Диагностика подготовки детей к школе 6 7 лет математика

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Диагностика готовности ребенка к изучению математики.

Составитель: Филиппова Валентина Валентиновна

Учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Математика играет важную роль в общей системе образования. Но математика в школе – не наука и даже не основа науки, а учебный предмет. Поэтому не маловажную роль в этой системе играет внеурочная деятельность. Прежде чем включить ребенка во внеурочную деятельность, необходимо, составить программу. По моему мнению, для большей эффективности в составлении программы необходимо, для начала выявить готовность ребенка к изучению столь сложного предмета. Поэтому я решила разработать диагностики готовности ребенка к изучению математики.

Основные цели диагностики:

Выявить уровень готовности детей к изучению математики.

Составление программы внеурочной деятельности, на основе анализа полученных данных.

Ожидаемый результат:

Учитель выявит уровень готовности детей к изучению математики. Разработает программу внеурочной деятельности, на основе полученных данных.

Диагностика готовности ребенка к изучению математики.

Форма проведения индивидуальное собеседование.

Цель : выявить знание последовательности чисел.

Цель : выявить знание цифр и умение соотносить цифру с количеством предметов.

Оборудование : каточки с печатными цифрами от 0 до 9 выложены перед ребенком в беспорядке.

Цель : определить способ, которым ребенок устанавливает взаимно однозначное соответствие.

Оборудование : перед ребенком выложены в ряд 8 кружков, рядом куча из 10 кружков другого цвета. Кружочки одного размера.

Цель : определить понимание принципа взаимно однозначного взаимодействия в условиях, когда элемент второго множества внешне представлен отдельным предметом, который заключает в себе одновременно несколько единиц (монеты разного достоинства).

Оборудование : в два ряда друг под другом расположены монеты достоинством в 1 копейку (9 штук) и достоинством в 5 копеек (5 штук).

Цель : выявить умение уравнивать количество предметов в совокупностях.

Оборудование : перед ребенком выложены в 2 ряда строго один под другим 5 красных и 5 синих кружков.

Цель : выявить степень владения порядковым счетом и пространственными представлениями.

Оборудование : перед ребенком ряд из кругов одного размера разных цветов, например: красный, желтый, зеленый, синий, белый, коричневый, голубой.

Ребенок закрывает глаза, круги в ряду перемешиваются, например: коричневый, желтый, зеленый, белый, синий, красный, голубой.

Цель : проверить сформированность действия присчета предметных совокупностей.

Оборудование : на полоске бумаги нарисованы 6 одинаковых домиков на одинаковом расстоянии друг от друга, на другой полоске 3 таких же домика.

Цель : проверить умение узнавать наложенных друг на друга геометрических изображений.

Оборудование : перед ребенком лист бумаги с изображением наложенных друг на друга геометрических фигур.

в нем представлены планируемые результаты освоения программы;

методы, используемые для диагностики, позволяют получить не толь­ко информацию о знаниях, умениях и навыках, которыми овладел ребенок, но и уровень формирования универсальных предпосылок учеб­ной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инст­рукцию, умение провести самоконтроль и самооценку выполненной работы).

Анализ полученных результатов позволит вам определить области, в кото­рых ребенок испытывает затруднения, и наметить способы их устранения.

Успешность обучения в школе не связана с наличием большого количе­ства знаний, умений и навыков, хотя это тоже важно.

Школьное обучение предъявляет требования не только к наличию у ре­бенка определенного запаса знаний, умений и навыков, но и к уровню раз­вития способностей, в данном случае математических.

Что же такое математика для дошкольника? Что такое математические способности в дошкольном возрасте, которые впоследствии станут базой ус­пешного обучения в школе?

Математика для дошкольника — это:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, простран­стве и времени;

ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;

приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формирование навыка самоконтроля и самооценки;

овладение математической терминологией (число, цифра, больше—мень­ше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры, сантиметр);

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометри­ческих фигур).

При этом целью обучения является не только ознакомление детей с мате­матическими представлениями, но и развитие у них математических спо­собностей.

Все эти задачи решаются в дошкольных образовательных учреждениях комплексно и систематически на занятиях по развитию математических представлений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребен­ка. Математические представления усваиваются ребенком и в процессе оз­накомления с окружающим миром, и во время игр в свободной деятельнос­ти. В дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться математичес­кие способности, которые включают в себя ряд частных способностей:

Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).

Способность к обратимости мыслительных процессов (к переходу от прямого к обратному движению мыслей: прямой и обратный счет, сложение и вычитание).

Способность к свертыванию математического рассуждения и соответ­ствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме).

Решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли ребенок спо­собности к данной деятельности или нет, является методика обучения.

Внутри каждого раздела задания группируются по задачам, которые со­ставляют структуру математических способностей.

Подбирая диагностические задания (тесты), мы хотели, чтобы вы увиде­ли своего ребенка умным, талантливым, способным, а ребенок почувствовал свои силы, уверенность и готовность к обучению в школе.

КАК РАБОТАТЬ С МАТЕРИАЛАМИ САЙТА

Диагностика завершает работу по формированию элементарных матема­тических представлений.

Не спешите выполнить все задания с ребенком за один день. Если ребе­нок устал или ему неинтересно, прервитесь.

После выполнения каждого задания ребенком закрасьте шарик слева зе­леным цветом, если задание выполнено правильно, желтым — если он до­пустил неточности, красным — если задание не выполнено совсем.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_1 (453x593, 158Kb)

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_3 (448x591, 64Kb)

3.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_4 (448x590, 96Kb)

4.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_5 (447x590, 207Kb)

5.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_6 (450x593, 208Kb)

6.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_7 (447x590, 124Kb)

7.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_8 (447x589, 105Kb)

8.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_9 (447x590, 99Kb)

9.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_10 (448x591, 70Kb)

10.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_11 (447x590, 76Kb)

11.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_12 (447x590, 76Kb)

12.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_13 (447x590, 122Kb)

13.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_14 (447x589, 115Kb)

14.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_15 (447x589, 104Kb)

15.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_16 (447x589, 125Kb)

16.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_17 (447x590, 117Kb)

17.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_18 (448x590, 126Kb)

18.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_19 (447x590, 99Kb)

19.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_20 (448x590, 97Kb)

20.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_21 (447x590, 58Kb)

21.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_22 (450x594, 88Kb)

22.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_23 (447x590, 90Kb)

23.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_24 (448x591, 107Kb)

24.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_25 (447x591, 52Kb)

25.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_26 (448x590, 56Kb)

26.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_27 (448x591, 102Kb)

27.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_28 (452x590, 90Kb)

28.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_29 (448x590, 83Kb)

29.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_30 (448x589, 82Kb)

30.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_31 (448x591, 122Kb)

31.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_32 (448x590, 88Kb)

32.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_33 (451x590, 88Kb)

33.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_34 (449x591, 80Kb)

34.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_35 (450x588, 88Kb)

35.

48188_461eca6f3e5aef94717087217c2185e4_36 (453x589, 175Kb)

36.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включены задания на выявление уровня сформированности временных,пространственных и геометрических представлений,умений пересчитывать элементы множества, сравнивать множества по числу состовляющих их элементов.

Изучение уровня математической готовности детей, поступающих в школу.

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математики, направленные на выявление уровня сформированности временных представлений:

1)Что раньше? Что потом? Назови времена года.


2)Расскажи как всё было. Пронумеруй картинки:


Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности пространственных представлений:



Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности геометрических представлений:

1)Раскрась желтым цветом квадраты, синим овалы, а зеленым треугольники.


2)Найди отрезки, ломаные и кривые линии.


Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества.

1)Сколько на картинке мышек? Сколько котов?


2)Поставь справа столько точек, сколько предметов на картинке:


Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности умения сравнивать множества по числу состовляющих их элементов.

1)Сравни с помощью знаков ,


2)Составь пары и сравни количество в мешках с помощью знаков = и =/.


Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности логических умений.

1)Сколько всего предметов? Как их можно сгруппировать?


2)На какие группы можно разбить деревья на рисунке? Сгруппируй и назови признак, который ты выбрал.


Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:

Количественная характеристика:

За правильный ответ – 2 балла;

За ответ, в котором допущена ошибка – 1 балл;

За неправильный ответ – 0 баллов.

Уровни готовности:

Низкий уровень готовности – 0-12 б. (0 – 50%)

Средний уровень готовности – 13-18 б. (51 – 75%)

Высокий уровень готовности – 19-24 б. (76 – 100%)

Качественная характеристика:

На низком уровне ребенок может выделять информацию из текстов разных видов, умеет осуществлять сравнение, владеет общим приемом решения учебных задач и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

На среднем уровне ребенок может использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознает общие и различные свойства предмета; произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

На высоком уровне ребенок может владеть приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; умеет осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умеет строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах; умеет осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Читайте также: