Диагностика баряевой для детей с зпр в доу

Обновлено: 30.06.2024

Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Ее содержание должно учитываться специалистами допол­нительного обучения (если они имеются). Она рекоменду­ется и для работы с отстающим в развитии ребенком в се­мье. Материалы программы могут быть также использова­ ны в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в специальные дошкольные учреждения, специалистами ДОУ при изучении детей в ходе обучения и по его итогам.

Работа по программе предъявляет существенные требо­вания к квалификации специалистов. Поэтому с ней целе­сообразно знакомить студентов педагогических колледжей, факультетов дошкольного воспитания, дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.

© Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина,

Содержание программы по этапам обучения .

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количе­ство увеличивается.

Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим интеллектуальные нарушения, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.

В течение тридцати лет в нашей стране ведется интенсивное изучение особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, поиски организационных форм их воспитания и обучения, разработка новых коррекционных технологий. Убедительно доказано, что раннее включение этих детей в систему коррекционно-развивающего обучения приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется весь их личностный облик.


  • ДОУ компенсирующего вида;

  • дошкольных детских домах;

  • дошкольных отделениях при специальных (коррекционных) школах восьмого вида;

  • реабилитационных центрах и центрах коррекции;

  • специализированных группах при общеобразовательных ДОУ;

  • коррекционных группах кратковременного пребывания в структуре общеобразовательных ДОУ и ДОУ компенсирующего вида и т. д.;

  • консультативных группах в ДОУ компенсирующего вида;

  • при надомном обучении детей со сложной структурой нарушения.

Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дизадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. В основе лежит не один, а множество факторов. Это факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок и затрудняющие социаль­ную адаптацию индивида, а также психолого-педагогические, социально-психологические, личностные, социально-экономические факторы.

В 1976 году в лаборатории воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста НИИ дефектологии АПН СССР под руководством профессора Н. Г. Морозовой был разработан проект программы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта, а в 1983 (после значительной переработки проекта) О. П. Гаврилушкиной и Н. Д. Соколовой создана программа, опубликованная в 1991 году 1 . Ее появление было важным шагом в становлении системы специального дошкольного воспитания в нашей стране. В соответствии с этой программой работали все специализированные учреждения не только в России, но и в республиках, которые теперь стали странами ближнего зарубежья. Со времени ее создания прошло почти двадцать лет. И до сих пор она остается единственной программой для детей с умственной отсталостью.

Однако за это время произошли значительные пере­мены в обществе, изменилось не только отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности с интеллектуальной недостаточностью, но и взгляды на возможности их умственной и социальной реабилитации. В современных теоретических и прикладных исследованиях в области специальной психологии и коррекционной педагогики, а также в педагогической практике получены новые данные об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные технологии. Все эти достижения науки и практики должны найти отражение в программно-методических документах, регламентиру­ющих работу ДОУ, где воспитываются дети с проблемами в интеллектуальном развитии. В первую очередь — в программе, так как программа 1991 года уже не вполне соответствует требованиям сегодняшнего дня. Новая программа должна учитывать современные прогрессивные тенденции развития дошкольного образования в России — его гуманизацию, создание модели личностно-ориентированного воспитания, изменения содержания и форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения и пр. При создании новой комплексной коррекционной программы авторы стремились сохранить то положительное, что было предложено в программе 1991 года, а также широко использовали опыт собственной научной и педагогической деятельности, передовой педагогический опыт, накопленный в дошкольных учреждениях за последние десятилетия.

Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематиче­ская, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно проч­ные знания и умения.

В программе дано психолого-педагогическое обоснование системы коррекционного воспитания и обучения

детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте с учетом современных достижений науки и практики; определены пути, предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процесса социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Программа разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (с 3—4 до 7—8 лет). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом легкая умственная отсталость (F-70) и умеренная умственная отсталость (F-71). Именно эти дети составляют подавляющее большинство воспитанников ДОУ компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью. Кроме того, содержание программы может быть использовано в процессе воспитания детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза раннего, младшего и среднего дошкольного возраста, которые в этот период по основным параметрам психического развития близки к показателям, характерным для легкой умственной отсталости.

Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Ее содержание должно учитываться специалистами дополнительного обучения (если они имеются). Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье. Материалы программы могут быть также использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в специальные дошкольные учреждения, специалистами ДОУ при изучении детей в ходе обучения и по его итогам.

Работа по программе предъявляет существенные требования к квалификации специалистов. Поэтому с ней целесообразно знакомить студентов педагогических колледжей, факультетов дошкольного воспитания, дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.

Программа составлена с учетом специфических осо­бенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и потребностей дошкольника; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие его нормально развивающихся сверстников. В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории проблемных детей в процессе, специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Авторы придерживались оптимистической идеи о том, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью может воспринимать и понимать окружающий мир при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Программа включает пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы, приложения.

Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Так, дети с умеренной умственной отсталостью могут освоить один или два этапа обучения в течение 3—4 или 5 лет пребывания в ДОУ. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Переход с одного этапа к другому осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого-

Авторы специально не стали вводить в программу перечень обязательных требований к ребенку по итогам прохождения каждого этапа по нескольким причинам.

В-третьих, ни одно нарушение развития не дает такого разнообразия искажения психики, как раннее органическое поражение центральной нервной системы. В связи с этим, определение уровня достижений в усредненном виде для всей популяции этих детей на каждом этапе обучения противоречит сформулированным выше принципам программы.

Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с онтогенетическим принципом строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего Года обучения. Это позволяет детям восстановить утраченное, забытое, сделать процесс развития целостным, а обучение непрерывным.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

ВложениеРазмер
Диагностическое обследование 102.97 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование в условиях специального

дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

второй младшей группы

ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ

Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129 __________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье ___________________________________________________________ ______

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный - любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________

Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

image

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.

Педагог занимается с девочкой с ЗПР

  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

Групповое занятие с детьми с ЗПР

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

Читайте также: