Детский сад в радость или эмоциональное благополучие в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Кирюхина Юлия Сергеевна

Организация: ГБОУ Школа № 1353 им. Генерала Д.Ф. Алексеева

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. К эмоциям относят чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены в психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем мысленно судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык или система сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды и др.)

Многое зависит от атмосферы, созданной в детском саду. Для чего необходимо научно - обоснованное и методически грамотное построение предметно - развивающей среды в ДОУ. Непременным условием построения предметно - развивающей среды в ДОУ является опора на личностно - ориентированную модель воспитания, когда педагог строит работу с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в ДОУ и вне его. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Немаловажным является так же педагогический такт как неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, основанного на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Важно для педагога выработать свой стиль общения с воспитанниками в разных сферах деятельности. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции.

Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

  • акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
  • применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);
  • нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);
  • совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

К важным условиям также относятся:

  • профессиональная установка педагога на организацию эмоционально - развивающей среды в группе ДОУ - эмоционально - поддерживающий компонент среды;
  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) - эмоционально - настраивающий компонент среды;
  • режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада - эмоционально - стабилизирующий компонент среды;
  • разнообразие занятости детей - игры, занятия, сюрпризные моменты- эмоционально - активизирующий компонент среды ДОУ;
  • наконенц, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками - проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды. Проаналзировав психолого - педагогическую литературу, мы определили и выделили наиболее важные, по - нашему мнению, педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в дошкольной образовательном учреждении:

1. Соблюдение педагогического такта в процессе общения с детьми.

Для успешной реализации этого педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении воспитателю следует:

  • проявлять заботу о детях, демонстрировать внимание к ним и к их интересам;
  • устанавливать более теплые отношения с помощью тактильного контакта с ребенком;
  • воспитатель должен обращаться к детям с улыбкой, разговаривать вежливо, без агрессии.

2. Общение, строящееся на основе увлеченности совместным видом деятельности со сверстниками и педагогом.

Для успешной реализации второго педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении необходимо:

  • создание благоприятных условий, доброжелательной атмосферы в группе, способствующей установлению эмоционального контакта между самими детьми и между детьми с воспитателем.

3. Достижение успеха в деятельности ребенка.

Для успешной реализации третьего педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении нужно:

  • создание ситуации успеха и положительной мотивации;
  • избегать ситуации соревновательности, не сравнивать детей;
  • вовлекать детей во взаимодействие друг с другом.

Эмоциональное благополучие есть устойчивое эмоционально - положительное самочувствие ребенка в дошкольном учреждении и вне его, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны: во - первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во - вторых, управлять своими эмоциями.

Взрослым необходимо помнить, что любовь, внимание к ребенку, искренняя забота о его душе, строгое соблюдение важного принципа в процессе взаимоотношения и взаимодействия с хрупкой детской психикой - "не навреди", не сломай нежных ростков доброты, открытости миру и доверия ребенка к людям грубым словом, взглядом и прикосновением, не дай завянуть на корню инициативе, активности, любознательности и творчеству, не подавляй независимость и свободу формирующейся индивидуальности ребенка.

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать .

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений .

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка

свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку

нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности

для нас, взрослых.

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

Соблюдение педагогом принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

  • организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
  • контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
  • организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

- самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)

  • формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс.

Задача : формировать профессиональную компетентность.

Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Итог: самым внимательным, добрым и ласковым становится…

А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для малышей - "домотека", в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме.

Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

  • для детей 4-5 лет - "дерево эмоций", на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;
  • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений .

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.

Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) - потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и зависит от эмоциональном взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если человек ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Эти особенности формирования эмоционального благополучия (неблагополучия) важно осознать воспитателю детского сада, куда дети попадают в раннем возрасте. На воспитателей тоже ложится обязанность и ответственность за эмоциональное благополучие ребенка. Их взаимоотношения с ребенком, их внимание и забота, желание создать эмоциональный комфорт (а в худшем случае их отсутствие) очень серьезно может повлиять на жизненный путь их воспитанников. На что же стоит обратить внимание педагогу?

Работая над созданием эмоционального комфорта для ребенка, необходимо обратить внимание и на взаимодействие в данном вопросе с родителями. С одной стороны, если воспитатель неформально относится к выполнению своих профессиональных обязанностей и проявляет живой интерес к детям, большинство родителей оценивают его по достоинству. Но, воспитатель (как специалист) с первых же дней может обратиться к родителям, которые поднимая авторитет воспитателя, говоря о детском садике только положительно, облегчают адаптацию детей, снимают напряжение и тоже формируют положительный эмоциональный настрой у ребенка, способствую эмоциональному благополучию.

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.

7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.

Принципы работы с детьми Принципы работы с детьми Для того, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие ребенка и его психологическую защищенность, необходимо соблюдать.

Читайте также: