Детский сад это первая ступень социализации

Обновлено: 05.07.2024

Социализация представляет собой процесс обучения, который начинается вскоре после рождения: общая прогулка в парке, знакомство со сверстниками, общие игры в песочнице. Раннее детство, пожалуй, самый интенсивный и ответственный этап социализации. В раннем возрасте личность начинает формироваться, ребенок постигает основы своей культуры, начинает учиться говорить, общаться с окружающими.

Ясли - это важная ступень социализации. Это практически первое общество, в которое попадает ваш ребенок после рождения (не будем считать детей на игровых площадках). Следует помнить, что семья не может заменить общество, в семье невозможно устроить какие-либо взаимоотношения кроме семейных. Ребенку важно получить опыт внешних взаимоотношений со сверстниками и чужими взрослыми.

Детские ясли являются ступенькой социализации перед детским садом, а он в свою очередь - перед школой. Дошкольники должны общаться, чтобы развивать свои социальные навыки, которые будут им помогать взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми. Если дети не взаимодействуют и не общаются с другими людьми, они не развивают социальные навыки, у них могут возникнуть проблемы в школе с другими детьми и учителями. В яслях же малыши начинают учиться общаться, дружить, взаимодействовать, ссориться и мириться с детьми их возраста, что помогает развитию социальных навыков.

Социализация - сложный, длительный процесс, который начинается буквально с пеленок. Детские годы - самые благоприятные для социализации, поэтому ее нужно начинать в младшем возрасте, отдав ребенка в ясли или детский сад, тем самым готовя его к вхождению в социокультурную среду.

Блог Анны Михниной

Недавно я высказывала свои мысли о том, почему посещение детьми муниципального детского сада (и до определенного возраста детсада вообще) не считаю хорошей традицией.

Прежде всего, немного о том, что такое детский сад.

История возникновения подобных учреждений непосредственно связана с индустриализацией общества и эмансипацией женщин. Первый процесс стал залогом возможности появления второго. И, как всё в жизни, эмансипация имеет как светлую сторону в виде прав и свобод женщин, так и темную в виде дополнительных социальных обязанностей женщин, самым негативным из которых является фактор эксплуатации наемного женского труда.

советская апропаганда

Самореализация женщин, их социальная и политическая активность, это не то же самое, что их повсеместная вовлеченность в общественные производственные отношения. В последнем заинтересовано прежде всего антисоциальное государство и прослойка владельцев бизнеса, а не сами женщины.

Такой феномен устройства современных обществ порождает, на мой взгляд, массу проблем в самых разных сферах человеческой жизни. И более всего — в семейной. Под основным ударом оказывается основа здорового во всех смыслах общества — материнство и детство.

Итак, история создания детских садов восходит к началу 19 века. Шотландия. Прозорливый фабрикант, образованный человек и прогрессивный мыслитель своего времени Роберт Оуэн решает воплотить в жизнь витавшую в пропитанной феминистическими настроениями атмосфере тех лет идею о привлечении к труду у станков своей фабрики женщин, что должно было увеличить объемы производства за счет доступа к новому рынку рабочей силы.

Но для реализации задуманного необходимо было решить вопрос с дневным пребыванием детей работающих женщин. При массовости возникшей потребности в нянях и гувернанатках удовлетворить спрос рынок этих работниц не мог. Их просто не было в достаточном количестве. Да и стоимость их услуг, полагаю, была не всем женщинам рабочих специальностей по средствам. В итоге Оуэн в 1802 организовал для детей работниц своей фабрики детский досуговый центр — прототип детских садов.

Далее процесс развивался весь 19 век повсеместно по всей Великобритании по той же схеме: создавались детские досуговые центры при производствах, причем не только промышленных, но и сельскохозяйственных.

Следующий бесплатный народный детский сад появился в 1894 г. Он был открыт Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения. В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е. П. Калачевой.

А в годы становления советской власти на территории России начала активно и планомерно внедряться целая сеть детских образовательных учреждений, включая дошкольные. Целью ее создания было не только освобождение женской рабочей силы для непосредственного вовлечения в производственные отношения, но и создание поля для эффективной идеологической работы и целенаправленно котролируемой государством социализации граждан с самого раннего детства.

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных установок и убеждений;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к системе социальных связей;

— усвоение индивидом социальных влияний;

— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

Происходят ли все вышеперечисленные процессы с человеком только в его детстве? Нет!

Социализация индивида продолжается в течение всей его жизни в обществе. И даже в процессе отстранения и попыток избегания быть интегрированным в него (асоциальное поведение), поскольку полный отрыв от социума невозможен.

Социализация — односторонний ли процесс? Когда общество влияет на личность, вынуждая принимать правила социального общежития, моральные нормы, стереотипы и господствующие доктрины, или индивид тоже оказывает влияние на социум и даже на модели приемлемого поведения, предлагаемые ему в качестве опции? Доказанно — второе. Даже совсем маленький ребёнок (младенец примерно с возраста 6 мес.) является активным субъектом отношений в рамках процесса социализации и влияет на поведение взрослых людей, непосредственно создающих среду для его социализации.

Происходит ли социализация ребенка, имеющего родителя(лей), без посещения детского сада и при минимуме контактов со сверстниками? Безусловно!

Вопрос остается в качестве социализации, если можно так выразиться. В эффективности социализации ребенка с точки зрения его подготовки к самостоятельной жизни в человеческом обществе.

И тут-то и кроется, на мой взгляд, причина разногласий и всей сложности в формировании однозначного отношения к детским садам для каждого конкретного родителя.

Критерии успешности личности в жизни для каждого человека свои. И каждый родитель по-своему понимает успешность социализации, желает определенного будущего для своего ребенка, связывает его с наличием конкретных знаний и навыков. Но эти представления не совпадают у всех родителей. Равно как и не совпадают возможности у детей.

Этот очень важный и глубокий вопрос: какие основные цели преследует социализация моего ребенка на протяжении всего периода его взросления? — должен для себя ответить каждый родитель. И тогда его выбор в отношении образа жизни в целом, методов обучения, объемов знаний и способов социализации для своего ребенка, в частности, будет целенаправленным и внутренне аргументрованным.

Возвращаясь к конкретике, о социализации в рамках детского сада. Это процесс для многих желательный ввиду колоссальной и прямо таки физически ощутимой экономии усилий со стороны родителей!

Ребенка в садике действительно научат (и, возможно, быстрее ввиду систематичности) основным правилам сосуществования в коллективе сверстников, а также минимально необходимым правилам общения со взрослыми (но тут будут скорее правила подчинения, а не межличностных отношений), навыкам самообслуживания сообразно возрасту и личной гигиены.

Но разве не научится он всему этому при помощи мамы или бабушки (отца, деда), если родители действительно занимаются ребенком, находясь с ним дома?! Просто взрослому нужна будет систематичность, педантичность, последовательность, терпение и предсказуемость в своих реакциях при общении с ребенком. Да, это определенный труд и самоконтроль. Годами.

В противном случае первые понятия о мире, о жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми ребенок получит не от семьи, а от посторонних, пусть даже образованных и высоко культурных (что вряд ли) воспитателей. Самое базовое для личности и сокровенное — глубокие воспоминания раннего детства — будут вложены в подсознание ребенка чужими людьми.

Говорю об этом со всей ответственностью, поскольку сама с 2 до 5 лет воспитывалась бабушкой и дедушкой в физическом отрыве от родителей (в другом городе). И, как вы думаете, кого я чаще всего вспоминаю в тяжелые минуты жизни? Где ищу ответы на вопросы касательно отношений с собственными малоетними детьми? Какие модели поведения проигрываю благодаря законам импринтинга?

Речь ребенка, его эмоциональный интеллект, его самооценка и ценностные ориентации будут в значительной степени сформированы под влиянием чужих людей.

Теперь поговорим о влиянии сверстников на ребенка в процессе его социализации.

Этот вопрос порождает еще 2:

— возможно ли сформировать желаемые качества у ребенка без влияния сверстников (в режиме менее активного взаимодействия с ними на прогулке, в гостях, в кружках и секциях, при общении с братьями и сестрами)?

— в каком возрасте влияние сверстников уже способно привести к формированию и закреплению желаемых качеств у моего ребенка (как и любой навык, коммуникативные навыки и связанные с ними качества личности могут быть приобретены ребенком, когда он интеллектуально и психологически дозрел до соответствующего этапа развития)?

На второй вопрос детская психология уже дала четкий ответ. Изучение поведения малышей позволило психологам [2] и педагогам [3] выделить возрастные границы периодов развития, каждому из которых присущи свои особенности, в течение которых ребенок приобретает определенные ключевые для успешного перехода на следующую ступень навыки.

Период раннего детства – возраст 1-3 года. Он характеризуется предметной деятельностью (изучением свойств окружающих предметов) и ситуативно-деловым общением со взрослым (помогающим изучать мир предметов и его свойства).

Период развития 3-4 года – завершение этапа сепарации от матери (примерно с 18 до 30 месяцев) и осознание себя отдельной личностью. Ведущая развивающая деятельность – игра. Но на данном этапе малыш переходит от манипулятивной игры с предметами к игре ролевой. Однако основным партнером в его играх по-прежнему выступает взрослый, интерес к деятельности и умениям которого не только не ослабевает, но и обретает новую силу, поскольку ребенку становятся интересны также социальные роли взрослых. Появляются игры-подражания: дочки-матери, в доктора, в повара, в магазин и т.п.

Сверстник на данном этапе развития выступает для ребенка в качестве некоего одушевленного предмета. Дети играют рядом, но не вместе. У них нет ни мотивации к совместной игре, ни соответствующих навыков. Поэтому так часты драки за игрушки и агрессивное поведение малышей по отношению друг к другу. Дети в таком возрасте выступают друг для друга преимущественно как источник негативных эмоций (и очень нуждаются в организующем и направляющем взрослом).[1]

Последний тезис требует некоторых пояснений: детсадовские дети (лет примерно с 4), конечно, приучены воспитателем под страхом наказания стараться сдерживать себя в присутствии взрослого, но без надзора проявляют стадные инстинкты подавления слабого более сильным, демонстрируя для этого широкий набор средств – кусание, плевки, щипки, удары, обзывания и брань, многое из которых они не узнали бы в данном возрасте, если бы не посещали детский сад. Мотивация на хорошее поведение без проявления агрессии к сверстникам под страхом наказания – это не лучшая мотивация в принципе. Сформировать же иные мотивационные установки можно только при индивидуальном и длительном разноплановом воспитательном воздействии на ребенка, и, как правило, все равно это достигается в более старшем возрасте.

Вывод из предыдущего абзаца – социализация ребенка возраста младше 4 лет под влиянием сверстников носит, скорее, негативный характер и однозначно не является пока необходимым этапом для полноценного развития коммуникативных навыков и усвоения ребенком морально-этических норм.

Не посещающий детский сад до 4 летнего возраста ребенок ничего не теряет в плане развития.

Для обогащения его эмоциональной сферы и подготовки к следующему этапу развития – коллективных ролевых игр ребенку следует контактировать со сверстниками, но под непосредственным присмотром и при активном участии родителя (не просто постоять в сторонке, пока дети в песочнице делят игрушки). При этом подобное общение должно быть непродолжительным по времени, чтобы эмоционально не переутомлять ребенка. Достаточно нескольких часов в день. Более продолжительное общение имеет смысл устраивать не чаще 1-2 раз в неделю.

Дети старше 5 лет готовы к освоению сюжетно-ролевых игр в коллективе сверстников и уже нуждаются в такого рода социализации, поскольку выходят на соответствующий этап развития.

Далее выбор за родителями, в какой форме им эту социализацию обеспечить. Будет ли это муниципальный или частный детский сад, семейные детские сады или встречи в рамках семейных клубов, ежедневное посещение детских творческих студий и кружков, походы в гости к многодетным семьям или сбор нескольких семей с детьми-ровесниками у себя в гостях.

На первый дополнительный вопрос о возможности формирования навыков успешного общения у ребенка дошкольного возраста без посещения детского сада можно дать скорее утвердительный ответ. Однако, это уже серьезная задача для его родителей, требующая активных усилий по созданию с определенного возраста (4-5 лет) необходимой развивающей среды и круга общения со сверстниками. В решении этой задачи сильно помогает наличие у ребенка братьев и сестер (чем больше их, тем эффект сильнее и родителю проще обойтись без посторонних детских коллективов).

Таким образом, следуя предложенной психологами периодизации этапов дошкольного детства, можно заключить:

— детский коллектив для ребенка 1-3 лет совершенно не желателен для его нормального развития и душевного комфорта как самого ребенка, так и его семьи.

— Ребенку возраста 3-5 лет детский коллектив уже может предоставлять определенные возможности для личностного развития и конечно обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Однако, в рамках детского сада возможности эти существуют с серьезными оговорками и полностью опосредованы личностью воспитателя (который по своей значимости и близости воспринимается ребенком во многом как родители).

— Ребенку 5 лет и старше для нормальной адаптации в обществе сверстников, адекватной самооценки и развития нахождение в детском коллективе необходимо.

[1] Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология.

[2] Смирнова Е.О. Психология ребенка.

[3] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для учащихся СПУЗ.

Статья посвящена проблеме социализации детей дошкольного возраста. В рамках данной статьи рассмотрено исследование, в ходе которого позволяет в полной мере выявить уровень социализированности дошкольников.

Социализация – это процесс социального становления личности. Дошкольный возраст – первая ступень в овладении детьми социального опыта взаимодействия с обществом. В этот период происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, к культуре, нравственному опыту, ребенок входит в систему социальных отношений, познает мир социальных ролей. Социализируясь, дошкольник определяет свое место в обществе.

Процесс социализации проходит стихийно под воздействием основополагающих жизненных факторов и в условиях воспитания. Основными первичными институтами социализации ребенка являются семья и детский сад. Однако современная семья не всегда может в полной мере обеспечить полноценное развитие ребенка, его адаптивных возможностей, его подготовку к социализации. Поэтому основная роль в приобщении дошкольников к социальному опыту ложиться на плечи дошкольного образовательного учреждения и детского психолога. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми [11].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для успешной социализации детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.

Объект исследования – процесс социализации дошкольников.

Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально обосновать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме социализации детей дошкольного возраста.
  2. Диагностировать уровень социализированности дошкольников.
  3. Разработать и апробировать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.
  4. Проанализировать эффективность внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ модели социализации дошкольников.

Гипотеза исследования: социализация дошкольников в рамках ДОУ будет проходить успешно, если будет вестись специальная психологическая работа по усвоению детьми социального опыта и развитию их социальных навыков.

Теоретической и методологической базой исследования стали:

  • философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (С.А. Беличева, Э. Дюркгейм [2], Б.Д. Парыгина [9], И.С. Кон [6], Н.И. Шевандрин);
  • труды, в которых отражена проблема социализации личности, ее механизмы и факторы (Г.М. Андреева [1], И.С. Кон [6], Дж. Мид, А.В. Мудрик [7], В.Д. Семенов, Н. Смелзер [10]);
  • вопросы, отражающие период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (Л.И. Божович [3], Л.А. Венгер [4], Л.С. Выготский [5], В.С. Мухина [8], Д.Б. Эльконин [12]).

Базовая выборка исследования. Исследование проходило на базе МБОУ ДОУ № 35 г. Набережные Челны РТ. В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 4-5 лет, в количестве 40 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по социальному развитию и обогащению социального опыта; контрольная группа - не участвующая в экспериментальной работе.

Исследование проходило в три этапа:

Констатирующий эксперимент – диагностика уровня социализированности дошкольников.

Формирующий эксперимент – разработка и апробация модели социализации дошкольников в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Контрольный эксперимент – анализ эффективности внедрения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения модели социализации дошкольников.

Методы и методики исследования:

Эмпирические методы – наблюдение, метод экспертной оценки, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),

В качестве методик использовались следующие:

  1. Индивидуальный профиль социального развития ребенка Г.Б.Степановой. Методика позволяет выявить уровень социального развития дошкольников.
  2. Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка Г.Б. Степановой. Методика позволяет оценить адекватность поведения, самоконтроль, особенности коммуникации с взрослыми и детьми, эмоциональные особенности и общий уровень социально-эмоционального развития.

Формирующий эксперимент проходит четыре месяца в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года, участниками формирующего эксперимента стали дошкольники экспериментальной группы.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

  1. Социальное развитие дошкольников.
  2. Обеспечение эмоционального комфорта.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Эмоциональное развитие дошкольников.
  5. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

Программа включала в себя 30 коррекционно-развивающих занятий, продолжительностью 15-20 мин. Занятия проходили 2 раза в неделю 4-х месяцев.

Занятия проводились в групповой форме. Использовались ролевые, подвижные, имитационные, коммуникативные игры и упражнения; применялись рисунки, арт-терапия, чтение художественных произведений и поэзии, беседы и групповые дискуссии, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.


Рис. 1. Уровень социального развития дошкольников в начале эксперимента

Анализ данных рис. 1 показывает, что в начале эксперимента у дошкольников экспериментальной группы у 70% детей и у 60% детей контрольной выявлен средний социального развития. У 15% детей экспериментальной и у 20% детей контрольной группы выявлен низкий уровень социального развития. У такого же числа испытуемых выявлен высокий уровень социального развития.


Рис. 2. Уровень эмоционально-социального развития дошкольников в начале эксперимента

Таким образом, на основе сложения общих сумм по каждому из 4-х факторов, был выявлен общий уровень социально-эмоционального развития дошкольников. Анализ рис. 2 показал, что основная часть детей имеет уровень ниже среднего; в экспериментальной группе – 60%, в контрольной группе- 85%. У 30% детей экспериментальной группы и у 15% детей контрольной группы выявлен средний уровень социально-эмоционального развития. В экспериментальной группе 10% детей имеют низкий уровень социально-эмоционального развития.

Уровень социального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада

Мичкарёва Т.А

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром [4,с.36].

Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. Принимая этот принцип, выделяют три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую[8, c .212-228].

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе и в вузе[8, c .212-228].

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле[7, c .336-347].

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии

огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из[8, c .212-228] :

норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер[8, c .212-228].

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов[6, c .79-101]:

- частотой контактов с ребенком;

- эмоциональной насыщенностью контактов;

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений[2, c 313-228]. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания[7, c .336-347] :

индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов[6, c .79-101]:

Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться[6, c .79-101] .

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Специфика социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Существуют различные воспитательные организации (институты социализации) - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким организациям и относится детский сад - дошкольное образовательное учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

В процессе социализации детей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно считать следующие[2, c .313-228]:

приобщение дошкольника к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы[7, c .336-347].

Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников[5, c .76-80].

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Таким образом, социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т.д.).

Читайте также: