Детский сад в сингапуре особенности

Обновлено: 02.07.2024

Моему сыну два с половиной года. Подошло время идти в садик.

Мы пошли бы в садик и в Москве, но так случилось, что впервые делаем это в Сингапуре. Институт дошкольного образования меня пугает фактом своего наличия, так что мне все сады заранее не нравятся, но деваться некуда. Релоцировать няню мы себе позволить не можем. Нанять няню тут я не хочу.

Изучать систему садов я начала ещё в России, однако, оказалось, что на месте это делать сподручнее (хотя казалось бы, интернет все тот же). Про государственные сады я поняла, что если они и существуют, то прячутся настолько надежно, что мне их отыскать не удалось. Поэтому сразу частные.

Первое, на что я напоролась — разница терминологий. Я начала искать kindergarten (дословный перевод слов “детский сад”). Оказалось, что kindergarten тут — это то, что у нас называется группой короткого пребывания — с утра и до 14:00 или 16:00. Такой вариант мне не годится, тк моя русская работа в 16:00 по Сингапуру только приползает в офис. Поэтому я стала искать программы childcare (“забота о ребенке”, в русском аналогов нет). Эти программы работают по расписанию 7:00 – 19:00.

Отдельно стоящих садов тут не так много. Большинство садов принадлежат той или иной сети. Есть сети с двумя-тремя филиалами, а есть сети, включающие в себя десятки садов под одним брендом. Собственно, все сады, где я была, принадлежали разным сетям.

Особняком держатся несколько садов, которые имеют статус международных. Вся система там импортная (есть американский, британский, канадский и пр.). Эти сады я не рассматривала из-за непомерно высоких цен. А нет, вру, в один все же попала.

Во всех садах программа стандартная: до обеда занятия по-английски, после обеда — по-китайски. Теоретически есть сады с малайским и тамильским языками (нацменьшинства Сингапура), но у нас на районе таких не оказалось.

Сразу после приезда в Сингапур я начала исследования в полях.

Когда я изучала вопрос, у меня накопился внушительный список требований к саду. В скобках укажу, что я выяснила путем полевых исследований.

— сколько детей приходится на воспитателя (от 5-8 в дорогих группах короткого пребывания до 10-12 в садах, что подешевле)

— есть ли китайский (есть везде)

— меню (обычное детсадовское + цыпленок терияки)

— есть ли площадка на улице (у особо элитных есть)

— ходят ли на экскурсии (ходят раз в четверть или полгода)

— какая отчетность перед родителями (еженедельный email или журнал, встречи тет-а-тет 2 раза в год)

— политика по вопросу соплей (с соплями пускают, с температурой нет + есть местная болячка типа простуды, неопасная, но в сад с ней не берут)

— политика по вопросу кусания и толкания (решается по ситуации)

— расположение и удобство дороги

Особенности

Во всех без исключения садах все ходят босиком, обувь оставляют на полочках снаружи.

Во всех садах при входе всем посетителям меряют температуру и с высокой температурой не пускают.

В особо элитных садах брызгают на руки санитарный гель.

Бывают сады, располагающиеся прямо в торговых центрах (помните тезис о том, что в Сингапуре вся жизнь организована вокруг ТЦ). Они занимают этаж или полэтажа.

Ещё любопытное, но ожидаемое. В самой дешевой сети садов, которую мне удалось найти (почти в два раза дешевле конкурентов), очередь на запись была 150 человек.

Ещё мне хотелось, чтобы в группе был хотя бы один белый ребенок (да, это нетолератный канал).

Пространство во всех садах, дорогих и дешевых, организовано под одному принципу. Есть ресепшн с диванчиком и стойками для обуви. В дорогих садах есть место для парковки колясок. Основное помещение — это большое однообъемное помещение, разделенное для групп детей открытыми стеллажами (для игрушек и поделок) высотой по пояс. Все. Постоянно стоит гвалт. На время дневного сна из шкафа достают матрасики на ножках примерно 10 см и расставляют их прямо в группах. После сна матрасики дезинфицируют (тут все дезинфицируют маниакально). Постельное белье — с собой. Матрасики такие клевые, что я подумываю купить такой домой.

В названиях некоторых садов фигурирует слово Монтессори. Я была и в таких и пристрастно спрашивала, что именно они берут из этой системы. Оказалось, что вся монтессорность тут сводится к тому, что одно или несколько помещений оборудуют материалами по этой системе (всякие тактильные штуки на подносах и в открытых низких лотках) и организуют пространство, удобное для ребенка (чтобы игрушки можно было брать, не тянуться к ним, полотенца на уровне, скамейки всякие — словом, оптимизация для развития самостоятельности в быту). И все. Так что на это слово в сингапурских садах можно и не смотреть, оно не значит примерно ничего.

Итак, после личного посещения семи садов мой длинный список требований урезался до двух — цена и расположение. Ну и ещё важное, но неформализуемое — общее ощущение от садика.

На месте стало понятно, что сад в 10 минутах ходьбы — не лучший вариант. Гораздо приятней проехать эти же 10 минут в кондиционированном автобусе, чем толкать коляску по 30-градусной жаре и 80-процентной влажности.

Ещё хорошо бы, чтобы сад располагался по пути на папину работу =)

Ну и как в любом сложном выборе — важное, чтобы он просто нравился .

Итак, с горем пополам, с метаниями и сомнениями садик мы выбрали. Вчера был первый день. Расскажу, как все пойдет.

Далее практическая информация для тех немногочисленных читателей, кому предстоит такой выбор.

PCF Sparkletots Preschool — были 2 раза

79 Indus road — 975 SGD

Очень недорогая крупная сеть. Мы были в двух садах этой сети — на Indus Road и на Kim Tian Road. Помещения не очень просторные, оснащение явно поношенное, бедненько, но чистенько. 10-12 деток на воспитателя. Детки чистые, довольные. Европейцев, кажется, не видели ни одного. На Indus Road есть площадка, расположенная, на мой взгляд, не очень удачно — в видимости проезжей части, а не во дворе. Директриса произвела очень хорошее впечатление, профессиональное, уверенное, располагающее к себе.

Superland Montessori Preschool

568 Ganges Avenue 02-102 — 1551 SGD

В этой сети мы были в филиале на Outram Road. Мест там не было, но мы просто приезжали посмотреть обстановку, тк нам обещали места на Gagnes Avenue. Сад отдельно-стоящий. Есть своя территория и удобный подъезд на такси. Столовая на улице под навесом. Большое здание. Оснащение не очень новое, но все выглядит достойно. Впечатление было очень благостное, и этот сад был нашим главным фаворитом.

JHS Montessori

491B River Valley Road — 2570 SGD на 10 недель

Фактически это не сад, а ГКП. Это было наше первое посещение сада в Сингапуре и впечатление сложилось очень хорошее. Если бы не неудобное расписание, мы выбрали бы именно его. У сада нет своей площадки, и они не гуляют. Зато они работают с родителями, есть родительский комитет, и они вовлекают родителей в садовские активности. Очень располагающая директриса с хорошим английским. Тут нам сразу выдали все бумаги — расписание, меню, тарифы, форму регистрации.

CS Montessori Tiong Bahru

Этот сад не понравился мне совсем, ни расположением, ни директрисой, ни помещениями (тесно, некрасиво, убого). А ещё участие в отчетных мероприятиях (например, в концерте) там платное. Точно нет.

Brighton Montessori Great World City

Этот сад был к нам очень удобно расположен. Как раз находится в нашем “домашнем” ТЦ. Он имеет статус международного и стоит соответствующе. Директриса, красивая толстая индианка, говорит с космической скоростью, приходится просить повторить. 80% детей — экспаты. Обстановка и оснащение очень богатые. например, все ступени покрыты шершавыми длинноворсными коврами — чтобы падать было не больно. Есть своя площадка — дада, прямо в ТЦ. То есть часть помещения там без крыши, под открытым небом. Над площадкой есть тент, который можно натянуть в случае особо жаркого солнца. Стооловка на улице (рядом с площадкой). У этого сада не было мест на полный день, были только на вторую половину дня. Среднее время ожидания места — полгода. + дорого. Мы не стали ждать. А так — понравилось очень.

407 Havelock Road — 1690 SGD

Это наш финалист. Расположен в здании, смежном с большим отелем. С этим отелем есть договоренность использовать для прогулок его садик на крыше. Но прогулки не каждый день, а время от времени. Прямо в самом саду есть гигантская игровая площадка с горками, лабиринтами и батутом. Оснащение очень достойное, довольно новое. В группах есть европейские дети. Располагающая директриса.

Сегодня мы разберем систему образования Сингапура. Начнем с дошкольного образования, рассмотрим детские сады и закончим школами Сингапура.

Детские сады в Сингапуре

Дошкольное образование в Сингапуре начинается для детей в возрасте 3 лет и продолжается 3 года: ясли, первый и второй год (K1 и K2).


Детские сады в Сингапуре располагаются повсюду. Они могут занимать несколько комнат в торговом центре либо отдельный домик в престижном жилом районе. Однако детский сад даже в отдельном здании – не гарантия наличия собственной игровой площадки на улице, что обусловлено дороговизной земли в Сингапуре.

Поэтому подавляющую часть времени детсадовские дети проводят в помещении. Этот недостаток вполне компенсируется обилием детских площадок в жилых массивах и парках, а поскольку гулять с детьми приходится родителям, такое устройство детских садов стимулирует родителей проводить время с ребенком на свежем воздухе, что, по большому счету, только на пользу и тем, и другим.


Государственных детских садов в Сингапуре нет. Устройство детских дошкольных учреждений отдано в руки общественных организаций и частного бизнеса. Поэтому в Сингапуре не редкость детский сад, например, при христианской церкви, мечети или индуистском храме. Но самая крупная сеть учреждена общественным фондом правящей Партии народного действия.

В детских садах дети с трех лет учатся говорить, как минимум, на двух языках, один из которых – английский. Английский является основным языком обучения в подавляющем большинстве детских садов Сингапура. Исключение составляют детские сады при некоторых международных школах, где основными языками обучения являются немецкий, французский и т.п., а английский изучается в качестве второго языка.

Школы в Сингапуре

Учебный год в Сингапуре совпадает с календарным. Он начинается 2 января и состоит из четырех четвертей по 10 недель в каждой. Между каждой четвертью – каникулы. После первой и третьей четвертей продолжительность каникул 10 дней, после второй четверти (середина года) — четыре недели, после четвертой (окончание учебного года) – почти полтора месяца.

Во время каникул образовательные центры могут предлагать интенсивные курсы продолжительностью 1-3 недели, поэтому, даже отдыхая от основных занятий, дети могут проводить время с пользой.


В школу дети идут в 6 лет. Обучение в школе разделено на три уровня – начальный (primary school), средний (secondary school) и предуниверситетский (pre-university education). Это разделение также и физическое – учреждения разных уровней существуют отдельно друг от друга.

Начальное образование в Сингапуре является обязательным. Программа длится 6 лет и разделена на 2 части: первая – фундаментальная – продолжительностью 4 года, вторая – ориентационная – продолжительностью два года.


Все начальные школы следуют единой программе, возможно, — с некоторыми дополнениями, исходя из возможностей школы, например: эстетическое воспитание, физическая культура и спорт, обучение одаренных детей.

Оценка успеваемости производится по комбинированной буквенно-числовой шкале: A1/A2 — отлично, B3/B4 — хорошо, C5/C6 — зачет, D7 — минимальная проходная оценка на экзамене или незачет, E8/F9 — неудовлетворительно.

Успехи в учебе оцениваются следующим образом: суммируются полученные баллы по система L1R5, где L1 – первый язык, английский или родной язык, а R5 – 5 предметов, в число которых обязательно входит одна дисциплина из числа точных наук, а так же одна гуманитарная дисциплина (кроме религиоведения, родного языка или дополнительных занятий в кружках).

Наивысшая оценка по любому предмету — А1 — равна 1 баллу, А2 — 2 баллам, и так далее. Чем меньше баллов наберет ученик — тем лучше. Оптимальный балл — 6 — по одному баллу за родной язык и каждую из 5 дисциплин. Для поступления в неполный колледж необходимо набрать не более 20 баллов.

Поделитесь своим опытом и размышлениями про дошкольное и школьное образование в Сингапуре в комментариях!

Нейропсихолог, педагог-психолог с международным опытом (Болгария, Кипр, Мальта, Финляндия, Сингапур), мама двоих детей.

Сады в торговых центрах, уроки на двух языках и занятия по осознанности – наш автор Лена Мазурова рассказывает, как устроено дошкольное образование в Сингапуре.

Мы переехали в Сингапур по работе мужа, когда нашей старшей дочери Ане было почти 3 года. Недели две пожили как туристы, объездили знаковые места, потусили на всех крутых игровых площадках и стали искать садик.

Поначалу запутались в понятиях: есть kindergarten (пребывание до обеда), childcare (детсад на полный день), а также международные школы, куда берут с четырех лет (у малышей есть расписание, уроки, но нет свободной игры).

© Из личного архива автора

Реджио-подход

Мы просмотрели порядка 20 учреждений. Первое, что бросается в глаза: садики могут располагаться в торговых центрах, на первых этажах офисных зданий без своей территории. То есть ребёнок все время находится в закрытом помещении. Конечно, при постоянных плюс 30С (в сезон дождей бывает + 26С, когда все достают тёплые кофты) и очень большой влажности не погуляешь 3-4 часа на улице. Но сидеть в здании весь день - так себе перспектива.

Мы остановились на Islander Preschool на острове Сентоза. Прежде всего, из-за Реджио-подхода. Это формат обучения или развития, при котором учитываются не просто потребности, но и создаются условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. В основе Реджио-педагогики лежит свободная игра. Вместо готовых пластиковых игрушек, малышам предлагается создать что-то самим из природных материалов. Для меня, как детского психолога, это огромный плюс. Приятный бонус садика - огромная площадка во дворе с кроликами и павлинами.

© Из личного архива автора

Рис с рисом

Утро в детском саду начинается с медицинского осмотра - измеряют температуру, смотрят, есть ли сыпь и отечность глаз. Здесь нет озабоченных родителей, которые оставляют детей с соплями дома. Нет, сопли - не болезнь. Когда мы только начинали ходить в сад, малыши бегали босиком, но потом случилась вспышка HFMD (hand foot and mouth disease) - аналог коксаки, и дети стали носить сменную обувь.

Вообще в Сингапуре абсолютно другой климат и другие болезни. Например, распространена аллергия на плесень - везде кондиционеры на +19С и в учреждениях не всегда хорошо их чистят.

© Из личного архива автора

Огромный плюс Islander - питание. Во многих садах нужно давать перекус с собой, а здесь предусмотрен полноценный завтрак/обед/полдник/фрукты. Еда для людей, живущих в Азии, более чем понятна, но у нас сначала она вызывала шок. Курица с рисом, рыба с рисом, рис с рисом, отсутствие супов. Удивительно, но для Ани это не было проблемой, она никогда не жаловалась на еду. Тем более, что на завтрак чаще всего давали хлопья разных видов и оттенков. Ну и сладкого, конечно, тут тоже хватает. Часто дети сами готовили себе еду - панкейки, например. Это тоже все особенности Реджио-подхода.

© Из личного архива автора

В садике была насыщенная жизнь: детей возили на экскурсии, организовывали студии после уроков – например, театральное мастерство или невероятно крутой класс mindfullness по осознанности и наполненности.

© Из личного архива автора

Синглиш-инглиш

Обучение ведётся параллельно на английском и китайском языках. В Сингапуре даже существует официально признанный диалект - синглиш (смесь английского и китайского). Вначале немного непонятно, но потом привыкаешь и даже понимаешь, о чем говорят таксисты.

Сингапур - многонациональный город, где уважают все религии и народы. Раз в год проходит Racial Harmony Day, когда каждый может прийти в национальном костюме своей страны и принести блюдо, которое есть только у вас на родине. Мы взяли гречку (ее практически никто не ел), сделали винегрет - кто-то даже попробовал, и конфеты (они были в не конкуренции). Наверное, такое уважительное отношение к многокультурности - один из самых больших плюсов для ребёнка.
Для учащихся организован школьный автобус, но мы не пользовались, потому что уходит он из нашего кондоминиума слишком рано (около 8 утра, а мы приезжали обычно на час позже). Ехать на машине около 15 минут (на фото как раз наш кондоминиум Reflections at Keppel Bay).

© Из личного архива автора

Ещё из приятного для меня как мамы - отсутствие родительских собраний, только встреча тет-а-тет с учителями раз в семестр. Честно, никогда не могла понять смысла сидеть и слушать про успеваемость других детей. Здесь же тебе говорят конкретно про твоего ребёнка, про его успехи и трудности, спрашивают совета и открыты к диалогу всегда.

© Из личного архива автора

Из не очень приятного - стоимость сада. Islander обходился в 5964 сингапурских долларов в семестр (примерно 287 000 рублей) или 1,2 млн рублей в год.

Аня ходила в садик с удовольствием и даже сейчас вспоминает о нем с теплотой и радостью. Что касается меня, я рада, что у нас в жизни случился Сингапур. Но я не меньше счастлива вернуться в Москву. В город, где сервис 24 часа, есть смена времён года и после дождя чувствуешь свежесть.

Шадрина8_ЖЖ



Дошкольное детство как гарант благополучия нации
История сингапурской системы дошкольного образования совсем короткая. До 2000 года ее фактически не было: разные организационные формы в этой сфере возникали по инициативе частных лиц и церкви. Кто-то занимался присмотром и уходом, кто-то создавал детский сад, подготовительный класс или образовательный центр, дававший малышам азы академических знаний. Мест не хватало, росли очереди, между родителями существовала высокая конкуренция. При этом никакой специальной квалификации для работы с детьми дошкольного возраста не требовалось. В Сингапуре было трудно быть маленьким ребенком.

С 2001 года правительство обратило внимание на подготовку учителей для дошкольных организаций. Было решено, что все учителя, идущие работать в детские сады, должны быть дипломированными специалистами.
Сегодня в Сингапуре насчитывается 1600 детских садов и центров для детей дошкольного возраста. Практически все они частные (некоторые – под управлением религиозных организаций или частных фондов). В текущем году решением правительства Сингапура было открыто пять государственных детских садов при школах. Хотя дошкольное образование не является обязательным, 97% детей посещают дошкольные организации.

Кто работает с детьми
В январе 2001 года в Сингапуре был создан Preschool Qualification Accreditation Committee (PQAC) для педагогического образования и аккредитации персонала, работающего в детских дошкольных организациях. Это своего рода политехникум (типа нашего среднего профессионального образования), по окончании которого выпускник получает диплом, позволяющий ему работать в системе дошкольного образования – учителем, младшим учителем, а также специалистом по ИЗО или музыкальным руководителем. Управляет этой организацией Министерство образования совместно с Министерством социального и семейного развития. Таким образом, уже 13 лет дошкольные учителя Сингапура имеют эффективный учебный маршрут. К слову сказать, на должность учителя в детском саду обычно существует небольшой конкурс.
В детских садах в основном все занятия проводят учителя. Они должны владеть технологиями обучения детей работать самостоятельно как в малых группах, так и в больших коллективных проектах. Например, при посещении детского сада при Церкви Св. Якова (директор – Жаклин Чанг) мы увидели не только коллективную деятельность, связанную с осуществлением таких больших проектов, как построение самолета или создание общего панно из пуговиц, но и множество мини-проектов, реализуемых группами по 4–5 человек.
Совершенно случайно мы попали на обсуждение фильма про отдых своей семьи на природе, который самостоятельно срежиссировал и снял шестилетний мальчик. Дети с интересом смотрели и обсуждали представленный творческий продукт. Директор Жаклин Чанг пояснила: проектом становится все, что вызывает интерес у ребенка – будь то пчела, залетевшая на участок детского сада, или поваленное ветром дерево. Задача педагога заключается в том, чтобы услышать вопрос ребенка и поддержать проявившийся интерес и инициативу. На вопрос, как им это удается, Жаклин Чанг ответила, что первый год для педагога, приходящего на работу в детский сад, – это год стажировки. Они также работают с детьми, но старшие учителя им помогают, направляют. Поменять не только методику обучения, но и менталитет учителей, привыкших быть лидерами на уроке, было не просто, но им это удалось.

Вывод
Необходимо признать, что единственным источником экономического процветания Сингапура – города-государства, практически начисто лишенного природных ресурсов – является его народ. Поэтому вся государственная политика направлена на человека, на создание оптимальных условий для его личностной, социальной и профессиональной самореализации. Общество стремится окружить нежной, но требовательной заботой каждого своего гражданина буквально с момента рождения.
Роль системы дошкольного образования в этом общем деле исключительно велика. Конкурентная среда, качественное обучение педагогов, тесная связь с семьей, государственная поддержка позволяют ей не просто развиваться, но и двигаться вперед семимильными шагами, выступая одним из важнейших гарантов благополучия страны в XXI веке.

Дети счастливы и учат английский: как учат в садах Сингапура

В Сингапуре роль дошкольного воспитания определяют как подготовку детей к обучению на протяжении жизни. Там педагоги внимательно наблюдают за каждым ребенком, чтобы создать учебную программу, которая наиболее соответствует его способностям и потребностям. Чему учат дошкольников Сингапура – читайте факты в статье.

В дошкольном стандарте Сингапура прописано, что дети должны получать удовольствие от наблюдения за окружающей средой и познания мира. Ведь малышам нравится все изучать. И на этих природных способностях должно основываться образование.

Прежде всего дети в садике этой страны должны чувствовать себя счастливыми, ведь без этого речь не может идти о результативном обучении.

Так, желаемыми результатами дошкольного обучения стандарт называет:

  • прочные моральные и социальные ценности;
  • умение работать и играть с другими;
  • позитивная Я-концепция (то есть самоосознание) и уверенность;
  • сильный интерес к вещам вокруг детей;
  • способность эффективно общаться на английском и родном языках;
  • физический контроль и манипулятивные навыки (физическое развитие, ощущение тела, умение им управлять и навыки самообслуживания);
  • позитивное отношение к здоровому образу жизни;
  • положительные семейные ценности и прочные связи с сообществом.

Главная цель садов в Сингапуре – учить детей думать, а обучение направлено прежде всего на развитие речевых навыков, способность анализировать информацию и осознания своих чувств и потребностей.

Принципы дошкольного образования в Сингапуре

Целостный подход к развитию и обучению

Там считается, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе к раскрытию его потенциала, на основе чего должно происходить эффективное раннее обучение.

Так, дети дошкольного возраста в Сингапуре приобретают опыт в шести основных отраслях:

  • эстетика и творческое выражение (дети могут выражать свои чувства и идеи),
  • экологическая осведомленность (дети наблюдают ближайшее окружение и учатся делать выводы),
  • язык и грамотность (там популярны ролевые игры, пение, рифмы и чтение, а также погружение в богатую языковую среду),
  • развитие двигательных навыков (ведь приводит к стимуляции и развитию мозговых функций),
  • математика (дети учатся использовать символы, цифры, названия фигур и т. д),
  • самосознание (понимание и соблюдение ценностей и правил общества, но и индивидуальные потребности, амбиции и стремления каждого ребенка).

Комплексное обучение

Дети дошкольного возраста не различают обучение по дисциплинам, они обретают новые знания. Поэтому обучение должно быть интегрированным и междисциплинарным, что позволяет понимать не только отдельные темы но и их взаимосвязь.

Активное слушание и поддержка

Внимание взрослых к детским интересам, потребностям и интересам вместо заполнения рабочих тетрадей или повторения упражнений.

Кроме того, дошкольники должны чувствовать удовольствие и независимость, изучая новое. Ожидания и требования взрослого должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Воспитатель лишь направляет работу, ребенок ищет и может делать ошибки.

Обучение через взаимодействие и игру

Внимательное слушание, понимание и сопереживание – основа взаимодействия. Причем касается она всех: дети учатся слушать сверстников и взрослых и высказывать свое мнение, а взрослые должны внимательно относиться к мыслям воспитанников.



Обучение ребенка в садике / Фото Pexels

Еще один хороший инструмент для развития ребенка и стимулирования его творческих способностей – игра. Она помогает делать выбор, выражать чувства, совершенствовать знание языка и тому подобное.

Чему учат дошкольников

  1. Все начинается с индивидуальности ребенка. Обучение малышей не ускоряют и не требуют от всей группы выполнять задания на одном уровне. Там нельзя сравнивать ребенка с другими.
  2. Воспитатели должны наблюдать за ребенком, чтобы своевременно реагировать на особые образовательные потребности и сложности в обучении в случае их появления.
  3. Воспитатели должны создать среду, в которой дети чувствуют себя защищенными и ценными и включены в обучение. Детей можно и нужно поощрять задавать вопросы и рисковать.

Обучение становится эффективным, когда взрослый:

  • планирует занятие, которое будет актуальным, творческим и обязательно приятным для ребенка;
  • использует случайные возможности для обучения и объяснений;
  • может объяснить ребенку цель занятия;
  • использует многообразие языка для общения с ребенком;
  • поддерживает ребенка и мотивирует его учиться;
  • видит обучение минимум,= на шаг вперед.

Кроме того, важно сотрудничество воспитателей с родителями, обмен опытом и наблюдениями. Так, взрослые работают вместе над развитием потенциальных возможностей ребенка и эффективностью обучения в целом.

К слову, в детских садах Польши используют любые ситуации для обучения. Взрослые формируют безопасную среду, где ребенок может эффективно учиться. Чему учат дошкольников в Польше – читайте в материале.

Читайте также: