Диагностика и оценка учебных достижений обучающихся в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

1. Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.
Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
2.Основные требования к системе оценивания.
Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут,
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том:
o происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,
o начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
o совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
o обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,
- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,
- учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком,
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
3. Принципы построения системы оценивания.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4) Оценивать можно только то, чему учат.
5) Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
6) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

выставляемая педагогом, и школой, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки учащихся, в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьным психологом, в промежуточной и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.
Во-первых, обеспечить обратную связь, информируя:
• учеников и их родителей о продвижении в освоении программы (а на определённом этапе и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;
• учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.
Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных (регламентированных) процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений, государственной итоговой аттестации выпускников, аттестации работников образования, аккредитации образовательных учреждений и др.)

Диагностика учебных достижений

Диагностика учебных достижений (диагностика обученности) проводится с целью своевременное выявления, оценивания и анализа течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Она включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция – диагностическая.

Важнейшими принципами диагностирования являются объективность, систематичность, гласность.

Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.

3. Повторная проверка. (Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний).

4. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или теме курса.

5. Итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретенных на всех этапах дидактического процесса.

Диагностика учебных возможностей

Диагностика учебных возможностей (диагностика обучаемости) направлена на выявление учебных возможностей учеников.

Важнейшими компонентами обучаемости являются:

1) потенциальные возможности обучаемого;

2) фонд действенных знаний;

3) обобщенность мышления;

4) темпы усвоения знаний.

При диагностировании обучаемости необходимо учитывать фактор темпов.

1. Темпы усвоения знаний, умений (время усвоения эталонного понятия).

2. Темпы продвижения в обучении (время полного усвоения раздела, части курса).

3. Темпы прироста результатов (динамика обучаемости).

Технология определения обучаемости учащихся по дидактическим темпам упрощает решение многих проблем. Прежде всего она применяется для дифференцирования однородных классов обучаемых. Именно обучаемость как интегрированная характеристика безошибочно указывает на возможности каждого учащегося, пути рационализации его персонального процесса.

Диагностика воспитанности

В 90-е годы общий процесс технологизации образования придал новый импульс развитию теории воспитанности. Появились авторские концепции М.И. Шиловой и Н.К. Голубева – Б.П. Битинаса, в которых были разработаны программы изучения воспитанности. В этих программах авторские критерии воспитанности выражены через набор конкретных показателей. По характеру показателей педагог может самостоятельно определить уровень развития того или иного компонента воспитанности. После оценки заносятся в сводный лист, который помогает получить целостную качественную характеристику воспитанности.

Мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы.

Система диагностического инструментария определения личностных результатов.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Контроль и оценка предметных результатов обучения младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Система контроля и оценки в современной школе не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической.

Содержание оценки предметных результатов строится вокруг базовой системы знаний и специфических способов действий для каждой предметной области.

Система предметных знаний является важнейшей составляющей предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и знания, углубляющие опорную систему знаний и служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

В начальной школе к опорной системе знаний отнесен понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Т.е объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия, прежде всего познавательные.

К предметным действиям следует отнести и такие действия, которые присущи главным образом только этому предмету и овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета.

Объектом оценки предметных результатов становится способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур.

При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Оценка достижения этих предметных результатов, ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (Приложение 1).

Виды контроля предметных результатов:

Цель: определение готовности обучающихся к:

- обучению в школе (1класс);

- усвоению нового материала.

- оценивание любого успешного действия,

- фиксирование решения полноценной задачи,

- определение оценки в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

Цель: отслеживание динамики в достижении планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов.

Цель: определение готовности к обучению в следующей образовательной ступени.

Критериями оценивания остаётся традиционная 5-бальная система.

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Оцениваем предметные результаты.

1) Результаты ученика.

Форма оценивания – оценка (словесная характеристика) и отметки (знаки в фиксированной системе).

2) Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (диагностика на выходе).

Для адекватного оценивания обучающийся должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью

(кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Где накапливать отметки и оценки?

В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений. Таблицы результатов образования составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в портфолио школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки в таблицы результатов выставляются по той шкале, которая принята в образовательном учреждении (например, традиционные 5-бальные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные обучающиеся справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Когда ставить отметки?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

По каким критериям оценивать результаты учеников?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за уровень НОО выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов нa бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя. Ему нужно перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблем детского незнания.

Незнание - не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.


Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди инициативные и самостоятельные.

Совершенствование системы начального образования направлено на

создание прочного фундамента для последующего обучения. Это

предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и

умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность,

способность применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным

Содержимое разработки

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Исполнитель:

Рязанцева Елена Александровна,

учитель начальных классов

Актуальность проблемы оценивания учебных достижений…………………………..4

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди инициативные и самостоятельные.

Совершенствование системы начального образования направлено на

создание прочного фундамента для последующего обучения. Это

предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и

умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность,

способность применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Актуальность проблемы оценивания учебных достижений

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (критерии оценки).

Ниже базового – не достигнут даже необходимый уровень.

Базовый – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Высокий – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Система оценки достижения планируемых результатов:

обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;

ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и формирование УУД;

позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;

обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным процессом;

предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов

остановимся на оценке предметных и метапредметных результатов,

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В системе оценивания используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, на итоговую отметку детей не влияет.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. В ходе мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе отслеживаются уровень развития осведомленности, кратковременной памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики руки, сформированность школьной мотивации.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов заносятся в таблицы.

На этапе безоценочного обучения в 1 классе практикуется ведение листов индивидуальных достижений по математике, русскому языку, литературному чтению, которые заполняются после выполнения проверочных и контрольных работ и имеют следующую структуру: (приложение 1)

письменная самостоятельная работа,

контроль техники чтения.

определение темы, главной мысли текста,

понимание смысла прочитанного: в 1 – 2 классах – ответы на вопросы, в 3 – 4 классах – умение задавать вопросы по тексту.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. Итоговая аттестация проводится в форме

диагностическая контрольная работа,

контроль техники чтения (Приложение 2).

показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

1 класс: (опорные вопросы)

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно

было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты

можешь себе поставить.

Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

В ходе итоговой аттестации использую метапредметные диагностические работы.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе не сплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Работа по оцениванию очень трудоемкая и кропотливая, но она даёт учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения; позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями

Читайте также: