Дети с онр в доу статьи

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включение в систематическое школьное обучение.

В последние годы наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Можно назвать три группы наиболее распространённых отклонений в речевом развитии дошкольников. Первую составляют те недостатки, которые присущи практически всем детям на определённой возрастной ступени, это так называемые возрастные или физиологические несовершенства детской речи. Во вторую группу водят речевые недостатки, обусловленные социальными факторами (неправильное общее и речевое воспитание ребёнка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения со взрослыми и сверстниками, нездоровая речевая среда, в которой вынужден находиться ребёнок и т.п. Третья группа недостатков базируется на факторах патофизиологического порядка; в неё входят те специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно принято рассматривать с позиций логопедической теории и практики. Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Неправильные условия формирования речи в семье;

Недостаточность речевого общения (например, в условиях детских домов, большой занятости родителей на работе и пр.);

Неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок (асоциальная или неполная семья)

Нарушения здоровья ребёнка вследствие соматических заболеваний;

Минимально выраженные неврологические нарушения;

Раннее поражение центральной нервной системы (ЦНС);

Наследственный фактор ( в отдельных случаях).

Выделяют 3 уровня общего недоразвития речи.

Все вышеперечисленные причины и обусловленные ими речевые трудности могут повлечь за собой определённые негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

Таким образом, мы видим, что проблема речевого развития дошкольников представляется важнейшей составляющей процесса становления полноценной личности и не теряет своей актуальности.

Поэтому в поиске новых вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, в нашем образовательном учреждении, был создан и успешно функционирует пункт логопедической помощи для детей массовых групп, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии.

Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с нарушениями речи (логопедических группах).

При определении задач коррекционно-речевой работы исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей, опирающаяся на две дополняющие друг друга классификации нарушений речи – клинико- и психолого-педагогическую. В современных условиях коррекционно-речевая работа организуется приоритетно в групповой форме, в связи с чем базовой при комплектовании групп и постановке логопедического заключения является психолого-педагогическая систематизация нарушений речи, которая ориентирует специалистов на первоочередное выявление у детей нарушений средств общения (ФФНР, ОНР). Однако для выбора наиболее адекватных методов, приемов и содержания логопедической помощи конкретному ребёнку это заключение должно быть уточнено конкретизировано с привлечением возможностей, заложенных в клинико-психологической классификации.

Как уже было сказано, задачи логопедической работы определяются структурой речевого дефекта и степенью его выраженности, а так же возрастом воспитанника. Так, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, а конкретно – логопедической группы для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

Игнорирование хотя бы одной из них приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников (субъектов) коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллектива ДОУ (воспитатели логопедических групп, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, методистом, заведующей и другими специалистами), родителей, других близких ребёнку людей, и, наконец, самого ребёнка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

hello_html_7274c005.jpg

Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.

Более детально остановимся на работе логопеда. При системном нарушении речи происходит недостаточное формирование всех её функций: коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и т.д. В связи с этим действия ребенка с ОНР отличаются импульсивностью восприятия инструкции взрослого, неорганизованностью. Ребёнку трудно последовательно выполнять те или иные интеллектуальные операции, замечать свои ошибки. Это необходимо учитывать при подборе методов работы по развитию речи ребёнка.

Важнейшим дидактическим требованием к построению педагогического процесса в логопедической группе детского сада является обеспечение целостного всестороннего развития на ребенка, о чем и говорилось выше. Отличие педагогического процесса выражается как в постановке более широкого круга задач по сравнению с детским садом общего типа, так и в содержании и в методах обучения.

Если в массовых садах работа по развитию речи опирается на возрастные достижения и возможности ребёнка, то в условиях специальных или комбинированных детских учреждений возникает необходимость специальной организации речевой практики ребёнка, целенаправленного формирования предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функций речи.

Наполняемость логопедических групп для детей с ОНР: 12-15 человек.

Сроки обучение в логопедической группе зависят от тяжести речевого нарушения и возраста детей. Понятно, что тяжёлые нарушения речи, как то ОНР I уровня требуют более длительных сроков коррекционно-педагогического воздействия (не менее 3-х лет), так как включают в себя больший спектр проблем и чаще всего соответствуют младшему дошкольному возрасту. Дети с ОНР II уровня зачисляются в логопедические группы сроком на 2-3 года, в зависимости от возраста детей. И, наконец, дети с ОНР III уровня проходят обучение в логопедической группе для детей с ОНР в течение 1-2 лет, так же в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Содержание логопедических занятий.

Основными направлениями развития речи детей с ОНР I уровня в младшей группе детского сада является развитие:

1. понимания речи

2. активной подражательной речевой деятельности

3. внимания, памяти, логического мышления.

Основными направлениями коррекционного обучения детей с ОНР II уровня в средней группе детского сада в логопедической группе являются:

1. развитие понимания речи

2. формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи

3. формирование правильного звукопроизношения.

Основными направлениями развития речи детей с ОНР III уровня в старшей логопедической группе детского сада являются :

1. формирование лексико-грамматических средств языка

2. формирование правильного звукопроизношения

3. развитие связной речи

Основное содержание занятий:

развитие понимания речи;

уточнение и расширение словарного запаса;

- практических навыков словоизменения и словообразования;

воспитание навыков употребления простых распространённых предложений и некоторых видов сложных синтаксических структур.

Содержание и планирование логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня (второй год обучения) , как правило, ориентировано на успешное усвоение программы старшей группы. Однако у детей наблюдаются определённые отставания как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. Общими целями коррекционно-логопедического воздействия является закрепление и совершенствование тех речевых умений и навыков, которые были сформированы у детей ранее, а так же дальнейшее развитие всех компонентов языковой системы, позволяющее подготовить дошкольников к обучению в школе. В связи с этим планируется проведение фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка, связной речи, обучению элементам грамоты.

Состояние звукопроизношения детей с ОНР IV уровня хотя и характеризуется отсутствием ярко выраженных нарушений, однако продолжает быть несовершенным. Основное содержание логопедических занятий по всестороннему развитию речи с такими детьми предполагает :

развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, с последующей отработкой этих дифференцировок в произношении;

закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. При этом акцент делается на правильность их употребления в составе слов, включённых в самостоятельные высказывания;

формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

развитие выразительности речи;

закрепление навыков четкого произношения гласных и согласных звуков, имеющихся в речи детей;

исправление произношения нарушенных звуков;

формирование сложного дифференцирования звуков;

расширение словаря детей включением в него слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости;

совершенствование фонематического слуха, обучение осознанному восприятию звукового состава слова, выделению звуков из слов и сравнение их с опорой на акустические и артикуляционные признаки;

обучение правильному темпу, ритму речи и интонированию.

Программы, технологии, диагностики, используемые в работе учителя-логопеда, работающего в группе для детей с ОНР:

Практические пособия различных авторов (Руденко В.И., Светлова И., Соколенко Н.И., Смирнова Л.Н., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и многие другие) для автоматизации, дифференциации и закрепления звуков речи;

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет)

Так же логопедами разрабатываются и успешно применяются в работе собственные технологии, такие как альбомы и тетради по развитию речи, формированию звуко-буквенного анализа и подготовке к грамоте.

В результате такого логопедического воздействия речь дошкольников максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью, а именно: в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественного произведения, осуществлять творческое рассказывание и т.д. Соответственно с этим у детей формируется и лексико- грамматический строй языка.

ОНР, или общее недоразвитие речи, - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи : лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. … Такую картину дает практически любое речевое нарушение (особенно если не заниматься речью до 5 лет). То есть, клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха, а внешне проявляться как общее недоразвитие речи.

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть ребята, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению

чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с ОНР.

Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т. п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например,

водопроводчик, перекресток и т. п.

Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены

предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название данного дефекта – ОНР.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Отсутствие у таких детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

нарушены внимание и память;

нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Из-за того, что у детей нарушение внимания и памяти, им трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, они не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот — вялость, апатию. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:

речевыми недостатками;

неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

характерологическими особенностями.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным задачам воспитателя относят:

закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);

пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

развитие у детей внимания и памяти — процессов, тесно связанных с речью;

совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие продолжается после того, как ребенок все скажет правильно.

На занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому на воспитателя в большей мере возложена задача по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Не вся словарная работа проводится воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой, объединяя для этой цели 4-5 детей. Главное чтобы

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы ошибки детей исправлялись корректно.

Воспитатель развивает у детей внимание и память не только на занятиях, но и в различные режимные моменты.

Развитию словесно-логического мышления способствует умение сравнивать предметы и явления. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.

Очень сложным для детей с ОНР является понимание и объяснение пословиц, поэтому их следует использовать с детьми 7-го года жизни.

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей, проводится ежедневно.

Вне занятий воспитатель предлагает детям, с нарушениями мелкой пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, собирать рассыпанные мелкие предметы, застегивать и расстегивать пуговицы и др.

Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

Оно включает в себя:

обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада;

воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;

работу с родителями.

Эти задачи воспитатель осуществляет относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Совместная работа воспитателя и логопеда и родителей способствует преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии.

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.

Формирование элементарных математических представлений в работе на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи Способность человека – выносливость. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех.


В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показано, что данная категория лиц нуждается в специальной организации условий обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники с общим недоразвитием речи, психолого-педагогическое сопровождение

In the article special attention is paid to the psychological and pedagogical characteristics of preschool children with General underdevelopment of speech. The results of the study of features of speech development of children with General underdevelopment of speech are presented. The necessity of providing psychological and pedagogical assistance to children in preschool educational institutions is identified and justified. It is shown that this category of persons needs special organization of learning conditions in preschool educational institution.

Key words: General underdevelopment of speech, preschool children with the General underdevelopment of speech, psychological and pedagogical support

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе онтогенеза ребенка под влиянием речи взрослых параллельно с его физическим и умственным развитием.

Проблема формирования и развития правильной речевой деятельности у детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В настоящее время растет число детей с тяжелыми формами речевой патологии. Самую многочисленную группу среди них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [1].

Общее недоразвитие речи негативно влияет на высшие психические функции, тесно связанные с речью: затрудняется и замедляется познавательная деятельность, снижается объем внимания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В., Чиркина и др.). У детей с общим недоразвитием речи часто страдает эмоционально-волевая сфера, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.). Можно сказать, что нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер.

Дети с общим недоразвитием речи, независимо от особенностей структуры речевого дефекта, не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [3]. Для того чтобы преодолеть речевые и неречевые нарушения, необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов, пространственной ориентации, навыков самоконтроля, общей и мелкой моторики. Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.

Направленность работы на выявление и преодоление негативных особенностей личности детей с речевой патологией определило выбор методов исследования. Для выявления личностных особенностей участников исследования использовались: наблюдение, анализ анамнестических данных и семейной ситуации, а также психодиагностические методики.

Экспериментальное исследование с целью изучения особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья проходило на базе МБДОУ д/с № 39 г. Арзамас Нижегородской области. В учреждении функционируют 6 общеразвивающих групп, 4 группы компенсирующей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами и направлениями городской ПМПК. В эксперименте приняли участие 20 детей 5–6 лет групп старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В результате проведенного анализа документов было выявлено, что семьи детей с общим недоразвитием речи в большинстве случаев благополучные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют полноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные усилия к тому, чтобы как можно тщательнее устранить или скорректировать данное нарушение.

Для диагностики используются субтесты, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Большим плюсом является балльный способ оценки в выполнении диагностических заданий, что позволяет с помощью суммирования полученных баллов по каждой отдельной методике судить об общем познавательном развитии ребенка.

Можно сделать вывод о том, что средний уровень развития является преобладающим (55 % детей). Но также есть процент детей, имеющих показатели ниже среднего (35 % испытуемых).

Мы выяснили, что для детей с общим недоразвитием речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (внимание, память, мышление, воображение, восприятие), особенно на уровне осознанности и произвольности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства: они моторно неловки, неуклюжи, отличаются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с общим недоразвитием речи быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не включаются в выполнение задания.

Таким образом, анализ и интерпретация результатов исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи, позволил определить дальнейшее направление нашей работы, такое как составление психолого-педагогических рекомендаций родителям и воспитателям по организации работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии речи требует тщательного методологического подхода к процессу психолого-педагогической помощи. Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку. В процессе психолого-педагогического сопровождения не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, а личность в целом со всеми индивидуальными особенностями. Данная проблема может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание форм и методов работы с детьми, тесное взаимодействие всех специалистов группы, родителей. Важен правильный выбор методов и приемов в работе с детьми, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком, подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей с общим недоразвитием речи.

1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.

2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко — М.: Генезис, 2008. — 80с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Дефектология / Л. С. Выготский. — М.: Говорящая книга, 2012. — 390 c.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, помощь субтеста, ребенок, речевая патология, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, мелкая моторика, познавательная деятельность.


Автор:учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание:Статья рассказывает о том, что такое, специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с общим недоразвитием речи. Как в не попасть. Какие необходим предоставить документы. Будет интересна родителям, педагогам дошкольных учреждений, логопедам.

Что делать, если ребёнка направляют в логопедическую коррекционную группу детского сада?
В наше время во многих городах есть в детских садах специализированные коррекционные логопедические группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. К тяжёлым нарушениям речи относят общее недоразвитие речи заикание. Сегодня поговорим об общем недоразвитии речи (ОНР). Интеллект детей, имеющих это логопедическое заключение первично сохранен. Слух – не нарушен. Страдают все стороны речи: звуковая сторона, фонетика, лексика, грамматика, связная речь.
Родители к логопедической группе относятся по – разному. Если малыш очень плохо говорит (I, II уровень речевого развития), заметно отстаёт в речевом развитии от сверстников, и, если это благополучная семья, обычно родители рады, когда им предлагают место в коррекционной группе. Если же ребёнок говорит более – менее понятными фразами, пусть и аграмматичными, родители начинают сомневаться. Многим кажется, что ребёнок догонит сверстников в речевом развитии самостоятельно. А очень плохо говорящие дети в коррекционной группе, наоборот, спровоцируют торможение в речевом развитии. Кто же прав? Давайте разбираться вместе.

Логопедическая коррекционная группа. Что это такое?


Логопедическая коррекционная группа – это отдельная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У меня группа с ОНР. Набираются в неё дети со всего города начиная с 4 лет на 3 года, с 5 лет – на 2 года. Количество детей – 15 человек. Речевое развитие – разное: от без речевых, до говорящих предложениями, но со стойкими аграмматизмами. Аграмматизм – это ошибки в грамматическом построении предложений, используемых ребёнком в активной речи, а также недопонимание грамматических конструкций при просьбе показать их на картинках. Так ребёнок затрудняется точно показать где стол, а где столы, чашка – чашки; где цветок, а где цветочек, стул – стульчик; где птичка летит под веткой, а где - над веткой; где собака бежит за мальчиком, а где мальчик бежит за собакой.
Направляет их в специализированную группу специальная психолого - медико - педагогическая комиссия (ПМПК). Мама приходит на обследование вместе с ребёнком и не покидает его в процессе общения его с членами комиссии. На ПМПК направляет детей логопед той организации, которую посещает ребёнок. Если малыш домашний, то он обследуется логопедом детской поликлиники, а затем направляется на ПМПК. В нашем городе комиссия ведёт набор в специализированные группы детей с общим недоразвитием речи обычно с марта по май. Дети начинают посещать её в зависимости от того, когда она откроется. Обычно с 1 сентября.
Бывает такое, что логопед не обследует детей 3 – 4 летнего возраста. В этом случае, Вам нужно побеспокоится самим, и, попросить логопеда обследовать Вашего малыша, чтобы не упустить возможность попасть в речевую группу на 3 года.

Какие документы нужно предоставить на ПМПК?
• Паспорт родителя (опекуна)
• Свидетельство о рождении ребёнка
• Заключения от специалистов: педиатра, окулиста, оториноларинголога, невропатолога, психиатра (по показанием)

Кто и какие занятия проводят с детьми коррекционной группы?


С детьми проводят занятия все специалисты детского сада: логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по развитию физической культуры и воспитатели. Проходят усиленные, по сравнению с обычными группами детского сада занятия. Применяется комплексный подход в коррекции речи детей. Причём с логопедом дети занимаются как на индивидуальных (2 – 3 раза в неделю), так и на подгрупповых, фронтальных (4 раза в неделю). Воспитатель проводит свои занятия ежедневно, а вечером и в режимные моменты отрабатывает задания логопеда с детьми (общие и индивидуальные). Дети в коррекционной группе занимаются по специальной коррекционной программе. Мы занимаемся по коррекционной программе Нищевой Н. В. Программа значительно отличается от обычной программы детского сада, она направлена на всестороннее развитие детей с применением коррекционного обучения.
Благодаря специальной программе и усилию всех педагогов, наши дети уходят в школу подготовленными, с определённой базой знаний. Они умеют хорошо читать, писать, анализировать и синтезировать. Кроме того, много времени уделяется развитию связной, правильно оформленной в звуковом и грамматическом отношении речи.

Вывод.
И так, если у Вашего ребёнка логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (I, II, III уровня речевого развития), и Вашего ребёнка направляют в специализированную логопедическую коррекционную группу для детей с общим недоразвитием речи, без сомнений соглашайтесь. Ребёнок от этого только выиграет. Без комплексного подхода (педагогических занятий, медикаментозного лечения, отработки домашних заданий с детьми родителями) невозможно преодолеть речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. После проведённой коррекции дети уходят в общеобразовательные, а не специализированные школы.

Читайте также: