Диагностика по информатике в доу

Обновлено: 30.06.2024

Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьного, так и дошкольного.

Информационно – коммуникационные технологии позволяют:

· организовать процесс познания, обуславливающего деятельностный подход к воспитательно – образовательному процессу;

· индивидуализировать этот процесс при сохранении его целостности;

· создавать эффективные системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (персональные компьютеры, мультимедийное оборудование) для достижения педагогических целей.

В своей практике я широко использую информационно – коммуникационные технологии.

Во – первых, при помощи ИКТ ведётся документация. В процессе воспитательно – образовательной деятельности я составляю календарно – тематическое планирование, готовлю материалы для оформления родительского уголка, веду протоколы родительских собраний, отслеживаю уровень освоения учебного материала воспитанниками, заполняя таблицы результатов мониторинга. ИКТ позволяют эффективнее проводить диагностику развития дошкольников, как необходимое педагогическое исследование перспектив их роста. Такую работу можно проводить и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Во – вторых, использование ИКТ значительно облегчает работу с родителями. У нас есть электронный адрес, на который я отправляю информационные, фото – и видео – материалы о жизни детей в детском саду. На эту же почту получаю вопросы от родителей о проблемах семейного воспитания и даю ссылки на сайты, где бы родители смогли найти ответы. Были у нас случаи общения по скайпу.

Как известно, многие детские творческие конкурсы проводятся через интернет. Наши родители и дети активно участвуют в них и занимают призовые места.

В – третьих, важным аспектом использования ИКТ в моей педагогической деятельности является подготовка к аттестации. Это и оформление документов, и ведение электронного портфолио, и возможность получать ответы из института повышения квалификации без визуального его посещения, и прохождение дистанционных курсов, и участие в вебинарах, то есть онлайн – семинарах.

В – четвёртых, ИКТ расширяют возможности ведения методической работы и повышать собственную профессиональную квалификацию. Электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий педагогами независимо от места их проживания. Информационно – методическая помощь в виде электронных ресурсов я использую во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций, для изучения новых методик и передового педагогического опыта. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, получая свидетельства и сертификаты о наличии публикаций.

В – пятых, педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы идти в ногу со временем. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе дистанционных курсов необходимо обращать внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность, ознакомиться с отзывами и комментариями. Все курсы являются платными и поэтому информационное пространство позволяет выбрать не только тему, время, количество часов, но и оптимальную цену. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

И всё – таки основным направлением в работе педагога ДОУ выступает воспитательно – образовательный процесс, который включает в себя:

· организацию образовательной деятельности воспитанников;

· организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;

· создание развивающей среды.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому достижение намеченной цели образовательной и совместной деятельности обеспечивается использованием разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического. Использование интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, комфортным, зрелищным.

Какие же занятия возможны в ДОУ с использованием информационно – коммуникационных технологий?

1. Занятия с мультимедийной поддержкой.

В нашем саду нет интерактивной доски, но мы активно используем мультимедийное оборудование, установленное в музыкальном зале на музыкальных занятиях, при проведении педагогических советов, семинаров, на развлечениях.

С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем комплексы зрительной гимнастики, артикулляционные и психогимнатические упражнения.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, на основе гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

· осуществление полисенсорного восприятия материала;

· возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

· объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из беседы или рассказывания педагогом;

· возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

· активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

· компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Широко используется компьютер в домашних условиях, но зачастую не по назначению. Изучая обучающие программы для дошкольников, я советую родителям те, которые представлены вашему вниманию на слайде:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильную группу. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких групп.

2. Защита здоровья ребенка.

В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведёт к целому ряду положительных следствий:

- обогащение детей знаниями в их образно – понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

- возбуждение живого интереса к предмету познания;

- расширение общего кругозора детей;

- возрастание уровня использования наглядности на занятии;

- повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Для подготовки выступления и в практической деятельности я использую литературные источники, представленные вашему вниманию на слайде.

Список использованной литературы.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

Общепользовательская ИКТ-компетентность :

Включает в себя владение основами пользования средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечение расходуемых материалов, клавиатурного ввода, соблюдение техники безопасности, владение приемами фото-, видео- и аудио- фиксации, навыками поиска информации в сети Интернет, пользования электронной почтой и электронными носителями, соблюдение этических и правовых норм использования средств ИКТ. Приложение 1.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность

Проектирование и анализ образовательного процесса с использованием средств ИКТ, оценивание качества цифровых образовательных ресурсов, владение основами работы с текстовым редактором Microsoft Word, программой Microsoft Power Point для создания мультимедийных презентаций, подготовка и проведение выступлений с использованием средств ИКТ. Приложение 2.

Предметно-педагогическая компетентность

Создание электронных дидактических материалов, интерактивных пособий с использованием программ Microsoft Power Point, Windows Movie Maker и др., и систематическое их использование в образовательном процессе. Приложение 3.

Тест-опросник для выявления уровня

ИКТ-компетентности педагогов ДОО

(общепользовательский компонент)

№ Критерии оценки Соответствие критерия

да частично нет

1 Владеете ли вы навыками пользования ПК (включать и выключать компьютер, открыть, закрыть файл, сменить картридж в принтере);

2 Владеете ли вы навыками устранения неполадок, если при включении компьютера, что-то пошло не так (перезагрузить, осуществить какие-либо действия, используя клавиши клавиатуры);

3 Знаете ли вы технику безопасности при использовании компьютера

4 Способны ли вы самостоятельно сделать фото-, видео-, аудио- запись каких-либо моментов вашей жизни, используя фото-, видео- камеру, другие гаджеты

5 Владеете ли вы навыками поиска нужной вам информации в сети Интернет

6 Имеется ли у вас личная электронная почта, эффективность её использования

7 Владеете ли вы навыками пользования электронными носителями (CD диск, флеш-карта)

Частично (с помощью других) – 2 балла;

Уровень ИКТ-компетентности (общепользовательский компонент) Количество баллов

Оптимальный уровень 20-21 баллов

Допустимый уровень 14-20 баллов

Низкий уровень 0-13 баллов

Карта наблюдения за деятельностью педагога ДОО

по выявлению уровня ИКТ-компетентности

(общепедагогический компонент)

Проектирование и анализ образовательного процесса с использованием средств ИКТ, оценивание качества цифровых образовательных ресурсов, владение основами работы с текстовым редактором Microsoft Word, программой Microsoft Power Point для создания мультимедийных презентаций, подготовка и проведение выступлений с использованием средств ИКТ.

№ Критерии оценки Соответствие критерия

да частично Нет

1 Запланированное использование средств ИКТ

2 Анализ качества используемых цифровых образовательных ресурсов

3 Анализ презентаций, созданных (адаптированных) педагогом для решения образовательных задач

4 Анализ подготовленных мероприятий (консультаций, мастер-классов и др.) по распространению опыта педагога с использованием презентации (работа с текстовым редактором Microsoft Word, с программой Microsoft Power Point)

Соответствует критерию – 3 балла;

Частично соответствует критерию – 2 балла;

Не соответствует критерию – 0 баллов

Уровень ИКТ-компетентности (общепедагогический компонент) Количество баллов

Оптимальный уровень 12 баллов

Низкий уровень 0-7 баллов

Создание электронных дидактических материалов, интерактивных пособий с использованием программ Microsoft Power Point, Windows Movie Maker и др., и систематическое их использование в образовательном процессе.

Карта анализа деятельности педагогов ДОО по выявлению уровня

ИКТ-компетентности

(предметно-педагогический компонент)

№ Наименование критерия Отметка о выполнении критерия

1 Наличие авторских цифровых образовательных ресурсов

2 Качество цифрового образовательного ресурса

3 Систематическое использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

4 Наличие авторских цифровых образовательных ресурсов, прошедших экспертизу экспертного совета

5 Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства

Уровень ИКТ-компетентности (педагогический компонент) Характеристика уровня

Оптимальный уровень Педагог создает авторские цифровые образовательные ресурсы надлежащего качества с использованием компьютерных программ (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker). Систематически использует их в своей работе. Имеют авторские цифровые образовательные ресурсы, прошедшие экспертизу экспертного совета. П

Допустимый уровень Педагог обладает навыками поиска цифровых образовательных ресурсов в сети Интернет и адаптирования их с учетом задач образовательной программы ДОО. Использование эпизодическое.

Низкий уровень Педагог эпизодически использует цифровые образовательные ресурсы.

Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач дошкольного развития. Она рассматривается.

ИКТ-компетентность педагога в ДОУ Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям,.

Профессиональная компетентность педагогов В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное.

Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические.

Психологическая компетентность педагогов, как средство создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды Проблема психологически комфортной и безопасной образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. «Образовательная.

Коммуникативная компетентность как способ повышения профессионализма педагогов Цель: развитие коммуникативное компетентности. эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Подборка тестов по информатике Дошкольникам, которые вы можете использовать для проверки знаний, контроля на уроке или просто для тренировки навыков обучающихся на различные темы. Все тесты бесплатные и не требуют регистрации на сайте. Вы также можете использовать этот сервис для создания своих тестов и получения результатов их выполнения в виде удобной таблицы.

Серверные платформы и сетевые операционные системы, 33 гр.

Тест. Информатика, Дошкольникам

Промежуточная аттестация по дисциплине ПМ.02. Организация сетевого администрирования. МДК. 02.04 Серверные платформы и сетевые операционные системы.


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии:

Задачи по освоению компьютерной грамотности старшего дошкольника:

1. Формировать умение строить информационные логические модели.

2. Освоение базиса аппарата формальной логики, а также формирование навыков для описания модели рассуждений.

3. Формировать у детей интерес к компьютерам, к играм с использованием компьютерных программ.

4. Способствовать развитию у детей теоретического уровня мышления, рефлексии (осознания) способов действия, способов решения поставленных задач своей деятельности с помощью компьютера.

5. Знакомить детей с постановкой и решением игровых задач, познавательных и изобразительных в ходе деятельности за компьютером.

6. Знакомить детей с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране, с помощью операторов (мышка, клавиатура) и с учетом возможностей (меню) той или иной программы.

7. Развитие фантазии и воображения.

Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:

Принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира.

Принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников.

Принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития.

Принцип спиральности основывается на наращивании сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.

Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.

- Информационные компьютерные технологии;

- Технология проведения интегрированного занятия;

- Социо-игровые технологии, приемы и методы;

- Личностно-ориентированная (деятельностная) технология.

Тематическое планирование занятий составлено по направлениям:

- свойства, признаки и составные части предметов;

- развитие воображения, памяти, внимания.

Структура компьютерного занятия:

1. Работа без компьютера (в игровой зоне):

- объявление темы занятия;

- знакомство с новым материалом;

- использование игр и выполнение заданий в соответствии с содержанием занятия;

- техника безопасности при работе за компьютером;

- объяснение педагогом компьютерного задания.

2. Работа за компьютером (компьютерная зона):

- выполнение задания (7–10 минут для детей 5–6 лет, 10–15 минут для детей 6–7 лет);

- снятие психического и физического напряжения.

3. Подведение итогов работы (рефлексия).

Программа основана на личностно-ориентированном и деятельностном подходе к ребенку дошкольного возраста в обучении, позволяя целенаправленно и поэтапно развивать его способности в процессе интеграции с разными видами деятельности. Содержание занятия строится на подборе игровых упражнений, дидактических настольных игр, компьютерных обучающих и развивающих программах, взаимно обогащающих друг друга. При подборе заданий игрового характера прослеживается межпредметная интеграция с другими видами развития дошкольника.

Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютерной развивающей технологии работы с детьми. Эта технология начинается с организации в дошкольном учреждении компьютерно-игрового комплекса, включающего компьютерный зал (зоны — компьютерная, игровая, релаксации). В ДОУ имеется компьютерная игровая комната, которая оснащена: компьютерным столом, компьютером, принтером для педагога; детскими компьютерными столами, стульями, компьютерами в количестве 8 штук. Согласно СанПину компьютеры установлены на расстоянии 1 метр друг от друга. Компьютеры располагаются на специальных столах, обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Экран дисплея на расстоянии 50–70 см от глаз ребенка. Дети сидят на стульях со спинкой, обеспечивающих горизонтальное положение. Рабочее место ребенка соответствует его росту. Компьютерная игровая комната обеспечена равномерным освещением с использованием люминесцентных ламп. Естественный свет располагается сбоку, а общий — сверху. На окнах имеются светлые жалюзи. Компьютерная комната не загромождена посторонней мебелью. В ней имеются шкафы, в которых расположены дидактические, настольные развивающие игры, используемые на занятиях для развития памяти, внимания, логического мышления. Подборка компьютерных игровых и обучающих программ, интерактивные DVD — мультфильмы.

Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы; физкультминутки; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз — офтальмотренажер, сенсорный крест (здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного). Детям с ослабленным зрением и иными заболеваниями целесообразно уменьшать время работы за компьютером.

Во время занятия педагог оказывает индивидуальную помощь при выполнении заданий, следит за состоянием детей при работе за компьютером, за правильной посадкой. В подготовительной группе, на занятии Игротека — дети могут самостоятельно выбрать программу для своей игры, а также в любой момент покинуть компьютерную зону и перейти в игровую, чтобы позаниматься с настольными дидактическими развивающими и обучающими играми. Процесс обучения построен на предоставлении детям свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых.

Диагностическое обследование проводится два раза в год.

В программе допустима замена компьютерных обучающих и развивающих программ программами нового поколения с учетом тематического содержания занятия. Данная программа может быть рекомендована воспитателям, педагогам дополнительного образования с учетом специфики своего дошкольного учреждения и индивидуальных особенностей детей.

Читайте также: