Мастер класс опыты с водой в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель мастер-класса: продемонстрировать для педагогов некоторые виды экспериментирования с водой.

1. Показать, как можно использовать опыты с водой в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса

Бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. В нашем детском саду развитию любознательности дошкольников, их интереса к знакомым на первый взгляд вещам и происходящим с ними изменениям под воздействием природных сил и деятельности человека способствуют занятия в специально организованной экспериментальной лаборатории.

В процессе игр–экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность.

При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Опыты с водой планируются, для них отведено время в режиме дня. Содержание игр-экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Для того чтобы донести знания до детей педагоги сами учатся на различных методических мероприятиях. Мы предлагаем вам принять участие в мастер-классе по опытно–экспериментальной работе. И сегодня с вами поэкспериментируем с водой.

Мы поговорим о воде. Что же такое вода, какими свойствами она обладает

Опустите в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет. Затем - в стакан с водой.

Вывод: вода прозрачная.

Предложить попробовать воду на вкус. Предложить понюхать воду.

Вывод: не имеет запаха и без вкуса.

Опустите кусочек сахара в воду. (Сахар растаял, растворился).

Где в жизни мы можем наблюдать это? За завтраком, когда кладем сахар в чай. Каким становится он? Сладкий

Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

Перед вами две ёмкости с водой. Вода в одной емкости чистая, в другой – грязная.

А как вы думаете, очистить грязну воду можно?

Посмотрите – для этого возьмите воронку, вложите в неё листок специальной бумаги и начинайте пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? Вода становится чистой. А что стало с бумагой? Грязная стала.

Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем предлагается другой способ: налить в бутылочки с небольшим количеством гуаши прозрачную водичку, предложить закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.

Дети из игры с формочками разного цвета, размера, величины узнают, что вода жидкая, может принимать форму ёмкостей, в которых находится.

7. Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит (Вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в другую банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит (Вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой).

Давайте подведем итоги исследования: объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела.

8. На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

10. Опустите в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, пробки и т.д. Дети рассматривают предметы, и делают вывод, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.

Поместим мелкую игрушку в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на игрушку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Из пипетки на сухое стекло нанесите каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины; вода имеет свойство прилипать к поверхности) А теперь наклоните пластину. Что происходит? (Капля медленно течет. Крупные капли под действием силы тяжести стекают вниз, маленькие остаются на месте).

А теперь на влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанесите каплю цветной воды. Что происходит? (Цветная вода потихоньку растворилась в прозрачной воде).

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Задачи:

• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воды;

• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;

• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Раздаточный материал:

• спички, пипетки, вода, салфетки, полиэтиленовый пакет, деревянные шпажки, таз, стаканы, листы бумаги, кусочки сахара, жидкое мыло.

Тему для экспериментирования выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

Н своем мастер-классе хочу показать, как можно проводить увлекательные опыты с водой, тем самым стимулируя интерес детей к познавательному развитию и формированию у дошкольников мышления.

Опыт 1.

Если пять спичек надломить посредине и расположить так, как показано на рисунке, а затем в центр между ними капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. В чем причина?

Вывод: Спички впитывают воду и разбухают.

Опыт 2.

1. Наливаем воду в полиэтиленовый пакет на половину.

2. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой (лучше быстро).

Вывод: если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой на половину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Опыт 3.

Как перевернуть стакан с водой, чтобы вода не пролилась?

1. Наполняем стакан водой на половину.

2. Накрываем его листом бумаги и переворачиваем, придерживая лист, отпускаем.

Вывод: Вода осталась в стакане. Не пролилась. Воздух давит на лист, прижимая его к стакану, поэтому вода не выливается.

Опыт 4.

1. Располагаем спички в чашке с водой.

2. В середину чашки кладем кусочек сахара. Спички начнут собираться к центру.

Вывод: сахар всасывает воду, создавая ее движение, перемещающее спички к центру. Мыло растекается по воде, тем самым увлекая спички за собой.

Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

Повысить уровень мастерства педагогов.

Оборудование: сосуды с чистой и грязной водой, воронка, фильтровальная бумага, пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, листы бумаги, карандаши, две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло, пуховые птичьи перья.

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.

Детство – это радостная пора открытий.Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В группах созданы уголки экспериментирования, где дети могут проводить различные опыты как сами, так и с помощью педагогов.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Я надеюсь, что эти новые впечатления дети получают в ходе непосредственно образовательной деятельности , наблюдений на территории детского сада, а также в ходе экскурсий

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Прежде, чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (педагоги проходят к рабочим местам, на столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Посмотрите внимательно, что я буду делать.

Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет. Одна чистая, другая – грязная.

А как вы думаете, очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

-Вода становится чистой.

А что стало с нашей бумагой?

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты (педагоги в роли детей).

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.Где в жизни мы можем наблюдать это?

-За завтраком, когда кладем сахар в чай.

Каким становится он?

Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

Вашему вниманию хочу представить еще опыты с водой для старшего возраста.

Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов), развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)

Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

Давайте подведем итоги исследования (объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них). Сделайте зарисовки.

Давайте проведем опыты для детей подготовительной группы.

Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалитьнефтяную пленку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т.к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.

Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?

Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасностьдля живой природы.

Цель опыта: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Спасибо за внимание, надеюсь, сегодня информация была для вас полезной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Показать педагогам какую роль имеет экспериментирование в познавательном развитие ребенка.

- Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

- Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

-С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Прогнозируемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Методы и приемы:

Оборудование:

Пищевые красители, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, пенка для бритья, масло подсолнечное, сахар, шпажки, шприц, цветные льдинки, вода, витамины, салфетки, краски

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, подобрать соответствующую музыку.

В.: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться.

Добрый день тем, кто любит часто гулять на свежем воздухе!

Добрый день тем, кому нравиться журчание ручья!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

В: Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые.

Как вы считаете, почему?

Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна.

Мы с вами знаем, что дети задают очень много вопросов.

В.: Как вы считаете хорошо это, или плохо?

В.: Давайте задумаемся, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? А может быть ответы на какие-то из них разумнее и интереснее получить опытным путем?

В.: Для этого и существует детское экспериментирование.

Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к познанию окружающего мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

В.: Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе экспериментирования знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

II Практическая часть.

Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Ей всегда было интересно, а что же творится вокруг. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Выйдя за забор, она увидела на небе большую радугу, которая переливалась разноцветными красками и Алиса поспешила к ней.

Предлагаю вашему вниманию наш первый опыт

Поставить 7 стаканов в ряд, В первый, в третий, в пятый и седьмой наливается вода. Красной гуашью подкрасить первый и седьмой стакан, третий стакан – желтой гуашью, пятый –синей гуашью. Сверните 6 салфеток и опустите один край в пустой стакан второй с водой.

Наблюдайте, как покрашенная вода будет набираться в пустой стакан и смешиваться.

Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.

Воспитатель: Алиса прошла дальше и увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и она увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Бумажные цветы, таз с водой

Бумажные цветы (лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой.

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Алиса продолжала свое путешествие и на лесной полянке увидела как капельки росы под утренним солнцем переливаются всеми цветами радуги

Цветные кубики льда, стакан, растительное масло

Нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

Воспитатель: Алиса любовалась волшебными росинками, но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь.

Сначала обсуждаем, откуда идет дождь( с неба → из тучи). Затем разбираемся, чем отличается облако от тучи (цветом , - белое облако, но серая туча). Делаем предположения, отчего туча серая ( из-за того, что в ней много воды). Предлагаем понаблюдать за нашей тучкой в банке.

Наполняем стакан водой.

Сверху наносим пену для бритья - это будет облако.

Начинаем капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя медленно просачиваются сквозь облако-тучу и начинают падать на дно банки.

Делаем вывод, что когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. Так облако превращается в тучу. В итоге капли достигнут такого веса, что больше не могут оставаться в воздухе и начинают падать на землю - так появляется дождь.

Данный эксперимент

дает возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира (облаком, насыщаемым влагой),

Воспитатель: Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она снова увидела радугу

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

Воспитатель: Алиса услышала громкие звуки и поняла, что был праздничный салют. Ей очень хотелось увидеть салют, но она могла только слышать. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.

Берем бутылку и наполняем ее маслом немного больше половины.

Затем долейте до края водой. Подождите, пока масло и вода разделятся - вода будет внизу.

Далее возьмите краситель (если нужно, то разведите его снова водой) и накапайте в бутылку капель 10.

А теперь берем таблетку, ломаем ее на 4 части и по одной бросаем в бутылку. Не кидайте сразу всю таблетку, а то пузырей будет слишком много, они будут мелкие и не красивые.

Смотрим и радуемся.

Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Китайская мудрость гласит:

«Скажи, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

В.: Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир.

Используемая литература:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

Читайте также: