Преподавание региональной истории в школе

Обновлено: 02.07.2024

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Всему, что необходимо знать, научить

нельзя, учитель может сделать только

Вопросы учебно-методического обеспечения преподавания региональной истории является проблемой, требующей отдельного внимания, т.к. в настоящее время идет разработка инновационной модели преподавания региональной истории, которая станет дополнением к историко-культурному стандарту. Поэтому вопрос о преподавании региональной и локальной истории в школах сегодня требует пересмотра форм и методов преподавания истории родного края.

Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию — главный тезис деятельностного подхода к обучению. При изучении региональной и локальной истории в урочной и внеурочной деятельности я использую метод проекта и кейс-технологию.

Защита мини-проектов проводится на двухчасовом занятии в форме конференции, где ребята представляют свои проекты, участвуют в оценивании других проектов, принимают участие в обсуждении достоинств и недостатков представленных работ. Итоговая отметка состоит из средней рейтинговой оценки проекта, самооценки и оценки учителя. Участие ребят в оценочной деятельности побуждает их не только четко следовать обозначенным критериям в процессе создания проекта и актуализировать собственную деятельность на протяжении всей конференции, но и продумывать способы поддержания контакта с аудиторией в процессе защиты проекта.

Использование метода кейс-стади является, на мой взгляд, самым продуктивным в процессе изучения региональной истории в процессе урочной и внеурочной деятельности по причине отсутствия учебников, освещающих историю региона. Серьезная трудность в связи с этим возникает у учителя, перед которым стоит проблема поиска, отбора и систематизации краеведческого материла. Систематизированный учителем краеведческий материал структурируется в кейсы и выдается обучающимся для изучения и анализа.

При формировании кейсов учитель должен предусмотреть следующие моменты: материалы для анализа должны отражать реальную жизненную ситуацию; материалы должны содержать ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий для решения; материалы должны быть подобраны с учетом имеющихся у обучающихся предварительных теоретических знаний; результаты работы учащихся могут содержать неоднозначные, множественные решения.

Солдатская родословная (подборка материалов о земляках - ветеранах Великой Отечественной войны (документы военных лет, фотографии, воспоминания родственников, родословное древо) о Вантееве П.Е., Ербадаевой М.И., Ербадаеве М.Б., Беляевском Г.С., Образцове В.В.).

Дорога с войны (рассказ о ветеране войны Крюкове И.Н., созданный на краеведческом материале, воспоминания старожилов, фотографии, документы военных лет).

История села: вчера и сегодня

Затопление: была дорога, будет дно (воспоминания старожилов, интернет – ресурсы о строительстве Братской ГЭС в 1961г., фотографии).

Реформа местного самоуправления: шаг вперед или два шага назад? (источники, свидетельствующие о ходе реформы местного самоуправления, ее результатах и причинах свертывания).

История двух памятников: зачем нужна память? (фотографии и материалы о создании двух памятников с. Казачье: мемориал погибшим в годы ВОВ, братская могила жертв гражданской войны).

Использование метода проектов и метода кейс-стади в процессе преподавания региональной истории способствует формированию личности, по новому относящейся к процессу познания; личности, умеющей добывать знания и применять их для решения встающих перед ней проблем в быстро меняющемся мире; личности с развитыми творческими способностями, самостоятельностью мышления и чувством личной ответственности за принятые решения.

Изучение региональной и локальной истории – оптимальное поле для такого рода деятельности.

Список литературы

Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. №4

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории …3721…13.10.21…Концепции_УМК.pdf

Кузнецов В.М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) // Преподавание истории в школе. 2016. №7. С. 13 -19.

Мишина И.А., Цыренова М.Г. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории // Преподавание истории в школе. 2016. №7. С. 3-12.

Изучение региональной истории в школе играет существенную педагогическую роль в идейно- политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения. Оно является одним из элементов школьного краеведения.

Изучение региональной истории в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села, с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны, почуствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Основным принципом изучения регионального краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

Готовясь к преподаванию отечественной истории, учитель должен обязательно познакомиться с краеведческой литературой.Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково- исследовательской деятельности как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане. Теоретическая подготовка обычно начинается с изучения источников получения краеведческого материала: вещественных, письменных и устных.

Хочу сказать о письменных истчниках. Много ценного краеведческого материала найдет учитель (это просто и не трудно) в областных, городских, районных газетах и журналах. В местных переодических изданиях особенно много краеведческого материала публикуется в праздничные и юбилейные дни.Я собираю местные материалы не только по опубликованным источникам, но и всячески использую внеклассную работу. Часто провожу экскурсии, итогом которых становятся небольшие исследовательские работы, собираются новые материалы.Данные этих работ можно применятиь с успехом во внеклассной работе. Свои трудности есть везде. Сельскому учителю приходится вести весь курс и истории, и обществознания, и краеведения. Одних учеников подготовить к предстоящему ЕГЭ, других к итоговой аттестации в 9 классе, с третьими подготовить краеведческую работу. Времени на все у одного человека естественно не хватит. Если даже получится собрать большой материал, то оформить его не всегда получится.Такая работа в школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательскую деятельность. Конечно на такую деятельность не хватит кружка и занятий. Но собранный материал пригодится при работе и по классной тематике, и по внеклассной.

Задача школы, на мой взгляд, сдесь состоит в том чтобы, наряду с усвоением необходимой суммы знаний, обеспечить высокое умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания.

При анализировании методических разработок я прихожу к выводу, что самым главным методом в изучении региональной истории и занятием краеведением, является исследовательский метод работы учеников.

Исследовательский метод- высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Он как бы концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения. По мнению многих увлеченных краеведением педагогов, исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предложение, определябт способ ее проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют их, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты.Достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся.

Таким образом, сущность исследовательского метода при изучении истории региона фактически сводится к ознакомлению учащихся с методами современной исторической науки, методами самостоятельного познания общественных явлений и процессов.

Для исследовательского метода характерна атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли.

Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Пусть они не сделают новых открытий, но они повторят путь, пройденный учеными, наукой.

Естественно, нельзя отождествлять исследовательскую работу ученых и учащихся. В школе все подчинено учебным целям. В научном исследовании центром внимания становится объект изучения.

В ученических исследованиях всегда различаются два вида открытий: субъективный - открытие истины известной обществу, но неизвестной самому ученику; объективный – открытие нового в науке, имеющего научно- практическое значение.

В большинстве случаев изучение региональной истории учащимися опирается на личные наблюдения школьниками жизни, труда и быта населения.Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни В школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно- воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Используя исследовательский метод в изучении региональной истории, школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Тематика исследовательских работ по изучению региональной истории обеспечивается разносторонними источниками: вещественными подлинными памятниками истории, письменными источниками, устным народным творчеством.

Работа в этом направлении позволяет организовать экскурсии, походы, встречи с замечательными людьми родного края, а также создавать школьные музеи.

В школе можно применять несколько вариантов исследовательского метода:

1. Учитель, сообщая о тех или иных открытиях в области науки, раскрывает сам процесс открытия и логику пути к нему.

2. Учитель, используя местные документы, экспонаты музеев, сам проводит их исследование, раскрывая при этом все пути поисков решения на разных его этапах.

3. Учащиеся по заданию учителя проводят самостоятельное историко-краеведческое исследование.Особенно широкое применение исследовательский метод находит во внеклассной историко- краеведческой работе.Обычно он осуществляется в процессе выполнения познавательных заданий по изучению истории села, города, края, подготовленных учителем.

Привожу в пример конспекты нескольких внеклассных мероприятий по истории, где можно раскрыть взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Конспект внеклассного мероприятия по Духовному краеведению

Ход мероприятия

Начало: Деревенская изба, печь в углу скромно убранная елка.

Дед: Ох, старуха! Выглянь ка в окошко. Ночь –то какая! Что за луна, а снег как под валенками поскрипывает да искрится!

Бабка: Ночь перед Рождеством всегда такая: небо без тучь и ветры стихли.

Дед: Да –а! Ночь особенная! Ну-ка баба по амбару помети, по сусекам поскреби - набери мучицы! Да испеки нам колобок к праздничку!

Бабка весело берется за дело. Проходит немного времени.

Бабка: Дед! Слезай с печи. Посмотри сюда, какой колобок получился! С праздником тебя!

Дед: Ах какой румяный! Пышный! Завтра его съедим!

Бабка: Дед, гляди диво то какое! Колобок с нами разговаривает! Живи кругленький с нами!

Мы не станем тебя кушать -
Будем сказки твои слушать!

Дед:

Я с тобою не расстанусь,
Будь сыночком мне на старость!

Вот тебе колобок блюдечко, будешь на нем полеживать да с боку на бок переваливаться, с праздником тебя! Бабка, я ведь и тебе подарок купил. (Вынимает платок) Будешь у меня краше всех.

Бабка: Спасибо! А я тебе к Рождеству рубаху украсила узорами. Ну-ка примерь! (Уходят)

Колобок: Ах ничего я в жизни не знаю! Только одно и понял Завтра праздник. Все подарки друг другу дарят. А я что подарю бабушке и дедушке? покачусь ка я по белу свету, поищу подарков подходящих, аза одно узнаю, что это за праздник такой. И правда какая ночь светлая. Эх! Покачусь!

Колобок:

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Но ушел не навсегда
Да, да, да!

Выходит Василиса: Ой! кто это? А я думала это мое яблочко с волшебной тарелочки упало.

Колобок: Нет это я! Я от дедушки ушел…

Василиса: Так ты и есть колобок. Да слышала, слышала я твою песенку! А за чем ты ко мне пришел! Как сюда закатился!

Колобок: Случайно, а ты Василиса Премудрая

Васелиса: Да.

Колобок: Красивая.

Василиса: Да ладно, вот если мою сестру Василису Прекрасную увидишь, тогда не так заговоришь.

Колобок: А где же она?

Василиса: Уехала. Рождественский подарок трем богатырям повезла. Скатерть самобранку. Богатыри кушать ой как любят.

Колобок: И тут празднуют Рождество, Василиса, а что такое Рождество?

Василиса: Как, ты не знаешь?

Колобок: Нет. У меня слишком маленький жизненный опыт.

Василиса: Ну тогда простительно! А расскажет тебе о празднике Рождества моя сестра Елена Прекрасная.

Помню я как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез
Ведь Родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
Илежал не в пышной колыбели
А в глухой пещере на соломе.

Колобок: А кто же этот маленький Христос?

Елена Прекрасная: Рассказ о Рождестве.

А это Господь наш имя которому Иисус Христос! Он родился не во дворце, среди знати и роскоши, а в пещере среди овец, которые укрывались там от ночного холода. Это было в окрестностях города Вифлиема. В стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи, поверившие ангелу, который открыл им истину о Христе. Случилось это два тысячелетия назад Как вы думаете, зачем Господь пришол на землю? Все просто. Он, любя людей и заботясь о них, хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Поэтому его назвали Иисус, что по русски значит паситель, Христос – помазанник Божий.Давай ка колобок, возьмем волшебную тарелочку с яблочком

Вместе:

Яблочко по тарелочке
Кружи, кружи, кружи
Все, что нам интересно,
Покажи, покажи, покажи!

На сцену выходят волхвы и говорят:

- Как темно было – ивдруг такой яркий свет.!
- В небе звезда зажглась новая большая
На землю спускается ангел.

“Не бойтесь! ….Я принес вам и всем людям великую новость. Сегодня в Вифлееме родился Сын Божий – Иисус!”

Родился спаситель мира, о котором все мечтали, о котором предвещали пророки.Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

Волхвы решили, что им обязательно надо пойти в Вифлеем и увидеть новорожденного.

Чтоб на Христа взглянуть
Чтоб поклониться Богу,
Тотчас отправились мы в путь,
В опасную дорогу.
В дар младенцу принесем
Меду, трав душистых,
Путь по звездочке найдем. Яркой, серебристой.!

Ангел. Волхвы Принесли Иисусу золото - как царю царей,

Ладан - как Богу.

Миро – как человеку смертному, которому суждено умереть за людей и избавить всех их от греха.

Учитель: Праздник Рождества имеет и другие легенды о православных святых.

История о святом Николае.

Учитель: Святого Николая в каждой стране называют по разному. В Америке, Канвде, Нидерландах и нескольких других странах Святого Николая зовут Санта Клаус. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы у него красная куртка и колпак.

Начинаем показ слайдов с рассказом.

Далее учитель или ведущий сообщает, что в нашем селе, или неподалеку от нас, если показывать мероприятие в другой школе, есть село Григорьевское.В этом селе храм освящен в честь Рождества Христова.

Рассказ о местном храме.

Село Григорьевское находится в 25 верстах от Зарайска и 35 верстах от Рязани при реке Алешне, впадающей в реку Мечу. Состоит из 220 дворов.

(Выписка сделана из документа под названием: "Церковная и бытовая старина в Рязанской губернии." )

Эти записи были переписаны из тетрадей Володина А.А., когда мы его посещали при жизни.

Григорьевское в старину принадлежало Солотчинскому монастырю. Близ села есть небольшие березовые лесочки, а раньше говорят были дубовые рощи. В состав прихода входили деревни: Мухино, Федоровское, Тюнино.

Приход села Григорьевское некогда распадался на два, т. к храмов в нем было тоже два. Первый в честь Рождества Христова, второй - во имя Дмитрия, оба деревянные.

По приправочным книгам 16 века упоминается о придельном иконостасе "Богоявления Господня."

К концу 17 века церковь(по свидетельству Епископа Коломенсеого и Каширского) за теснотою была разобрана и вновь построена в 1834 году на месте бывшего храма усердиями прихожан.

В 1873 году в трапезной устроен новый иконостас в честь Рождества Христова. Трудился над этим Филипп Новиков и другие образованные деятели.

Церковь имеет вид четырехугольной одноэтажной с двумя алтарями и деревянным шарообразным куполом. Сделан купол из соснового леса, стены обшиты тесом и окрашены, трапезная крыта на двух скатах.

(записано из тетрадей Володина А.А.)

По приправочной книге 1676 года при церкви Рождества Христова упоминается придел в честь Богоявления Господня., три двора поповых, двор дьякона, двор монастырский, двор Просвирницин и 180 дворов приходских. Вместо построеной в 1786 году церкви, существует ныне Христорождественская, построенная в 1834 году. Приней земли усадебной и пахотной значится 35 десятин. По штату 1873 года положено 2 священника и 2 псаломщика. В состав прихода, кроме села, входят: дер. Колянинское, Тюнино, Федоровское и Мухино. В них при 566 дворах 1685 душ мужского пола и 1881 душ женского пола.

(Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.)

Монастырское село даже внешне заметно отличалось от села частновладельческого. Частновладельческие села были невелеки по размерам и разбиты на части. Монастырское же село, имевшее одного хозяина, всегда образовывало своеобразный единый комплекс с общими постройками.

Принадлежащие одному монастырю села лежали недалеко друг от друга, образуя своеобразные "гнезда."

Привыкшие к строгому порядку и контролю за крестьянами, монастыри внимательно следили за хозяйственной жизнью села.

Правда, соблюдение порядка монасрырь требовал не только в работе. Кроме всего прочего монастырский старец и местный священник здесь строго следили и за исполнением религиозных обрядов, посещением церкви. Когда однажды в нашем селе девчата и молодые женщины позволили себе игры и катания на снегу на сырной неделе, монастырские власти велели на общем сходе наказать нещадно плетьми всех участниц потехи, а заодно и их отцов, матерей и мужей.

В 1688 году Солотчинский монастырь решил увеличить оброк с крестьян в 2, 5 раза. Крестьянские хоз- ва, мол, забогатели, пора и сборы с них увеличить. Но крестьяне псчитали это неприемлемым нарушением их прав и собрались на сход.Пришли из села Григорьевского и Бильдино с деревнями " все выборнные и рядовые крестьяне до отдельного человека."Обсудив дело, решили подать жалобы - челобитные в монастырь и сразу же в Рязань - митрополиту.

Жалобы дали результат: оброк архимандрит решил повысить только в два раза, а митрополит со своей стороны прислал в монастырь грамоту со строгим требованием: "тесноты крестьянам ни какой не чинить" не наказывать их и не мучить.

Крестьяне почувствовали, что на их монастырские власти тоже есть управа, и в1690 году старосту села Григорьевское, действовавшего по их мнению вяло, самостоятельно переизбрали.

Когда мы ходили в церковь, на кружках краеведения, то разговаривали с постоянной прихожанкой храма Морозовой Н. М. Она рассказывала про то, как с Фруктовой, еще до войны, везли в село кирпич для церкви. Везли на санях, вручную.

Она подарила нам старое фото, где храм еще с колоколом.

Сейчас ей 82 года, родилась она 17 сентября 1925 года.

- 21 ноября мы посещали нашу церковь и поговорили с Надеждой Михайловной. Она рассказала нам, что све ее корни в Григорьевском. Выросла она, можно сказать, в церкви. Рядом сее домом жила монашенька и водила ее маленькую в церковь. Монашеньку ту звали Праскева. Дедушка Надежды Михайловны строил эту церковь.В 1935 году сцеркви были сняты колокола и разбиты. А в 1937 году церковь закрыли и церковную утварь разобрали по домам, прятали. После часть увезли в Зарайск, часть в Солотчу.Иконостас разломали и некоторые топили им печи.У нас есть теперь фото, где изображено распятие, это распятие имеет интересную историю. Крест был привезен с Солодчи и когда много времени спустя кто-то из прихожан поставил около него свечу, то распятие обгорело, почистив его, батюшка и все -все увидели, что под новым крестом, старый. Распятие повезли на реставрацию и оказалось, что это старый крест из Григорьевского.(эту историю рассказал нам батюшка в эту среду, а мы ее записали.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

в этом докладе говорится об использовании региональных исторических фактов на уроках истории России.

Министерство образования Республики Башкортостан.

Отдел муниципального района Бижбулякский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово

муниципального района Бижбулякский район

Подготовила: учитель истории

МОБУ СОШ с. Кистенли- Богданово

Архипова Лилия Альбертовна

Роль школьных курсов истории в подготовке молодого поколе­ния к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают учащимся ответить на сущностные вопросы миропознания и миропонимания: кто я? кто мы? кто они? что значит жить вместе в одном мире? как связаны прошлое и настоящее? Ответы предполагают восприятие основополагающих ценностей исторического опыта своей страны, своей этнической, культурной общности, а также знание исторического пути многих цивилизаций и народов.

формированию у молодого поколения ориентиров для граж­данской, этнонациональной, социальной, культурной самоиден­тификации в окружающем мире;

— овладению учащимися знаниями об основных этапах раз­вития человеческого общества с древности до наших дней в соци­альной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к свое­му Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей со­временного общества;

При изучении истории России предполагается обращение к ма­териалу региональной истории, представляющему собой богатый наглядной и яркой информацией и потому особенно интересный для учащихся пласт исторического знания. Предусматривается, что в рамках курса отечественной истории часть учебного времени посвящается изучению региональной и локальной истории (коли­чество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется в связи с наиболее значимыми этапами истории региона). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет не о разрозненном, а о многоуровневом рассмотрении истории госу­дарства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и вос­питательных задач; — развитию интереса к прошлому и настояще­му родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные религиозные и иные составляющие, воспитанию гражданственности и т. п.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что мы можем сильно любить человека, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свое отечество, если случай, например долговременное отсутствие, не обнаружит для него самого силу этой любви.

Через призму культуры как несущей конструкции национальной истории школьник получает возможность узнать многообразие и общность культур и истории народов Башкортостана, поэтому предлагается серьезная исследовательская работа на уроке с понятийным аппаратом истории и культуры. Овладение культурным наследием дает мощный импульс становлению духовной и нравственной позиции личности, способствует воспитанию патриотизма

Непременным основанием современной школы является утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организации воспитания и обучения на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия ими гражданских и высоких патриотических идей, а также-гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам и человечеству.

Образование в школе опирается на глубинные духовные основы национального самосознания. Это идея единения и согласия; идея великой России; ощущение исторического долга и преемственности поколений; служение отеческой вере, государству (державе), народу; идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов; идея духовного служения и природного стремления к истине.

Подход к школьному образованию меняется: любой школьный предмет становится не целью обучения, а средством воспитания сколько возможно гармонической личности; при этом должны осознаваться его место, роль и значение среди других предметов, в целостной картине мира, а также для жизнедеятельности человека.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Ее история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История области (края).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Рассмотрим содержание исторического краеведения в школе и под несколько иным ракурсом. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы -значит понять саму эпоху, саму историю. Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план Дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься. Знание родной истории необходимо каждому человеку, чтобы он не потерял связи со своим народом, с национальной культурой, обычаями. И национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.

Читайте также: