценного реального представления;

· методики с элементами рисования: следует предварительно выяснить, сформировано ли у ребенка представление о предмете, который надо изобразить, и его характеристиках;

методики, основанные на зрительном анализе и синтезе пространственных отношений объектов: предварительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предлагаемых форм и объектов;

· методики с применением свободных творческих игр: предварительно выясняется, знает ли ребенок игрушки, с которыми будет играть. Особенно это касается стилизованных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей. Детей сначала знакомят с действиями, которые можно производить с игрушками, а также с помещением, в котором они будут играть;

· методики, основанные на подражании: учитывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следует производить показ на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия с взрослыми.

При обследовании могут быть использованы стандартизированные методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности. Однако это возможно лишь при условии адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям Детей.

Читайте также: