Зайцев полковник розов краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Своеобразие психологизма прозы Бориса Зайцева

Творчество русского прозаика Бориса Константиновича Зайцева мало известно широкому кругу читателей и мало освещается учебной программой "Русская литература". Дело будущего - более полное издание сочинений Бориса ЗАЙЦЕВА.

В нашей литературе лишь сейчас проходит своеобразное воскрешение писателя, а в начале ХХ века современная ему критика высоко оценила уже первые его попытки. В Борисе Зайцеве видели прямого наследника и продолжателя А.Чехова.

Борис Константинович Зайцев родился 21 января 1881 года в городе Орле. Учился сначала в училище, потом в Петербургском Горном институте. Проучившись три года, Зайцев решает целиком посвятить себя увлечению, которое впоследствии станет важнейшим делом всей его жизни - литературе.

Вначале Зайцев пишет маленькие рассказы, печатается в газетах. В 1901 году Зайцев отправляет А.П.Чехову свою работу "Неинтересная история". В ответ получает телеграмму: "Холодно, сухо, длинно, не молодо, хотя талантливо". Молодого Зайцева, все-таки, окрылило это "талантливо", сказанное его кумиром.

В 1902 году был напечатан один из первых рассказов "Волки", а в 1906 году выходит первая книга Зайцева "В дороге". Книгу заметили, на нее появляются рецензии авторитетнейших писателей З.Гиппиус, В. Брюсова, А.Блока.

В 10-е годы в творчестве Зайцева усиливается пантеистическое начало. В этот период появляются его наиболее значительные произведения: "Миф", "Деревня", "Смерть", "Жемчуг", "Густя", "Изгнание", "Актриса", "Студент Бенекдитов", "Грех", роман "Дальний край" - произведения очень разные по тематике, по своему художественному наполнению, написанные уже в традициях русского классического реализма, с его пристальным интересом к человеческим судьбам, к психологии личности.

Особенное внимание писателя привлекают по-прежнему женщины, ищущие ласки и тепла, не теряющие бодрости, но, в конечном счете, также терпящие жизненную катастрофу "Мать и Катя", "Кассандра", "Богиня", "Маша".

Война 1914 года в значительной мере была неожиданностью для писателя. Зайцев считался ратником-ополченцем 2-го разряда, иными словами, был рядовым, но по возрасту призывался не в первую очередь. Однако наступил и его час. Летом 1916 года Зайцев мобилизован и, не жалея воевать обычным солдатом, поступил в школу прапорщиков. Об этой поре своей жизни, совпавшей крушением Российской империи в феврале 1917 года, он рассказывал в очерках "Мы военные", "Офицеры".

Октябрьская революция застала его в Прытыкино, отцовском имении, где он часто гостить вплоть до своего отъезда в эмиграцию. К революции Б. Зайцев отнесся настороженно, но не отрицательно. Он был готов сотрудничать с новой властью.

В 1918 году у Зайцева выходят в свет первые тома собрания сочинений: "Тихие зори", "Полковник Розов","Сны". А в следующем году издается очередная книга "Путники".

В 1921 году Зайцева избирают председателем Союза писателей. В июле же этого года он вступает во Всероссийский комитет помощи голодающим, в августе следует нелепый арест. Однако Зайцева вскоре освобождают, но с высылкой за границу. Так в 1922 году начинается долгая жизнь Зайцева в эмиграции. Однако тема России остается главенствующей в его творчестве. В поздних мемуарах Зайцев с горечью писал о моменте разлуки с родной страной. "Я думал о том, что ведь это мой город и моя страна. Увижу ли я когда-нибудь эти равнины, осинки и березы, полу варварскую Москву, полу варварский свой народ? Я ,сам потомок скифов? Но ведь к этой стране, к этому народу я прирос крепко, нечего стесняться. Я люблю его любовью неистребимой как любил своих стариков, чьи кости остались в этой земле"

В отличие от многих других эмигрантов-литераторов, горечь изгнания не породила у Зайцева отрицания советской власти и нападок на нее, приведшие Зайцева в изгнание, его не озлобили. Напротив, они усилили в нем чувство греха, ответственности за содеянное и ощущение неизбежности того, что свершилось. Он много размышлял обо всем пережитом, прежде чем пришел к непр и клонному выводу:

"Ничто в мире зря не делается. Все имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся не объяснительными. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как бесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения - всегда научают "Бессмысленного нет".

В тридцатые годы создаются биографические книги о Жуковском, Тургеневе, Чехове.

После войны, в 1947 году, Бориса Зайцева избирают председателем Союза русских писателей и журналистов во Франции.

Редкая для русских писателей долгая жизнь дана была Зайцеву и до последних дней эта была жизнь творческая.

Умер Б.К.Зайцев 22 января 1972 года, год спустя после своего девяностолетия. Умер так же тихо, достойно, как и жил.

Дооктябрьская критика очень высоко ценила творчество Б. Зайцева. О нем много писали и в эмигрантской литературе, по большей части все эти работы остаются недоступны для нас. Творчество Зайцева рассматривали с разных позиций. Но кто бы ни писал о Зайцеве, обязательно отмечался его принцип доброжелательного приятия мира и порожденный этим принципом особый психологизм его прозы.

В своей работе старалась рассмотреть лишь некоторые стороны своеобразия, опираясь на методику, разработанную одним из крупнейших литературоведов, занимавшихся этой проблемой, Л.Я. Гинзбург.

«Детерминированность поведения и характера, - пишет Л. Гинзбург, - основная установка реализма Х1Х века. Реализм начал с общей обусловленности человека временем и средой и уточнял ее постепенно…

Что такое психологический анализ?

Прослеживание причинно-следственных сцеплений, все более уточненных, в той сети обусловленности, которая наброшена на все сущее; явление, возведенное к общим формулам и одновременно разложенное на составные части, переменные и текучие, образующие ряды ситуаций, процесс. Это и подстановка, замена одних составных частей другими, когда, например, на месте подвига оказывается себялюбие или, напротив, на месте эгоистического действия - действие, нужное всему обществу, человечеству".

В качестве первого подступа к исследованию этого сложнейшего явления намечена схема, основанная на специфике и функциональности поэтики названии и номинации героев.

"Первичная установка,- пишет Л. Гинзбург, - отношение к появившемуся герою, точка зрения, с самого начала определяющая возможность его эстетического существования, закладывают единство литературного героя. Формальным признаком такого сразу порождаемого единства является уже самое имя действующего лица. Это динамическое единство и поэтому ни имя, и скрепляющая героя первоначальная установка не мешают ему измениться, развиваться даже в неожиданном направлении".

В соответствии с этим выделяется пять типологических групп, в которых прослеживаются лишь способы использования имени для раскрытия характера героев.

В рассказах первой группы, объединенных вынесением в заглавие именем героя, эволюция имени отмечает развитие характера и оказывается знаком изменения жизненного пути. Это рассказы: "Аграфена", "Маша", "Густя", "Кассандра", "Мать и Катя", "Авдотья - смерть".

Уже вынесенное в заголовке имя создает особую тональность повествования, своеобразно настраивает восприятие читателя. Недаром Б. Зайцев то использует торжественное имя "Аграфена", причем в рассказе окажется значимой эволюция героини от нежной девушки Груши до все выносящей страдалицы и мученицы Аграфены. То в название подчеркнуто вносятся нежное или домашнее снижающее полуимя "Маша", "Густя", или порою даже прозвище, как в рассказе "Мать и Катя". Ее называет матерью Катя за то, что ее пестует, охраняет ее молодость, помогает учиться. За мощность сложения и некую лень зовут ее "Ильей".

Порою имя в названии становится своеобразной психологической характеристикой героя еще до его появления, как в рассказе "Кассандра".

Творчество Б.Зайцева очень многообразно и многофункционально. Исчерпать специфику его психологизма в одной статье невозможно. Это лишь попытки наметить некоторые вехи для дальнейших исследований.

Русская литература ХХ века является новаторской не только по своему идейному и жизненному содержанию, но и в области художественной формы, приемах художественного отражения действительности. Новизной отличаются способы раскрытия реальных диалектических противоречий, жизненных конфликтов, принципы психологического анализа.

Как известно, человек формируется объективными условиями общественного бытия. В то же время он их осмысливает, поддерживает одни явления и отвергает другие. У него вырабатываются определенный взгляд и позиция. В этот процесс жизненного самоопределения и духовного формирования человека активно включается литература, которая содержит и художественное воспроизведение объективных условий, и разностороннюю идейно-эстетическую оценку их.

Литература ХХ века дает нам не только знание, информацию о жизни, но и формирует жизненные идеалы, развивает наше мышление, помогает нам всем сердцем ощутить красоту и правду окружающего мира.

Борис Зайцев

Полковник Розов

Комментарии

Литературно-художественные альманахи издательства "Шиповник". СПб., 1907. Кн. 1. Печ. по изд.: Собр. соч. Кн. 1. Берлин; Пб., М., 1922. Ведь ее же нужно орясиной! - Орясина - "жердь, шест; кол, дубина; толстая и долгая хворостина" (В. И. Даль). . также удалитесь в Монрепо. - Монрепо (от фр. mon repo - мой отдых) - название многих мест развлечения и отдыха в Европе. Ну Пальмерстон! - Генри Джон Темпл Пальмерстон (1784-1865) - английский государственный деятель, сторонник репрессивных мер в борьбе против национально-освободительного движения, за расширение английской колониальной империи. . похож на Следопыта. - Следопыт (он же Соколиный Глаз) - одно из имен-прозвищ Натти Бемпо, героя пенталогии Ф. Купера (1789-1851): "Пионеры", "Последний из могикан", "Прерия", "Следопыт", "Зверобой". . в этой курпажине. - Курпажина (обл.) - лесные и дорожные ямки, выбоины, вымоины. . глупый черныш "монах". - тетерев с перьями черного, темного окраса.

Источник текста: Борис Зайцев. Собрание сочинений. Том 1. Тихие зори. Рассказы. Повести. Роман. -- М: Русская книга, 1999. 603 с.

Зайцев “Легкое бремя”, это воспоминание некого полковника.

Речь в рассказе идёт от первого лица, самого рассказчика. Он вспоминает о том, как возили русскую пшеницу в Марсель. Какой был каторжный труд, таскать мешки на себе, разгружая баржи. Мешки были очень тяжёлые, сгибали в три погибели и поэтому единственное желание было, на тот момент, скорее добежать до места и скинуть эту тяжесть с себя.

Было очень много русских, целая артель все работали.

Полковник говорит о том, что пока ждали разгрузку и погрузку навидались всякого, не приведи Господь — как он выразился.

Пьяные матросы, падшие женщины и голодные дети попрошайки.

Очень ему было тяжело на чужбине.

Особенно когда в православные праздники. Вспоминал березки, леса, речки и воздух свой, сладкий, ароматный. Всё ему было чуждо на чужбине. Доходило до того, что мужики просто падали в пшеницу и нюхали, чтобы уловить родимый запах родной земли русской.

Чему учит данное произведение?

Проблематика состоит в том, что человеческий труд самый тяжелый. Но надо было кормить семьи. Ради заработка, люди шли на самые тяжелые работы, оставляя там своё здоровье. Подолгу находились в чужих краях, где им всё не нравилось, но приходилось терпеть.

Главные герои — это сам рассказчик. Который рассказывает как он был в Марселе на заработках. И не любовался там соборами, не ходил прогулкой по набережной или дорогие рестораны посещал. А работал, не разгибая спины, таская тяжёлые мешки с пшеницей.

Отзыв о прочитанном:

Рассказ не понравился. Слишком непонятен. Читается очень тяжело. Нет такого в рассказе, что могло бы зацепить, привлечь внимание.

Романтик Алексей Христофоров знакомится с приемной дочерью знаменитой московской барыни Машурой. Девушка влюбляется в молодого человека, но позже понимает, что он видит в ней лишь небесную звезду, а не женщину.

За минуту

Идеалист и романтик Алексей Христофоров недавно приехал в Москву. На одном из благотворительных вечеров он встретил своих знакомых Вернадских — барыню Наталью Григорьевну Вернадскую и ее приемную дочь Машуру. Наталья Григорьевна знакомит Алексея с молодой вдовой Анной Дмитриевной. Вернадские приглашают Христофорова на лето в загородный дом.

Анна Дмитриевна оказывается их соседкой. Женщина увлечена романом с гулякой, пьяницей и развратником Никодимовым, который в итоге бросает женщину ради связи с молодым мальчиком.

Машура обручена с сыном дьячка Антоном, но молодые часто ссорятся. Христофоров кажется девушке романтичным и загадочным, Машура влюбляется и мечется между ним и женихом. Христофоров сравнивает девушку с голубой звездой Вегой.

Со временем Машура понимает, что Антона она любит лишь как друга детства, а Христофоров видит в ней идеал, чистую звезду, а не земную женщину. Строить с ним семью не получается и Машура решает остаться одна.

Читайте также: