Папка по профориентации в школе зам директора по вр

Обновлено: 05.07.2024

2 Приоритетное направление работы современной школы - профориентация обучающихся. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия - своего рода судьба. И здесь велика роль педагога. От того как он сумеет сориентировать своих воспитанников в разнообразном мире профессий, и зависит их судьба. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной профессии, её востребованность на рынке труда, помочь ребёнку познать самого себя, свои возможности. И если на пороге 11 класса молодой человек чётко знает, что он может, на что способен, и знает, куда пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо. В целях информирования выпускников о рабочих профессиях, востребованных на рынке труда на базе школы проведены презентации разных профессий.

4 Принципы профориентационной работы: Важно помнить, что профориентационная работа в школе принесёт пользу только тогда, когда в этом деле заняты все участники образовательного процесса, когда соблюдаются следующие принципы: во-первых, систематичность и преемственность. Профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками, она начинается намного раньше, и не будет преувеличением, если я скажу, что начало такой работы - в старшей дошкольной группе; Во-вторых, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом их возраста, уровня успеваемости, сформированности интересов, ценностных ориентаций, жизненных планов.

5 В-третьих, оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями. В-четвёртых, взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. В-пятых, связь профориентации с жизнью (потребности общества в кадрах).

6 Освоение предметного содержания Внеурочная деятельность Работа с родителями Психолого- педагогическое сопровождение : В нашей школе отработана система профориентационной работы, которую можно представить следующим образом

7 Если в начальном звене обучения эффективными формами профориентационной работы являются сюжетно-ролевая игра, фестивали профессий, конкурсы рисунков, кружки, то в среднем и старшем звеньях учителя - предметники на своих уроках информируют учащихся о различных видах профессиональной деятельности. Например, при решении задач по математике на производительность и работу дети знакомятся с такими профессиями: токарь, швея; при решении же задач на движение – с профессией водитель. На уроках литературы ребята получают информацию о работе журналиста, корректора. Всё это способствует формированию положительного отношения к трудовой деятельности, мотивации выбора профессии.

8 Немаловажную роль играют родители в выборе будущей профессии своего ребёнка. Важно, чтобы они смогли своевременно предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии. И в этом семье помогает педагогический коллектив, организуя родительские лектории, семинары, тренинги, индивидуальные консультации.

11 Педагогический коллектив школы заинтересован в успешности своих выпускников, и сегодня педагоги заняты созданием условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению.

Библиотекарь Демещенко Г.А.

Обеспечение участия школьников в работе ремонтных бригад

Зам. директора по ХР

Организация работы объединений по интересам декоративно-прикладного творчества

Зам. директора по ВР Кучинская А.В.

Зам. директора по ВР Кучинская А.В.

Зам. директора по УР

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

Зам. директора по ВР Кучинская А.В. Кл. руководители

Работа членов БРПО как профинформаторов с младшими школьниками

Профориентационные экскурсии в УО г. Витебска

Зам. директора по ВР Кучинская А.В. Кл. руководители

Работа с родителями

9-10 классы (родители)

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессии учащимися, факультативных занятий.

Кл . руководители Педагог-психолог

Организация встреч учащихся с их родителями-представителями различных профессий

Кл. руководители, учителя-предметники

Зам. директора по ВР Кучинская А.В. Кл. руководители

Врач-педиатр Шелковская Е.А.

Привлечение родителей к оформлению профориентационных уголков, стендов, к организации экскурсий

Кл. руководители, учителя-предметники

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Кл. руководители, Педагог-психолог

Организация встречи учащихся и родителей с представителями учебных заведений

Индивидуальные консультации для учащихся и родителей:

Работа с учащимися

Проведение классных часов по профориентации, изучению профессиограм.

Профориентационная работа с учащимися

Зам. директора по ВР А.В.Кучинская

Зам. директора по ВР А.В.Кучинская

Анкетирование учащихся по вопросам выбора профессии и специальности

Проведение экскурсий на предприятия и учебные заведения г. Витебска

Тестирование учащихся с целью выявления профнаправленности

Проведения опроса по выявлению проблем подростков, состоящих на различных видах учёта, по профориентации

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций для учащихся

Проведение интеллектуальных игр по профориентации

Учитель ИЗО Семенюк Ю.В.

Встреча с представителями Центра занятости (консультации о трудоустройстве выпускников)

Зам. директора по ВР Кучинская А.В. Кл. руководители

Знакомство с профессиями на уроках чтения, труда и др.

Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками

Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

Учитель ИЗО Семенюк Ю.В.

Учитель трудового обучения

Вовлечение учащихся в работу объединений по интересам

Встреча с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций

Зам. директора по ВР А.В.Кучинская

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся, состоящих на учете ВКУО, ИПР, признанных находящимися в СОП

Организация школьной практики по окончанию учебного года

Зам. директора по ВР Кучинская А.В

Работа с педагогическими кадрами

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп

Руководитель УМО классных руководителей

Проведение конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по профориентации

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся

Оказание помощи классным руководителям в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

Зам. директора по ВР Кучинская А.В.

Координация деятельности учителей-предметников, работающих в классе, педагога- психолога, медицинского работника и других специалистов, решающих задачи профориентации

Зам. директора по ВР Кучинская А.В.

Обеспечение участия учащихся в работе ремонтных бригад, работа на пришкольном участке

План по профориентации на 2021-2022 учебный год

Зам.директора по ВР Хобуева А.В., социальный педагог Харбаева К.И.

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными интересами

В течение учебного года

Зам.директора по ВР,

Рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения:

В течение учебного года

Зам.директора по ВР,

Педагог организатор Томский Е.Е.

Актуализация информационных стендов по профессиональной ориентации, раздела интернет-сайта школы

Сентябрь-октябрь 2021 (далее –постоянно)

Педагог организатор Томский Е.Е.

Проведение тематических классных часов профориентационной направленности

В течение учебного года

По плану классных руководителей

Диагностика уровня сформированности профессиональной направленности выпускников

Социальный педагог Харбаева К.И.

Цикл статей в школьной газете

Рук. литературного кружка Иванова С.Н., классные руководители

Зам.директора по ВР,

Мероприятия по формированию финансовой грамотности учащихся (обучающие лекции для учащихся с участием сотрудников Сбербанка, Алмазкредитбанка, Алмазкредитсервиза):

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-
  • тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родите
  • лей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профиль
  • ному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профес
  • сиональных учебных заведений.
  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще
  • трудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.
  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

Читайте также: