Диагностика подготовки детей к школе 6 7 лет математика
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Диагностика готовности ребенка к изучению математики.
Составитель: Филиппова Валентина Валентиновна
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Математика играет важную роль в общей системе образования. Но математика в школе – не наука и даже не основа науки, а учебный предмет. Поэтому не маловажную роль в этой системе играет внеурочная деятельность. Прежде чем включить ребенка во внеурочную деятельность, необходимо, составить программу. По моему мнению, для большей эффективности в составлении программы необходимо, для начала выявить готовность ребенка к изучению столь сложного предмета. Поэтому я решила разработать диагностики готовности ребенка к изучению математики.
Основные цели диагностики:
Выявить уровень готовности детей к изучению математики.
Составление программы внеурочной деятельности, на основе анализа полученных данных.
Ожидаемый результат:
Учитель выявит уровень готовности детей к изучению математики. Разработает программу внеурочной деятельности, на основе полученных данных.
Диагностика готовности ребенка к изучению математики.
Форма проведения индивидуальное собеседование.
Цель : выявить знание последовательности чисел.
Цель : выявить знание цифр и умение соотносить цифру с количеством предметов.
Оборудование : каточки с печатными цифрами от 0 до 9 выложены перед ребенком в беспорядке.
Цель : определить способ, которым ребенок устанавливает взаимно однозначное соответствие.
Оборудование : перед ребенком выложены в ряд 8 кружков, рядом куча из 10 кружков другого цвета. Кружочки одного размера.
Цель : определить понимание принципа взаимно однозначного взаимодействия в условиях, когда элемент второго множества внешне представлен отдельным предметом, который заключает в себе одновременно несколько единиц (монеты разного достоинства).
Оборудование : в два ряда друг под другом расположены монеты достоинством в 1 копейку (9 штук) и достоинством в 5 копеек (5 штук).
Цель : выявить умение уравнивать количество предметов в совокупностях.
Оборудование : перед ребенком выложены в 2 ряда строго один под другим 5 красных и 5 синих кружков.
Цель : выявить степень владения порядковым счетом и пространственными представлениями.
Оборудование : перед ребенком ряд из кругов одного размера разных цветов, например: красный, желтый, зеленый, синий, белый, коричневый, голубой.
Ребенок закрывает глаза, круги в ряду перемешиваются, например: коричневый, желтый, зеленый, белый, синий, красный, голубой.
Цель : проверить сформированность действия присчета предметных совокупностей.
Оборудование : на полоске бумаги нарисованы 6 одинаковых домиков на одинаковом расстоянии друг от друга, на другой полоске 3 таких же домика.
Цель : проверить умение узнавать наложенных друг на друга геометрических изображений.
Оборудование : перед ребенком лист бумаги с изображением наложенных друг на друга геометрических фигур.
в нем представлены планируемые результаты освоения программы;
методы, используемые для диагностики, позволяют получить не только информацию о знаниях, умениях и навыках, которыми овладел ребенок, но и уровень формирования универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию, умение провести самоконтроль и самооценку выполненной работы).
Анализ полученных результатов позволит вам определить области, в которых ребенок испытывает затруднения, и наметить способы их устранения.
Успешность обучения в школе не связана с наличием большого количества знаний, умений и навыков, хотя это тоже важно.
Школьное обучение предъявляет требования не только к наличию у ребенка определенного запаса знаний, умений и навыков, но и к уровню развития способностей, в данном случае математических.
Что же такое математика для дошкольника? Что такое математические способности в дошкольном возрасте, которые впоследствии станут базой успешного обучения в школе?
Математика для дошкольника — это:
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;
приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формирование навыка самоконтроля и самооценки;
овладение математической терминологией (число, цифра, больше—меньше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры, сантиметр);
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометрических фигур).
При этом целью обучения является не только ознакомление детей с математическими представлениями, но и развитие у них математических способностей.
Все эти задачи решаются в дошкольных образовательных учреждениях комплексно и систематически на занятиях по развитию математических представлений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Математические представления усваиваются ребенком и в процессе ознакомления с окружающим миром, и во время игр в свободной деятельности. В дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться математические способности, которые включают в себя ряд частных способностей:
Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).
Способность к обратимости мыслительных процессов (к переходу от прямого к обратному движению мыслей: прямой и обратный счет, сложение и вычитание).
Способность к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме).
Решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли ребенок способности к данной деятельности или нет, является методика обучения.
Внутри каждого раздела задания группируются по задачам, которые составляют структуру математических способностей.
Подбирая диагностические задания (тесты), мы хотели, чтобы вы увидели своего ребенка умным, талантливым, способным, а ребенок почувствовал свои силы, уверенность и готовность к обучению в школе.
КАК РАБОТАТЬ С МАТЕРИАЛАМИ САЙТА
Диагностика завершает работу по формированию элементарных математических представлений.
Не спешите выполнить все задания с ребенком за один день. Если ребенок устал или ему неинтересно, прервитесь.
После выполнения каждого задания ребенком закрасьте шарик слева зеленым цветом, если задание выполнено правильно, желтым — если он допустил неточности, красным — если задание не выполнено совсем.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Включены задания на выявление уровня сформированности временных,пространственных и геометрических представлений,умений пересчитывать элементы множества, сравнивать множества по числу состовляющих их элементов.
Изучение уровня математической готовности детей, поступающих в школу.
Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математики, направленные на выявление уровня сформированности временных представлений:
1)Что раньше? Что потом? Назови времена года.
2)Расскажи как всё было. Пронумеруй картинки:
Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности пространственных представлений:
Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности геометрических представлений:
1)Раскрась желтым цветом квадраты, синим овалы, а зеленым треугольники.
2)Найди отрезки, ломаные и кривые линии.
Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества.
1)Сколько на картинке мышек? Сколько котов?
2)Поставь справа столько точек, сколько предметов на картинке:
Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности умения сравнивать множества по числу состовляющих их элементов.
1)Сравни с помощью знаков ,
2)Составь пары и сравни количество в мешках с помощью знаков = и =/.
Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности логических умений.
1)Сколько всего предметов? Как их можно сгруппировать?
2)На какие группы можно разбить деревья на рисунке? Сгруппируй и назови признак, который ты выбрал.
Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:
Количественная характеристика:
За правильный ответ – 2 балла;
За ответ, в котором допущена ошибка – 1 балл;
За неправильный ответ – 0 баллов.
Уровни готовности:
Низкий уровень готовности – 0-12 б. (0 – 50%)
Средний уровень готовности – 13-18 б. (51 – 75%)
Высокий уровень готовности – 19-24 б. (76 – 100%)
Качественная характеристика:
На низком уровне ребенок может выделять информацию из текстов разных видов, умеет осуществлять сравнение, владеет общим приемом решения учебных задач и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
На среднем уровне ребенок может использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознает общие и различные свойства предмета; произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
На высоком уровне ребенок может владеть приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; умеет осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умеет строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах; умеет осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Читайте также: