Семинар для директоров школ по функциональной грамотности

Обновлено: 04.07.2024

Тема
Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика
Актуальность:
Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
Учителя школы должны не только донести знания до учеников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни за пределами школы, а также во время обучения удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самореализации. Именно от грамотности и образованности учителей зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
Этим и объясняется необходимость проведения ряда семинаров по функциональной грамотности, его соотнесением с социально-личностными потребностями, непрерывностью образовательного процесса.

Цель: Совершенствование функциональной грамотности педагогов для повышения уровня эффективности преподавания предметов.
Задачи:
-Пополнить знания по функциональной грамотности учителя, как средства повышения эффективности качества образования;
-Познакомить слушателей с видами прикладных заданий, позволяющих определить уровень сформированности функциональной грамотности учителей;
-Через практическую деятельность познакомить слушателей с приемами технологии критического мышления (кластер, синквейн, диаманта).

Ход проведения семинара:

Крылья
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…


Кайрат заметил, что бабушкин индекс – это такое наименьшее шестизначное число, у которого любые две соседние цифры различны и при повороте на 180° также можно увидеть шестизначное число (с нуля шестизначные числа начинаться не могут). Укажите индекс на конверте у Кайрата.

Вывод: значит, для того чтобы выполнить данное задание необходимо обладать определенным уровнем владения математической грамотности.

2. Осмысление.
В повседневной жизни нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то новым. Это могут быть новые жизненные обстоятельства, новая работа, новый коллектив.
Вот и нам для дальнейшей работы необходимо сменить обстановку – разделиться на группы и тем самым оказаться рядом с новыми людьми (деление на группы).
Мы предлагаем вашему вниманию следующее задание, которое поможет вам определить уровень ваших знаний по читательской грамотности.

Время выполнения задания – 15 мин.

Время выполнения задания – 20 мин.

6. Рефлексия.
Совершенствование функциональной грамотности педагогов для повышения уровня эффективности преподавания предметов – такова цель нашего семинара.
Достигли ли мы её? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.
И в этом вам поможет таблица, которую мы предлагаем вам заполнить.

• строчка 1: тема (существительное)
• строчка 2: определение (2 прилагательных)
• строчка 3: действие (3 причастия)
• строчка 4: ассоциации(4 существительных)
• строчка 5: действие (3 причастия)
• строчка 6: определение (2 прилагательных)
• строчка 7: тема (существительное)
 Обломов
 Ленивый, добрый,
 Лежащий, мечтающий, умирающий.
 Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
 Работающий, решающий, живущий,
 Настойчивый, расчетливый
 Штольц.
3) Штрихи - штрихи (короткие фразы, слова) к правилам, к мыслям
• 1-я строка. 1 существительное.
• 2-я строка. 2 прилагательных.
• 3-я строка. 3 причастия.
• 4-я строка. 4 глагола.
• 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
• 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Критерии, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Цель семинара: ознакомление педагогов дополнительного образования с понятием "функциональная грамотность", её состовляющими и способами формирования данного образовательного результата.

ВложениеРазмер
Определение понятия "функциональная грамотность", виды функциональной грамотности. 141.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Предпосылкой к проведению данного семинара послужила информация, находящаяся в докладе министра образования Красноярского края С.И. Маковской.

Но, самое главное, на что необходимо обратить внимание, в докладе сообщалось об уровнях достижения образовательных результатов по учебным и дополнительным общеобразовательным программам.

Говоря об образовательных результатах, в части их достижения, была выявлена одна из главных проблем, которая состоит в том, что в образовательных учреждениях слабо развернута практика формирования функциональной грамотности.

[Проблема формирования функциональной грамотности в первую очередь, по словам С.И. Маковской, обусловливается недостатком компетенций у педагогов, а именно: отсутствием четкого понимания, что такое функциональная грамотность; подменой понятий, непониманием, какие умения обеспечивают формирование того или иного вида грамотности…].

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями , определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области , а также каждого учебного предмета.

В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление .

  1. Читательская грамотность ( Прил. 1 , схема 1) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации.
  1. Математическая грамотность ( Прил. 1 , схема 2) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. (Например: п ри изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее).
  1. Естественнонаучная грамотность ( Прил. 1 , схема 3) – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
  1. Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Показателем сформированности функциональной грамотности является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.

Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и в дополнительном образовании, основным контингентом которого являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы), на занятиях и уроках любой направленности необходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе, разрабатывать специальные задания для своих подопечных, которые способствуют формированию функциональной грамотности .

Средства формирования функциональной грамотности:

- применение технологий продуктивного чтения и проблемного обучения;

- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;

- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.

1. Совершенствование механизмов управления качеством образования через проведение ежегодных мониторингов не только на уровне начальной школы и оформление на основе полученных данных управленческих решений.

2. В образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить создание полноценной образовательной среды направленной на формирование функциональной грамотности и личностных результатов всех обучающихся.

3. Обеспечить единство подходов к созданию условий для профессионального развития педагогических кадров.

Выявленные проблемы по результатам региональной диагностики:

Схема 1. Читательская грамотность


Интегрировать - объединить части чего-либо в одно целое.

Интерпретировать информацию - истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Схема 1. Математическая грамотность


Схема 3. Естественнонаучная грамотность

Вырезка экрана

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Эта формула позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к педагогу на занятие, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – педагог (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.


Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурной сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить в себе эти навыки и помочь применить их на практике.

Что же такое функциональная грамотность?


Согласно результатам международных исследований, Россия занимает первое место в PIRLS, седьмое в TIMSS, и 32-е – в PISA. Почему так происходит?


Функциональная грамотность, которая сформирована через формат PISA, включает в себя основные и дополнительные компоненты, к которым относятся читательская, естественно-научная, математическая, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.

Особенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:

  • Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
  • Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
  • Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
  • Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
  • Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
  • Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.

В чем принципы создания заданий PISA?

Во всех заданиях основополагающей является работа с текстом – читательская грамотность. Важно правильно видеть смысл, оценивать и интерпретировать текстовый материал. Что касается математической грамотности – важно формулировать, применять и оценивать результат с позиций математики и реального опыта. Естественно-научная грамотность предполагает способность давать научные объяснения, применять естественно-научные методы исследования и интерпретировать полученные выводы.

Прежде чем говорить о результатах развития функциональной грамотности у учащихся, нужно проработать этот вопрос с педагогами. Необходимо их мотивировать, показать, каким образом отличается дидактика практико-ориентированных заданий PISA от тех заданий, к которым они привыкли.



Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7 – 9 классы

Сборник современных контекстных задач содержит модели заданий по естественно-научной грамотности в формате PISA. Подбор задач направлен на развитие и проверку следующих компетенций: научное объяснение явлений, понимание основных особенностей естественно-научных исследований, интерпретацию данных и использование научных доказательств для получения выводов. Каждое задание содержит описание реальной ситуации в проблемном ключе и несколько вопросов/заданий, связанных с этой ситуацией и имеющих разный познавательный уровень. Рекомендуется к использованию учителями на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот семинар построен на интерактивных методах,поэтому по его материалам можно издать методическое пособие по формированию функциональной грамотности учащихся.

Городской семинар в рамках работы профессионального сообщества учителей

Выступление учащихся. Мини – спектакль

Практическая часть. Участники семинара.

Оформление результатов тренинга. Кубик Блума

12.20-13.00

Видео – панорама показанных уроков

Самоанализ показанных уроков (по таблице)

Рефлексия с элементами коучинга.

Цель: реализация вопросов формирования функциональной грамотности учащихся по предметам политехнического цикла.

Задачи: изучение состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся в теории и практике обучения; определение теоретических основ формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся.

Обучение учащихся процессу самостоятельной добычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступает ведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан.


Теоретические основы формирования грамотности учащихся Слайд 3

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Квалификация сертифицированных учителей, на данный момент, повышена максимально. Поэтому именно на нас возложена миссия по формированию функциональных навыков в условиях школы.

В Казахстане завершено проведение трех международных исследований оценки образовательных достижений обучающихся TIMSS-2015, PISA-2015 и PIRLS-2016 (апробация).

Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%).

Результаты исследования PISA-2015 будут открыты в конце 2016 года.

PiSA-уникальная модель критериального оценивания образовательных достижений. Технология оценивания исследования функциональной грамотности школьников включают 6 уровней. Эта схема достаточно ясно отражает процесс формирования и развития функциональной грамотности в процессе обучения, которые созвучны уровням таксономии Блума. Поэтому символом нашего семинара является кубик Блума.

Результаты исследований дают серьезную почву для размышлений. Давая обширные теоритические знания, лонгируем ли на применение вне школы?

Если бы не мультик, так и осталось лишь полтора землекопа!

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на поиск и изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых сейчас мы выбираем:

Работа в малых группах

Создаем малые группы по предметам. Творческое задание: рассматриваем жизненные ситуации, в которых бывает каждый. Полноценно ли мы готовым своих учеников для их решения?

Слайд 9. Ситуация первая. Ремонт.

Малым группам привести примеры задач по своему предмету, которые помогут решить эту проблему.

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сведения об ОО

Ссылки










Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Центр образования" городcкого округа Чапаевск Самарской области © 2015–2022

Читайте также: