Детско родительские отношения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Белоусова Юлия Сергеевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: расширить диапазон используемых способов взаимодействия с ребенком, помочь овладеть родителям способами воздействия на нежелательное поведение ребенка, повысить осведомленность родителей в воспитании детей дошкольного возраста; познакомить со стилями общения в семье; способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

План:

- теоретическая часть (5 минут);

- практическая часть (10 минут).

Форма проведения:

- практическое выполнение упражнений.

Особенность нашего времени в том, что родителям доступна практически любая информация о воспитании детей, но трудностей в воспитании от этого не меньше. Нам хочется знать универсальные правила, которые помогли бы сделать отношения с детьми доверительными и уважительными, вырастить детей счастливыми и самостоятельными.

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные эмоции, связанные с детьми; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей закончил одно из следующих предложений.

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – .

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -.

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – .

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – .

Участник, у которого несколько детей, может говорить по одному предложению о каждом ребенке. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову первым.

Цель: провести рефлексию личностных установок участников по восприятию позиции родителя.

Участники по кругу заканчивают предложения: «Родителем быть хорошо… Уже высказанные версии не повторять.

I группа – авторитарный;

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки в печатном виде со смешными карикатурами – краткие характеристики каждого из стилей.

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

Психолог. Держит в руках прозрачную чашу. Эта чаша – душа ребенка. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка? Раздаются вырезанные сердечки из цветной бумаги и перламутровые маркеры. От размера чаши и сердечек прямо пропорционально будет зависеть время выполнения.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение? Дома можно сделать вместе с детьми данное упражнение или со своей второй половинкой, т.к. не все родители были сегодня на встрече.

Это упражнение научит детей тому, как можно управлять сильными эмоциями, если они вдруг захлестывают. Возьмите прозрачную емкость и наполните ее водой. Затем зачерпните столовую ложку клея с блестками или просто блестки и положите в воду. Закройте крышкой и встряхните. А теперь расскажите:

Теперь поставьте банку на стол.

Это упражнение не только помогает детям лучше понять, как устроены эмоции, но и тренирует их внимание — им нужно наблюдать за блестками в воде.

Попросите ребенка лечь на пол и положите ему на живот мягкую игрушку. Теперь малыш должен глубоко дышать, отмечая, как высоко с каждым вздохом поднимается игрушка. Это упражнение помогает детям понять, что такое глубокие сильные вдохи, напомните ребенку об этом упражнении, когда увидите, что его захлестывают сильные эмоции, это поможет ему успокоиться.

- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.

Это упражнение превратит обычную прогулку в приключение. Скажите уставшим и начинающим капризничать детям, что вы отправляетесь на фотоохоту. Теперь их задача — заметить как можно больше птиц, жуков, насекомых и всяких разных животных вокруг. Им придется по-настоящему приглядываться и прислушиваться, чтобы заметить даже самую мелкую живность. Упражнение учит сосредотачиваться и ощущать свое присутствие здесь и сейчас, это помогает отсрочить или совсем предотвратить истерику.

Смысл приема - эмпатия, принятие ребенка, снятие с него напряжения от пережитых эмоций и ситуаций.

Даже если вы попробуете на один день, неделю, месяц, год это будет ваше решение, которое поможет вам в искусстве управлять собой и подаст пример другим.

Большинство взрослых людей – родители. Ну, конечно кто-то врач, кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, но все равно, человеку всегда важно состояться в роли родителя. Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека?

Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что многие плохие родители, а кому же это приятно?

Специалисты всего мира сходятся на другом определении.

Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь…

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт.

Ребенок интуитивно ищет защиты в семье. Поэтому родители должны научиться понимать его трудности и проблемы, реализовывать на практике не оценивающее, а поддерживающее общение с ребенком.

Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах ДРО.

Целевая группа: дети 5 – 7 лет и их родители.

Участники: заместитель заведующего по ВМР, музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели.

Цель: формирование позитивных детско – родительских отношений в условиях ДОУ.

Таким образом, для нас компетентный родитель в вопросах позитивных ДРО это:

  • обладающий готовностью к формированию позитивных ДРО;
  • обладающий знаниями об особенностях ДРО, возрастных особенностиях психологии ребенка;
  • имеющий опыт позитивных ДРО;
  • обладающий эмоционально – волевой регуляцией процесса взаимодействия и способностью к рефлесии своего отношения к ребенку.

Система работы по формированию ДРО была апробирована в течение 2007 – 2008 учебного года.

Работа состояла из трех этапов.

I этап. Диагностический (сентябрь).

На этом этапе педагог-психолог проводит исследование ДРО, определяет уровень знаний родителей о своем ребенке.

Проблемы в детско – родительских отношениях были выявлены в 75 % семьях.

Диагностика ДРО сводится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществлялся выбор методик:

Основные причины неэффективного родительского отношения:

    • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
    • ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;
    • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
    • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком

II этап. Основной (октябрь - апрель).

На этом этапе параллельно используются следующие формы работы с семьей:

Чем обусловлен выбор:

  1. неоспорим тот факт, что необходимо психолого – педагогическое просвещение родителей;
  2. исследователи обращают внимание, что для развития детско-родительских отношений необходимо использовать тренинг.
  3. для закрепления навыков позитивных ДРО наиболее перспективным направлением работы является музыкально-театрализованная деятельность в рамках проведения традиционных праздников и развлечений:
  • во первых, организация праздников и развлечений – это традиционная составляющая деятельности педагогов в ДОУ, следовательно, не возникает дополнительной нагрузки для воспитателей м музыкального руководителя;
  • во – вторых, музыкально – театрализованная деятельность сама по себе позитивно эмоционально окрашенная деятельность;
  • в третьих, не возникнет вопрос о 100% посещении родителями мероприятий т.к., на праздники родители всегда приходят.

С октября по апрель воспитателями проводятся индивидуальные, подгрупповые консультации; презентуется стендовая информация об особенностях ДРО.

Параллельно педагог психолог проводит тренинги гармоничных ДРО.

Для приобретения и закрепления навыков позитивных ДРО музыкальный руководитель и воспитатели организуют и проводят праздники и развлечения с учетом того, что родители на данных мероприятиях не пассивные зрители, а активные участники.

III этап. Контрольно-оценочный (май).

На этом этапе педагог – психолог вновь диагностирует родителей и детей с целью анализа произошедших изменений в ДРО.

В ходе работы получены следующие результаты:

Таким образом, система работы по формированию у родителей компетентности в детско – родительских отношениях позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовала закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях дошкольного возраста, о формах и методах детского воспитания, способствовали значительному улучшению детско-родительских отношений.

В заключении хотелось бы особо отметить результат, который мы не прогнозировали: на качественно новый уровень поднялись взаимоотношения родителей с педагогами. Родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, с желанием и позитивным отношением откликаются на просьбы со стороны воспитателей, администрации детского сада.

Групповое консультирование,
как средство психологической помощи родителям,
детей дошкольного возраста, в преодолении трудностей в период кризиса трех лет

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
ПРОГРАММА "ПОГОДА В ДОМЕ"

Цель: коррекция и гармонизация детско-родительских отношений.
Примечание: рассчитана на индивидуальную работу с семьей, но упражнения легко переделать на работу в группе.

Задачи:
• Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.
• Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво¬ей семье и процессам, происходящим в ней;
• Повышение родительской компетентности;
• Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.
• Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
• Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях
• Предоставить детям и родителям возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом.

Участники: Семьи, обратившиеся за помощью к педагогу – психологу (психологу – консультанту). Программа рассчитана на работу как с детьми, так и с родителями.

Форма работы: Индивидуальная (семейная).

Т.е специалист имеет право подобрать необходимые упражнения и беседы с учетом специфики конкретной семьи, и составить свой план мероприятий (коррекционных занятий) под конкретную семью т.к. программа не имеет строго организованную структуру.

Такой подход к внедрению программы позволяет расширить круг потенциальных участников программы, а не ограничивает специалиста конкретными рамками (по полу, возрасту, составу и другое).
Автор- Чазова Е.М.

Уникальность данного проекта в том, что используя инновационные технологии можно повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников через игровую деятельность с детьми, что, безусловно, приведет к пониманию, принятию и любви двух поколений – гармоничному развитию личности каждого ребенка.

Цель проекта: гармонизация детско-родительских отношений.

повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников;

сохранение и укрепление психического здоровья участников образовательных отношений;

использование инновационных технологий в профилактических, консультативно-просветительских и коррекционно-развивающих мероприятиях по гармонизации ДРО;

гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность;

психологическая помощь участникам образовательных отношений с учетом основных направлений профессиональной деятельности: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение.

Участники проекта: родители, дети, воспитатели.

Срок реализации: проект - долгосрочный (длится весь период пребывания детей в ДОУ).

Предполагаемый результат:

Данный вид работы с семьей способствует гармонизации семейных отношений, выстраиванию партнерских взаимоотношений и формированию всесторонне развитой личности дошкольника.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап (август)

Цель: создание организационно-методических условий реализации проекта.

Диагностический этап (сентябрь)

Цель: определение в результате обследования необходимых изменений в содержании и организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Практический этап (сентябрь-май)

Цель: овладение участниками образовательных отношений теоретическими и практическими навыками и умениями в области психологического просвещения.

Обобщающий этап (май)

Цель: определение эффективности реализации проекта по гармонизации детско-родительских отношений.

Тематический план мероприятий

Ранний возраст

Подготовка материала к реализации проекта

Создание организационно-методических условий для реализации проекта

1. Диагностика нервно-психического развития малышей

Определение в результате обследования необходимых изменений в содержании и организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Выявление проблем в развитии и воспитании

3.Тренинг для родителей и детей

4.Интегрированное занятие для родителей и детей

Использование инновационных технологий в коррекции ДРО (индивидуальная работа)

Гармонизация эмоционального фона

(темная сенсорная комната)

Обучение правильному контакту мамы и ребенка в процесс игровой деятельности

Формирование навыков саморегуляции в процессе взаимодействия детей и взрослых

Определение эффективности реализации проекта по гармонизации детско-родительских отношений

Младший дошкольный возраст

Подготовка материала к реализации проекта

Создание организационно-методических условий для реализации проекта

1.Диагностика психического развития младших дошкольников

Определение в результате обследования необходимых изменений в содержании и организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Выявление проблем в развитии и воспитании

3.Тренинг для родителей и детей

4.Интегрированное занятие для родителей и детей

Использование инновационных технологий в коррекции ДРО (индивидуальная работа)

Гармонизация эмоционального фона

(темная сенсорная комната)

Обучение правильному контакту мамы и ребенка в процесс игровой деятельности

Формирование навыков саморегуляции в процессе взаимодействия детей и взрослых

Определение эффективности реализации проекта по гармонизации детско-родительских отношений

Средний дошкольный возраст

Подготовка материала к проекту

Создание организационно-методических условий для реализации проекта

1.Диагностика психического развития дошкольников среднего возраста

Определение в результате обследования необходимых изменений в содержании и организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Выявление проблем в развитии и воспитании

Определение эффективности реализации проекта по гармонизации детско-родительских отношений

3.Тренинг для родителей и детей

4.Интегрированное занятие для родителей и детей

Использование инновационных технологий в коррекции ДРО (индивидуальная и

(темная сенсорная комната)

Обучение игре в процессе деятельности

Формирование навыков саморегуляции в процессе взаимодействия детей и взрослых

Старший дошкольный возраст

Подготовка материала к проекту

Создание организационно-методических условий для реализации проекта

1.Мониторинг интегративных качеств личности

Определение в результате обследования необходимых изменений в содержании и организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Выявление проблем в развитии и воспитании

Определение эффективности реализации проекта по гармонизации детско-родительских отношений

Выявление уровня психологической готовности к школьному обучению

3.Тренинг для родителей и детей

4.Интегрированное занятие для родителей и детей

Психологическое просвещение родителей, коррекция ДРО

Использование инновационных технологий в коррекции ДРО (индивидуальная и

(темная сенсорная комната)

Использование семейного опыта в процессе игровой деятельности

Формирование навыков саморегуляции в процессе преодоления страхов

детей и взрослых

Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. М.: Владос, 1994.

Несмелова Н.Н. Индивидуально-типологические особенности ориентировочной реакции в прогнозировании адаптации // Вопросы психологии. – 1999. - № 5. – С. 72-79.



Комментарии (5)


Наталья Фёдоровна, немного занята была, сейчас добралась до Вашей работы, наконец- то. Работа мне очень понравилась. Но необходимо ещё написать паспорт к проекту. Сами проекты должны писать дети, либо родители. Педагог в целом направляет сам процесс организации. И в описании проекта форма плана немного отличается от обычного.

Читайте также: